Главная страница
Навигация по странице:

  • Значение праздников в жизни евреев

  • 1.Рош ха-Шана (Рош а-Шана, Рош-ха-Шана)

  • История возникновения праздника

  • Правила и обычаи праздника

  • Обычаи и традиции праздника

  • Когда отмечается праздник

  • Когда отмечается Суккот в 2022 году

  • История праздника Суккот

  • Традиции и правила праздника

  • пр. праздники в иудаизме. Праздники в иудаизме


    Скачать 35.56 Kb.
    НазваниеПраздники в иудаизме
    Дата14.10.2022
    Размер35.56 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлапраздники в иудаизме.docx
    ТипДокументы
    #734186

    Праздники в иудаизме

    Еврейские праздники отмечаются по лунно-солнечному календарю. Он составляется с помощью специальных вычислений, указанных в Торе и учитывающих фазы луны. Поэтому начало каждого еврейского месяца приходится на новолуние. Все праздники евреев отмечаются особо и имеют тысячелетнюю историю, поэтому соблюдаются еврейским народом с любовью и почтением. А торжественная трапеза всегда состоит из традиционных для каждого праздника блюд.

    Значение праздников в жизни евреев

    Практически все еврейские праздники упомянуты в Торе. По сути, еврейский народ сохранил свою целостность именно благодаря религии. И даже сквозь страшные беды и гонения евреи несут свою веру уже тысячи лет с тех самых пор, как получили священные скрижали на горе Синай. Именно поэтому религиозным праздникам придается такое огромное значение в Израиле и еврейских диаспорах по всему миру. Эти торжества и связанные с ними обычаи помогают народу сохранять единство и общий национальный дух. Каждый год их празднуют как верующие, так и неверующие представители еврейства.

    Смысл и философию религиозных праздников наряду со взрослыми постигают и дети. Они всегда бок о бок с родителями на праздничных обрядах и за столом, помогают готовить угощения и вместе распевают праздничные песни.

    Сплоченность народа, укрепление единства, сохранение и передача традиций следующим поколениям – вот какое огромное значение имеют для евреев религиозные торжества.

    1.Рош ха-Шана (Рош а-Шана, Рош-ха-Шана) - дословно, в переводе с иврита, - «Голова года» - название Еврейского Нового года — это осенний праздник в начале месяца тишрей(месяц начала года еврейского календаря. Приходится примерно на сентябрь — октябрь. Состоит из 30 дней, седьмого месяца по еврейскому календарю). Рош ха-Шана приходится на начало месяца тишрей – седьмого месяца еврейского календаря. Соответственно, седьмой месяц тишрей выпадает на сентябрь-октябрь. Евреи считают, что Бог сотворил мир именно в седьмой месяц. Поэтому с него и ведется летоисчисление. С этим праздником связано сотворение первых людей, вкушение запретного плода, окончание Всемирного потопа, чудесное спасение Исаака во время жертвоприношения и другие важные события библейской истории.

    Данный праздник одновременно время радости и время серьёзной интроспекции, время праздновать начало нового года и подводить итоги минувшего. Это день рождения нашего мира — и время божественного суда. Мы осмысляем наши выборы, поступки и намерения в минувшем году и стараемся как можно честнее оценить себя и обдумать своё дальнейшее духовное развитие. Считается, что в Рош а-Шана Господь открывает Книгу жизни и смерти — и через десять дней, на Йом-кипур, скрепляет печатью сделанные там записи.

    История возникновения праздника

    В библейскую эпоху значение праздника было иным. Первым месяцем считали нисан, а Рош ха-Шана — днем, в который всем запрещалась работа.

    Священное писание иудеев гласит, что в первый месяц, который раньше назывался авив, евреи вышли из Египта. По поверьям, на это время приходится ряд значимых событий, которые имеют центральное значение в истории евреев и всего человечества.

    В эту дату были созданы Адам и Ева, в нее они и нарушили запрет, чем заслужили изгнание из Райского сада. Позже, согласно притче, Ной покинул ковчег после потопа. В трактатах на этот день приходится окончание каторжного труда еврейского народа в Египте.

