Право и политика (курсовая). Право и политика
Скачать 51.27 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Юридический факультет Очное отделение Кафедра теории и истории государства и права КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «Право и политика» Содержани Введение 3 1. Связь, правосознание политики и права. 4 2. Право и политика в современном обществе. 21 Заключение. 27 Список используемой литературы 29 Введение 3 1. Соотношение , правосознание политики и права. 5 2. Право и политика в современном обществе. 21 Заключение. 28 Список используемой литературы 29 ВведениеПраво охватывает в той или иной степени все стороны жизни общества, все виды человеческой деятельности. Связь права и политики интересовали человека с давних времен. В наше время - время смены политических режимов, всенародных выборов, установления демократии, борьбы политических партий и цветных революций изучению роли права в политике и политики в праве открываются новые возможности. Право и политика есть сложные феномены общественной жизни, которые охватывают практически все стороны социального бытия индивида и общества. Они выступают как способы социального регулирования и представляют собой многогранные общественные явления. Цель данной работы - рассмотреть связь правовых и политических норм и сознания, а через них и права и политики в целом, также будет сделан акцент на приоритетности права над политикой. Будет исследоваться, каким образом право влияет на современное общество, и какое воздействие оказывает политическая система на развитие социума. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: ·соотнести правовые и политические нормы; ·соотнести правовое и политическое сознание; ·раскрыть преимущества права и политики; ·исследовать воздействие права на сознание современного общества; ·определить роль политики в современном обществе. Объектом изучения является связь права и политики. Актуальность темы заключается в том , что юристу, как лицу непосредственно связанному с установленными государством нормами и правилами, регулирующими отношения людей в обществе, важно объективно толковать правовые нормы, уметь разграничивать право и политику. 1. Связь, правосознание политики и права.Политические и правовые нормы - социальные регуляторы поведения людей, поступков. Они устанавливают правила поведения общего характера, т. е. их требования относятся не к отдельному лицу, а ко многим. Это не только общие, но и обязательные правила, которые обеспечиваются сознанием их необходимости, общественным мнением, а, то и принуждением со стороны государства. «Право и политика, их нормы тесно связаны между собой, поскольку они опосредствуют отношения собственности, государственной власти, являются центральным звеном государственно-правовой структуры общества. Их формы взаимодействия весьма разнообразны: взаимоподдержка, противоборство, солидарность и др. Они зависят от конкретно-исторических условий, соотношения противоборствующих сил, борьбы за власть, состояния общественного сознания, уровня культуры в обществе1». Взаимодействие правовых и политических норм весьма подвижно и меняется под воздействием конкретной ситуации в обществе. «Они имеют один источник - отношения по поводу собственности, которые обуславливают содержание права и содержание политики. Тот, кто обладает собственностью, обладает и политической властью. Возникнув из отношений собственности, правовые нормы в результате законотворческой деятельности государства становятся юридическими, а политические нормы, абстрагируясь от своей первоосновы (собственности), выступают как нормы, регулирующие отношения классов, сословий, социальных групп и партий по поводу политической власти»2. Политические и правовые нормы связаны отношениями по поводу собственности. Благодаря этим отношениям правовые нормы становятся юридическими, а политические нормы регулируют отношения социальных групп по поводу власти. «Политические и правовые нормы имеют единый источник происхождения, но следует отметить различия в способах их установления. Если субъектом установления правовых норм является государство, то политических различные эпохи - различные субъекты: в восточных деспотиях они устанавливались или формировались жрецами; в античных полисах - мыслителями-политиками и философами; в феодальном обществе корпорациями, союзами, орденами феодалов, претендовавшими на участие в государственной власти; в ранний период буржуазного общества возникшие политические партии, являясь посредниками между индивидом и государством, создают свои программы, в которых формулируются цели и задачи по усилению влияния на государственную власть либо осуществление этой власти»1. Политические нормы изменяются, так как их субъекты со временем также меняются. А у правовых норм всегда единый субъект - государство. Но различия в способах установления политических и правовых норм не мешают сделать вывод, что «политика и право - явления взаимообусловленные. Политические идеалы, цели и интересы общества и государства немыслимо осуществить без совершенной системы правовых норм, обязательных для исполнения субъектами политики. В свою очередь, политика определяет, формулирует и «задает» праву ценностные ориентиры, которые разделяет общество и стремится на их основе преобразовать свою жизнь»2. Политические решения, которые реализовываются в жизни общества, должны быть правомерны. Но право можно рассматривать, как и инструмент политики, как способ юридического оформления политических решений, а не как самостоятельную социальную культурную ценность. «В идеале взаимодействие политики и права должно приводить к их взаимоусилению, а политику подпитывать, облагораживать началами добра и справедливости»1. В действительности взаимосвязь политики и права достаточно сложна, многопланова. Их оптимальное взаимовлияние и благотворно, и социально полезно. «Позитивное право