Главная страница
Навигация по странице:

  • Познание ради религиозных идеалов.

  • 2. Научная и техническая культура Античности. Становление теоретической науки.

  • Основными научными достижениями эпохи средневековья можно считать следующие

  • Математические достижения

  • Ньютон

  • Алхимия в средневековье

  • Наука эпохи Возрождения

  • Общая характеристика

  • Византийского государства

  • Преднаука в древних цивилизациях. Преднаука в древних цивилизациях (Месопотамии, Древнем Риме, Древнем Египте, Древнем Китае, Древней Индии.)


    Скачать 33.09 Kb.
    НазваниеПреднаука в древних цивилизациях (Месопотамии, Древнем Риме, Древнем Египте, Древнем Китае, Древней Индии.)
    АнкорПреднаука в древних цивилизациях
    Дата09.11.2022
    Размер33.09 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПреднаука в древних цивилизациях.docx
    ТипДокументы
    #779072

    1. Преднаука в древних цивилизациях (Месопотамии, Древнем Риме, Древнем Египте, Древнем Китае, Древней Индии.)

    Познание ради хозяйственной практики. Встав на путь культуры, человечество быстро прогрессировало. К IV-II тысячелетиям до н.э. в Египте, Китае, Индии, Вавилоне сложились древние, относительно зрелые цивилизации. Хозяйственная практика в них достигла значительных высот. В Египте и Вавилоне развилось сложное строительное искусство: глинобитные строения из сырцового кирпича, храмы и пирамиды из каменных блоков в несколько тонн. Существовала металлургия меди и бронзы, из растений получали различные красители. Для измерения продуктов использовали механические весы.

    В Египте высокого развития достигли анатомия и медицина в связи с практикой мумифицирования. Готовились врачи разных специальностей, они знали систему кровообращения, выделяли роль мозга как управляющего центра тела. Сохранившиеся врачебные рецепты говорят о том, что врачи и аптекари неплохо знали азы химии лекарств. В «домах жизни» (египетские больницы) составляли описания признаков многих болезней. При раскопках гробниц найден богатый набор хирургических инструментов.

    Трудовая и социальная практика встречалась с такими «вызовами», которые не могли не стимулировать развитие познания. Если взять сельское хозяйство Древнего Египта, то оно всецело определялось рекой Нил. Вдоль ее участки земли принадлежали разным сельским общинам. Разливы Нила регулярно стирали границы участков речным илом, и их восстановление стало важной практической задачей. Государственные чиновники были вынуждены изображать очертания участков точными чертежами на папирусе. И уже по ним восстанавливали границы, пользуясь туго натянутой веревкой с мерными узлами. При разметке исходных границ надо было вычислять площади участков, имеющих самую различную форму (треугольник, квадрат, параллелограмм и т.п.). В этих условиях возникла практическая геометрия, где пространственные представления сформированы измерениями.

    Познание ради религиозных идеалов. При проведении раскопок в Анатолии (Турция) археологи в 2005 г. обнаружили остатки храмового комплекса, созданного за 10 тысяч лет до н.э. Люди каменного века создавали каменные строения для поклонения богам. На колоннах храма найдены строчки знаков. Стало быть, люди раннего неолита уже умели записывать свои священные формулы. Исчезнувшая цивилизация майя оставила на территории современной Панамы огромные каменные шары весом до 15 тонн, выполненные с удивительной геометрической точностью. Наиболее правдоподобное объяснение – шар обозначал место захоронения жреца-вождя.

    Подчиненность древнего познания мифо-религиозному мировоззрению очевидна. Архаичные верования пронизывали все и вся, даже изобретение техники подчинялось этому влиянию. Так, колесо было посвящено богам. В буддистских храмах Тибета и Японии вместе с молитвенными колесами находятся ветряные и водяные колеса. Индусы изобрели бурав с огнем для возжигания священного огня в жертвоприношениях. Это устройство весьма эффективно и способно получать огонь до 360 раз в сутки.

    Главная фигура преднауки – жрец. В Вавилоне, Индии и Египте жречество есть узкое и привилегированное сословие людей (каста). Этот статус наследуется, т.е. переходит от старшего поколения младшему посредством особого закрытого обучения. (В Египте сохранились записи 365 поколений жрецов). Жрецы владели и поддерживали тайное знание, они не могли о нем сообщить непосвященным. Сохранилась жреческая заповедь: «все для народа, но через народ – ничто». Если вавилонские жрецы занимались астрономией для целей религиозного культа (жертвоприношения, гадательные гороскопы и т.п.), то профанам давалась облегченная версия: «небесные светила суть лики богов, наблюдающих за земной жизнью». В таком контексте религия снимала с повестки дня тему объяснения. Вопрос «почему так?» бессмыслен, ибо сотворенное богами надо принимать на веру. Да, и жрецы занимались тем, что добросовестно фиксировали божественный порядок.