    Значение

    В Рош ха-Шана верующий еврей помнит о главной жизненной цели. Она основана на том уроке, который получило человечество от Адама. Теперь каждый имеет возможность достичь высшей ступени совершенства.

    Иудеи верят, что в это день Бог вершит суд над миром и людьми. Короткий праздничный период становится временем, когда человеку выносится приговор на весь последующий год жизни. Соответственно, люди должны молиться, чтобы повлиять на решение Всевышнего. Искренние молитвы и покаяние должны помочь добиться лучшей участи для семьи и самих себя. Иудеи на праздник используют тексты из молитвенника, который называется махзор.

    Считается, что Творец внимательно наблюдает за каждым человеком. Никто не уйдет от его внимания и получит ту судьбу, которую Бог ему пошлет. Всевышний записывает планы в «Книге жизни», а также вносит туда события, которые произойдут с человеком в наступающем году. А окончательно этот перечень формируется как раз в Рош ха-Шана. В праздничные дни большая часть времени отводится молитвам. А когда время кончается, наступает черед Бога. Он принимает решение, как человеку придется ответить за совершенные поступки, по какому пути вернуться к истине и как исправить недостатки.

    Традиции:

    На слайде Большая синагога (Будапешт) самая крупная синагога в Европе. Расположена в еврейском квартале Пешта, где и по сей день проживает много евреев.

    Характерная черта празднования Рош ха-Шана — трубление во время синагогальной службы в шофар в синагоге. Это действие истолковывают как вызов на Божественный суд и как призыв к покаянию. Его пронзительное звучание считается основным ознаменованием наступления Рош ха-Шана. Из рога извлекают 3 разных типа звука: не менее 9 отрывистых — труа; 3 непродолжительных — шварим; 1 протяжный и длинный — ткиа.

    Праздничное собрание в синагоге

    Подобно всем еврейским праздникам, этот день проводят в молитве. Молитвы, читаемые в Рош ха-Шана, должны содержать десять иудейских текстов, упоминающих Бога как царя; десять текстов, упоминающих Бога как помнящего всё; и десять текстов, в которых упоминается шофар — один из существенных атрибутов празднования Рош ха-Шана, — в который трубят в ходе утренней молитвы.

    Во время Рош ха-Шана на собрании в синагоге в первый день читают Бытие 21 и в качестве гафтары (отрывка из Книг пророков) - Книга Самуила, а во второй — Быт. 22 и в качестве гафтары — Книга пророка Иеремии, в оба дня — мафтир (гафтару)-книгу чисел (четвёртая книга Пятикнижия).

    Торжественная трапеза

    В течение первого вечера празднования принято приветствовать друг друга, обмениваться подарками и желать каждому, чтобы его вписали в «Книгу жизни». Также неотъемлемая часть этих дней — трапеза. Главная пища — хлеб, который обмакивают в мед и при этом произносят благословение. Мед нужен для того, чтобы следующий год оказался сладким. Традиционная еда: круглая хала, яблоки с мёдом, голова рыбы, гранат.

    Во время трапезы в дни Рош ха-Шана запрещается есть горькую и кислую пищу. Иудеи верят, что в этом случае новый год может принести горести и беды.

    Также не принято есть орехи, поскольку числовое значение слова «орех» на иврите равно числовому значению слова «грех», о чем не принято упоминать в дни Нового года.

    В праздничные дни нельзя работать. Исключение- домашний труд по приготовлению пищи.

    2. Йом Кипур

    Йом-кипур - день поста и покаяния для религиозных евреев всего мира, считается самым важным праздником, днем отпущения грехов, молитв, очищения и полного единения между Творцом и еврейским народом. Считается, что на Йом-кипур Всевышний скрепляет печатью Книгу жизни и смерти на будущий год, решая судьбу каждого из людей.

