Главная страница

Доклад РМО филологов. РМО Курганова 25.02. Приёмы формирования читательской грамотности при работе с текстом


Скачать 81.04 Kb.
НазваниеПриёмы формирования читательской грамотности при работе с текстом
АнкорДоклад РМО филологов
Дата01.06.2022
Размер81.04 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРМО Курганова 25.02.docx
ТипДокументы
#562196



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Садовская средняя школа»

Представление опыта работы по теме:

«Приёмы формирования читательской грамотности при работе с текстом»

Учитель русского языка и литературы

Курганова Ольга Ивановна.

2022 год
«Функционально грамотный человек – это человек,  который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Сегодня обучение чтению и письму в школе должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Формирование навыков и умений невозможно без решения следующих задач:

- осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);

- уметь извлекать информацию из разных источников;

- учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета;

- уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;

- уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов.

Текстовая деятельность особенно трудна, так как в ней отражается не только знание языковой системы, единиц и правил их изменения и сочетания, но и владение механизмом порождения и восприятия речевых сообщений с учетом целей и задач общения, фактора адресата, сферы общения, условий и пр. Задача учителя – словесника, состоит в том, чтобы организовать планомерную творческую работу по формированию текстовых умений.

Функциональная грамотность включает в себя читательскую грамотность (математическую, естественно - научную, компьютерную, юридическую, экономическую, экологическую грамотность и т.д).

Читательская грамотность – это первая ступень в функциональной грамотности. В исследовании РISA «читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».

Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное». Чтение – это процесс восприятия и смысловой переработки (понимания) письменной речи. Чтение – это и процесс коммуникации с помощью речи. Цель читателя – преобразование содержания прочитанного в смысл «для себя», то есть понимание.

Работа с текстом предполагает развитие определенных читательских умений:

        выделять главную мысль всего текста или его частей;

        понимать информацию, содержащуюся в тексте;

        преобразовывать текстовую информацию с учетом цели дальнейшего использования;

        применять информацию из текста в изменённой ситуации;

        критически оценивать степень достоверности, содержащейся в тексте информации

Выделяют четыре основных способа осмысления текста:

        постановка вопросов (о незнаемом) к тексту;

        построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов и т.д);

        создание вторичных текстов (например, в результате конспектирования, пересказа и других видов сжатия);

        конструирование собственных высказываний о прочитанном.

 Вот несколько эффективных приёмов работы с текстом, способствующих формированию читательской грамотности. Конечно же, приёмы должны соответствовать возрастным особенностям учащихся.

Работать будем с текстом Вальтрауп Шелике «По дорогам войны и мира», который я взяла из своей практики по подготовке к ОГЭ с обучающимися 9 класса. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Чтобы вызвать интерес  у ребят к чтению текста и работе с ним, часто использую различные приемы, которые помогают вызвать интерес к чтению и «пропустить» его через себя.
Прием – «Словарики»

При первичном чтении произведения обучающие читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем необходимо попросить встать тех ребят, кому все слова в тексте понятны (у кого нет подчеркиваний) и организовать разъяснение непонятных слов. При необходимости учитель помогает, ребята используют различные словари.

-Объясните значение слова «забрести.

-Подберите синоним к этому слову.

-Объясните значение выражения «Война уже хозяйничала»

- Объясните значение слова «питомцы» из текста.

-Какими синонимичными словами можно его заменить?
Приём «Чтение в кружок»
Данный приём помогает управлять процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".

Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

 

Прием «Верите ли вы, что…?

Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста или  параграфа учебника и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

Итак, верите ли вы, что повзрослеть можно за несколько минут? Ответ на этот вопрос мы найдем после работы с текстом Вальтрауп Шелике «По дорогам войны и мира»

При дальнейшей работе с текстом наиболее часто я использую следующие приёмы:
Приём «Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок».
Уже само название вызывает у ребят интерес  и используется для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста. Конкурс шпаргалок — форма учебной работы, в процессе подготовки которой отрабатываются умения «сворачивать и разворачивать информацию» в определенных ограничительных условиях. Это  задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, названия столбиков диаграммы, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.

Подобное задание может быть дано в качестве домашней работы, как правило,  по группам

Для примера возьмем текст Вальтраут Шелике «По дорогам войны и мира» по подготовке к ОГЭ. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

 

 

Дороги войны

(назови участников)












 

 

 

Как отразилось это на их судьбах?

 

 












 Что такое взросление?      Это (способность, умение)….