не существует там, где нет политики и самого главного политического института - государства. Как уже отмечалось, стратегический политический курс страны, поддержанный на выборах народом, становится концептуальной основой законотворческой деятельности. Государство юридически оформляет его, возводит в закон». Еще более значительная роль государства в деле реализации права, проведения его в жизнь. И тут во многом справедливо утверждение, что «право есть ничто без аппарата, способного принудить к соблюдению норм права». Правда, действие правовых норм нельзя сводить к государственному принуждению: на практике их реализация происходит, как правило, без обращения государству. Активно развивающееся, к примеру, договорное право, основанное на согласии сторон, не сможет играть сколько-нибудь важной роли в обществе, если для исполнения каждого договора придется идти в суд. Государственное принуждение приводится в действие, когда субъекты права действуют противоправно. Словом, действенность, жизненность права состоит не только в государственном принуждении, сколько в совпадении воль, интересов общества и государства и конкретных индивидов, вступающих в правовые отношения. «Право, несомненно, имеет политическое содержание. Поэтому положение «Закон есть мера политическая, есть политика» в первой своей части соответствует действительности. Однако для отождествления закона и политики нет оснований. Политика может быть не правовой, авантюристической и т.д.»2. Право воздействует на политику по различным направлениям. Прежде всего, посредствам права конституционно закрепляется общественно-политический строй общества, определяется правовой статус (законодательные границы) всех структурных элементов политической системы. В результате воздействия права на политику все виды политической деятельности осуществляются как права и обязанности соответствующих субъектов, а не как проявления их силы, авторитета или иных качеств. Право придает легитимность политической власти и политическим решениям, обеспечивает органам власти поддержку населения даже в случаях принятия ими непопулярных решений. «В правовую форму облекаются отношения по поводу государственной власти, взаимоотношения между государственными органами, политическими партиями, общественными объединениями и гражданами, взаимосвязи с другими государствами»1. Вся деятельность социальных образований основана на праве. Какая либо деятельность в политической сфере также должна сопровождаться правом. «Основные направления политики также опосредованы правом. Право делает политику более эффективной, гуманной и социально ориентированной»2. Таким образом, право, государство и политика тесно связаны между собой. Главное в их связи - общность задач, стоящих перед ними. Они регулируют отношения общественного управления, реализации государственного властвования. Между правом и политикой связь выражается в самых разнообразных формах - взаимоподдержка, солидарности, блокирования. Это определяется конкретно-историческими условиями, соотношением социальных сил, состоянием общественного сознания, массовой психологии, культуры общества. Поэтому взаимодействие правовых и политических норм гибко и подвижно, оно меняется под воздействием конкретной ситуации. Однако их тесная взаимосвязь и взаимовлияние остаются неизменными. Это объясняется, прежде всего, единством источника, определяющего генезис и бытие правовых и политических норм - отношений собственности. Именно по поводу собственности возникают правовые и политические связи между людьми, здесь наиболее ярко проступают интересы и потребности классов, социальных групп, индивидов. «Правосознание - это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей (классов, наций, народа) к действующему и желаемому праву»1. Правосознание - отношение людей к позитивному праву. И оно является одним из элементов правовой системы. «Будучи субъективной реакцией человека на правовую действительность, правосознание является: ·формой (видом) общественного сознания (наряду с нравственным, политическим, религиозным, эстетическим и др.); ·важным элементом правовой системы. Право и правосознание связаны неразрывно. Действительно, право есть интеллектуально-волевой регулятор поведения, у которого как формирование, так и функционирование должны быть опосредованы сознанием и волей людей»2. Исторически становление правосознания происходит вместе с формированием государства и права. «В социально дифференцированном обществе правовое сознание неоднородно. Примером может служить общество, разделенное на классы. В таком обществе законодатель в первую очередь учитывает правосознание экономически сильного класса»3. Правосознания нет в чистом виде. Очень часто оно учитывается только господствующего слоя общества. «Главная черта, присущая правосознанию и ставящая его в особое положение среди всех явлений правовой действительности, заключается в том, что оно, так сказать, "чистая", хотя и специфическая (по предмету, по некоторым иным особенностям), форма общественного сознания. Правосознание находится в одном ряду, в прямом взаимодействии с иными формами общественного сознания - нравственным, политическим, философским и др. и обладает всеми качествами и характеристиками, свойственными общественному сознанию вообще»1. Также как право и политика, так и политическое и правовое сознание тесно связаны между собой. От влияния политического сознания складывается определенное отношения к праву, а от влияния правосознания формируется определенное отношение к политике. Следует также отметить, что от того какими будут существующие права и политические процессы зависит какое будет царить политическое и правовое сознание в обществе. А от того каким будет политическое сознание и правосознание зависят возможные изменения в праве и политике. Под формам общественного сознания понимают различные формы отражения в сознании мира