Главная страница
Навигация по странице:

  • Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1125 имени Я.Н.Федоренко» Индивидуальный проект

  • Введение

  • Цель исследования

  • Объект исследования

  • Глава 1. Древнерусская литература

  • Глава 2. Литература первой половины XIX века

  • Глава 3. Литература второй половины XIX века

  • 3.2 «Война и мир» Л.Н. Толстой (1863г)

  • Глава 4. Литература XX века.

  • проект. проект теория Диана (1) (3). Правительство москвы департамент образования города москвы


    Скачать 33.01 Kb.
    НазваниеПравительство москвы департамент образования города москвы
    Анкорпроект
    Дата13.01.2023
    Размер33.01 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапроект теория Диана (1) (3).docx
    ТипЛитература
    #885245

    ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

    «Школа № 1125 имени Я.Н.Федоренко»

    Индивидуальный проект

    «Символика чисел в русской литературе»

    по предмету «Литература»

    Выполнила: Авакьянц Диана Вадимовна,

    Обучающаяся 11 класса ГБОУ школы №1125 имени Я. Н. Федоренко

    Руководитель: Брагин А.С.,

    учитель истории и обществознания

    Москва, 2022

    Оглавление


    Введение 3

    Глава 1. Древнерусская литература 5

    «Слово о полку Игореве» (1185г) 5

    Глава 2. Литература первой половины XIX века 7

    "Пиковая дама" А.С. Пушкин (1833) 7

    Глава 3. Литература второй половины XIX века 9

    3.1 «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский (1866г) 9

    3.2 «Война и мир» Л.Н. Толстой (1863г) 10

    Глава 4. Литература XX века. 13

    М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (1937 г) 13

    Заключение 15

    Список литературы: 16


    Введение


    Актуальность. Многим людям свойственно верить в символы. Пифагор говорил, что все вещи можно представить в виде чисел. Одно и тоже число для разных народов может не совпадать по значению (например, число 6 - в Индии считается священным, а в Африке – число смерти).

    Много тысяч лет назад, когда наши предки жили небольшими племенами, они определяли количественные значения как «один» и «много». Но частые наблюдения за различными животными привели человека к представлению о числе. Предки, видя двух уток, сравнивали их с парой глаз. Если уток было больше, то говорили: «Много».

    Спустя время люди поняли, что в мире существует числовая закономерность, которую они пытались разгадать. Так появилась нумерология – наука, которая занимается толкованием значения чисел.

    Цель исследования: провести анализ произведений отечественной литературы, где весомое значение играют числа

    Задачи:

    - исследование литературы о символике чисел, ее значении в жизни людей.

    - Анализ произведений русской литературы с точки зрения символики чисел.

    - раскрыть их значение в творчестве писателей.

    Гипотеза исследования: числа способствуют раскрытию авторской позиции и пониманию идеи произведения. В русской литературе писатели неоднократно использовали числа и вкладывали в них смысл.

    Объект исследования – числа

    Предмет исследования – символика чисел в русской литературе.

    Теоретическое обоснование: Ученые-филологи уделяли числам в литературе особое внимание, например, А. Ф. Лосев в книге «Проблема символа и реалистическое искусство» или В. Н. Топоров в работе «Миф. Ритуал. Символ. Образ».

    Глава 1. Древнерусская литература

    «Слово о полку Игореве» (1185г)


    "Слово о полку Игореве" является ярчайшим памятником древнерусской литературы и одним из наиболее ранних произведений, которое содержит много загадок и символов, начиная с личности самого автора, чье имя неизвестно до сих пор, заканчивая различными, не свойственными для того времени стилистическими приемами речи, необычными выражениями и особой закономерностью использования числовых знаков.

    Сам сюжет произведения основан на исторических событиях. Описывается неудачный поход Игоря на половцев в 1185 году. В "Слове..." часто встречается двойственность: "два сокола", "два чада", "два столба", "два светила», «два месяца"- все эти словосочетания относятся к образам Игоря и Всеволода. Автор показывает противоречивость героев, делая акцент на числе "два". Неоднозначность образов проявляется в их поступках. С одной стороны, автор восхваляет князей, что было принято относительно всех произведений того времени, с другой, показывает их эгоизм, жажду славы и власти, которая привела к тяжелым последствиям. Писатель называет Игоря и Всеволода храбрыми воинами и не попрекает их в совершении похода, принесшего многочленные жертвы, а просит прекратить усобицы, происходящие между братьями, и призывает к объединению. Также используются классические "сказочные" числа три и семь. Например, битва с половцами длится три дня и в результате заканчивается поражением для русского войска, что нехарактерно для приведенного числа. Во многих былинах, сказках и прочих произведениях число три является счастливым, так как в большинстве случаев первые две попытки являются неудачными, а третья становится триумфальной, чего не случилось в сюжете "Слова...". Благодаря этому автор решил показать неоправданные намерения Игоря. Попытка совершения похода ради поиска славы заранее была обречена на поражение. Цифра семь обличает пороки не только самого князя, но и все политическое устройство того периода, а именно раздробленность. Автор пишет, что «Седьмой по счету век Троянов»1, то есть седьмое столетие с момента образования Руси станет последним, если князья не решат объединяться для противостояния общим врагам и усиления государства. В "Слове..." неоднократно встречается цифра четыре ("четыре шатра", "четыре солнца") символизирующая князей: Игоря Святославовича, Всеволода Святославовича, Владимира Игоревича и Святослава Ольговича. Автор сравнивает их со "светилами" тем самым указывая на божественное происхождение ветви князей. Таким образом, числовая символика, в композиции с другими речевыми приемами и тропами, выражает позицию автора относительно раздробленности и главную мысль текста об объединении русских князей.