    Термин «Йом-Кипур» можно переводить как «день искуплений». В русской традиции эту дату переводят еще как «день очищения» или «день всепрощения». У евреев-ашкенази в Центральной Европе он пишется и произносится как Йом-Кипер.

    Как и все еврейские памятные даты, Йом-Кипур захватывает двое суток, поскольку берет свое начало с заходом солнца и оканчивается на следующий вечер.

    Согласно Талмуду, своду правовых и религиозно-этических правил в иудаизме, в Йом-Кипур каждый получает по своим заслугам. Ведь в эти дни Всевышний оценивает поведение всех людей за истекший год. Йом-Кипуром, как правило, заканчивается десятидневный цикл покаяния.

    Он напоминает о днях более чем трехтысячелетней давности, когда находящиеся в Синайской пустыне евреи совершили огромную ошибку, начав поклоняться золотому тельцу. Йом-Кипур наступает спустя 10 дней после начала Рош а-Шана, на 10-й день месяца тишрей. В это время жизнь Израиля на сутки полностью затихает. Отменяются даже авиарейсы, а на дорогах совсем нет машин. Евреи погружаются в напряженное ожидание, ведь в этот период Всевышний выносит свой приговор. Но хотя Йом-Кипур длится всего одни сутки, подготовка к нему начинается, едва заканчивается Рош а-Шана. В 2022 году - начало вечером 4 октября.

    Однако светские израильтяне в шутку называют Йом-кипур «днём велосипедиста» — традиционно в этот день во всей стране никто не ездит на автомобилях, и по опустевшим дорогам и шоссе катаются на велосипедах, самокатах и роликах взрослые и дети.

    Происхождение

    Празднование Йом-Кипура тесно связано с освобождением евреев от вавилонского плена. В конце вавилонского владычества, примерно в V веке до нашей эры, в течение нескольких десятилетий шло насильственное переселение евреев на вавилонские земли. Один раз в полвека по всей стране следовало трубить в ритуальный духовой инструмент, именуемый шофаром. Шофар возвещал наступление юбилейного года. Делалось это в день, получивший впоследствии название Йом-Кипур. Термин «Йом-Кипур» был придуман и введен в обиход средневековыми раввинами. Они стали употреблять его в своих писаниях. Уже из религиозной литературы праздник Йом-Кипур переняли в народе. По преданию, именно в Йом-Кипур пророк Моисей, выведший евреев из пустыни, получил Скрижали Ветхого завета. Считается, что Скрижали являются основным историческим документом еврейского народа. Именно передача Моисею Скрижалей — ключевой момент в многовековой истории иудейства. В результате этого был достигнут союз между еврейским народом и Господом, простившим все грехи иудеям. Произошло это как раз десятого тишрея по иудейскому календарю. И этот день стал называться Йом-Кипур. После завоевания Вавилонии Персидской Империей состоялось окончательное освобождение и возвращение евреев на свою родину. Однако традиция праздновать Йом-Кипур осталась и дошла до наших дней.

    Правила и обычаи праздника

    Капарот- обряд искупления. В обряде есть много разных элементов, наиболее известный из которых — крутить живую курицу или деньги над головой три раза. Цель обряда — напомнить и дать прочувствовать человеку, что за грехи полагается суровое наказание, что должно побудить человека к раскаянию накануне Судного дня. Зарезанную курицу или деньги отдают бедным людям в качестве пожертвования, тем самым увеличивая свои заслуги перед Судным днем.

    Еще один непременный атрибут Йом-Кипура — зажжение мужем семейной свечи. Ее называют «Нэр Хайим» (свечей жизни). Ей суждено гореть до самого окончания торжеств.

    Все люди в этот праздник должны быть друг с другом предельно вежливы и внимательны. В Йом-Кипур действует ряд запретов. Например, в течение всего дня нельзя есть, пить, умываться, ухаживать за своей кожей. Не поощряется также в Йом-Кипур ношение кожаной одежды и интимные отношения между мужчиной и женщиной. Зато можно исповедоваться и поминать близких умерших родственников.

