Представители
| ОВФ1
| ОВФ2
|
Идеалисты
| Материалисты
| Дуалисты
| Гностики
| Агностики
| Скептики
|
ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И РИМА
|
Милетская школа – первая материалистическая школа
|
Фалес
|
| Первоначало – это то, что лежит в основе всех вещей и само вечно, едино, неизменно и познаваемо разумом. Вода – первоначало всех вещей и их первнооснова. (пища всех существ влажная и само тепло возникает из влаги и живет ею)
|
| Не рассматривали вопрос гностицизма
|
Анаксимандр
|
| Первоначало всего сущего – апейрон-беспредельное (великое Ничто)
|
|
Анаксимен
|
| Первоначало всего сущего – воздух
|
|
Эфесская школа
|
Гераклит
|
| В качестве первоосновы мира выдвигает огонь – Логос. «Наш мир, космос не создал никто из Богов, никто из людей, но он всегда был, есть и будет – живой огонь, закономерно-воспламеняющийся и закономерно-угасающий».
|
| Заложил основы концепции вторичных качеств, имеющей и поныне важное значение для выяснения сущности мироустройства и познавательных способностей человека
|
|
|
Элейская школа
|
Ксенофан
Парменид
Зенон
|
| Центральной категорией философии элеатов является бытие. Кроме него ничего не существует. Мышление – часть бытия, ибо нельзя мыслить ни о чем.
|
|
|
| «Если бы даже случайно кто-нибудь и высказал подлинную истину, то он и сам, однако, не знал бы об этом. Ибо только мнение - удел всех»
|
Пифагорейская школа
|
Пифагорейцы
| Перооснова мира – число. Пифагорейцы хоть и абсолютизировали числа, достигли немалых успехов в своих поисках гармонии, удивительно красивой количественной согласованности, которая пронизывает все сущее, прежде всего явления Космоса. Гармония Вселенной обусловлена мерой и числом, математической пропорциональностью
|
|
| Познать мир можно через числа
|
|
|
Атомисты
|
Левкипп
Демокрит
|
| Левкипп утверждал, что вечный материальный мир состоит из неделимых атомов и пустоты, в которой эти атомы движутся. Демокрит истинным миром считал бесконечную, объективную реальность, состоящую из атомов и пустоты. Атомы неделимы, неизменны, качественно однородны и отличаются друг от друга лишь внешними, количественными чертами: формой, величиной, порядком и положением.
|
| О значении, которое Демокрит придавал чувственному познанию, свидетельствует и его концепция так называемых эйдолов, или образов. Эйдолы возникают где-то между объективной вещью и соответствующим органом чувств субъекта восприятия.
|
|
|
Афинская школа
|
Сократ
| Первооснова – познание. Познание «естества» человека, мышления и образа жизни, а также первоисточника его дел и поступков. «Познай самого себя» - понимая, что человек не знает себя, не знает своих основ и убеждений, а в большинстве своем их даже не имея Сократ обращается к человеку с призывом Познать (Узнать ) себя.
|
|
|
| «Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого
|
|
Платон
| Платон является основателем объективного идеализма. Считал, что первооснова не может быть материальной. Первооснова богата содержанием - это мысль, идея.
Первоосновой у Платона выступает мир идей. Идеи рассматриваются как некоторые нематериальные сущности. Они существуют в особом месте (некая Гиперурания).
|
|
|
| Когда человек пребывает в ином мире, он получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины. Когда же человек вновь рождается в мире материальном, то знание этих истин остается в его душе как воспоминание. Поэтому, согласно философии Платона, единственный для человека способ знать — это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей — через красоту, любовь или справедливые дела — то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти
|
|
Аристотель
| Он полагает, что есть «причина причин», «форма форм». Это Космический Ум, или Нус, Бог. Он не творит природу и не вникает в частности. Этот Бог не существует за пределами нашего мира. Бог – в самом мире как план, проект Космоса, как Перводвигатель, хотя сам он и не подвижен. Он не материален, это духовный Абсолют. Это чистая энергия, чистая деятельность.
|
|
| Изучение бытия возможно лишь с помощью логики (органон – орудие для изучения бытия). Логика имеет методологическое значение для познания.
