Главная страница
Навигация по странице:

  • Итоговое сочинение по литературе состоит из трёх частей

  • Банк аргументов

  • отцы и дети сочинение. Проблема "отцов" и "детей" существовала во все времена. Ведь взаимоотношения между детьми и родителями не всегда складываются благополучно


    Скачать 268.68 Kb.
    НазваниеПроблема "отцов" и "детей" существовала во все времена. Ведь взаимоотношения между детьми и родителями не всегда складываются благополучно
    Дата16.09.2018
    Размер268.68 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаотцы и дети сочинение.docx
    ТипДокументы
    #50785

    Проблема “отцов” и “детей” существовала во все времена. Ведь взаимоотношения между детьми и родителями не всегда складываются благополучно. Разница в возрасте, разные увлечения, расхождения во вкусах – все это приводит к конфликтам. 
    Вспомним великий роман Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети”. Проблема “отцов” и детей” остро стоит в этом произведении. Автор акцентирует на ней внимание в течение и всего романа показывает нам различные конфликтные ситуации между родителями и детьми. Евгений Базаров чувствует себя чужим, как в своей семье, так и в семье своего друга Аркадия Кирсанова. На мой взгляд, это из-за того, что Евгений является нигилистом и имеет взгляды, отличающиеся от взглядов других людей. Старшее поколение Кирсановых осторожно общались с Базаровым, считая его другим человеком, а родители Евгения любили его со всеми его увлечениями, но сам Евгений этого не понимал.
    Проблема в романе стоит остро, в подтверждение тому вспомним тот факт, что Базаров до самого конца был груб со своими родителями и не принимал их положительных чувств и сильной родительской любви. Сам Евгений любит своих родителей, несомненно, но признаться в этом открыто, почему-то не может, тем самым приносит родителям огорчения. О взаимопонимании речи быть и не может, конфликт поколений неизбежен.
    В трилогии Льва Николаевича Толстого “Детство. Отрочество. Юность” также затрагивается проблема “отцов” и “детей” Николенька Иртеньев стремится познать мир. И его представления о прекрасном и идеальном мире разрушаются, когда начинается процесс познания. Со...

    временем Николенька понимает, что не все так прекрасно, как он себе представлял. Он сталкивается с непониманием старших, часто бывает ими обижен, а потом и сам ненароком обижает их. Это мы видим в главах “Классы”, “Наталья Савишна”.
    Проблема “отцов” и “детей” так же была затронута К. Г. Паустовским в рассказе “Телеграмма”. Печальная история девушки и ее взаимоотношений с матерью заставляет нас, читателей задуматься о том, как мы обращаемся со своими родителями и близкими нам людьми. Девушка Настя – главная героиня рассказа, получает письмо о том, что ее мать тяжело больна. Но важные, по мнению девушки дела не позволяют ей уехать в деревню к маме. Когда же она наконец-то смогла приехать, то узнала, что ее матери больше нет. Вот так по глупости и из-за неправильного отношения к своим близким, девушка не просто потеряла свою мать, но и даже не смогла с ней проститься. Любовь. забота уважение и почет – вот что мы должны испытывать и проявлять к своим родителям.
    Множество литературных произведений полны рассуждениями о проблеме “отцов” и “детей”. Несомненно, старшее и младшее поколение не могут иметь одинаковые взгляды на жизнь и интересы. В силу своего возраста и жизненного опыта взрослые люди иначе смотрят на мир, чем молодое поколение. Но это не должно становиться перегородкой между поколениями. Ведь дети и родители – это самые близкие на свете люди. Именно поэтому мы должны беречь своих родителей.