и общественного бытия, на основе которого они возникают людей объективного в процессе практической деятельности. Общественное сознание существует и проявляется в формах политического сознания, правового сознания, нравственного сознания, религиозного и атеистического сознания, эстетического сознания, естественнонаучного сознания. Политическое сознание является своеобразным стержнем всех форм общественного сознания, потому что в нем отражаются экономические интересы классов и социальных групп, оно оказывает значительное воздействие на борьбу за власть и на все сферы социальной жизни. Политическое сознание выполняет интегрирующую роль, оно пронизывает все другие формы общественного сознания. Политическое сознание может также испытывать воздействие со стороны, например, религии, права или науки. Политическое сознание формируется с появлением классов, государства и политики как сферы общественной жизни общества. Полит. сознание - это система знаний и оценок, благодаря которым происходит сознание политики субъектами, в виде индивидов, групп, классов, общностей. Политическое сознание в классовом обществе носит классовый характер. Оно не может быть однородным, ибо оно охватывает сферу отношений всех классов и слоев к государству и правительству. Политические интересы объективны и затрагивают каждого человека. В процессе борьбы вовлекаются в сферу политических дискуссий и другие формы общественного сознания: религия, наука, философия, право, искусство. В зависимости от политических интересов находится не только социально-экономическая, но и духовная жизнь общества. Выделяются уровни политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический. Обыденно-практическое политическое сознание возникает стихийно, из практической деятельности людей, их жизненного опыта. Это сознание нестабильно, и зависит от конкретных условий жизни, эмоций и меняющегося опыта. В этом сознании нет прогнозов, теоретических обобщений. Обыденное сознание противоречиво. С одной стороны, в нем содержится здравый смысл, а с другой , его выводы не всегда справедливы. Носителями обыденного сознания являются все члены общества, и оно выполняет масштабную роль, отражаясь в массовых политических настроениях. Теоретическое политическое сознание (идеология) характеризуется полнотой и глубиной отражения политической реальности, отличаясь способностью к прогнозированию, систематизацией взглядов. Оно призвано выработать обоснованную политическую программу, опираясь на экономическую и социальную практику. Идеология нацелена активно воздействовать на общественное сознание. Прогрессивная идеология способна ускорить социальное и экономическое развитие общества так же, как реакционная может тормозить его. Выработкой идеологии занимаются не все члены общества, а специалисты (идеологи). В любом обществе всегда встает вопрос, что первостепенно: право или политика. Право должно писаться под политику, проводимую государством, или все же политика должна быть основана на законе? Но прежде, чем выяснять, что имеет приоритет, надо дать понятия на то, что такое «право» и что такое «политика». Правильное понимание связи понятий невозможно без знания их сущности. «Политика как явление социальной жизни не является присущим человеческому обществу изначально. Первобытное (догосударственное) общество, существовавшее многие тысячелетия, было социально однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было и политики. Неполитическими в догосударственном обществе были власть, а также такие социальные институты, как род, собрание всех взрослых членов рода и др. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства и вместе с ним политики. Таким образом, политика своим происхождением обязана государству. Да и в буквальном переводе с греческого политика означает «то, что относится к государству». Аристотель в своем трактате о политике определил ее как искусство управления государством, под которым в то время понималось государство-город (полис)». Обратимся к анализу аристотелевского определения. «Во-первых, под политикой понимается искусство управления государственными делами. Термин «искусство» тут используется как иносказание для обозначения гармонии, слаженности, согласованности, высокого уровня и эффективности ведения государственных дел. Во-вторых, политика проводится в жизнь посредствам управления, прежде всего государственного управления. В-третьих, политика в отличие от других социальных явлений вырабатывается и реализуется главным образом через организации, учреждения, т.е. институты, которые и являются носителями (субъектами) политики» 1. Демокрит и другие мыслители считали, что политика не просто искусство, а наивысшее из всех искусств. Занятие политикой, полагали они, - дело высокоодаренных, мудрых, справедливых и честных людей. Мудрая политика - залог процветания государства, благосостояния общества и личности. «Современные ученые характеризуют политику как искусство возможного, подчеркивая ее реалистичность; как искусство компромиссов, обращая внимание на ее гибкость; как гармонию желаемого и объективно достижимого, делая акцент на ее эффективности и динамизме. Правда, в последние годы в публичных выступлениях и печати употребляются и такие характеристики: «Политика - грязное дело», «Политика безнравственна». Только в смутное время могли появиться подобные оценки. Политика по определению не может быть грязным и безнравственным делом. Таковыми бывают подчас цели и мотивы людей, которые путем популизма, обмана, хитрости получают доступ к активной политической деятельности, превращая тем самым политику в политиканство»1. По мере исторического развития общества, совершенствование демократии политическое пространство неуклонно расширяется. «В наше время все взрослые граждане любой демократической страны являются субъектами политики, политических отношений. Они в качестве избирателей (электората) выражают свою волю на выборах, формируют институты власти, путем участия в референдумах принимают важнейшие политические решения, реализуют принадлежащие им политические права и свободы». Все граждане являются субъектами политики. И они принимают участие в осуществлении политической власти в демократических странах. «Политика (греч. politike, от polis - государство) - сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти»2. Она напрямую связана с осуществлением государственной власти. Политика - эта та сфера деятельности, в которой идёт борьба за власть. «Политика - это специфический вид деятельности социальных субъектов, связанный с борьбой за власть, распределением ценностей и управлением государственными и общественными делами (М. В. Ильин, А. Ю. Мельвиль, Ю. Е. Федоров и др.). Политика рассматривается как особая сторона человеческого существования, связанная с активной целенаправленной деятельностью индивида, а значит, прежде всего, с развитием его способностей к целедостижению и организации». Политика - важнейший элемент человеческого существования. Она связана с целенаправленной деятельностью индивида. «Политика - это специфическая деятельность субъектов политической жизни, связанная с управлением государственными и общественными делами. В центре ее внимания находятся не частные, а коренные интересы всех социальных групп и общественных объединений - классов, наций, политических партий, общественных движений. Высочайшее предназначение политики заключается в том, чтобы на основе общих интересов объединить все слои общества и направлять их действия на решение важнейших государственных задач. Политика, которая сознательно и бессознательно разжигает вражду и противостояние между людьми, преступна и безнравственна» 1. Таким образом, политика - это деятельность социальных групп и индивидов по осознанию и представлению своих интересов, выработки обязательного для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти. Политика существует в обществе наравне с экономикой, культурой, социальной сферой и т.д. В политике можно выделить субъекты и объекты. Субъект определяет содержание, направление и результаты власти, а объект - исполнитель её решений. Субъекты могут быть социальные или первичные (народ, классы, нации, народности, различные группы, а также индивиды). И институциональные или вторичные (государство, политические партии, общественные организации, движения). А объектами могут являться индивиды, группы, организации и народы. После рассмотрения понятия политики целесообразно будет рассмотреть понятие права. Существует множество определений права. «Право - это определение свободы общим законом. Свобода, определенная законом есть право в субъективном смысле. Эти две стороны права тесно связаны друг с другом: содержание юридического закона состоит в определении прав и обязанностей лиц, того, что они могут делать и того, что можно от них требовать, иными словами, их прав и обязанностей. Это определение сопровождается принуждением, так как свобода, определенная юридическим законом, есть свобода внешняя, проявляющаяся во внешних действиях и вследствие этого сопровождается столкновениями с такою же свободою других. Нарушение чужой свободы есть насилие, учиненное над другими, и отрицание этого насилия есть, в свою очередь, насилие. Но так как последнее совершается во имя права, в силу общего закона, то это - насилие правомерное. Частному лицу всякое насилие воспрещается, исключение составляют лишь случаи вынужденной обороны, необходимой самозащиты, так как никто не может быть судьей собственного права, но так как право должно быть защищено и закон должен быть исполнен, то правомерное принуждение составляет не только право, но и обязанность власти, охраняющей закон. В этом состоит суть правосудия, то есть «осуществление правды, воздающей каждому свое и составляющей источник всякого права»1. Право - определенная мера свободы. Позитивное право определяет права и обязанности людей. «Права человека - это совокупность предназначенных природой индивида условий, принципов, норм, правил и способов деятельности, обеспечивающих ему возможность достойной жизни в обществе»2. Права человека должны обеспечивать благоприятную жизнь в обществе. «Можно, пожалуй, найти человека во всю свою жизнь никогда не заинтересовавшегося вопросами естествознания и истории,- заметил виднейший русский теоретик права Н. М. Коркунов, - но прожить свой век, никогда не задаваясь вопросами права, дело совершенно немыслимое. Каким мизантропом вы не будьте, как ни чуждайтесь вы людей, вам не обойти вопросов о праве. По крайней мере, одно право, право личной свободы, не может вас не интересовать. Чуждаясь людей, вы должны же сказать им: здесь сфера моей личности, сюда вы не имеете права вторгаться». По словам известного древнеримского юриста Ульпиана, «изучающему право надо, прежде всего, узнать, откуда происходит слово «право» (ius); оно получило свое название от правосудия (iustitia)... право есть наука (ars) о добром и справедливом». Вопроса о праве не обходил ни один крупный философ древности. Видное место он занимал и в философии более позднего периода, а центральным стал для формирующейся юриспруденции. Вековые исследования то приближали, то удаляли человечество от правильного понимания права, его сути. «Для правоведа,- замечал И. Кант,- остается тайной - является ли правом то, что требуют законы, каков всеобщий критерий, на основании которого можно вообще различать правовое и не правовое». Эти слова родоначальника немецкой классической философии не утратили своего значения и в наши дни. «Понятие права, по словам американского правоведа Лоуренса Фридмана, «имеет большое количество значений, хрупких как стекло, неустойчивых как мыльный пузырь, неуловимых как время»1. Право - понятие многогранное. Оно имеет изменчивый характер. «Правоведение немало поломало копий, определяя право, причем делалось это на «голом» месте, ибо наработки дореволюционной русской юридической науки, с ее самобытностью, оригинальными суждениями и высочайшим мировым авторитетом, были отброшены, а если рассматривались, то только с нигилистических позиций. Десятилетия дискуссий о праве в нашей юридической науке выявили три основных подхода к определению его понятия и сущности: а) нормативный, рассматривающий право только как систему юридических норм (нормативное, или так называемое «узкое» понимание права); б)социологический, отождествляющий право с регулируемыми им общественными отношениями; в)философский, связывающий право с мерой свободы и справедливости»1. Социологический и философский подходы дали «широкое» понимание права, когда в его понятие включились и нормы права, и правосознание, и правоотношения, и т.