|
|
|
Эпикуреизм
|
Эпикур
|
| Эпикур стал продолжателем традиций атомистического учения, дополнив его понятиями: атомного веса, криволинейности, случайности движения атомов и др.
|
| Вещи постигаются посредством души, состоящей из особо тонких и подвижных атомов. Так как душа "разлита" по всему телу, то ощущения вызывают движения частиц души, находящиеся поблизости, а те передают его другим. Образ предмета в душе остается в мысли. Память есть сохранение этого образа; процесс познания состоит в мысленном сравнении одного образа с другими. При этом индивидуальные черты объектов стираются, остается общее – именно так образуются понятия.
|
|
|
Скептицизм
|
Пиррон
|
| Скептики являются стихийными материалистами. Всё существующее возникло из нескольких изначальных стихий, материальных по своему характеру.
|
|
|
| Скептицизм предлагает следующее положение — воздержание от суждений. Необходимо отказаться от убеждений в том, что человеку доступна истина. Никакое суждение не может быть истинным. Скептики используют аргументацию: от субъекта, от объекта, от соотношения субъекта и объекта. Единственное, что вытекает для человека — это запрет на суждения и достижение атараксии, невозмутимости.
|
Стоицизм
|
Эпиктет
Ксенофан
Марк Аврелий
| Стоики стояли на позициях пантеизма. Бог—Логос, Логос—природа. Логос у стоиков тождествен материи и Богу и одновременно божественному разуму. Все люди мира причастны Логосу. По давней античной традиции огонь считался стоиками основным элементом мироздания.
|
|
|
|
СРЕДНИЕ ВЕКА
|
Патристика
|
Августин Блаженный
| Бог есть Воля. Бог есть высшее Благо. Посредством своей Воли, нацеленной на Благо, Бог создает все предметы природы, все души людей и такие бестелесные существа, как ангелы.
|
|
| Августин считал, что у человека есть два источника знаний: чувственный опыт и вера. «Познай Бога и собственную душу, Бога – через душу, душу – через Бога». Углубление в себя есть путь к Богу.
|
|
|
Схоластика
|
Фома Аквинский
| Развивал пять "онтологических" доказательств бытия Бога в мире. Они сводятся к следующему: Бог есть "форма всех форм"; Бог есть перводвигатель, т.е. исток всего; Бог - высшее совершенство; Бог - высший источник целесообразности; от Бога исходит закономерный, упорядоченный характер мира.
|
|
| Вера должна определять пути движения разума, а не разум должен направлять веру.
|
|
|
Средневековая философия мусульманского Востока
|
Аль-Фараби
| Первопричина — это бог. Только ему присуща единственность, тогда как остальным началам — множественность. Фараби ограничивает власть бога путём отстранения его от вмешательства в природу
|
|
| Проблема познания вытекает из его общего учения о человеке и связана с рассмотрением человека как существа, отдалённого от природы, как субъекта по отношению к природе — объекту. Во взаимоотношениях с окружающей природой человек выступает как познающий субъект, а природа — как объект познания. Человек все свои знания получает извне, в процессе познания окружающих его явлений. Для этого он наделён множеством средств и способностей: ощущениями, памятью, представлением и самое главное — разумом.
|
|
|
Ибн Сина
| Абсолютно необходимым является первопричина всего существующего, самый Абсолют или Бог. Он – начало всего, он – всё, он – вечен.
|
|
| В философской повести 'Живой, сын Бодрствующего' Ибн Сина в аллегорической форме излагает учение об активном 'уме' (аристотелевско-неоплатонический нус), который ведет человека по пути познания высших абстрактных истин.
|
|
|
Ибн Рушд
| Бог является первым Двигателем, воздействующим на все сущее и делающим потенциальное актуальным. Бог имманентен миру, будучи метафизической причиной физического порядка. При этом сам мир понимается как сотворенный и вечный. Он сотворен, поскольку имеет Бога своей производящей, формальной и целевой причиной, однако он не имеет начала во времени. Поскольку мир есть вечный акт вечного Бога, он по необходимости сам обладает атрибутом вечности.
|
|
| Ибн Рушд выступил последовательным сторонником знания, полученного строго доказательным путем, знания аподейктического, противопоставляя его как истинное другим видам знания – риторике и диалектике.
|
|
|
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖЕНИЯ
|
Дж.Бруно
|
| Признает первичность материи. Субстанция всех вещей – минимум, «неделимое начало». Различают минимумы: в философии – монада, в физике – атом, в геометрии – точка
|
| Познание безгранично. Источник его – разум.