    Обязательным элементом религиозного культа была музыка и песнопение. Молитвам и священным гимнам придавался упорядоченный ритм, который и становился священной музыкой. Ее структурный лад выражался числовыми соотношениями, изучение которых естественно переходило в математическое исследование. Этот путь прошли греческие пифагорейцы, индийские математики и китайские мудрецы. Последние смогли перенести учение о музыкальных тонах даже на медицину.

    Китайская преднаука осуществлялась государственными чиновниками. Древний Китай был земледельческой цивилизацией с развитым ремеслом. До II в. до н.э. в политическом плане он представлял собой конгломерат отдельных царств (княжеств). В каждой из них ключевой управляющей группой были государственные чиновники. Претенденты на чиновную должность испытывались на конкурсных экзаменах. Самой почитаемой должностью считался администратор по гидротехнике. Провалившиеся на имперских экзаменах шли в военные (в Индии, Вавилоне, Египте военачальники были по социальному положению выше хозяйственных управленцев).

    Китайское государство всемерно поддерживало преднауку. С начала II тысячелетия до н.э. особая группа чиновников занималась астрономией и астрологией. В одном из царств с 840 г. до н.э. таким «исследователям» запрещалось общаться с другими чиновниками и простолюдинами, чтобы не происходила утечка ценных сведений. Кроме этого, государство вело субсидирование ряда исследовательских экспедиций: а) геодезическое исследование дуги меридиана от Индокитая до Монголии (VIII в.); б) экспедиция для нанесения на карту неба созвездий Южного полушария. Государство также давало задания на разработку объемных энциклопедий (медицинских, сельскохозяйственных и др.) и издавало их.

    2. Научная и техническая культура Античности. Становление теоретической науки.

    Зарождение первых форм теоретического знания традиционно связывают с античностью по нескольким основаниям: характеру формирующегося знания, способу мышления. Например, весьма специфичен характер знания на Древнем Востоке, в Индии, Китае. Так, древние египтяне занимались только теми математическими операциями, которые служили для практического применения. Для этого создавалось множество таблиц с готовыми решениями конкретных задач. Такими же прикладными, рецептурными были знания и в области химии, медицины, фармакологии, психологии, физики. Для объяснения событий и явлений, происходящих в мире, используются аналогии из жизни людей. И такой способ мышления в корне отличается от европейского: здесь нет рационального исследования мира, нет теоретического решения проблем, что является важнейшим признаком научного знания.

    Зарождение теоретического знания связано с «греческим чудом», культурно-исторической ситуацией, сложившейся в V в. до н. э. в Древней Греции. Это демократическое устройство полисов, дух состязательности, стимулировавший активность, инициативу, инновационность во всех сферах жизнедеятельности древних греков.

    В отличие от Востока, где бурно развивалась техника счета для практических, хозяйственных нужд, в Греции начала формироваться «наука доказывающая», недаром термины «теорема», «аксиома», «лемма» греческого происхождения.

    Представления древних греков о мире, его возникновении, развитии и строении получили название натурфилософских. Натурфилософией (философией природы) называют преимущественно философски-умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в целостности, и опирающееся на некоторые естественнонаучные понятия. Необходимо отметить, что некоторые из этих идей востребованы и сегодняшним естествознанием.

    Особенности греческого мышления, которое было рациональным, теоретическим, что в данном случае равносильно созерцательному (/Эесоресо - рассматриваю, созерцаю), наложили отпечаток на формирование знаний в этот период. Основная деятельность ученого состояла в созерцании и осмыслении созерцаемого.

    Для создания моделей Космоса нужен был достаточно развитый математический аппарат. Важнейшей вехой на пути создания математики, как теоретической науки были работы пифагорейской школы. Ею была создана картина мира, которая хотя и включала мифологические элементы, но по основным своим компонентам была уже философско-рациональным образом мироздания.