д. Представители каждого из названных выше подходов считали его наиболее плодотворным, а полученное в результате определение права - единственно правильным. «Истина, как всегда,- не на крайних полюсах непримиримых мнений, а между ними. Полярные суждения могут быть сближены, а компромисс может явить вполне приемлемое понимание права. Именно это и происходит в последних публикациях о правопонимании. Верное понимание права не только определяет перспективы и направления развития юридической науки и ее эффективность, но и вооружает юриста-практика надежным и точным средством правоприменительной и правоохранительной деятельности. Не зная, что такое право, бессмысленно вести речь о его правильном применении, законности, юридической ответственности. Уясняя суть права и его признаки, уместно вернуться к старой, хорошо разработанной в дореволюционной, в том числе и русской, юриспруденции идее деления права на естественное и позитивное (положительное)»2. Можно сделать вывод, что существует множество определений права, но, ни одно из них не претендует на всесторонность и полноту. Это обусловлено тем, что право рассматривается как система юридических норм, как социальный регулятор общественных отношений, так и как мера свободы и справедливости. Также причиной существования множества определений права является то, что каждый человек имеет дело с правом, и на основе этого у личности появляется собственное представление о праве. Но самое устоявшееся определение права в юридической литературе - система общеобязательных, формально определенных правил поведения, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленное на урегулирование общественных отношений. Теперь, оперируясь на понятиях «право» и «политика», обратимся к вопросу о преимуществах права и политики. «В общественном сознании насаждалась мысль о второстепенной и малозначимой социальной роли права. Главным признавались экономика, политика, идеология, а не какие-то там правовые ценности, юридические начала. Бытовало упрощенное восприятие права как команды, идущей сверху, как указаний политических вождей. Предназначение права как норм, способных оградить гражданина от произвола, защитить его честь, достоинство и неприкосновенность, замалчивались. Тем более право не мыслилось в виде реальной силы, способной ввести политику в определенные границы, «обуздать» ее. Отсюда повсеместный правовой нигилизм, скепсис. Право скорее терпели как неизбежный и недолговечный пережиток прошлого. Культивировались идеи отмирания права, скорой замены юридического регулирования не правовыми нормами «коммунистического» общежития» 1. Ранее отдавали мало значения праву. Большую важность имели различные сферы общества. «В Западной Европе к решению проблемы соотношения политики и права подходили по-другому. Так, еще французские философы-материалисты 18 в. Гольбах и Гельвеций утверждали, что право, законодательство играет в жизни решающую роль. Основоположник нормативистской теории права Г. Кельзен рассматривал право как самодостаточное и более высокое, чем экономика и политическая власть, явление. Согласно раннебуржуазной естественно-правовой теории право важнее и выше государства и политики. Именно положение этой теории стали активно утверждаться в нашем общественном сознании в последние годы»1. Политику и право соотносят по-разному. Западные ученые придают большую роль праву. «Думается, оба направления в определенной степени противопоставляют эти явления друг другу. На практике же противопоставление, столкновение права и государства, политики и права неизбежно приводит к их взаимному ослаблению»2. Право тесно связано с государством и считается, что эти явления не могут существовать друг без друга, ибо одно порождает другое. Какое имеет преимущество право над политикой? «Право может служить формой выражения и осуществления политики лишь до тех пор, пока сама эта политика строится на исходных началах права и справедливости (т.е. пока право используется государством в соответствии с его природой). Как только государство начинает использовать законодательную власть в интересах какого-то одного социального слоя или проводить антинародную политику, правовое содержание из официальных источников улетучиваются, и в руках государства остается бессодержательная юридическая форма («не правовой закон»), использование которой в интересах политической конъюнктуры имеет свои пределы и может привести к разрушению всей политико-правовой системы. Поэтому нет достаточных оснований для того, чтобы говорить о служебной роли права по отношению к политике, тем более о верховенстве политики над правом. А в правовом государстве политика вообще должна быть правовой, как и вся деятельность такого государства»3. Право будет иметь большое значение только в том случае, если политика будет основана на его принципах. Как только деятельность в политике будет расходиться с правом, оно теряет свою большую роль в обществе. «Можно было бы сказать, что орудием политики является не право, а закон. Такой подход в принципе верен. Только нужно