Приведи примеры предложений, подтверждающие твою мысль

1.     ______________________________________________________

 

2.     ______________________________________________________

 

3.     _______________________________________________________

 

Сделай  вывод: дети войны……

 

 


Приём «Письмо с дырками (пробелами)».
Для формирования читательского умения интегрировать и интерпретировать сообщения текста рекомендуется этот прием. Он подойдет в качестве проверки усвоенных ранее знаний, а также для «работы над ошибками», если текст не был понят правильно ранее. В выпускных классах я использую этот прием для анализа написанного сочинения и создания своего текста, помогающего испытать успех даже слабому ребенку.(КЛИШЕ)

9.3. Как вы понимаете значение слова ВЗРОСЛЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение – рассуждение на данную тему, взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируйте свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент  приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего  жизненного опыта.

 

На мой взгляд, взросление  - это (способность, умение человека)…. ……..Только ……..люди     смогут……………………………..      

Докажу своё суждение примерами.

Обратимся к тексту В.Шелике,  в котором говорится (рассказывается) о….. ……, которые………… Доказательством этому служат  предложения …………………………. Ребята (подведи итог их поступкам)…………… Это и есть ……………………………….

 

(Продемонстрировать свое осмысление текста и сопоставить с собственным жизненным опытом  требует вторая часть сочинения. И здесь  можно использовать данный приём)

 

Своё суждение я могу подтвердить примером из жизненного опыта. ………….…………..    

Такой поступок свидетельствует о…………………………………

Исходя из вышесказанного,  можно сделать вывод, что…….
Приём «Лови ошибку»

 

Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.

Формирует умение анализировать информацию; умение применять знания в нестандартной ситуации; умение критически оценивать полученную информацию.

Учитель подготавливает текст, содержащий ошибки, и предлагает учащимся выявить их. Ребята анализируют предложенный текст, исправляют неверное, аргументируют свои выводы. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
Приём «Создание викторины».
После изучения темы или нескольких тем дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины и предлагают ответить на них. Можно предложить выбрать лучшего – «знатока», а потом задать ему вопросы (участвуют все желающие).

Прием можно применять как при постановке проблемы: дать предложения, чтобы ученики нашли ответы в материале параграфа, так и при контроле: проверить внимательность чтения на сюжетном и детальном уровнях. На уроках литературы такой прием особенно удобен при проверке текстов большого объема.

Приём «Словесное рисование» — это описание образов или картин, возникших (устное и письменное) в сознании читателя при чтении литературного произведения, усвоения содержания. Словесная картина иначе называется словесной иллюстрацией. Этот прием направлен, прежде всего, на развитие способности к конкретизации словесных образов (воображения). Могут быть предложены различные варианты заданий:

- Почему место называется заколдованным? Опишите, как вы представляете заколдованное место.

Портрет литературного героя. (Опишите, какими вы представили героев рассказа?

- Побудем на некоторое время художниками. Опишите место, которое автор называет словом «Родина».

Факультативы и элективные курсы, внеклассная деятельность являются продолжением учебного процесса, где продолжается работа по формированию читательской грамотности при проведении предметных недель: провожу игры по русскому языку и литературы «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Мой русский язык», КВН «Знатоки русского языка», конкурс чтецов «Стихи Агашиной», «Живая классика» и др. Такая работа повышает интерес детей к родному языку и литературе. Дети с удовольствием принимают в них участие, приобретая навыки общения, публичного выступления. Это хорошая возможность показать свое умение красиво и грамотно говорить, проявить артистичность.

Для поддержания интереса к чтению важно общаться с учащимися через сеть Интернет, электронную почту, чат, скайп. Дистанционную работу веду и с детьми по формированию читательской грамотности на платформах UCHI.RU, resh.edu.ru.

С целью повышения образовательного уровня являюсь участником регионального семинара: «Развитие читательской грамотности как способ формирования функциональной грамотности: организация работы с текстом» (часть 3, январь 2021 г, часть 4, февраль 2022 г.) Некоторые работы по обобщению опыта опубликованы на сайтах mega-talant.com «Методы и приемы стимулирования мотивации учения на уроках русского языка и литературы» 2021г, «Система работы по подготовке к ОГЭ» на сайте infourok.ru.2021 г. и др.Вся работа в системе является оcновными индикаторами формирования функциональной грамотноcти школьников на уроках русского языка и литературы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Вальтраут Шелике,
По дорогам войны и мира

 

Дороги войны... По ним шли не только солдаты — дети тоже. Пусть это были дороги в тыл—без бомб, без пуль, даже без капельки крови.

Моя дорога войны начиналась с Казанского вокзала Москвы, моя и еще семисот ребят, детей сотрудников Коминтерна. Нас эвакуировали. Мамы сами привозили ребятишек на вокзал, заводили в вагон, сами сажалина жесткую полку и уходили. Уходили на перрон — глядеть в окно.

Что делалось с детьми! Двух-, трех-, четырехлетние, они не хотели принимать маму за стеклом. Отчаянным криком рвалась наружу тревога: вдруг мама не успеет сесть?

— Ма-ма! — на   всех   языках   мира.