Познание является правильным, если оно основано на изучении природы. Истинное знание может быть дано лишь наукой.
|
|
|
Галилео Галилей
|
| Механистический материалист.
Отстаивал учение о первичности материи и утверждал, что материальный мир находится в состоянии вечного движения и изменения.
Материю Галилей представлял как вполне реальную, телесную субстанцию.
|
| Подлинную цель науки Галилей видел в отыскании причин явлений. Он считал, что познание внутренней необходимости явлений есть высшая ступень знания. Исходным пунктом познания природы Галилей считал наблюдение, основой науки — опыт.
|
|
|
Коперник
|
| Земля не является центром
Вселенной (отвергался геоцентризм); Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля
вращается вокруг Солнца; все космические тела движутся по собственной траектории; космос бесконечен; процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены "священного" смысла.
|
| Считал, что мир познается с помощью разума.
|
|
|
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
|
Эмпирики
|
Ф.Бэкон
|
| Основоположник материализма и эмпиризма, рассматривал материю как совокупность бесчисленного множества частиц, а природу – как совокупность тел.
|
| Разрабатывал эмпирическую теорию познания, признающую чувственные ощущения источником знания и предполагающую, что содержание знания может быть либо представлено как описание этого ощущения, либо сведено к нему.
|
Т.Гоббс
|
| Нет ничего бестелесного. Мир – единая материальная субстанция. Материя – высшая и единственная субстанция, которая отражается в сознании человека.
|
| Источником познания являются внешние чувства. Опыт дает лишь вероятное знание, достоверное знание человек получает на рациональном уровне с помощью знаков, общих идей.
|
|
|
Дж.Локк
| Под субстанцией Локк понимает как отдельные вещи (железо, камень, человек), представляющие примеры эмпирических субстанций, так и философские понятия – материя, дух (универсальны, их основа непознаваема)
|
| Разрабатывал сенсуалистическую теорию познания. Познание внешнего мира возможно посредством чувственного восприятия.
Чувственный опыт – естественный источник всех идей. Человек рождается подобно чистой доске, на которой постепенно отражается информация от органов чувств.
|
|
Дж.Беркли
| Субъективный идеалист
Материя в смысле ее существования как чего-то объективного, субстанционального не имеет смысла, так как вне сознания человека нет ничего. Есть лишь духовное бытие, в котором он выделяет идеи как некоторые воспринимаемые человеком качества (пассивны, существуют в человеке в виде страстей и ощущений) и души, которые выступают как активное начало.
|
|
| Основа познания – ощущения, которые дает опыт. Идеи – ощущения или результаты воздействия разума на ощущения. Они не имеют внешней причины и существуют лишь в познающем разуме. Существовать – значит быть воспринимаемыми.
|
|
|
Д.Юм
| Субъективный идеалист.
Бытие мира составляют идеи и ощущения, рождающиеся в разуме. Ум замкнут в границах восприятия, составляющих основу его содержания и не может узнать, что за ними находится. Поэтому нельзя утверждать о существовании материальной (внешней уму) субстанции.
|
|
|
|
| Определенно человек может знать только непосредственные познания чувственного опыта. У человека нет возможности определить меру соответствия его представлений и понятий объективной действительности. Невозможно говорить также о существовании действительности. Для человека есть только его чувственный личный опыт, вне которого ни в чем нельзя быть уверенным, ничего нельзя доказать.
|
Рационалисты
|
Р.Декарт
|
|
| Мышление (неделимая субстанция) и материя (делимая до бесконечности субстанция) равноправны и независимы друг от друга.
|
|
| Основу мышления составляет принцип сомнения.
|
Б.Спиноза
| Пантеистический монист, существует единая субстанция, заключающая в себе окружающий мир (природу) и бога.
| Выделяет три ступени познания:
Познание в чистом виде, которое непосредственно исходит из разума человека и не зависит ни от каких внешних причин
Познание, полученное в результате деятельности разума
Чувственное познание окружающего мира (полученное знание будет недостоверно, неполно, недоказуемо и поверхностно).