учитывать, что не существует права вне форм своего выражения. Поэтому точнее говорить не о праве и законе, а о законах с правовым содержанием (что и есть право) или о законах, не имеющего правового содержания и представляющих собой бессодержательную юридическую форму («не правовые законы» или «не правовое законодательство»)»1. Деятельность в политики регулируется законом, а не правом. Хотя, следует отметить, что существует и закон с правовым содержанием. «В современных цивилизованных государствах право приобретает приоритет над государством, а значит, и над политикой, не допуская произвола и действий вне правового поведения в обществе»2. В современном обществе праву, имеющему верховенствующую силу, отдают приоритет. «Приоритет права над политикой, государством - это необходимый фактор современного цивилизованного общества, его высокой культуры. Это необходимость, поскольку в политических нормах присутствует конкуренция идей и программ. У них нет нормы, обладающей силы верховенства, способной сдерживать противоборство интересов конкурирующих классов, слоев населения за власть. Такой силой обладает право, его принципы и нормы»3. Можно подвести вывод, что право имеет приоритет над политикой. Политика - деятельность социальных групп и индивидов по осознанию и представлению своих интересов, выработки обязательного для всего общества решений, осуществляемых с помощью государственной власти. Никакие социальные группы и индивиды не могут заниматься деятельностью по осознанию и представлению своих интересов и вырабатывать обязательные для всего общества решения, не имея на это права. Все действия людей должны быть основаны на праве. Народ может жить и осуществлять какую-либо деятельность, только имея на то право. Кроме того, право имеет верховенствующую силу, чего не имеют политические нормы. Таким образом, безусловно, право и политика тесно связаны между собой. Политика ориентируется на закрепление приоритетов общественного развития, соответствующих интересам групп, и потому часто пренебрегает правовыми средствами, которые мешают достижению целей. Право же, утверждая режим власти, легализует положение доминирующей в обществе силы. 2. Право и политика в современном обществе.«Право возникает как результат объективной потребности усложнившегося, внутренне противоречивого общества. Своим регулирующим воздействием оно обеспечивает организованность, стабильность и правовой порядок в обществе»1. Наше общество является продуктом взаимодействия людей, представляющим собой сложную, саморазвивающуюся систему связей индивидов, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными и , тому подобными, отношениями и интересами. При всей сложности структуры общества и разнообразии его составных частей общество не может существовать без упорядочения и стабилизации хотя бы тех отношений, которые связаны с разделением труда и хозяйственной деятельностью. Таким феноменом, организовывающим, регулирующим и упорядочивающим общественные отношения, является право. Возникнув в силу объективных причин, право начинает активно взаимодействовать с обществом. В этом взаимодействии ведущая роль, несомненно, принадлежит обществу, которое детерминирует содержание права, решающим образом влияет на его развитие. Поэтому право не может быть выше достигнутого экономического и духовного уровня данного общества и развивается вместе с ним. Вместе с тем право вбирает в себя все социально ценное от обычаев, господствующих в обществе морали и религии, впитывает в себя достижения мировой культуры и цивилизации. В результате оно приобретает значительную самостоятельность по отношению к обществу и получает возможность активно воздействовать на него. Современные тенденции развития общества придают особое значение ценности права. «Изменение системы социальных ориентиров и потребностей обусловило необходимость соответствующих преобразований во всех областях общественной жизни. Изменяется и право, роль которого в жизни общества все более возрастает. Отражая назревшие социальные потребности, право, с одной стороны, вынуждено «подстраиваться» под происходящие изменения, а с другой - само выступает инструментом, посредством которого можно наиболее быстро и качественно осуществить необходимые преобразования»1. Таким образом, ценность права — это его способность служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом. Можно отметить следующие основные проявления ценности права для общества. Право обладает, прежде всего, инструментальной ценностью. Оно придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность. Право тем самым вносит элементы упорядочения и порядка в общественные отношения, делает их цивилизованными. Государственно организованное общество не может без права наладить производство материальных благ, организовать их более или менее справедливое распределение. Право закрепляет и развивает те формы собственности, которые присущи природе данного строя. Оно выступает мощным средством государственного управления. Ценность права заключается в том, что оно, воплощая общую (согласованную) волю участников общественных отношений, способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Высшая общественная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов. Право не нивелирует частный интерес, не подавляет его, а сообразует с общим интересом. Ценность права будет тем выше, чем полнее оно будет отображать своим содержанием эти специфические или частные интересы. Ценность права определяется и тем, что оно является выразителем и определителем (масштабом) свободы личности в обществе. При этом ценность права состоит в том, что оно не свободу обозначает вообще, а определяет границы, меру этой свободы. Верно замечено, что право наиболее полно проявляет себя как олицетворение и носитель социальной свободы, социальной активности, единых с социальной ответственностью, и вместе с тем такого