Так  начиналась   эта дорога   войны.

Через тридцать лет снова еду по ней. С того же Казанского вокзала на станцию Ветлужскую, где поезд стоит сейчас несколько минут, а тогда, в сорок первом, долго выгружал шумное многонациональное племя. За окном моросит дождь. По стеклу ползут струйки, текут медленно, собираясь в капли, как слезы той рыжей англичанки, тогда, за окном, что первая не сумела не плакать. Слезы тоже лились по ее лицу ручьями, а ей так не хотелось, чтобы Гарри их видел. Он и не видел — забился в угол верхней полки, я дрожал от рыданий. Он, шестилетний, понял, что она так и останется за окном. Война уже хозяйничала в его сердце.

Поезд шел. На каждый вагон — по одной взрослой женщине и по два подростка ей в помощь. И на каждой полке — ребенок, иногда два, ясельного и детсадовского возраста. Легче было тем малышам, которых увозили вместе со старшей сестрой или, братом.

— Береги братишек! Береги! Это сейчас твоя главная задача,— крикнула моя мать в уходивший поезд. Она требовала, чтобы я стала взрослой. В четырнадцать лет.

Сейчас один из моих братишек, тридцатичетырехлетний офицер, сидит напротив меня в купе, рядом со своим другом Рудольфом. Путешествие вдетство мы предприняли вместе. Столько лет мечтали, а теперь вот, наконец, собрались, облазим весь «Лесной курорт», все закоулки, а дождь пусть льет хоть из ведра.

— Травка, ты помнишь аллею? От пристани до корпусов? А деревья на ней какие — до неба!

Я помню аллею, я хорошо ее помню. По ней мы первый раз шли в интернат, еще ничего не знающие о своем новом доме. По аллее мы ходили потом на работу, в лес—пилить дрова, на речку — дежурить, чтобы не утонули младшие, шли в школу — до переправы. Мы снова шагаем по ней, трое бывших интернатовцев. Я вбираю ее ступнями, ощущаю ладонями, поглощаю глазами. Аллея, моя аллея... Вот здесь, около этих деревьев, шел солдат и увидел девочку Чужую маленькую девочку. Сказал: «Доченька» и поднял на руки, прижал к груди, опустил на землю и пошел дальше своей дорогой. А девочка, счастливая, всем стала рассказывать, что к ней приезжал папа.

А может быть, то место было заколдовано? Ведь здесь же, на этой же аллее, брат, что взрослый молчит сейчас рядом со мной, тогда, тридцать лет назад, взял меня однажды за руку и спросил:

— Травка, можно я буду называть тебя мамой?

И по этой аллее шла моя мать. Реальная, наяву, медленно, устало шла, а я неслась ей навстречу.

Аллея вывела нас к корпусам. Вот в этом, крайнем, наверху была наша комната девчонок-подростков, что стали нянями, заготовителями дров, огородниками, сторожами, портнихами, вожатыми — всем, кем нужно было стать, чтобы кормить, одевать, растить, согревать, воспитывать сотни ребятишек.

Во втором доме была комната, в ней лежал мальчик из Ленинграда. Мы знали, какими становились дети в Ленинграде, и мы хотели ему помочь; дежурить около мальчика, рассказывать сказки. Нам сказали: нельзя. Тогда мы решили не есть конфет, которые по воскресеньям нам иногда клали на стол, — пусть будут ему. Нам сказали: не нужно. Мы хотели на него взглянуть. Нам и этого не разрешили. Но мы все же забрались однажды на подоконник и поняли: лучше бы мы не смотрели. Это можно было видеть в кино — и мы видели, на фотографиях в газете — мы и это видели, но этого, живого, за окном, на постели, ленинградского мальчика видеть было нельзя. А мы видели. Дорога войны продолжалась. Ей еще не было конца.

Теперь   «Лесной курорт» — снова  дом отдыха Горьковского автозавода. По нашим дорожкам ходили веселые отдыхающие. Мы были для них новой группой, неудачно прибывшей — в дождь. И быть может, им, уже ожидавшим конца заезда, было странно видеть блеск в наших глазах, сияние радости, проступавшее на наших мокрых от дождя лицах. Они не знали, что мы прибыли домой.

Мы были готовы ночевать под кустами, питаться грибами и ягодами — мы помнили их вкус, — лишь бы наглядеться на дремучие леса, найти ромашковую поляну, пойти на обрыв, забрести в ту глушь, что иногда являлась во сне — то ли сон, то ли явь, — все вымерло, одни стволы без листьев, покрытые лишайником, сжатые вросшими кольцами задубелых грибов, мох под ногами, гарь, чернота и тишина, совершенная тишина, какой быть не может, и все-таки она есть в памяти, на самом дне, и уже не знаешь, существует ли этот лес где-то на земле. Но найти eгo все равно надо.

