природа как исток. черновик философии. Природа как неотъемлемая часть мира
Скачать 18.08 Kb.
|
ВведениеИстория западной философии берёт своё начало в VII—VI веках до н. э. в восточном Средиземноморье в период падения, разгрома античной цивилизации, что на много веков прервало и творческий процесс в философии. Долгие века, когда Европа переживала глухую ночь раннего средневековья, сочинения Платона, Аристотеля, Плотина хранились, изучались, комментировались арабскими учеными. Сила западной философии — в осознании ею своей великой истории, своих традиций. Мыслительный опыт западной философии велик, но берёт он своё начало у истоков «греческой физики». Несомненно, выбранная мной тема о размышлениях о природе, как истоке и начале западной философии является актуальной, ведь человек, как и все живое на Земле, неотделим от биосферы, которая является необходимым естественным фактором его существования. Человек может существовать лишь в достаточно определенных и весьма узких рамках окружающей природной среды, соответствующих биологическим особенностям его организма. Он испытывает потребность в той экологической среде, в которой проходила эволюция человечества на протяжении всей его истории. Целью моей работы является рассмотрение философских аспектов взаимосвязей человека и Природы в условиях надвигающейся экологической катастрофы, путей и возможностей формирования новой системы ценностей. Природа как неотъемлемая часть мираПрирода - одна из сфер бытия, естественная часть мира, среда обитания человека. В древности силы природы персонифицировались в образах богов, персона чувствовала своё бессилие в противостоянии им. В античном мышлении природа постигалась будто подвижное целое, а человек как одна из ее частей. Идеалом считалось пребывать в согласии с природой. Начали складываться природоведческие теории, гиперболизировавшие зависимость общества от природы (Гиппократ, Геродот). Для обозначения упорядоченного единства мира, в контрапост хаосу, Пифагор ввел понятие космоса, основным признаком которого считалась слаженность сфер. В религиозно-идеалистической философии космос либо укладывался с творцом, либо рассматривался пантеистический. В средневековье природа устанавливалась ниже, нежели человек, ибо последний мыслился как образ и подобие Бога, как венец творения и царь природы. Считалось, что в природе воплощен священный план. В эпоху Возрождения человек в природе обнаружил для себя красоту. Подчеркивалась целостность человека и природы. Эта идея была сформирована в Новое время. Монтескье считал, что общественно-политическое устройство государства, религиозные и другие представления, характер семьи, обычаи людей, законы их развития обусловливаются характером поверхности Земли, почвой и особенно климатом. "Человек, - писал П. Гольбах в своем труде "Система природы", - творение природы, он существует в природе, подчинен ее законам". Природа, как и человек, не содержит в себе никаких долговременных форм, подчинена беспрерывным изменениям. Представитель плеяды немецкой классической философии Ф. Шеллинг утверждал мысль продуктивности природы, писал о ступенях восхождения ее форм, о обилии причин в природе. В природе, считал Гегель, сочетаются необходимости и случайности, она есть создание в лоне внутренней идеи, восходит "по ступеням развития". Согласно JI. Фейербаху, природа имеет основания "не в мыслях или намерениях и решениях воли, но в астрономических или космических, механических, химических, физических, физиологических или органических силах, или причинах". Мечников предпринял попытку проанализировать стартовые позиции формирования цивилизаций в зависимости от особенностей гидросферы. Ключевский рассуждал о влиянии рек на социальную жизнь восточных славян: рассеивание рек и одновременно близость речных водоемов обусловливали центробежную тенденцию и государственное объединение. Классики марксизма подчеркивали союз человека, природы и общества, естества и истории, направляли на целенаправленный характер влияния на природу, предупреждали, что при этом нельзя преувеличивать осознанное начало. Часто люди принимают в расчет исключительно первый, особенно очевидный результат, не умея предугадывать отдаленных последствий, которые часто подавляют достигнутое. Это видно на примере истребления лесов под пашни в