порядка в общественных отношениях, который направлен на исключение из жизни людей произвола, своеволия, бесконтрольности отдельных индивидов и групп. Право и свобода неотделимы друг от друга. Справедливо поэтому утверждение о том, что право по своей сущности и, следовательно, по своему понятию — это исторически определенная и объективно обусловленная форма свободы в реальных отношениях, мера этой свободы, форма бытия свободы, формальная свобода. Ценность права состоит также в его способности быть выразителем идеи справедливости. Право выступает критерием правильного (справедливого) распределения материальных благ, оно утверждает равенство всех граждан перед законом независимо от их происхождения, материального положения, социального статуса и пр. Значимость права для утверждения справедливости очевидна. Это дает основание для вывода о том, что право есть нормативно закрепленная и реализованная справедливость. Попутно заметим, что справедливость в представлениях людей всегда увязывалась с правом. Общеизвестно, что в переводе с латинского право (jus) и справедливость (justitia) звучат почти синонимично. Глубинная связь права и справедливости обусловлена правовой природой последней. Право по своему назначению противостоит несправедливости, оно защищает согласованный интерес и тем самым утверждает справедливое решение. Утверждая идеи свободы и справедливости, право приобретает глубокий личностный смысл, становится действительной ценностью для отдельного человека и человеческого общества в целом. Ценность права, таким образом, заключается в том, что оно пронизано гуманными началами. Протагорова формула «Человек есть мера всех вещей...» является максимой в праве. Гуманистический характер права проявляется не только в том, что оно открывает личности доступ к благам, но также и в том, что оно выступает действенным средством ее социальной защищенности. В нынешних условиях именно от права многие слои населения ждут надежных гарантий от непродуманных экономических реформ, волюнтаристских решений. Ценность права заключается и в том, что оно выступает мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития. Его роль особенно возрастает в условиях крушения тоталитарных режимов, утверждения новых рыночных механизмов. Право в таких ситуациях играет заметную роль в создании качественно новой сферы, в которой только и способны утвердиться новые формы общения и деятельности. Несомненно, что в нынешних условиях право приобретает поистине планетарное значение. Правовые подходы являются основой и единственно возможным цивилизованным средством решения проблем международною и межнационального характера. Обладая качествами общесоциального регулятора, право является эффективным инструментом достижения социального мира и согласия, снятия напряженности в обществе.Таким образом, право является образцом поведения для общества. Но при этом у каждого индивида складывается свое представление о праве. И поэтому не всегда право является правилом поведения для людей. Существующие позитивные права могут вступать в противоречие с убеждениями личности. Отсюда могут возникнуть правонарушения. И в некоторых случаях даже бессильны меры пресечения к ответственности, которыми может обладать закон. Но в большинстве случаев право, обладая общеобязательным признаком, устанавливает свои правила. Отсюда можно сказать, право обладает воспитательной функцией, «оно оказывает влияние на мысли и чувства людей»1. Роль политики в обществе, прежде всего, просматривается в политической культуре людей. Как уже ранее было отмечено, культура - функция, связанная с приобретением знаний, опыта, с целенаправленным воздействием человека на природу. Что же тогда политическая культура? По мнению Вонсовича, «политическая культура (от лат. Cultura - возделывание, воспитание) - это совокупность политических знаний, ценностных ориентаций, моделей поведения, реализуемых личностями, социальными и политическими общностями в определенной политической системе. Она является составной частью общей культуры человечества, качественной характеристикой политической сферы общества, одним из средств преобразования политической действительности. Политическая культура формирует устойчивые, повторяющиеся связи между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта. Она имеет всеобъемлющий характер, влияет на политическую жизнь общества в целом, на все, что затрагивает проблемы власти и управления, участия людей в политике, а также пограничные зоны взаимодействия политики и права, политики и экономики, политики и морали». Политическая культура включает в себя политические знания, ценности, модели поведения. Она характеризует качественную характеристику политической сферы общества. «Политическая культура существует в трех основных формах: духовной, которая включает опыт, традиции, нравы, ценности, ориентации и установки, а также способы выражения чувств и эмоций; предметной, охватывающей определенные способы и образцы организации политических институтов, средств политической деятельности. Эти три формы тесно взаимосвязаны друг с другом. Все вместе они представляют конкретно-исторический уровень политической свободы людей, выражающий меру их контроля над властными структурами. Чем демократичнее принципы властвования, чем разнообразнее и гибче способы контроля над политической властью, тем выше уровень политической культуры». Заключение.