    Глава 2. Литература первой половины XIX века

    "Пиковая дама" А.С. Пушкин (1833)


    Повесть А.С. Пушкина "Пиковая дама" выделяется из ряда известнейших произведений писателя. Она отличается таинственностью и необычностью сюжета, который до последнего держит читателя в напряжении.

    Описание Анны Федотовны, неразрывно связано с числом "один". Главная героиня часто находится "одна", просит прочитать "первый том" книги. У любого человека единица ассоциируется с одиночеством и эгоизмом- понятиями, которые характеризуют Анну Федотовну. Цифра "два" напрямую относится к образу Лизаветы Ивановны. Воспитанница Анны Федоровны, всегда находится за главной героиней, терпит ее тяжелый характер, является второй после нее. Лизавета старается не вступать в какие-либо конфликты с госпожой, тем самым двулично проявляя себя. Воспитанница различным образом подстраивается под настроение Анны Федоровны, для избегания какого-либо гнева в ее сторону, так как является нерешительной и мягкой героиней. Цифра «два» распространяется не только на сюжет повести, но и относится к ее композиции. Произведение написано в направлении романтизма, для которого характерно двоемирие. Сам герой находится между выигрышем и проигрышем, а читатель на границе между реальностью и фантастикой, двумя разными мирами. Число «три» у А.С. Пушкина ассоциируется со злом и негативом. Томский думает, что на счету Германа как минимум три убийства: «на его душе, по крайней мере, три злодейства…»2, сам Герман хотел раскрыть тайну трех карт, хотя сама карточная игра считается грешной. Обращаясь к теме веры, можно также заметить, что во время игры, на столе у Германа лежит 30 карт, что тоже является числовым символом, ведь Иуда продал Иисуса за 30 серебряников3, из чего следует печальный исход игры. Главный герой видит разгадку игры в трех картах: тройка, семерка, туз. «Три» и «Семь» в народе считаются счастливыми числами и в повести благодаря этим двум картам герой выигрывает деньги. Но раковой картой становится туз, который находится на 11 месте в карточной нумерации и раскрывает значение числа «одиннадцать», являющееся таинственным и грешным, символизирующем преступление. Герман ставит на игру 47 тысяч: 4+7= 11, но 1+1= 2 – число, считающееся дьявольским. После проигрыша главный герой сходит с ума, не понимая, почему выигрыш не удался. Любые числа в повести А.С. Пушкина подобраны не случайным образом, каждое из них имеет особое значение в раскрытии произведения.

    Глава 3. Литература второй половины XIX века

    3.1 «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский (1866г)



    Роман Ф.М. Достоевского относится к реализму. Несмотря на то, что приведенное произведение относится к направлению, для которого характерно четкое изображение действительности, его числовая символика тесно связана с библейскими мотивами.

    Число «три» принятое считать счастливым, приобретает в романе противоположный смысл: Раскольников наносит удары старухе по голове три раза, Свидригайлов трижды бьет жену кнутом. Также, вместо одной старухи, главный герой убивает трех человек: Алену Ивановну и беременную Елизавету Ивановну. Во время положительных действий число три вновь обретает божественный смысл: главный герой раскаивается в содеянном на 3 этаже, 3 000 рублей Свидригайлов отдает Соне на 3 этаже в третьей комнате, Дуня получает от Марфы Петровны 3 000 рублей. Число «четыре» наделено особым смыслом. Оно символизирует некий перекресток, «крест» вины, постоянно сопровождающий Раскольникова, являющийся тяжелым грузом для него. Контора от его дома находится на четвертом этаже, старуха живет в 4 комнате, украденные вещи главный герой прячет под камнем четырехэтажного дома. Соня хотела избавить Раскольникова от мук совести, заставив его совершить довольно символичное действие- встать на перекрестке, поклониться на четыре стороны и сказать: «Я убил». Особый смысл приобретает и просьба Родиона по отношению к героине: он просил ее прочитать Евангелие, именно то место, где спустя четыре дня после гибели был воскрешен Лазарь4.