Мы идем к корпусу дирекции. Кругом цветы. Тогда их тоже было великое множество, но сейчас — больше. Скамейка, на которой в ночное дежурство я, городская девочка, впервые увидела падающие звезды. Эстрада с танцплощадкой. Здесь мне впервые вручили письмо — объяснение в любви, подписанное местным начальником почты русоволосым Васей. «Начальник почты» — так он подписался.

В этом корпусе мы, четверо старших ребят — Света, Сергей, Диониза и я, провели не одну ночь, сидя в дежурке нашего разводящего Павла Ивановича Кадушина — начальника интерната. Отсюда выходили в очередной обход по интернату, отчаянно труся, за каждым кустом подозревая укрывшегося диверсанта, но не признаваясь ни напарнику, ни себе в столь стыдных страхах.

Отсюда дорога вела к траншеям, вырытым на случай бомбежки. Мы нашли их. Теперь эти щели войны заросли молоденькими елочками. Ни один мальчик из дома отдыха не станет здесь играть в войну, до того тут уютно и мирно.

Склад — конечный пункт наших ночных дежурств. Как близко до него теперь, и как далеко было ночами сорок первого!

Каждый дом в «Лесном курорте» — наш. Но поймет ли это новый директор?

Мы вошли, представились, спросили, нельзя ли нам переночевать, купив двухдневную курсовку. И вдруг на лице сегодняшнего директора — как на проявленной фотопленке — стало проступать другое лицо, лицо молодого красавца, лицо нашего разводящего. Это был он, Павел Иванович! Он!

В ноябре сорок первого года сдал дом отдыха новому директору, а сам ушел воевать. Был ранен, но вернулся. И теперь опять в «Лесном курорте», как до войны.

Ну разве мы приехали не домой!

Потом в столовой нас поманила женщина.

— Вы интернатские? Да? А меня не помните? Официантку Раю? Нет? Ну да, как вспомнить, вы такие маленькие были. Подвезли вас на лодках к пристани, увидели мы и ахнули: что будем делать? Каждый на своем языке лопочет, мы ему кашу, а он:«Мама!». Выбежим из столовой на улицу, наревемся и снова кормить. А один, постарше, Рудик, говорил по-русски, но тоже есть не хотел. «Меня тошнит!»— кричал. Вы Рудика не знаете?

Кто сказал, что на свете нет телепатии!

— Знаем. Вот он стоит.

Здоровый мужчина, инженер-вертолетчик. Сумели его все-таки накормить, невзирая на его «тошнит!».

Низкий поклон вам, сотрудники «Лесного курорта» 41-го, 42-го, 43-го и 44-го годов. За любовь к детям, за широту сердца, за интернациональный дух. «Лесной курорт» стал домом для детей немецких, венгерских, румынских, финских, австрийских, японских антифашистов, домом для русских, англичан, французов, американцев Всех накормили, всех сберегли, никого не обидели.

Нет прекраснее места на земле, чем «Лесной курорт». Там началась для нас Родина! Обласкана руками Павла Ивановича Кадушина — первого директора, Раисы Петровны Чирковой — молоденькой официантки, сердитого врача Лукьяновой, мудрой воспитательницы Софьи Павловны Русаковой, златокудрой Оксаны — детсадовского кумира. Интернатским ребятам отдал свое сердце Миндин — начальник лагеря. Здесь оно и остановилось. Родина воспитывала. Учила любить работу, не бояться мороза. В лесу пилили бревна, в проруби стирали белье, из промерзлой земли выкапывали картошку, бросали по два огуречных семечка в лунку, угорали — жаль было выпускать тепло, ухаживали за свиньями. И ходили в школу, за семь километров, по льду, трещавшему под ногами. Баловала. В праздники—сытным обедом, в День урожая — едой до отвала. В юбилейные годовщины — письмами от Георгия Димитрова, нашего шефа.

И мы ее любили, Советскую Родину. Любили и любим сегодня мы, бывшие питомцы «Лесного курорта». Это была и есть Родина детства. Не вторая, а самая что ни на есть наипервейшая.


 

*Вальтраут Шелике (род. в 1927 г.) — учёный-историк, публицист.

Родилась в Берлине, в 1931 году переехала в Москву вместе с родителями, немецкими коммунистами. После войны осталась в Москве. В 1949 году по окончании учёбы распределилась на работу в Киргизию.

В течение 40 лет преподавала историю Нового времени в различных вузах республики.

Рассказ взят из книги «Дети военной поры».

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

За всё бирется, да не все удоется. Одной рукой собирай, а другой раздовай!Малая искра города поджегает, а сама прежде всех помирает. Одной рукойпоганяет, а другою слезы утерает. С камня лыка не надирешь. Добрые умерают,да дела их живут. По росту и одежку подбирай.



написать администратору сайта