|
|
|
Г.Лейбниц
| Развил плюралистическую концепцию объективного идеализма. Существует бесчисленное множество духовных субстанций вещей – монад, они бессмертны и нетождественны. Высшая монада – бог – осуществляет движение всеми монадами.
| В теории познания Лейбниц предпринял попытку найти компромисс между рационализмом и эмпиризмом. Лейбниц стремится преодолеть недостатки эмпиризма. Он принимает положение эмпирической теории познания, согласно которой чувства необходимы для познания. Но истину, ее необходимость и всеобщность невозможно раскрыть только путем опыта и ощущений. Лейбниц согласен с известной формулой эмпиризма: в разуме нет ничего такого, чего бы не было ранее в ощущениях, но дополняет следующей фразой: «Кроме самого разума», т. е. в разуме есть способность к мышлению и образованию идей.
Итак, по Лейбницу, существует два источника знаний: чувства и разум.
|
|
|
Немецкая классическая философия
|
Иммануил Кант
| В «Критический период»
интерес Канта сместился на вопросы гносеологии и антропологии и таким образом, Кант разрешает спор между эмпириками и рационалистами.
| В «докритический период» выступает как материалист и развивает идею о происхождении Вселенной из гигантской газовой туманности.
|
|
| Мы знаем вещи не такими, какими они являются сами по себе, а лишь те изменения, которые они производят в нашем сознании. (Ошибка Канта – представление о предмете и сознании как двух изолированных реальностях). Человеческие ощущения – есть нечто «закрытое» и непроницаемое для свойств внешних вещей. Ограниченность и конечность человеческого опыта.
Вещь в себе.
|
|
Иоганн Готлиб Фихте
| Субъективный идеализм.
• отвергает саму идею "вещей в себе" — непознаваемой разумом внешней реальности;
• единственной реальностью провозглашает внутренне, субъективное, человеческое "Я", в котором заключается весь мир (то есть объединяет бытие и мышление путем помещения бытия внутрь мышления, причем субъективного, перенесения субъекта в объект);
• считает, что жизнь окружающего мира происходит только внутри субъективного "Я";
• вне мышления, вне "Я" самостоятельной окружающей действительности нет;
• само "Я" — не просто сознание человека, это движение, творящая сила, вместилище окружающего мира, наддействительность, фактически высшая субстанция (по аналогии с высшей субстанцией — Богом в философии Декарта и Спинозы).
"Я" имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые Фихте описываются диалектически по схеме "тезис — антитезис — синтез", а именно:
• Абсолютное Я полагает само себя ("Я" полагает Я);
• "Я" полагает (образует) "не-Я" — внешнюю окружающую действительность (антитезис);
• "Я" (активное творение, начало, субъект, сознание человеческой личности) взаимодействует с "не-Я" (пассивным началом — окружающим миром) внутри Абсолютного Я (вместилища, высшей субстанции).
Взаимодействие между "Я-человеком" и "не-Я" — окружающим миром внутри "Абсолютного Я" — субъективного духа может быть:
• практическим (от "Я" — к "не-Я"; "Я" — творит, определяет "не-Я", основной вид взаимодействия);
• теоретическим (от "не-Я" к "Я" — второй, более редкий вид взаимодействия, эмпирический, передача опыта, информации из "не-Я" — окружающего мира - в "Я" (конкретное сознание).
|
|
| Последовательность его позиции объективно ведет к полному агностицизму, но философская цель Фихте вовсе не сводите я к этому. Наоборот Фихте явно стремится преодолеть именно кантонский агностицизм, непознаваемость вещей в себе. И он это осуществляет и радикально субъективистской форме, оспаривая не познаваемость вещей в себе, а их существование. Он рассматривает весь мир как "полагаемый" посредством Я (которое у него не идентично эмпирическому сознанию отдельного человека) и поэтому полностью познаваемый для этого воображаемого, мистифицированного субъекта философии. Согласно Фихте, Я создало весь мир и потому способно познать весь мир, потому что вне этого, полагаемого посредством Я мира не существует и не может существовать ничего более.
|
|
|
Фридрих Вильгельм Иосиф Шеллинг
| Объективный идеализм.