Таким образом, право и политика тесно связаны между собой: интересы людей проявляются не только в политике, но и в праве в процессе законотворческой деятельности. Политическое сознание влияет на формирование отношения к праву, а от влияния правосознания формируется определенное отношение к политике. От политического сознания и правосознания зависят дальнейшие перспективы развития права и политики. Кроме того, тесная взаимосвязь права и политики прослеживается в том, что два этих явления имеют примерно одинаковое по важности предназначение. И ведутся споры по поводу того, что имеет наибольшую значимость. В процессе исследования мы приходим к выводу, что право имеет приоритет над политикой: никакие социальные группы и индивиды не могут заниматься деятельностью по осознанию и представлению своих интересов и вырабатывать обязательные для всего общества решения, не имея на это права. Кроме того, право имеет верховенствующую силу, чего не имеют политические нормы. Один из элементов значимости права - его влияние на общество. Через правовую культуру право способствует утверждению в правовом сознании ценностей, стремящихся к достижению благополучия в обществе, так как право - есть наука о добром и справедливом. Значимость политики заключается в том, что политика играет значимую роль в обществе. Политика отвечает интересам тех или иных социальных групп. Она имеет регулирующую функцию. Через политическую культуру она способствует формированию личности как субъекта политики и политически грамотного человека. Политика взаимосвязана с различными сферами общества. Как на политику влияют различные общественные сферы, так и она на них. Политическая система оказывает целенаправленное воздействие на развитие общества, всех его сфер, т. е. осуществляет управление им. Суть управления заключается, прежде всего, в определении целей развития общества, каждой из его сфер. Список используемой литературыНормативные правовые акты «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета. - 25 декабря 1993. Книги (учебники, учебные пособия, монографии, сборники) Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. Т 1-ый/ М.: Юрид. Лит. 1981. - 361с. Бабаев В.К. Общая теория права / М.: редакционно-издательский совет. 1993. - 516с. Белякович Н.Н. Политология. Практ. пособие/ Мн.: «Молодёжное научное общество», 2001 - 248с. Бондарь П.И., Бондарь Ю.П., Политология. Учеб. - методический комплекс/Мн.: «Аверсэв», 2003 - 463с. Бондарь П.И. Политология. Учеб. - методический комплекс/ Мн.: «Аверсэв», 2003. - 463с. Борцов Ю. С., Коротец И.Д., Шпак В.Ю., Политология в вопросах и ответах/Мн.: «Феникс», 1998 - 448с. Величко А.М. Нравственный идеал и право//Изв. вузов. Правоведение. - 2002. - N2. - 320 с. Веркин Д.П. «Основы политологии» для Вузов, 1997 г. - 315. с. Вонсович Л. В. Политология: курс интенсив.подгот./ Минск: ТетраСистемс, 2007. - 320 с. Гавриленко В. Г. Политология и общее государственное (конституционное) право/ Мн., приложение к журналу «Право и экономика» 1999г. - 280с. Дробязко С.Г., Козлов В.С., Общая теория права: Учеб. Пособие для вузов/Мн.: «Аверсэв», 2003 - 463с. Зазаева Н.Б. Право как составляющая цивилизации // Философия и общество. - 2007. - N5. - 147с. Лазарев В.В., Теория государства и права М, 1996. - 472с. Левина С.В. Воспитательная функция права и правовое воспитание: к вопросу о соотношении понятий / Право и политика. - 2011. - N2. - 456с. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. - М.: Юрист, 2011. - 251 с. Михаев Р.Т. Политология : учебник для вузов -- М.: 2000. - 392 с. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов. - М.:НОРМА-ИНФРАМ, 1999. - 376 с. Нерсесянц В.С., Политико-правовые ценности: История и современность./М., 2015 - 552 с. Петражицкий Л.И. Теория государства и права в свяхи с теорией нравственности. - С. - Пб., 2000. - 256 с. Пырин А.Г. Персонализация прав // Научные труды МГЮА. 2007. N1. - 65с. Радько Т.Н. Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд. - М.: Проспект, 2014. - 812 с. 1 Дробязко С.Г., Козлов В.С., Общая теория права: Учеб. Пособие длявузов/Мн.: «Аверсэв», 2003 – С.178 2 Там же С.178 1 Дробязко С.Г., Козлов В.С., Общая теория права: Учеб. Пособие длявузов/Мн.: «Аверсэв», 2003 - 463с. 2 Бондарь П.И. Политология. Учеб. - методический комплекс/ Мн.:«Аверсэв», 2003. – С.44 1 Бабаев В.К. Общая теория права / М.: редакционно-издательский совет. 1993. – С.112 2 Михаев Р.Т. Политология : учебник для вузов -- М.: 2000. –С.61 1 Там же С.61 2 Там же С.61 1 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов.- М.:НОРМА-ИНФРАМ, 1999. – С.148 2 Там же С.148 3 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов.- М.:НОРМА-ИНФРАМ, 1999. – С.179 1 Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. Т 1-ый/ М.: Юрид.Лит. 1981. – С.199 1 Бондарь П.И., Бондарь Ю.П., Политология. Учеб. – методический комплекс/Мн.: «Аверсэв», 2003 - С.45 1 Там же С.45 2 Бабаев В.К. Общая теория права / М.: редакционно-издательский совет.1993. – С.178 1Гавриленко В. Г. Политология и общее государственное (конституционное) право/ Мн., приложение к журналу «Право и экономика» 1999г. – С.26 1 Борцов Ю. С., Коротец И.Д., Шпак В.Ю., Политология в вопросах и ответах/Мн.: «Феникс», 1998 - С.8 2 Гавриленко В. Г. Политология и общее государственное(конституционное) право/ Мн., приложение к журналу «Право и экономика»1999г. - С.189 1 Дробязко С.Г., Козлов В.С., Общая теория права: Учеб. Пособие длявузов/Мн.: «Аверсэв», 2003 – С.27 1 Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. Т 1-ый/ М.: Юрид.Лит. 1981. – С.111 2 Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. Т 1-ый/ М.: Юрид.Лит. 1981. – С.111 1 Михаев Р.Т. Политология : учебник для вузов -- М.: 2000. – С.59 1 Михаев Р.Т. Политология : учебник для вузов -- М.: 2000. – С.59 2 Там же С.60 3 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов.- М.:НОРМА-ИНФРАМ, 1999. – С.94 1 Там же С.94 2 Дробязко С.Г., Козлов В.С., Общая теория права: Учеб. Пособие для вузов/Мн.: «Аверсэв», 2003 – С.179 3 Там же С.179 1 Левина С.В. Воспитательная функция права и правовое воспитание: квопросу о соотношении понятий / Право и политика. - 2011. - N2. –С.80 1 Петражицкий Л.И. Теория государства и права в свяхи с теориейнравственности. - С. - Пб., 2000. – С.56 1 Радько Т.Н. Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд. - М.:Проспект, 2014. – С.752 |