    В основе этой картины лежал принцип: началом всего является число. Числовые отношения - ключ к пониманию мироустройства. Только раскрыв число, внутреннюю пропорциональность какой-либо вещи, можно познать ее. Наиболее значимые для себя вещи пифагорейцы соединяли с числами, которые могли бы объяснить их природу: благо, богатство - число пять, Космос - десять. Задачей становилось изучение чисел и их отношений не просто как моделей тех или иных практических ситуаций, а самих по себе, безотносительно к практическому применению, что создавало особые предпосылки для возникновения теоретического уровня математики. Ведь познание свойств и отношений чисел теперь мыслилось как познание начал и гармонии Космоса. Числа представали как особые объекты, которые нужно постигать разумом, изучать их свойства и связи, а затем уже, исходя из знаний об этих свойствах и связях, объяснять наблюдаемые явления.

    Именно эта установка характеризует переход от чисто эмпирического познания количественных отношений к теоретическому исследованию, которое, оперируя абстракциями и создавая на основе ранее полученных абстракций новые, осуществляет прорыв к новым формам опыта, открывая неизвестные ранее вещи, их свойства и отношения.

    В пифагорейской математике были сделаны весьма успешные попытки соединить исследования свойств геометрических фигур со свойствами чисел, что способствовало дальнейшему развитию математического знания и выражалось в тех открытиях, которые принадлежали этому периоду, в частности, открытие иррациональных чисел при вычислении отношения гипотенузы к катету.

    К началу IV века до н. э. было представлено Гиппократом Хиосским первое в истории человечества изложение основ геометрии, базирующееся на методе математической индукции. Первая геометрическая модель Космоса была разработана Эвдоксом (IV в. до н. э.). Необходимо отметить, что появлялись в это время и альтернативные модели строения Космоса, такие как гелиоцентрические модели Гераклида Понтийского (IV в. до н. э.) и Аристарха Самосского (III в. до н. э.), но они не имели в то время широкого распространения и приверженцев, потому что гелиоцентризм рас ходился с традиционными воззрениями на центральное положение Земли как центра мира и гипотеза о ее движении встречала активное сопротивление со стороны астрономов.

    Среди значимых натурфилософских идей античности, характеризующих теоретичность мышления, представляют интерес атомистика и элементаризм.

    Атомистические идеи представлены Левкиппом (V в. до н. э.) и Демокритом (около 460-370 гг. до н. э.). Бытие для них не едино, а представляет собой бесконечные по числу, невидимые вследствие малости объемов частицы, которые движутся в пустоте; когда они соединяются, то это приводит к возникновению вещей, а когда разъединяются, то - к их гибели. Основа качественного многообразия мира - это многообразие геометрических форм и пространственных положений атомов. Кроме того, как показал Е. Я. Режабек, научное открытие Демокрита состояло в том, «что тихогенез предшествует ананкогенезу: необходимость возникает из случайности».

    Элементаризм представлен Эмпедоклом (около 490-430 гг. до н. э.). По его мнению, Космос образован четырьмя элементами-стихиями: огнем, воздухом, водой, землей и двумя силами: любовью и враждой. Элементы не подвержены качественным изменениям, они вечны и непреходящи, однородны, способны вступать друг с другом в различные комбинации в разных пропорциях. Все вещи состоят из элементов.

    Платон (427-347 гг. до н. э.) объединил учение об элементах и атомистическую концепцию строения вещества. Четыре элемента - огонь, воздух, вода и земля - не являются простейшими составными частями вещей. Он предлагает их называть началами и принимать за стихии (6toi/eiov - «буквы»). Различия между элементами определяются различиями между мельчайшими частицами, из которых они состоят. Частицы имеют сложную внутреннюю структуру, могут разрушаться, переходить друг в друга, обладают разными величинами и формами: четырех правильных многогранников - куба, тетраэдра, октаэдра и икосаэдра, с которыми соединяются земля, огонь, вода, воздух соответственно. Космос же, как высшее совершенство, имеет форму сферы.