    Как и вовремя всякого еврейского праздника, в Йом-Кипур особое место отводят молитве. Мужчины надевает на себя накидное покрывало — талит — и единственный раз в году идут в нем на вечернюю церковную службу. Сначала читается молитва «Коль нидрей» (молитва, читаемая в синагоге в начале вечерней службы праздника Йом-кипур. Провозглашение отказа от обетов, зароков и клятв, относящихся только к давшему их). Когда солнце скроется за горизонтом, наступает время Маарива, вечерней молитвы, и дополнения к ней — слихота (молитвы о прощении грехов). Свято верующие евреи могут провести в синагоге всю ночь. Заканчивается праздник обильным приемом пищи.

    Согласно Торе (Пятикнижие) главной задачей всего дня Йом-Киппура являются исправление (смирение) и очищение, хотя сама Тора нигде не объясняет, как люди должны смирить себя.

    С 2016 года Организация Объединенных Наций признает Йом-Кипур в качестве официального праздника. Данное признание означает, что в этот день не разрешается проводить никаких деловых мероприятий. Йом-Кипур — первый еврейский праздник, получивший подобное признание.

    3.Песах

    Праздник, который отмечается еврейским народом в честь Исхода евреев из египетского рабства. Считается одним из самых важных праздников иудаизма. Название «Песах» образовано от ивритского слова «пасах», что означает «прошел мимо», «миновал»: во время десятой казни Египетской Всевышний, наказывая египтян, как бы «обошел стороной» еврейские дома. Праздник Песах начинается вечером 15-го числа еврейского месяца Нисан и длится в земле Израиля - 7 дней, в диаспоре - 8 дней.

    История праздника

    Согласно Библии, поселившиеся в Египте евреи постепенно превратились в рабов египтян. Господь, желая спасти иудеев, наслал на египетский народ бедствия, в Пятикнижии названные "Десятью казнями Египетскими". Несмотря на гибель скота и урожая, тьму и болезни народа, фараон не соглашался освободить рабов.

    В преддверии самой страшной, десятой казни, когда в одну ночь были умерщвлены все первенцы египетского народа, Всевышний велел Моисею, чтобы каждая еврейская семья перед казнью зарезала ягненка, а его кровью пометила входную дверь, чтобы мор обошел их стороной.

    И в ночь на 14-й день нисана Господь прошел мимо помеченных домов. После этого Моисей смог увести евреев из египетского рабства.

    С тех пор иудеи во всем мире отмечают Песах (в переводе с иврита означает "пройти мимо") — праздник исхода из Египта, его также называют временем рождения еврейского народа.

    Обычаи и традиции праздника

    1. Основная традиция Песаха – уничтожение всего хамеца в жилище до наступления праздника. Хамец – это название мучных блюд, приготовленных с использованием закваски. По преданию евреи, второпях уходя из Египта, не успели заранее сделать закваску для хлеба и приготовили в дорогу простые пресные лепешки (мацу). Поэтому в течение всего праздника они употребляются в пищу, а все квасное запрещено.

    Кроме того, хамец и в целом закваска – символы гордыни и стремления к материальному для евреев. Как и закваска на тесто, гордыня действует на человека разрушающе, открывая злое начало в нем. А Песах – праздник свободы и добродетели.

    2. Праздничный ужин – седер (порядок), особая традиция – в Израиле его устраивают в первый вечер Песаха, а в странах диаспоры - в первые два. За ужином, по обычаю, собирается вся семья - стол накрывают после захода солнца, по возвращении из синагоги.

    Во время седера, по обычаю, произносят благословения, читают молитвы и поют псалмы, установленные правилами. Стол сервируют лучшей посудой, серебром и свечами и подают три больших куска мацы и кошерное вино.

    За праздничной трапезой в определенной последовательности читают повествование об Исходе и едят символические блюда: мацу, во исполнение заповеди Торы; хазерет (тертая зелень) и горькую зелень - марор (салат-латук, хрен и базилик), символизирующие горечь рабства.

