Главная страница
Навигация по странице:

  • Государство Караханидов (942-1210)

  • Мавзолеи

  • Ахмеда Иугнеки

  • «Дар истины» («Хибат ал(ул)- хакайык»).

  • Ахмеда Йасауи

  • XIII века

  • В. Бартольд, Л. Гумилев, Хара-Даван

  • Государство Хорезмшахов

  • Ануштегинидов в 1097-1221 годах

  • XIII веке

  • Сарай-Бату

  • Узбек

  • Наследие турков. Культурное наследие тюрков.. Презентация по курсу Культурология


    Скачать 1.92 Mb.
    НазваниеПрезентация по курсу Культурология
    АнкорНаследие турков
    Дата21.10.2021
    Размер1.92 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаКультурное наследие тюрков..pptx
    ТипПрезентация
    #252600

    Презентация по курсу «КульТУРОЛОГИЯ»


    Выполнили: Ахметова Айгерим

    Махмутова Малика

    Кабибуллаулы Кабыкен

    Турсунметова Диана

    Государство Караханидов (942-1210) включало в себя территорию Мавераннахра (столица Самарканд) и Жетысу

    (Столица Баласагун) и состояло из двух владений.

    Период караханидского господства в Казахстане характеризуется сдвигами в экономической и культурной жизни тюркоязычных племен.

    На его территории заметным становится оседание тюрков-кочевников. Развивались поселения и города, соответственно и городская культура.

    Всемирно-известными памятниками архитектурного зодчества периода Караханидов являются мавзолей.

    Мавзолеи – это крытые монументальные надгробные сооружения. Свой первоначальный строительный вид до сих пор сохранили мавзолеи Бабаджи-

    Хатун и Айша-Биби, возведенные в Х–ХII веках. Они расположены в 18 км западнее города Тараза.

    Судя по народной легенде, девушка-красавица Айша-Биби жила, примерно, в XI–XII веках. Она была невестой Карахана, прозванного Аулие-ата (Святым старцем), и погибла от укуса змеи. Узнав об этом печальном известии, Карахан срочно возвратился из военного похода, по его приказу над могилой

    Айша-Биби был возведен величественный мавзолей.

    Ислам был объявлен государственной религией. Распространение исламской религии началось в период

    арабских вторжений в Среднюю Азию и Казахстан. В городах стали возводить мечети, изучать основы ислама и чтение Корана.

    Начинается сложение новой тюркской письменности на основе арабской графики. Мусульманскую

    литературу на тюркском языке обогатили произведения Юсуфа Баласагуни, Махмуда Кашгари, Ходжа Ахмета Яссави.

    Ходжа Ахмед Йасауи родился в городе Сайрам. Его отец Ибрагим был известным ученым. Мать Айша являлась дочерью шейха Мусы. Ахмед рано остался сиротой, лишившись матери и отца. Он воспитывался у своей сестры Гаухар-Шахназ.

    Грамоте он обучился у отца. Позднее освоил каноны исламской религии. С детских лет он жил в городе Туркестан (другое его название Йасы)

    Ходжа Ахмед Йасауи в народе стал известен как автор сборника стихов

    «Диуан-и-хикмет» («Книга о премудрости»). Она написана на тюркском языке арабским алфавитом. В этом труде автор проповедует любовь к Всевышнему, смирение и аскетизм, призывает людей быть честными, дружными, относиться друг к другу с любовью и терпением. Поэт беспощадно бичует несправедливость окружающего мира и изворотливых и алчных подхалимов.

    Годы рождения и смерти Ахмеда Иугнеки неизвестны.

    Настоящее его имя – Адиб Ахмед Махмудулы. Его родной город – Иугнек. По мнению археологов, он находился близ города Туркестан.

    Еще при жизни поэт был прозван в народе «поэтом поэтов, предводителем мудрецов». До нас дошла его знаменитая книга «Дар истины» («Хибат ал(ул)- хакайык»). В ней поэт призывал людей быть добросердечными, вести честную жизнь, не делать зла другим людям
    Одним из великих поэтов – учеников Ахмеда Йасауи – является Сулеймен Бакыргани, известный в народе как

    Хаким-ата. В своих стихах поэт воспевал добрые человеческие отношения между людьми.

    Достоверной биографии Бакыргани не существует. Основными источниками

    информации выступают анонимное

    рисале (поучение) «Хаким-Ата китаби»,

    опубликованное в 1898

    году К. Г. Залеманом под названием

    «Легенда про Хаким-Ата», и жизнеописание шейха из сочинения 1503 года «Рашахат 'айн аль-хайат» (Капли из источника вечной жизни) Фахр ад-Дина Али бин Хусейна Ваиза Кашифи.

    В начале XIII века

    территория Казахстана и Средней Азии подверглась нашествию монгольских войск под руководством Чингис- хана и его сыновей.