    Почему разные поколения не понимают друг друга? извечный вопрос... и он, действительно, очень актуален. так есть и так будет всегда, потому что разные поколения обладают абсолютно разными взглядами на жизнь в силу того, что живут они в различных условиях, живут различными идеями, мыслями. чем быстрее развивается общественная жизнь, идеология, меняются условия жизни, тем быстрее меняется и мировоззрение общества, а значит, поколение "отцов" мыслит совершенно по-другому, чем более продвинутое поколение "детей". к примеру, в романе И.С.Тургенева "Отцы и дети" говорится об этом. Главные герои не стремятся услышать друг друга, они отстаивают только свои взгляды и идеи, поэтому, естественно, понять друг друга им никогда не удастся. также происходит и в драме А.Н.Островского "Гроза", где Кабаниха считает правильной только себя. конечно. о примирении героев в этих произведениях не может быть и речи.

    В чём заключается конфликт между поколениями? Сочинение Пример сочинения по направлению "Отцы и дети". Конфликт между поколениями заключается в привычке старших свысока смотреть на подрастающее поколение и в стремлении младших к самоутверждению. Вся вина наших «отцов» лишь в том, что они помнят нас маленькими и беспомощными. Об этом говорит Кристофер Морли так: «Не везёт нам с детьми – из них всегда вырастают взрослые». Чтобы понять, что дети выросли, нужно иметь внутреннюю гибкость, но не каждый может этим похвастаться. Вина «детей» в конфликте поколений заключается в их желании сбросить «отцов» с пьедестала и самим занять это место, часто даже не предполагая, как трудно на нём находиться. Об этом есть такой анекдот: «В детском саду я хотел стать взрослым, а теперь стал взрослым и хочу в детский сад». О трудностях отношений «отцов и детей» написано множество художественных произведений. В комедии «Горе от ума» А.Н.Грибоедов раскрывает конфликт поколений. Главным героем произведения является Александр Андреевич Чацкий – представитель «детей». Его устами автор отрицает всё, что для поколения «отцов» является незыблемым: Где, укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты? Всё происходящее в доме Фамусова подвергается осмеянию и критике со стороны Чацкого. Это вызывает недовольство хозяина дома, который «по-отечески» наставляет: Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших гладя… На примере этих двух героев комедии мы ясно видим, что молодое поколение отрицает всё, что важно для стариков, потому что жизнь предъявляет новые требования, и воплощать это в жизнь могут только «продвинутые» люди. Старое поколение цепко держится за свои устои, так как не представляют себе жизни, когда они будут вынуждены выпустить из рук «бразды правления». Такая же проблема поставлена в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Спор представителя «детей», Базарова, и представителя «отцов», Павла Петровича Кирсанова, крутится вокруг неких «принципов», которые для стариков – основа жизни и которые совершенно никакой ценности не представляют для молодых нигилистов. Свою предназначение Евгений Базаров в необходимости «расчистить» жизнь от старого хлама, чтобы появилась возможность строить что-то новое. Это ужасает Кирсанова, так он понимает - он и есть тот самый хлам, от которого намеривается избавить мир молодой и дерзкий нигилист. На данных примерах мы убеждаемся, что конфликт поколений зиждется на основном законе диалектики - «борьбе и единстве противоположностей». Если существуют противоположные: молодые и старые, значит, они должны находиться в конфликте, только бы они не уничтожали бы друг друга, а приходили бы к единству.