    Система знаний о мире, которую создал Аристотель (384-322 гг. до н. э.), наиболее адекватна сознанию его современников. В нее вошли знания из области физики, этики, политики, логики, ботаники, зоологии, философии. Согласно Аристотелю, истинным бытием обладает не идея (как, например, у Платона), не число (пифагорейская школа), а конкретная единичная вещь, представляющая сочетание материи и формы. Материя - это то, из чего возникает вещь, ее материал, а форма - то, что делает материю вещью. Абсолютно бесформенна только первичная материя, в иерархии вещей лежащая на самом нижнем уровне. Над ней стоят четыре элемента, четыре стихии (земля, вода, воздух, огонь), которые могут переходить друг в друга, вступать во всевозможные соединения, образуя разнообразные вещества. Чтобы объяснить процессы движения, изменения, развития, которые происходят в мире, Аристотель вводит четыре вида причин: материальные, формальные, действующие и целевые. Для Аристотеля не существует движения помимо вещи. На основании этого он выводит четыре вида движения: в отношении сущности - возникновение и уничтожение; в отношении количества - рост и уменьшение; в отношении качества - качественные изменения; в отношении места - перемещение. Виды движения не сводимы друг к другу и друг из друга не выводимы. Но между ними существует иерархия, где первое движение - перемещение. Согласно Аристотелю, движение непрерывно, вечно и для осуществления его должен существовать первый неподвижный и тоже вечный двигатель.

    Велика заслуга Аристотеля в создании формальной логики. Он впервые исследовал все существующие формы дедуктивных умозаключений, представил приемы рассуждений как целостное образование. Учения о доказательстве и категорическом силлогизме стали центральными в его логике. Вместе с тем он вслед за Гераклитом, Зеноном Эгейским и Платоном глубоко разрабатывал диалектику, доведя ее до высшей в античности формы.

    ====================

    Эллинистический период( IV в. до н. э. - I в до н. э.) наиболее яркий в становлении научного знания. Исходя из аристотелевских представлений о первоэлементах, стоики в физику вносят новые идеи: соединение огня и воздуха образует субстанцию, названную «пневмой» (iryEvpa - «теплое дыхание»), обладающей функцией мировой души. Она сообщает индивидуальность вещи, обеспечивая ее единство и целостность, выражает логос вещи, т. е. закон ее существования и развития, мир представляется единым и взаимосвязанным потоком событий, где все имеет причину и следствие.

    Эпикуру (342-270 гг. до н. э.), считавшему, что все вещи потенциально делимы до бесконечности, принадлежит идея того, что реально такое деление превращало бы вещь в ничто, поэтому надо мысленно где-то остановиться. Отсюда атом - это мысленная конструкция, результат остановки деления вещи на некотором пределе.

    В эту эпоху были осуществлены попытки применить математику к описанию физических процессов. Великие эллинские ученые вошли в историю научной мысли: систематизацией имевшихся в то время знаний в области математики - Евклид; разработкой Архимедом теории центра тяжести, теории рычага, изобретением винта для поднятия воды («архимедов червяк»), открытием основного закона гидростатики и разработкой проблем устойчивости и равновесия плавающих тел; формулировкой и решением ряда задач, связанных с применением геометрической статики к равновесию и движению грузов по наклонной плоскости - Герон, Папп и т. д.

    Римская наука (II-I в. до н. э.), по характеристике историков науки, известна в большей степени созданием компилятивных работ, носивших характер популярных энциклопедий. Наиболее известное сочинение этой поры - поэма Тита Лукреция Кара (ок. 99-95 гг. - ок. 55 г. до н. э.) «О природе вещей», в которой дано наиболее полное и систематическое изложение эпикурейской философии. Астроном Клавдий Птолемей (умер около 170 г. до н. э.), применивший математические знания того периода к вычислениям движения планет, построил систему, которая наиболее приближенным образом объясняла движение небесных тел с позиций геоцентрического принципа и поэтому в течение столетий считалась наивысшей точкой развития теоретической астрономии.

    В античности появляются такие системы знаний, которые можно представить как первые теоретические модели, которые порывали с натурфилософскими схемами и претендовали на самостоятельную значимость. Но отсутствие экспериментальной базы не дает возможности рождения подлинно теоретического естествознания.

    3. Научные знания и технические достижения Средневековья.

    В эпоху Средневековья было сделано немало технических открытий, способствовавших развитию науки позднее, многими из этих достижений мы пользуемся, по сей день. Около XI в. появляются первые часы с боем и колесами, а через два века - карманные часы. В это же время была создана современная конструкция рулевого управления, позволившая в XV в. пересечь океан и открыть Америку. Был создан компас. Величайшее значение имело изобретение печатного станка, книгопечатание сделало книгу доступной.

    Таким образом, время, которое считают периодом "тьмы и мракобесия" создавало предпосылки для появления науки. Чтобы сформировалось научное знание, нужно было интересоваться не тем, что необычно, а тем, что повторяется и является естественным законом, т.е. от опоры на обыденный опыт, основывающийся на показаниях органов чувств, перейти к опыту научному, что и произошло постепенно в эпоху Средневековья.