    Во время еды, по обычаю, зелень обмакивают в соленую воду, символизирующую слезы, пролитые евреями в египетском рабстве, и море, которое они пересекли во время Исхода.

    Каждый участник ужина, по традиции, должен пройти пять обязательных этапов (мицвот): съесть мацу, съесть марор, выпить четыре бокала вина, прочесть повествование, спеть (или прочесть) хвалебные псалмы.

    Каждый бокал красного вина символизирует четыре обещания, данные Богом народу Израиля: "И выведу вас…"; "И избавлю вас…"; "И спасу вас…"; "И приму вас…". По традиции, пятый бокал наполняют для пророка Элияха (Илии) – по преданию он вернется на землю в канун Песаха, чтобы возвестить о наступлении "дня Господня, великого и страшного". Этот бокал, по обычаю, оставляют на праздничном столе. Пророк считается провозвестником Машиаха (Мессии), а с Его приходом все евреи возвратятся в Эрец-Исраэль.

    3. В утро накануне Песаха начинается пост мужчин-первенцев в память о спасении первенцев Израиля во время «Казни первенцев», десятой из казней египетских.

    Однако фактически большинство первенцев постятся лишь до окончания утренней молитвы в синагоге. Согласно традиции, тот, кто принимает участие в трапезе по поводу радостного события, освобождается от необходимости поститься. Поэтому перед Песахом существует распространённый обычай заканчивать изучение раздела Мишны или Талмуда и в честь этого устраивать в синагоге праздничную трапезу в утро перед Песахом. Таким образом, все участники этой трапезы освобождаются от поста.

    Первый и последний дни Песаха считаются нерабочими, остальные называется "праздничными буднями". В первый день Песаха запрещаются все виды работ, а в синагоге проводится торжественное богослужение.

    В следующие пять дней в Иерусалиме у Стены Плача, по традиции, проводится церемония благословения священников – в ней принимают участие только потомки священнического рода левитов.

    В седьмой день Песаха празднуют переход Красного моря еврейским народом. Когда Моисей и иудеи, гонимые египетской армией, дошли до берега моря, им некуда было деваться. Тогда Моисей попросил Всевышнего о спасении, и перед еврейским народом появился путь, проходящий прямиком через море. Празднуют его в радостной атмосфере, с танцами и песнями. В полночь в синагогах и в религиозных учебных заведениях устраивают церемонию "разделения морских вод".

    Восьмой день Песаха отмечается только в регионах диаспоры, где праздничными являются первые два и заключительные два дня.

    4. Шавуот


    Шавуот — один из иудейских паломнических праздников, которые приходятся на конец весны или начало лета. Праздник Шавуот имеет и другие названия. Его называют также Пятидесятница, Праздник семи седмиц, Праздник жатвы, Праздник Дарования Торы, Праздник первых плодов, ха-Ацерет.

    Торжество не только тесно связано с историей еврейского народа и иудаизма, но и имеет аналоги в христианской традиции.

    Когда отмечается праздник?

    Еврейский весенний праздник не столь продолжителен по времени как другие. На его отмечание отводится всего два дня. Начинается Шавуот на пятидесятый день после окончания Пасхи. Отсюда его и другие названия — Пятидесятница, или Праздник семи седмиц. В христианской традиции есть аналогичное торжество — Троица.

    Как и многие праздники в иудаизме, праздник Шавуот не имеет четкой фиксированной даты и разнесен по времени на несколько дней. Он начинается на закате одних суток и завершается также по истечении дня, когда над Землей Обетованной сгущаются темные сумерки. Считается, что все праздничные события вступают в силу именно с заходом солнца, когда на небе зажигаются звезды.

    Праздник приходится на третий месяц еврейского года, начинающегося с Нисана и на девятый — года, начинающегося с Тишрея. Иудеи начинают отмечать Шавуот в 2023 году на закате 25 мая и заканчивать вечером 27 мая.