    >Неизбежна ли проблема отцов и детей? Вечна ли она? Этими вопросами задавались авторы разных эпох. Во многих их произведениях, таких как:"тарас бульба" гоголя, " капитанская дочка" пушкина- поднята эта проблема. >часто бывает так, что отцы осуждают, критикуют и не понимают собственных "детей". А те в свою очередь, пытаются любой ценой отстоять собственные позиции, отрицая все, что было накопленно, созданно,другими(старшими) поколениями.Наиболее полно проблема отцов и детей раскрывается в одноименном романе ии.с тургенева. >николай петрович кирсанов, волнуясь, ожидает на постоялом дворе своего сына Аркадия и его лучшего друга Евгения Базарова, которые только что окончили обучение в петербурге и возвращаются домой. >кирсанов старший, является таким человеком, в жизни которого самую важную роль играют традиции народа и духовные ценности. Это искренний и светлый человек. Он читает Пушкина. И дтядяАркадия человек старого порядка, ему близка художественная литература , живопись и многое другое. > с первых минут разговор старших и младших не заладился. Евгений Базаров пытается отстаивать свою жизненную позицию. Он хочет показать, чтотвремя не стоит на месте , что взамен старым традициям пришли новые. Евгений пытаеься доказать, что химия важнее искусства, а в науке важнее всего резульат. Молодой человек отрицает все то , что его не интерисует. Он отрицает любовь, стихи, музыку, что чего нельзя потрогаьь, ощутить. Базаров практичный и реалистичнвй чнловек,Аркадий подражает ему во всем. Но павлу петровичу нигилизм, исповедуемвй базаровым , представляется необоснованным учением, которое существует в " пустоте". >между базаровым и павлом петповичем произошла словесная стычка. Онм спорили о многом : и о икусстве , и о науке , и о многом другом. Каждый из них отстаивал свлю точку зрентя. Базаров во всем ищет целесообразность. Он считает, что " порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта". Павлу. П такое мнение было противоречиво. > Споры между п.п и базаровым очеоедной раз доказывают, что согласие между этими поколениями невозможно. Дуэль между ними , еще одно доказательство этого. >конфликт аркадия с его семьей естественный, здоровый . Приехав с учёбы онхочет пощеголять перед отцом , показать все то, чему научился. Но между тем Аркадий похож на отца. У него такие же ценности как и у него: родной дом, семья, покой. Отец любит своего сына. Несмотря на то, что Аркадий придерживается позиции нигилиста, он ценет отца, слушается его. Между ними практически икогда не возникает .серьёзных конфликтов. Думаю, подобные конфликты имеют право быть в каждой семье. > конфликт базарова- конфликт внутренний, зародившийся в его душе. Это противостояние евгентй вынес и во внешний мир, когда чуть ли не стал враждовать. С кирсановыми старшими. Но это противостояние ушлона второй план, когда вопреки своим убеждениям, Евгений влюбляется в в одинцову, но она отвергает его и его чувства. Вскоре после этого евгентй уехал домой, встретился с родителями. Но у главного героя противоречивые отношения по. Отношению к ним: с одной сборов он признаётся., что любит своих родителей, с другой- признаёт "глупую жизнь отцов". Это был человек, не признавающий родительской ласки. Но родители очень любят своего единственного сына, каким бы он ни был. Крестьяне считают евгения, помещиком, не понимающий их жизни. Он не может не с кем подружиться, как бы не хотел. Нет не единого человека, который полностью бы понял его. > базаров умирает от болезни. Никто не навещает его могилу, кроме " двух уже дряхлых стариков" . Их сердца наполнены воспоминаниями. Потеряв единственного сына, они обрели пустоту в душе, которую заполняют лишь слезами и молитвами. > я думаю, что старшее поколение, несомненно обладает множеством достоинств. Нотвремя неутолимо летит вперёд , и по этому последнее слово останется за " детьми".