Междуречье. а) природные источники средств жизни человека (дикие растения, плоды, животные и т. б) естественные богатства, представляющие предметы труда (уголь, нефть, энергия падающей воды, ветра и пр. Первый вид богатств исключительно важен для старта цивилизации, а второй - для высокоразвитого общества. Проблему единства человека с космосом оговаривали костисты XIX - XX вв. Разум и творчество, по мнению К. Циолковского, поднимут человека в космос, где со временем модифицируется его физическая природа, он приблизится к высшим организмам, населяющим межзвездное пространство. Вернадский считал, что земная жизнь уникальна, она есть надобное орудие удержания и преобразования на планете космической (прежде всего солнечной) энергии, а наделенный разумом человек ответственен за удерживание жизни. Чижевский обнаружил, что биологические и психологические стороны земной жизни объединены с физическими явлениями космоса: всякая живая клетка реагирует на "космическую информацию". Само возникновение жизни на Земле - продукт деятельности всего космоса. Ученый указал на влияние солнечного излучения на жизнеспособность микроорганизмов, состояние сердечно-сосудистой и нервной систем человека, на циркуляцию крови, на развитие эпидемий и т. Чтобы выполнить космическую функцию авангарда живого вещества, человек не должен стоять на месте ныне приобретенного им промежуточного физического и духовного статуса, он обязан восходить, руководствуясь закону эволюции. Философская мысль отмечает двойственную роль природы по отношению к человеку. Сила природы слепа, писал Н. Федоров, пока мы неразумны. "Природа нам враг временный, а друг вечный потому, что нет вражды вечной, а устранение временной есть наша задача. На заре XX в. природа рассматривалась А. Богдановым (1873 - 1928) как враг и в то же время полный мистического очарования приятель человека. По мнению ученого, необходимым дополнением "товарищеского сотрудничества" становится сотрудничество с природой. Богданов первым описал возможности мирного использования атомной энергии и первым предупреждал человечество об опасности атомного уничтожения. В методологическом плане ошибочны как преувеличение роли природы, так и недооценка географических факторов. Во второй половине XX в. ратифицируется представление о необходимости коэволюции, т. совместной, согласованной эволюции природы и человечества, о целесообразности ограничивать бесконтрольное и непродуманное использование научно-технической мощи к природе, о потребности сопоставлять цели деятельности с ее средствами и последствиями. Стратегия коэволюции своими корнями уходит в китайскую культурную традицию как принцип "у-вэй". "У-вэй" - это не полная пассивность, а действия людей, направленные на природу и способствующие реализации ее собственных сил. Поясняя смысл термина "коэволюция", Н. Моисеев в работе "Современный рационализм" (М. , 1995) писал о необходимости использования человеком по отношению к природе принципа кормчего: кормчий, устремляясь достичь своей гавани (цели), не должен рассчитывать только на свои силы, а должен использовать могучие силы природы (силу течений, ветра и т.п) В идее коэволюции акцентируется интерес не на борьбу за существование и отбор, а на процессы кооперации, сотрудничества, взаимного обмена энергией. Носителем коэволюции, единства природы и общества предстает человек. Пока человек выдерживает напряжение взаимодействия, он остается субъектом жизни. В противном случае возможны два варианта: а) регресс к дочеловеческой природе, ее низшим состояниям; б) превращение человека в простой фактор технического прогресса. Коэволюционизм - человекосоразмерный подход к миру, характеризует связь природы, техники и человека, это есть идеология сохранения природы, а, следовательно, и самосохранения человечества. Примерами человекосоразмерных комплексов являются медико-биологические, экологические объекты, биотехнологии, системы "человек-машина" (включая информационные комплексы и системы искусственного интеллекта). В ходе изучения и практического освоения подобных комплексов особенную роль начинает играть знание запретов на некоторые стратегии взаимодействия, вероятно содержащие в себе катастрофичные последствия, что предполагает включение аксиологических и этических факторов в состав поясняющих положений. |