    Основными научными достижениями эпохи средневековья можно считать следующие:

    - Сделаны первые шаги к механистическому объяснению мира. Введены понятия: пустоты, бесконечного пространства, прямолинейного движения.

    - Были усовершенствованы и созданы новые измерительные приборы. Началась математизация физики.

    - Развитие специфических в средневековье областей знания - астрологии, алхимии, магии - привело к формированию зачатков будущих экспериментальных естественных наук: астрономии, химии, физики, биологии.

    Математические достижения

    Арабы существенно расширили античную систему математических знаний. Они заимствовали из Индии десятичную систему исчисления. Она проникла Ближний Восток в эпоху Сасанидов, когда Персия, Египет и Индия переживали период культурного взаимодействия.

    Арабские математики умели также суммировать арифметические и геометрические прогрессии. Они создали единую концепцию действительных чисел путем объединения рациональных чисел и постепенно стёрли грань между рациональными числами и иррациональностями.

    Арабские математики совершенствовали методы решений 2-й и 3-й степеней, решали отдельные типы уравнений 4-й степени.

    Тригонометрия была создана арабскими математиками. В работах аль-Баттани содержится значительная часть тригонометрии, включая таблицы значений котангенса для каждого градуса.

    Достижения в физике

    Из разделов механики наибольшее развитие получила статика, чему способствовали условия экономической жизни средневекового Востока. Интенсивное денежное обращение и торговля, требовали постоянного совершенствовании методов взвешивания, а также системы мер и весов. Это определило развитие науки о равновесии, создание многочисленных конструкций, различных видов весов.

    Развитие кинематикибыло связано с потребностями астрономии в строгих методах для описания движения небесных и «земных» тел. В частности, понятие механические движения используются для объяснения оптических явлений, изучается параллелограмм движений и т.п. Одно из направлений средневековой арабской кинематики - разработки инфинитезимальных методов (т.е. рассмотрение бесконечных процессов, непрерывности, предельных переходов и др.).

    Развивалась динамика, т.е. изучения существования пустоты и возможности движения в пустоте, характер движения в сопротивляющейся среде, механизм передачи движения, свободное падение тел, движение тел, брошенных под углом к горизонту.

    В эпоху позднего средневековья значительное развитие получила динамическая "теория импетуса". "Теория импетуса" способствовала развитию и уточнению понятия силы. Понятие силы в дальнейшем развитии физики раздвоилось на два понятия. Первое - то, что Ньютонназывал "силой" (ma), понимая под силой воздействие на тело, внешнее по отношению к движению этого тела. Второе - то, что Декартназывал количеством движения, т.е. факторы процесса движения (mv), связанные с самим движущимся телом.

    Астрономия.

    Существенный вклад внесен арабскими учёными и в астрономию. Они усовершенствовали технику астрономических измерений, значительно дополнили и уточнили данные о движении небесных тел. Арзахель составил Толедские планетные таблицы (1080). Они оказали значительное влияние на развитие тригонометрии в Западной Европе.

    Вершиной в области наблюдательной астрономии стала деятельность Улугбека. Он построил в Самарканде астрономическую обсерваторию, имевшую гигантский двойной квадрант и много других астрономических инструментов (азимутальный круг, астролябии, трикветры, армиллярные сферы и др.). В обсерватории были созданы "Новые астрономические таблицы", который содержали изложение теоретических основ астрономии и каталог положения 1018 звезд.

    В теоретической астрономии основное внимание уделялось уточнению кинематико-геометрических моделей "Альмагеста", устранению противоречий в теории Птолемея и поиску нептолемеевских методов моделирования движения небесных тел.

    Алхимия в средневековье

    В средневековой алхимии (расцвет пришёлся на XIII-XV вв.) выделялись две тенденции.

    Первая тенденция - мистифицированная алхимия, ориентированная на химические превращения (в частности ртути в золото) и, в конечном счете, на доказательство возможности человеческими усилиями осуществлять космические превращения. В русле этой тенденции арабские алхимики сформулировали идею "философского камня" - гипотетического вещества, ускорявшего "созревание" золота в недрах земли. Это вещество заодно трактовалось и как эликсир жизни, дающий бессмертие.

    Вторая тенденция - была больше ориентирована на конкурентную практическую технохимию. В этой области достижения алхимии несомненны. К ним относят способы получения серной, соляной, азотной кислот, селитры, сплавов ртути с металлами, многих лекарственных веществ, создание химической посуды и др.