В своей натурфилософии Шеллинг дает объяснение природы и делает это с позиций объективного идеализма. Суть философии природы Шеллинга в следующем:
• прежние концепции объяснения природы ("не-Я" Фихте, субстанции Спинозы) неистинны, поскольку в первом случае (субъективные идеалисты, Фихте) природа выводится из сознания человека, а во всех остальных (теория субстанции Спинозы и др.) дается ограничительное толкование природы (то есть философы пытаются "втиснуть" природу в какие-либо рамки);
• природа есть "абсолютное" — первопричина и первоначало всего, охватывающее все остальное;
• природа есть единство субъективного и объективного, вечный разум;
• материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями абсолютного разума;
• природа есть целостный организм, обладающий одушевленностью (едины живая и неживая природа, материя, поле, электричество, свет);
• движущей силой природы является ее полярность - наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие
|
|
| Шеллинг ставит проблему познания объективного внешнего мира, и прежде всего природы. При этом он практически заимствует все те агностические аргументы, которые приводит Кант в своей "Критике чистого разума" в связи с познанием того, что он называет "миром явлений". Задача, сформулированная Шеллингом, заключается в том, чтобы на основании этой теории познания, приводящей к антиномии познания мира явлений, создать более совершенный способ познания, который бы и обосновывал, и
Гарантировал адекватное познание объективной действительности, сущности объективного мира. То, что у Канта было гипотетическим требованием, у. Шеллинга становится существующей действительностью, интеллектуальной интуицией, являющейся органом человеческого познания, адекватным постижением объективной действительности, выявлением того, что объективная действительность (Природа) и человеческое познание являют собой два потока одной и той же реки, которые приходятся к осознанию их адекватности в интеллектуальной интуиции.
|
|
|
Георг Вильгельм Фридрих Гегель
| Абсолютный идеализм.
Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие — абсолютной идеи.
Абсолютная идея - это:
• единственно существующая подлинная реальность;
• первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;
• Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.
Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение.
Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, отчуждает себя в виде:
• окружающего мира;
• природы;
• человека;
• а затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух — отчуждение — окружающий мир и человек — мышление и деятельность человека — реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека — возвращение Абсолютного духа к самому себе.
Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он — носитель абсолютной идеи. Сознание каждого человека — частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть "конечный дух" Мирового духа.
Через человека Мировой дух:
• проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;
• целенаправленно и закономерно движется — действия, поступки человека, ход истории;
• познает себя через познавательную деятельность человека;
• творит — в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.
|
|
| Гегель признает бытие познаваемым и, следовательно, полностью отвергает кантовскую идею непознаваемости “вещи в себе”.
|
|
|
Людвиг Фейербах
|
| Антрополог. Материализм
Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого были:
• полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;
• попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;
•материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;
• большой интерес к социально-политическим вопросам;
• убеждение в познаваемости окружающего мира
Теория антропологического материализма. Суть: • единственно существующими реальностями являются природа и человек;
• человек является частью природы;
• человек есть единство материального и духовного;
• человек должен стать главным интересом философии;
• идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;
• Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог — плод воображения человека;
• природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;
• все, что нас окружает (предметы, явления), — различные проявления материи.
|
| Окружающий мир познаваем, а познавательные возможности разума безграничны. Однако безграничность возможностей познания разума наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса.
Суть данной идеи (о постепенном увеличении познавательных способностей разума и в перспективе их бесконечности) философ выразил словами: "То, что не познаем мы, познают наши потомки".
Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом. Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и уравнении эмпирического и рационального подходов.
|
|
|
РУССКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ
|
Владимир Сергеевич Соловьев
|
|
| Дуализм мира и Бога отмечен печатью необходимости. Метафизика Соловьева пантеистична, в этом причина внутреннего искривления христианского учения о Богочеловеке.