    Благодаря числу «семь» писатель раскрывает образ Петербурга. В романе сказано, что в городе даже в юном возрасте «нельзя оставаться детьми», семилетний ребенок уже «развратен и вор»5. Раскольников видит сон, в котором он является семилетним мальчиком, который впервые в жизни увидел злодейство – убийство лошади. Христианство гласит, что до 7 лет ребенок считается безгрешным младенцем, что противоположно обстановке в городе, лишенной веры во что-то доброе и божественное, и толкающей главного героя на совершение преступления. Число 30 не обладает счастливым значением и в большинстве эпизодов относятся к описанию финансовых проблем. Согласно библии, (что было раннее сказано в «Пиковой даме» А.С. Пушкина) Иуда продает Иисуса за 30 серебряников. В романе же Ф.М. Достоевского мать Раскольникова обещает выслать сыну 30 рублей, тридцать целковых Соня выкладывает жене Мармеладова. 30 000 серебряников отдает Марфа, чтобы выкупить Свидригайлова, который подобно Иуде, предает героиню и доводит до смерти. «Преступление и наказание» отличается от ряда произведений тем, что числа имеют четкие и конкретные значения, а также помогают раскрыть тесную связь автора с традициями и религией, его негативное отношение к отрицанию веры.

    3.2 «Война и мир» Л.Н. Толстой (1863г)



    Несмотря на то, что «Война и мир» описывает исторические события и наполнен множеством фактов, произведение обладает широким рядом символов, которые выражены в числах.

    Число «семь» является ключевым в произведении. Жизненные циклы многих героев поделены на семилетние промежутки. Например, Николенька Болконский в 7 лет потерял отца, а спустя еще семь лет он увидел страшный сон, связанный с Пьером и Николаем Ростовым, и описанный в эпилоге. С момента ранения Андрея Болконского проходит 7 дней, и главный герой совершает откровение в любви Наташе Ростовой. Пьер же находился в Петербурге 7 недель и разрабатывал планы тайного общества. Помимо особенностей сюжета, символично то, что сам Л.Н. Толстой писал роман на протяжении 7 лет (1863- 1869). В романе-эпопее автор обращается к библии, как и Достоевский в «Преступлении и наказании». В произведении Толстого описан эпизод приезда Пьера в Москву, где он сталкивается с семилетним плачущим мальчиком. Ребенок впервые видит войну- один из самых страшных грехов человечества. Как и было сказано раннее, в библии ребенок считается безгрешным до 7 лет. Большим значением обладает число «три». В жизни Андрея Болконского произошло три несчастных и крупных события: Отечественная война, любовь и смерть отца. В описании ранения князя сказано о трех перевязочных пунктах и трех столах. Все это является отсылкой к трем крестам на Голгофе, символизирующими страдания6. Будучи на перевязке, главный герой встречает Анатоля, который является грешником, и прощает его. Также известно, что Андрей умирает в 33 года, а 33 года- возраст Иисуса. Число «три» неоднократно используется в философских размышлениях, в частности в эпилоге: описано три случая представления человека о свободе, три суждения о разуме и три доказательства невозможности абсолютной свободы. Символично и количество глав в произведении. Роман-эпопея содержит 333 главы основного сюжета и 28 глав эпилога. 333 соотносится с числом зверя (666)7 и возрастом Христа (33). Число же 28 Л.Н. Толстой считал особенным. Во-первых, писатель и его сын родились 28 числа: Лев Толстой- 28 августа 1828 года, Сергей- 28 июня 1863 года. Относительно произведения, число 28 также сыграло значительную роль: 28 октября Кутузов с армией перешли через Дунай8, в этот день было выиграно сражение, 28 ноября Болконский был награжден почетным орденом по указу императора. Символизм данного числа является уникальным и характерным именно для приведенного произведения. Л.Н. Толстой вкладывал в него счастливое и особое значение, что решил показать в романе. Анализируя «Войну и мир», можно заключить, что все используемые числа тесно связаны с судьбами героев.

    Глава 4. Литература XX века.

    М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (1937 г)


    Композиция и сюжет романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» отличаются не только фантастическими событиями и уникальностью действий, но и противопоставлениями в темах и проблемах произведения: борьба добра и зла, света и тьмы, жизни и смерти.