    История праздника Шавуот

    Изначально праздник Шавуот — Праздник жатвы — имел исключительно аграрное значение. Однако с ускорением процесса урбанизации смыслы были несколько изменены. Древнейшая история, связанная с земледелием, была вытеснена историко-мифологическими значениями. На помощь пришли библейские сюжеты, написавшие для Шавуота новую основу.

    Чтобы древний праздник не потерял своего значения, его тесно связали с преданиями по истории еврейского народа. По прошествии семи недель блуждающие по пустыне иудеи приближаются к горе Синай и получают от Господа свою Книгу заповедей — Тору. В библейской истории это событие трактуется как Синайское откровение, почитаемое всеми приверженцами иудейской веры. Именно в конце весны 1312 года до нашей эры, как считают евреи, им была дарована Тора и ее Десять заповедей. Именно они чтятся в качестве морально-этической основы всего иудейского мира. В честь этого события и появилось новое обоснование праздника Шавуот.

    Скрижали с заповедями были переданы пророку Моисею, водившему еврейский народ по пустыне. Живший на горе Синай Моисей по преданию составил первые заповеди и записал их. Спустя полторы тысячи лет все заповеди объединили в печатный свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма — Талмуд. Часть «устных заповедей» пророка Моисея была записана в еврейских духовно-этических книгах, объединенных под общим названием — Мидраш. Таким образом, праздник Шавуот имеет под собой как земледельческое значение, связанное с урожаем, так и внесенный позднее исторический подтекст. Евреи считают, что праздник Шавуот как никакой другой связан с их национальной идентичностью.

    Традиции и правила праздника


    Никакой древний еврейский праздник не может обходиться без молитвы. Шавуот — не исключение. Вечером читается специальная молитва — Маарив. Наутро произносится галель — молитва, выражающая хвалу и благодарность Богу. В этот день все синагоги украшают дарами природы или просто свежей зеленью. В синагоги приходят семьями — к празднику приобщают и детей, которые вместе со взрослыми не должны спать всю праздничную ночь. Ведь евреи чуть не проспали три тысячи лет назад момент дарования Торы. Любимой частью праздника для детей становится угощение — традиционное сладкое блюдо «Гора Синай», похожее на кулич.

    Для взрослых свои угощения и свои пищевые и вкусовые традиции, связанные с древностью и современностью. Особое значение в день Шавуота придают употреблению молочной продукции — молока, сыров, творожных блинчиков. Эта традиция перекликается с библейской историей: вернувшись с горы Синай, странники также довольствовались подобной пищей. Сегодня в эти дни по всему Израилю проводятся различные фестивали молочных изделий и сыров. Можно есть в Шавуот и мясное, но важно, чтобы эти блюда не употребляли вместе с молочными.

    По традиции, записанной в Библии, в эти праздничные дни совершались жертвоприношения в Иерусалимский Храм. Сохранилась она и в наше время. Верующие отправляются в Иерусалим, чтобы преподнести Господу первые урожайные дары года.


    5. Суккот

    Главная традиция и правило Суккота, или Праздника кущей, — жить в особом шалаше, сукке, в течение семи дней. Это действие отсылает к библейским событиям и одновременно учит смирению и правильной расстановке приоритетов, напоминая о том, что духовное важнее материального. Рассказываем, какие еще традиции и обычаи сопровождают Суккот в 2022 году.


    Когда отмечается Суккот в 2022 году

    Отмечают событие в начале осени, в месяц еврейского календаря Тишрей — он приходится примерно на середину сентября-октября. Праздник Суккот в 2022 году начинается вечером 9 октября и будет продолжаться целых семь дней, до 16 октября. Многие памятные даты в иудейской традиции начинают отмечать не с восходом, а именно с закатом солнца. Ведь в первой части еврейской Библии — Торе — говорится: «И был вечер, и было утро — один день». Таким образом, действительно, день у евреев начинается с заходом солнца и завершается уже вечером следующего дня.

    Осень у евреев богата на праздники и памятные даты. Некоторые из них, например праздники Шмини Ацерет, Симхат Тора, связаны с Праздником кущей.