    http://900igr.net/up/datas/84393/033.jpghttp://900igr.net/up/datas/97351/038.jpg

    Проблема отцов и детей, конфликт двух разных поколений – это вечные вопросы, которые поднимаются и в литературе, и в философии, и в реальной жизни.


    Мне всегда было непонятно, как самые близкие и родные люди могут не понимать друг друга? И когда именно наступает тот критический момент, после которого между родителями и детьми начинает образовываться пропасть? Пытаясь ответить на эти вопросы, я пришла к выводу, что, как и в любой проблеме между двумя сторонами, виноваты обе.
    Раньше я думала, что конфликт поколений – это неизбежное явления, которое рано или поздно коснется любой семьи. Сейчас я убеждена, что решить эту проблему можно, нужно просто захотеть. Все начинается с недопонимания, которое, как снежный ком, с каждым новым конфликтом становится все больше и тяжелее. Иногда недопонимание и обида настолько большие, что их просто невозможно сдвинуть с места. Чтобы не доводить до этого состояния, проявлять терпение и слышать друг друга, и, конечно же, попытаться понять.
    Я всегда ставлю себя на место родителей, когда они говорят то, чего я не могу понять, с чем не согласна. Их я тоже прошу вспомнить себя в моем возрасте. В таком диалоге рождается истина, мы практически всегда находим компромисс. Родителям нужно разрешить детям жить своей жизнью, понять, что они строят свое будущее в совершенно другое время и, соответственно, делают это по-своему.
    Хочется обратиться ко всем родителям и попросить, чтобы они разрешили детям делать свои ошибки, на которых, кстати, достаточно неплохо учится. Детям, в тоже время, нужно проявить уважение к старшему поколению. Не стоит сразу воспринимать в штыки все то, что говорят вам мама и папа. Очень часто их советы действительно мудрые и дельные, ведь они уже один раз прошли все то, чем живете сейчас вы.

    Сколько существует человечество, столько и волнует его вечная проблема «отцов и детей», в основе которой лежит разрыв связей между разными поколениями. Что же ведет к недопониманию между «отцами и детьми»?Со времен Сократа и Аристотеля и до наших дней в обществе присутствует конфликт (разногласие, столкновение, лежащее в основе борьбы героев) между поколениями. Вопрос этот занимал и занимает если не центральное, то одно из основных мест в их мыслях. Во время бурных изменений какой-либо сферы жизни человека эта проблема встает с удвоенной силой: отцы — консерваторы, которым чужды любые изменения, а дети — “двигатели прогресса”, стремящиеся свергнуть устои и традиции, воплотить в жизнь свои идеи. «Отцов и детей» я беру в более широком смысле, чем семейные узы.

    Читать далее »

    Вспоминаю комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума». Конфликт между «отцами и детьми» здесь лежит в области мировоззрений, взглядов на мир. Фамусов кичится тем, что жизнь, на его взгляд, прожил достойно. Он утверждает, что Софье не стоит искать для подражания другого образца, коли в глазах "пример отца". Что интересно в этом произведении, так это то, что к «отцам» относятся не только Фамусов и его окружение, но и ровесники Чацкого, Софья и Молчалин, которые являются членами фамусовского общества, а Чацкий - представитель нового света - им чужд. Чужд потому, что мыслит о мире и действует в жизни по-другому.

    Это общественное явление нашло отражение и в романе Ивана Сергеевича Тургенева “Отцы и дети”, где Евгений Базаров своим поведением и высказываниями показывает, что время, в котором жили старшие Кирсановы и его отец, необратимо уходит в прошлое, а на смену ему приходит эпоха с другими принципами и идеалами. Но и в этом произведении можно отметить, что в его финале к лагерю "отцов" присоединяются Аркадий, бывший спутник Базарова,и его жена Катя, люди молодые. Интересным в этом романе является и то, что Н.П.Кирсанов готов согласиться с упреками Базарова:"Пилюля горька, а проглотить ее нужно!"

    Могу сделать вывод, что разногласия между «отцами» и «детьми» существовали всегда. Причины их совершенно различны, но суть одна – непонимание людей разных эпох, избежать которого легко, если быть хоть чуть-чуть терпимее друг к другу. В то же время хочу подчеркнуть, что как быотцы и дети не спорили, они все равно оставались и остаются близкими людьми…