    Антитеза по смыслу связана с числом «два». Умершего Берлиоза отправляют в двух санитарных машинах, два раза ударяют часы в то время, когда Бездомного отправляют в лечебницу. Благодаря цифре «три» формируются общие закономерности и особенности композиции и сюжета. Так, в романе представлено три мира: Ершалаимский, современный и потусторонний, которые наделены схожими «параллельными» сюжетами. Например, толпа изображена в Ершалаиме во время слушанья приговоре, в Москве у касс Варьете и на бале Сатаны. Также неслучайно подобраны номера квартир персонажей в произведении. Аннушка, распространяющая зло, живет в квартире 489, а Латунский, (которому Маргарита нанесла ущерб), страдающий от зла в 84. В романе 5 и 6 символизируют зло, а именно относятся к описанию свиты Воланда. Так, участников было всего 5. Находились они в доме номер 302-бис (3+2=5), в подъезде номер 6, на пятом этаже в 50 квартире. Благодаря этим числам налаживается контакт героев со злом, который влечет как положительные, так и негативные последствия. С помощью использования чисел М.А. Булгаков раскрывает образы членов МАССОЛИТа, которых изначально было 13, но после смерти Берлиоза стало 12, что является сравнением с 12 апостолами10. Писатель противопоставляет учеников Иисуса и литераторов, которых он изобразил мелочными и недалекими людьми, ценящими только материальные ценности. Символ 12 апостолов сопоставлен с процессом ведения дела Воланда, которым занимались двенадцать человек. Таким образом, с помощью чисел М.А. Булгаков не только проводит интересные сравнения и раскрывает интересные символы, но и придает повествованию реалистичность, благодаря уточняющим числовым элементам, которые заставляют читателя верить в прочитанное, несмотря на все фантастичные события в сюжете романа.

    Заключение



    В результате анализа отечественной литературы разных периодов, где весомую роль играют числовые символы, удалось выяснить, что числа способствуют раскрытию авторской позиции и пониманию идеи произведения. В русской литературе писатели неоднократно использовали числа и вкладывали в них смысл. Для того, чтобы правильно определить толкование того или иного числа, нужно знать не только значения чисел, применяемые в нумерологии, но и стилистику автора, особенности его биографии и различные детали, способствующие пониманию произведения. Так, с помощью числовой символики Л.Н. Толстой ввел новое значение относительно числа 28, Ф.М. Достоевский указывал с помощью чисел на особую связь с религиозными учениями, А.С. Пушкин менял значение чисел в «Пиковой даме», чтобы показать исход от злых человеческих намерений, а М.А. Булгаков четко передает комичное или же безысходное положение героев.
    Таким образом, числовая символика действительно играет важную роль в литературе.


    Список литературы:


    1. «Слово о полку Игореве»: Сб./ Вступ. ст. Н. А. Заболоцкого; реконструкция древнерусского текста и перевод Н. А. Заболоцкого.М., 1972.

    2. Пушкин А. С. Полн. собр. соч. Т. 1–16. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937–1949. Т.2.

    3. Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 15 томах. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1989. Т. 5. С. 5–520.

    4. Л. Н. Толстой «Война и мир» Гос. Издательство «Художественная литература», Москва ,1937-1940

    5. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», изд. Эксмо, 2021

    6. «Энциклопедия символов, знаков, эмблем» /сост. В. Андреева и др.

    7. Нумерология и судьба-2. - Пер. с англ. - М.: ООО «Мир книги», 2002

    8. Бауэр Вольфган и др. «Энциклопедия символов»/пер. с нем. – М.: Крон-Пресс, 1998г.

    9. Бидерманн Ганс. «Энциклопедия символов» - пер. с нем. - М.: Республика, 1996г.

    1 «Слово о полку Игореве» перевод Н. А. Заболоцкого.М., 1972. Часть 2 // URL: https://www.culture.ru/poems/39048/slovo-o-polku-igoreve



    2 А.С. Пушкин Полное собрание сочинений: СПб 1838, «Пиковая дама» часть 4

    3 Евангелие по Матфею 27:3 толк: Толковая Библия Лопухина А.П.

    4 Б.И. Гладков «Толкование Евангелие», глава 33, «Воскрешение Лазаря. Заговор первосвященников и фарисеев»

    5 Достоевский Ф. М. Собрание сочинений в 15 томах. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1989., том 5 , гл.4



    6 Николай Сербский «Творите дела правды»: проповеди «О трех крестах» // Творите дела правды: проповеди / святитель Николай Сербский (Велимирович). – М.: Сибирская Благозвонница, 2010. – 365, [3] с.

    7 «Откровение Иоанна Богослова», глава 13, стих 18

    8 Л.Н. Толстой «Война и мир» том 1, часть 2, глава 9

    9 М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» часть 2, глава 24

    10 «Евангелие по Марку», глава 6, стих 7


    написать администратору сайта