Главная страница

византия. 1.Конспект. Приоритетные направления развития науки Византии. Особенности развития медицины Византийской империи. Привычная поговорка Ученье свет, а неученье тьма


Скачать 21.95 Kb.
НазваниеПриоритетные направления развития науки Византии. Особенности развития медицины Византийской империи. Привычная поговорка Ученье свет, а неученье тьма
Анкорвизантия
Дата20.10.2021
Размер21.95 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла1.Конспект.docx
ТипДокументы
#252197

Приоритетные направления развития науки Византии. Особенности развития медицины Византийской империи.

Привычная поговорка «Ученье свет, а неученье — тьма» с большой торжественностью помещается «отцом византийской схоластики», богословом и философом Иоанном Дамаскином (VIII в.) в самом начале его труда «Источник знания» и сопровождается пространным доказательством. Ко всякому образованию, знанию и науке византийцы относились с необыкновенным уважением, хотя и понимали науку несколько иначе, чем мы. Они сохранили античное восприятие науки как чисто умозрительного знания в противоположность знанию опытному и прикладному, считавшемуся скорее ремеслом. В согласии с давней традицией все науки в собственном смысле слова объединялись под именем философии; это были науки теоретические: богословие, математика и естествознание — и практические: этика и политика. К числу наук принадлежали также грамматика, риторика, диалектика, или логика, астрономия, музыка и достигшая необыкновенного расцвета именно в Византии юриспруденция.

Начальные школы могли быть частные, платные, а могли содержаться монастырем, церковной или городской общиной, так что обучение в них было доступно для всех слоев населения. Сравнительно с государствами Западной Европы сеть школ была в Византии шире, а общий уровень элементарной грамотности — выше.

Те, кто желал посвятить себя науке или готовился состоятельными родителями к занятию высоких должностей, продолжали образование, изучая риторику, философию, юриспруденцию. В ранний период в Византии сохранились старые центры античной образованности — Афины, Александрия, Антиохия, Бейрут, Газа. Со временем часть их приходит в; постепенно складываются новые учебные и научные центры. В Константинополе в IX в. создается Магнаврская высшая школа, а в 1045 г. — своего рода университет, имевший два факультета — юридический и философский; там же открывается и высшая медицинская школа.

С победой христианства видное место в системе знаний заняло богословие. В Византии не прерывалась античная философская традиция; византийские богословы усвоили и сохранили богатство мысли и утонченность диалектики греческих философов. В ранний период их усилия были направлены на выработку системы православного вероучения и на борьбу с ересями, а также с последними приверженцами язычества. Учителя церкви, а также патриарх Константинопольский Иоанн Златоуст в IV—VBB., Иоанн Дамаскин — в VIII в. в своих многочисленных трактатах, проповедях, письмах систематизировали православное богословие. Правда, не все отрасли знания, входившие в состав античной философии, разрабатывались византийцами в одинаковой степени. Господство догматического мировоззрения сковывало развитие наук, особенно естественных, преобладающим методом познания в которых был не опыт, а переосмысление, систематизация и интерпретация античного наследия. Зато в те области знания, которые были необходимы для решения собственно богословских вопросов, византийцы внесли выдающийся вклад. Ими в борьбе с различными ересями была разработана христианская онтология, или учение о бытии; антропология и психология — учение о человеческой личности, о душе и теле; своеобразнейшая эстетическая теория. Наконец, построение догматической системы требовало незаурядных познаний в логике и начиная с VI в. логика переживает необычайный расцвет. Византийская философия в противовес западноевропейской схоластике строилась на изучении и комментировании античных философских учений всех школ и направлений, а не только одного Аристотеля. В XI в. в византийской философии усиливается влияние идеалистической системы Платона, которая, однако, используется некоторыми философами для обоснования права на критическое отношение к церковным авторитетам.

В космографии и астрономии шла острая борьба между защитниками античных систем и сторонниками христианского мировоззрения. В VI в. Косьма в своей «Христианской топографии» поставил задачей опровергнуть Птолемея. Его наивная космогония основывалась на библейских представлениях о том, что Земля имеет форму плоского четырехугольника, окруженного океаном и покрытого небесным сводом. Однако античные космогонические представления сохраняются в Византии до XV в. Проводятся астрономические наблюдения в XIII—XIV вв. переводятся и изучаются астрономические сочинения и таблицы арабских ученых.
Значительных успехов достигли византийцы в области медицины. Византийские медики не только комментировали труды Галена и Гиппократа, но и обобщали практический опыт, усовершенствовали диагностику. Потребности медицины, а также ремесленного производства стимулировали развитие химии. Здесь сохранялись античные рецепты изготовления стекла, керамики, мозаичной смальты, эмалей и красок, которыми славилась Византия. В VII в. в Византии был изобретен «греческий огонь» — зажигательная смесь, дающая не гасимое водой пламя. Состав «греческого огня» держался в глубокой тайне; позднее установили лишь, что в его состав входила нефть, смешанная с негашеной известью и различными смолами. Изобретение «греческого огня» надолго обеспечило Византии перевес в морских сражениях и в особенности в борьбе с арабами.