    Средневековое мировоззрение постепенно начинает ограничивать и сдерживать развитие науки. Поэтому необходима была смена мировоззрения, которая произошла в эпоху Возрождения.

    Наука эпохи Возрождения

    Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «re/ri» — «снова» или «заново» и «nasci» — «рождённый») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени.

    Примерные хронологические рамки эпохи: начало XIV — последняя четверть XVI века и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и еёантропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

    Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение или Возрождение XII века.

    Общая характеристика

    «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи

    Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.

    Особое значение в становлении Возрождения имело падение Византийского государства и бежавшие в Европу византийцы, взявшие с собой свои библиотеки и произведения искусства, содержавшие множество античных источников, неизвестных средневековой Европе, а также являвшиеся носителями античной культуры, в Византии никогда не забывавшейся. Так, под впечатлением от выступления византийского лектора Козимо Медичи основал Академию Платонаво Флоренции.

    Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

    В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.

    Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканья и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновениеманьеризма и барокко.

    4. Специфика научного знания эпохи Возрождения.

    Наука эпохи Возрождения слабо затронула производительные силы, развивавшиеся по пути постепенного совершенствования традиции. В то же время успехи астрономии, географии, картографии послужили важнейшей предпосылкой Великих географических открытий, приведших к коренным изменениям в мировой торговле, к колониальной экспансии и революции цен в Европе. Достижения науки эпохи Возрождения стали необходимым условием для генезиса классической науки Нового времени.

    Однако эпоха Возрождения (особенно 16 в.) отмечена уже крупными научными сдвигами в области естествознания. Его развитие, непосредственно связанное в этот период с запросами практики (торговля, мореплавание, строительство, военное дело и др.), зарождавшегося капиталистического производства, облегчалось первыми успехами нового, антидогматического мировоззрения. Специфической особенностью науки этой эпохи была тесная связь с искусством; процесс преодоления религиозно-мистических абстракций и догматизма средневековья протекал одновременно и в науке и в искусстве, объединяясь иногда в творчестве одной личности (особенно яркий пример - творчество Леонардо да Винчи - художника, учёного, инженера). Наиболее крупные победы естествознание одержало в области астрономии, географии, анатомии.

    Великие географические открытия (путешествия Х. Колумба, Васко да Гамы, Ф. Магеллана и др.) практически доказали шарообразность Земли, привели к установлению очертаний большей части суши. Открытия, означавшие революционный переворот в науке, были сделаны в середине 16 в. в области астрономии: с гелиоцентрической системы мира великого польского астронома Н. Коперника, подрывавшей самые основы религиозного взгляда на мир, «... начинает своё летосчисление освобождение естествознания от теологии...» (Энгельс Ф., в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 347). Плеяда анатомов Падуанского университета во главе с А. Везалием заложила в 16 в. основы научной анатомии, начав систематические анатомические вскрытия. Испанский учёный М. Сервет близко подошёл к открытию круговорота крови в организме. В медицине происходит пересмотр взглядов, господствовавших в средние века, создаются новые методы лечения болезней (основатель ятрохимии Парацельс и др.). Ряд открытий был сделан в математике, в частности в алгебре: найдены способы решения общих уравнений 3-й и 4-й степени (итальянские математики Дж. Кардано, С. Ферро, Н. Тарталья, Л. Феррари), разработана современная буквенная символика (французский математик Ф. Виет), введены в употребление десятичные дроби (голландский математик и инженер С. Стевин) и др. Дальнейшее развитие получает механика (Леонардо да Винчи, Стевин и др.). Растет объём знаний и в других областях науки. Так,

    Великие географические открытия дали огромный запас новых фактов не только по географии, но и по геологии, ботанике, зоологии, этнографии; значительно вырос запас знаний по металлургии и минералогии, связанный с развитием горного дела (труды немецкого учёного Г. Агриколы, итальянского учёного В. Бирингуччо), и т. д. Первые успехи в развитии естественных наук, ренессансная философская мысль подготовили становление экспериментальной науки и материализма 17-18 вв. Переход от ренессансной науки и философии (с её истолкованием природы как многокачественной, живой и даже одушевлённой) к новому этапу в их развитии - к экспериментально-математическому естествознанию и механистическому материализму - совершился в научной деятельности английского философа Ф. Бэкона, итальянского учёного Г. Галилея.


    написать администратору сайта