    Самостоятельный по своей сути праздник Шмини Ацерет (дословный перевод — «задержитесь на восьмой») добавляет к Суккоту еще один день, в 2022 году это будет 17 октября. Шмини Ацерет — завершение Суккота, его кульминация. В этот день евреи зажигают свечи и выходят из своих шалашей. Прожив несколько дней в сукке, в праздник Шмини Ацерет можно из нее выйти и начать молиться о дожде.

    Симхат Тора также вытекает из отмечания Суккота и считается самым радостным праздником у евреев. В общем, умеют устраивать и проводить праздники в иудейской традиции.

    История праздника Суккот

    Праздник Суккот тесно связан с богатым историческим прошлым еврейского народа. Как и история иудеев, Суккот обращает нас к заре раннего христианства и древним библейским летописям. Известно, что иудеи странствовали по Синайской пустыне на протяжении сорока лет после выхода из Египта. Поэтому к шалашу-жилищу, к домашнему уюту у евреев особое отношение. Появление упоминаний Суккота в разных частях Торы свидетельствует, что предания о древнем еврейском празднике неоднократно переписывались и дополнялись различными мудрецами-летописцами того далекого времени.

    Древнееврейские мудрецы и их летописи донесли до нас смысл праздника Суккот. Его поздняя традиция сформировалась уже в XVII веке нашего времени. Через столетие идеи, заключенные в праздновании Суккота, проникли и в Россию в виде движения субботников. Нет, не тех, где таскают бревна и облагораживают территорию. Субботники — это религиозное движение, связанное с ритуалами иудаизма и запретом на работу в субботу.

    Суккот имеет ряд других названий. Это время евреи иногда называют датой сбора урожая, концом странствий по пустыне, праздником человечности и мира, черпания и возлияния, временем просьб дождей для будущего урожая. Впрочем, в древности Суккот также ассоциировался с аналогичными процессами.

    Традиции и правила праздника

    В почитаемой всеми евреями части Библии — Торе говорится: «В шалашах живите семь дней … чтобы знали поколения ваши, что в шалашах я поселил сынов Израиля, когда вывел их из земли Египетской». Особое внимание Тора уделяет окончанию праздника, когда на седьмой его день, называемый Хоша’на Рабба, евреи обходят синагогу семь раз. Все, что связано с Суккотом, Тора подает исключительно в веселом, праздничном духе. И даже заповеди, предназначенные для осеннего праздника, проникнуты радостью и весельем.

    Важнейшая традиция Суккота — житие в сукке. К такому шалашу предъявляются определенные требования: желательно строить его своими руками под открытым небом, в сукке нужно собираться всей семьей и обязательно там ночевать. Конечно, если у человека есть проблемы со здоровьем, проживанием в шалаше во время Суккота можно и пренебречь.

    Еще одна традиция — «вознесение лулава», букета из четырех видов растений. Сначала читают благословения над цитрусовыми и пальмовыми ветвями и плодами — этрогом и лулавом, также в сукке лежат ветви мирта и ивы. Все эти четыре растения символизируют людей еврейской национальности, живущих на разных континентах. Плод этрога, имеющий и вкус, и запах, связан с праведниками, соблюдающими все законы Торы и совершающими благие поступки. Остальные плоды и растения на столе (лулав, мирт и ива) «принадлежат» людям, не дотягивающим до праведников. Связкой из этих четырех, священных для евреев растений, обмахивают жилища.

    6. Ханука

    История праздника

    Хануку по-другому называют Праздником свечей. Это один из важных еврейских праздников, отмечается он в память о чуде, произошедшем в Израиле. Иудея после смерти Александра Македонского, который правил ею долгое время и не вмешивался в религиозные аспекты жизни, побывала под властью разных правителей, пока ее не захватили Селевкиды. Пришедший тогда к власти диктатор Антиох Епифан стал проводить политику ущемления евреев: в его правление запретили изучать Тору, соблюдать традиции, разорили храмы, обставив их идолами.