Широкие торговые и дипломатические связи византийцев способствовали развитию географических знаний. Косьма Индикоплов, мешая правду с красочным вымыслом, повествует о животном и растительном мире, торговых путях и населении Аравии, Восточной Африки, Индии.

Медицина в Византийской империи является преемницей и продолжением медицины Древней Греции и Древнего Рима.

При строительстве и благоустройстве городов и прежде всего Константинополя учитывался многовековой опыт древнего Рима. Сооружались акведуки, позволяющие пополнять запасы воды в колодцах, фонтанах и подземных резервуарах. Повсеместно строились бани, которые со временем утратили одну из форм времяпрепровождения, как это имело место в древнем Риме. Бани по-прежнему оставались местом врачевания. Врачи предписывали больным посещение бани 1 – 2 раза в неделю в зависимости от заболевания.

На протяжении всей своей истории Византия не только объединила и сохранила культурное наследие многих населявших еë народов, но и преумножила его. В основу всех наук была положена не философия античности, а теология – учение о боге.

Главными источниками медицинских знаний в Византии были «Гиппократов сборник» и научные труды Галена, извлечения из которых служили основой для составления сочинений, соответствующих идеологии христианства.

Описания лечебных свойств отдельных растений, данные врачами древности, уточнялись византийскими учёными при своих собственных наблюдениях в области практического использования лекарств растительного происхождения. Огромный интерес к лекарственным растениям позволил ботанике превратиться в практическую область медицины, занимающуюся лишь изучением целебных свойств растений. Основными источниками знаний о растительном мире были труды грека Теофраста (372-287 до н.э.) и римского военного врача Диоскорида (ок. 40-90), грека по происхождению.

В эпоху средневековья химии как науки ещë не существовало.

Алхимия, возникшая в первые века нашей эры и достигшая наибольшего развития в средние века, способствовала накоплению и расширению знаний о химических процессах и методах их изучения.

Врачи-учëные Византии создали многотомные энциклопедические труды, в которых они собрали и систематизировали богатое научное наследие медицины древности. В эти труды были также включены научные изыскания и практический опыт византийских врачей.

Византийские врачи, составляя обширные энциклопедические труды, обращались не только к античному наследию, но также использовали опыт арабоязычной медицины.

С историей Византии тесно связано как возникновение, так и развитие монастырских больниц и больничного дела.

Первый монастырь был основан в начале IV века в Египте. Затем монастыри стали появляться в Палестине, Сирии и других провинциях Византийской империи.

Со временем монахи монастырей, ушедшие от мирской жизни для служения богу и исполнения церковных обрядов, стали принимать участие в общественных заботах.

Первые монастырские больницы для бедных, калек, немощных и чужестранцев были основаны в IV веке в Кесарии, Севастии и других провинциях Византийской империи.

Образование в Византии носило светский характер. Ведущими центрами образования являлись Александрия и Константинополь, которые славились медицинскими школами.

Медицина входила в программу византийского образования и преподавалась с такими дисциплинами, как математика, геометрия, астрономия и музыка. Кроме этого, полный курс византийской высшей школы включал изучение грамматики, диалектики и риторики.

Несмотря на свой прикладной характер, медицина в Византии считалась теоретической дисциплиной. Она изучалась по сочинениям великих медиков античности. При этом особое внимание уделялось приёмам лечения, выработанным в предшествующие столетия, и изучению лекарственных средств.

Выпускники медицинских школ после завершения образования и успешной сдачи экзаменов могли получить государственные должности и звание архиатра. Однако в большинстве своём они занимались частной практикой.

Таким образом, Византия оказала глубокое воздействие на культурное развитие многих народов мира. Наиболее сильное влияние византийские культурные традиции проявились в странах, где утвердилось православие, а именно: Болгарии, Руси, Сербии, Армении, Грузии и др. В области медицины византийские учёные и врачи не только сберегли достижения классической науки античности, но и пополнили сумму человеческих знаний новыми сведениями, обогатив тем самым всё человечество.

Также наука в средние века была в основном книжным делом. Она опиралась, главным образом, на абстрактное мышление, при непосредственном обращении к природе она пользовалась, как правило, методами наблюдения, крайне редко - эксперимента, видела свою роль не в том, чтобы способствовать преобразованию природы, а стремилась понять мир таким, каким он предстает в процессе созерцания. В этом отношении средневековая наука была антиподом как науки нового времени, так и средневековой техники.


написать администратору сайта