Основными идеалами его философии были:
• идея всеединства — объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.);
• идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности — право, высший — любовь);
• идея прогресса — как всеобщей связи поколений;
• идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, к которой должно стремиться человечество;
• идея Бога как выражения добра;
• идея "богочеловека" — жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности;
• идея Софии — всеобщей Божественной мудрости.
| Различимы три основных источника познания: опыт, разум и «мистическая сфера», которые соответствуют трем видам бытия: явление, идеальная сфера и абсолютное бытие. Метафизическая сущность не дана нам непосредственно. Но нельзя руководствоваться и чисто рассудочным (логическим) познанием. Именно мистическое знание дает логическому мышлению разумность, а опыту – реальность. Таким образом, мы познаем двумя способами: извне – эмпирически или рационально и изнутри – мистически, безусловно. Вера делает возможным иное познание, без нее опыт бы сводился к субъективным переживанием, а понятия не мыслились бы нами объективно.
|
|
|
Николай Александрович Бердяев
| Первоосновой мира Бердяев считает не бытие, а свободу. Из этой свободы Бог и создает человека – свободное существо. Свобода, будучи иррациональной по своей природе, может поэтому вести как к добру, так и к злу. Согласно Бердяеву, зло – это свобода, которая оборачивается против самой себя, это порабощение человека идолами искусства, науки и религии. Они порождают отношения рабства и подчинения, из которых возникла человеческая история.
|
|
| Сущность кризиса заключается в отрицании всей новой и новейшей философией главной цели познания -соединения познающего с бытием. Познание самого бытия оказывается невозможным. В такой философии познающий человек - субъект -и объект познания - бытие - безнадежно разделены. Философия стала научной, она выродилась и утратила черты подлинной философии.
|
|
|
Михаил Васильевич Ломоносов
|
| Заложил основы материалистической традиции в русской науке и философии, выступил против мистицизма и идеализма, проложил новые пути в науке, соединяя смелые эксперименты и поиски с глубокими теоретическими обобщениям. Законы природы, по Ломоносову, естественного происхождения. Им подчинены и мировые тела, и мельчайшие частицы, из которых складываются тела. Все, что есть или совершается в телах, обусловливается сущностью самих тел, естественными законами.
|
|
|
| +
|
Западники
(А.И. Герцен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский)
| По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации, "уникального" исторического пути России нет. Россия просто отстала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе.
Благо для России — освоить западные ценности и стать нормальной цивилизованной страной.
Философскую основу западничества составляло левое гегельянство. При этом, однако, западниками решительно отвергался гегелевский объективизм и панлогизм. Признавая объективный характер естественноисторического процесса, западники подчеркивали его векторный характер, однонаправленность. История в этом свете становилась своего рода воплощением идеи прогресса. Конечной целью истории провозглашалось создание таких общественных отношений, которые обеспечат свободу и гармоничное развитие человеческой личности. Отсюда вытекали негативные оценки российского самодержавия как препятствия на пути социального прогресса, осуждение крепостничества, неприятие идеологии «официальной народности» и т.д.
|
|
|
|
|
|
Славянофилы (А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья КС. и И.С. Аксаковы)
| Согласно славянофилам основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запада.
По их мнению, любые реформы, попытки насадить на русскую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически.
Стремились опровергнуть немецкий тип философствования и выработать на основе исконно отечественных идейных традиций особую русскую философию.
В центр новой философии Иван Киреевский ставил принцип непротиворечивой цельности, устранения болезненных противоречий между умом и верой, истиной духовной и естественно-жизненной. Религии, несмотря на достижения западноевропейского либерализма и рационализма, должны быть возвращены все права духовного лидера.
Алексей Хомяков считал истинной христианской религией православие: в католицизме есть единство, но нет свободы, в протестантизме, напротив, свобода не подкрепляется единством. Только для православия характерна соборность, или общинность, сочетание единства и свободы, опирающееся на любовь к Богу.
|
|
|
|
|
|
Ленин
|
| Диалектический материализм, т.е развитие марксистского учения о материи, познании, абсолютной, относительной и объективной истине, о единстве диалектики, логики и теории познания.
Проблема материи.
Проблема истины
Проблема всеобщего метода познания.
|
|
|
| В.И. Ленин положительно поздний скептик, рассматривая его тропы как «зародыш диалектического материализма», направленный против абсолюта.
|
Плеханов
|
| Диалектический материализм
В труде “К вопросу о роли личности в истории” Плехановым был дан образец материалистического решения проблемы роли выдающихся людей в истории общества. При этом он подчеркивал, что личности становятся великими тогда, когда они в своих действиях выражают объективную необходимость, имеющую место в ходе истории.
|
| Диалектический метод ведет к познанию общественной жизни
|
|
|