    Целая плеяда историков (В. Бартольд, Л. Гумилев, Хара-Даван и др.) пришла к совершенно иным выводам.


    Большая часть бытующих ныне штампов о монгольских завоеваниях и их значении в истории связано с пренебрежением к изучению этого сложного и противоречивого явления.

    Европоцентристские взгляды западных и русских исследователей особенно ярко проявились именно в этом вопросе.

    Господствовало суждение о них как государствах- угнетателях, любой положительный факт по отношению к ним казался немыслимым и подвергался сомнению.

    В. Бартольд писал: «Доказано, что несмотря на произведенные монголами опустошения, первое время существования монгольской империи было временем экономического и культурного расцвета для всех областей, которые могли воспользоваться последствиями широко развившейся при монголах караванной торговли и более тесного, чем когда-либо прежде и после, культурного общения между западной и восточной Азией».

    Эренжен Хара-Даван писал, что монгольские завоевания не были нашествием диких орд и монголы не были

    «дикарями»,

    «варварами», иначе они не могли бы одержать победу над народами старых культур двух континентов и создать небывалую в мировой истории империю.

    Государство Хорезмшахов – название центрально- азиатского государства Хорезм, принятое в востоковедении,

    находившееся в низовьях Амударьи и управлявшееся династией Ануштегинидов в 1097-1221 годах.

    Хорезмшахи правили значительной частью Мавераннахра и Хорасана, сначала как вассалы сельджуков и каракитаев, а затем как независимые правители, вплоть до монгольского

    вторжения в Хорезм в XIII веке.

    Золотая Орда – одно из крупных государств, созданное на месте улуса Джучи. В период правления сына джучи – хана Бату территория Орды простиралась от Алтайских гор на востоке до низовий реки

    Дунай на западе. Вначале столицей был Сарай-Бату, расположенный в нижнем течении Волги. Затем она была переведена в Сарай-Берке. Вначале новое государство в письменных источниках именовали по- старому – улус Джучи, или улуг улус (великий улус). В русских источниках название Золотая Орда появилось лишь в конце ХVI века.

    Благодаря особому покровительству ханов на территории Улуг Улуса стали открывать торговые фактории западно-европейских стран, особенно Генуи и Венеции. Эти фактории быстро перерастали в крупные городские центры - Кафа (современная Феодосия), Солдайя (Судак), Чембала (Балаклава). Генуэзские колонии обладали автономией, занимались торговлей между странами Европы и Улуг Улусом. Эти колонии просуществовали до конца V в. и сыграли значительную роль в торговом и культурном взаимоотношении народов мира.

    вся культурная жизнь Золотой Орды разделялась на две заметно отличавшиеся части – кочевую и оседлую. И все же оба эти уклада не противостояли друг другу как в хозяйственной, так и в культурной жизни. Взаимопроникновение и единение кочевого и оседлого начал в первую очередь строилось на фундаменте духовной

    культуры (язык, письменность, фольклор, религия).

    Юрты в Золотой Орде были двух типов: разборные и неразборные. Основу первых составляли решетчатые щиты стен (6–8 щитов и больше) и специально выгнутые тонкие прутья крыши, которые

    упирались в центральный деревянный круг, служивший дымовым отверстием. В зависимости от богатства и знатности владельца юрта покрывалась черным или белым войлоком, иногда украшенным яркими аппликациями. Средний диаметр такого жилища 5–6 м. Это было жилище бедных и средних слоев населения, оно быстро разбиралось и легко перевозилось на верблюде или лошади.

    Кочевое хозяйство накладывало отпечаток и на одежду населения Золотой Орды. Все путешественники единодушно отмечали, что платье мужчин и женщин

    сшито одинаковым образом. Лишь платье девушек немного длиннее мужского. Летом все население носило халаты, которые по монгольской традиции застегивались на правом боку, в отличие от тюрок, у которых застежка находилась слева.

    Путешественники из мусульманских стран постоянно подчеркивают одну непривычную для них деталь в женском костюме - отсутствие паранджи. Более того, на ханских приемах рядом с правителем всегда находилась жена (а порой и не одна) с открытым лицом. При этом она могла принимать участие в общих беседах и ее суждения были достаточно авторитетными, а в некоторых вопросах и решающими.

    Такое было совершенно немыслимым в странах классического ислама, что свидетельствует о заметной роли женщины (по крайней мере знатной) в общественной жизни Золотой Орды.

    В течение примерно 70 лет в религиозной жизни Золотой Орды господствовало

    языческое многобожие в форме шаманизма. Подавляющее большинство населения поклонялось вечному синему небу, солнцу, луне, огню, воде и земле.

    В 1312 году хан Золотой Орды Узбек объявил ислам государственной религией

    государства.


    написать администратору сайта