    Тогда народ поднял восстание, продлившееся три года. Еврейское сопротивление было малочисленно и неподготовлено, но это не помешало им одержать победу над греками, ведя скрытую борьбу. Власть Антиоха была свергнута, а иудеи доказали, что вера и сила духа важнее количества воинов. Но во время тянувшегося конфликта большинство их святынь были осквернены и разрушены.

    После победы евреи поднялись на Храмовую гору, чтобы очистить и освятить оскверненный Иерусалимский Храм. Но в нем нашелся только один кувшин «чистого» масла для лампад. Столь малого количества масла хватило бы всего на день, но произошло чудо — лампада горела восемь дней. За это время верующие очистили Храм и приготовили новое масло.

    И в память о произошедших событиях на протяжении долгого времени люди зажигают в эти дни свечи, выражая Господу благодарность за его помощь, поддержку и свершившееся чудо.

    Традиции праздника

    Переводится Ханука с еврейского как «торжественное открытие». Длится празднование восемь дней, и все это время евреи жгут свечи в специальном подсвечнике — ханукии, а в синагогах читается молитва «Галель». Количество свечей в подсвечнике равно дню праздника: в первый день горит лишь одна свеча, в восьмой — ханукия заполнена вся. Свечи всегда ставят слева направо и зажигают от специальной свечи — шамаша, она зажигается во все дни праздника. Также можно использовать специальную лампу для оливкового масла — аналог той, что находилась в Храме.

    Ханукия ставится на подоконник, таким образом верующие исполняют завет «разглашать всем чудо». Считается, что свет от ханукии рассеивает зло, поэтому исторически сложилась традиция помогать нуждающимся деньгами, чтобы каждый мог себе позволить отметить праздник.

    Поститься в эти дни запрещается, поэтому евреи устраивают пышные застолья и веселятся. На столе обязательно должны присутствовать «латкес» — картофельные оладьи и пончики (они готовятся в большом количестве масла и обильно посыпаются сахарной пудрой), а также молочные продукты и блюда из сыра.

    Выходные во время Хануки только у детей, именно поэтому праздник иногда называют «детским», тогда как взрослые продолжают трудиться. Но во время горения свечей женщинам нельзя выполнять какую-либо работу, таким образом они выражают признательность Всевышнему за чудо Хануки.

    Праздничные мероприятия рассчитаны на детей, им дарят подарки и дают деньги. Но часть подаренных денег ребенок обязательно должен отдать на благотворительность — так его учат распоряжаться достатком. Хотя традиция дарить подарки появилась не сразу, но из-за того, что Праздник свечей выпадает на предрождественское время, еврейские дети иногда завидовали своим товарищам из христианских семей, которые получали подарки на Рождество, поэтому со временем укрепилась традиция делать презенты и для еврейских детей на Хануку.

    Ценность подарков растет с каждым из восьми дней праздника. Поэтому, выбирая подарок для ребенка, ориентируйтесь на день, в который будет преподнесен презент: в первый день это должно быть что-то скромное — небольшая игрушка, кукла, конструктор. Во второй день подготовьте с детьми подарки для других, тем самым приучая их к заботе о нуждающихся. На третий день прекрасным подарком станет что-то познавательное для развития ребенка. Монеты декоративные и настоящие обычно дарят на четвертый день празднования. На пятый день подарок должен быть религиозного характера. На шестой и седьмой дни Хануки презент может быть связан с семьей и семейными ценностями. На восьмой, самый главный день, дарят самый дорогой подарок.

    Также во время Хануки играют в «дрейдл» — крутят волчок, на сторонах которого написаны еврейские буквы, из которых составляется сокращенное изречение «Чудо великое свершилось там»: именно таким способом во время запретов и гонений изучали язык и Тору.

    Хануку отмечают все евреи — это праздник радости и надежд, в который принято веселиться и гулять. И огонь свечей в каждом окне напоминает о том, что Господь всегда защитит от тьмы.


    написать администратору сайта