    Читая произведение Тургенева «Отцы и дети», мы сталкиваемся со знакомой нам не понаслышке проблемой противоречия поколений. Старшие убеждают, что всё лучшее в прошлом, новизна вызывает у них зачастую негативное отношение. В силу жизненного опыта они не склонны к резким потрясениям, глобальным изменениям, предпочитая эволюцию как естественный ход общественного развития. Молодежь более темпераментна, инициативна и в погоне за яркими событиями смело отметает жизненный опыт предшественников, стремясь создать новое и светлое будущее, опираясь на собственное видение окружающего мира.
    Взаимоотношения старших и младших иногда оставляют желать лучшего. Не обошел стороной данную проблему и Тургенев, посвятивший ей целое произведение. Споры между «отцами» и «детьми» возникают при разных обстоятельствах на многие темы. И это не удивительно, ведь главный представитель молодого поколения Базаров – нигилист. Он отрицает все подряд, не задумываясь, лишь бы уничтожить то, что складывалось веками. Другой герой – Павел Петрович Кирсанов – яркий представитель класса отцов, старающийся доказать молодым, что нельзя так бездумно все рушить по принципу: лишь бы сломать, убеждающий нигилиста в правильности старых порядков. Они как два взгляда на окружающий мир, ведь Павел Петрович и Евгений из разных социальных кругов и люди разных мыслей, взглядов и эмоций. Поэтому отсутствие разногласий между ними невозможно.
    Самым бессмысленным был спор о народе. А все потому, что Базаров до конца не определил свою позицию. То он соглашается с высказываниями Кирсанова, то снова в спор вступает. Мне кажется, Евгений сам еще не определил свою позицию, а уже пытается слово вымолвить. Он теряется в своих рассуждениях, в попытках опровержения не следит за гранью разумного, показывая тем самым свои необразованность и бескультурье. По-моему, разговор о народе вообще был лишним, ведь от того, что поконфликтуют два человека, миллионы обычных людей не изменят своего образа жизни.
    Спор, в котором Павел Петрович одержал победу, был об аристократизме. Базаров опять говорит всякие гадости, лишь бы опровергнуть все подряд. Однако Кирсанов очень умно отвечает на все его высказывания: «…аристократизм – принсип, а без принсипов в наше время могут жить одни безнравственные и пустые люди». И Павел Петрович прав, как можно без определенных правил поведения, этикета, тогда в обществе начнется бардак, которого господа нигилисты так хотят, однако предполагаю, что когда они добьются желаемого, растеряются и не будут знать, что делать с этим «безпринсипным» обществом.
    Тяга к прекрасному – то, чем жили все дворяне XIX века. Однако Базаров считал, что все это заключается лишь в «искусстве зарабатывать деньги». И на эту тему у них не могло не возникнуть конфликта, потому что Кирсанов, как истинный аристократ, поклонялся всему, что связано с прекрасным. Я думаю, что Базаров просто никогда не увлекался искусством. Для него «Рафаэль гроша ломаного не стоит». А как можно отрицать и не любить искусство?
    Следующее и последнее, о чем спорили старшие и младшие, была тема природы. Базаров отвергал всю ее прелесть, чего не скажешь о братьях Кирсановых. Павел Петрович и Николай Петрович восхищаются красотой окружающей среды и не понимают, «как можно не сочувствовать природе», ведь она так прекрасна и удивительна. А для Базарова «природа не храм, а мастерская», где он черпает богатство. Чтобы восполнить этот пробел главного героя, Тургенев постоянно дает пейзажные зарисовки, где любуется богатством русской природы.
    Но не все так плохо. Младшее и старшее поколения могут жить в мире и согласии при совместных усилиях. Примером тому может служить хорошие взаимоотношения Базарова с родителями. Он, несмотря на все свои нигилистские мысли, любит своих предков и не хочет причинять им боль. Подтверждением может служить тот факт, что Евгений, дабы угодить родителям, соглашается на отпевание. А те, в свою очередь, стараются понять сына и смириться с «причудами» отпрыска, чтобы не вызывать лишних конфликтов. Отец понимает: будущее за молодыми, нужно их поддерживать, а не спорить на пустые темы, поэтому старается угодить сыну.
    И мы, прочитав роман, задаем себе вопрос: «А возможно ли достижение взаимопонимания между «отцами» и «детьми»? Да, реально, но лишь при определенных усилиях с обеих сторон. Сталкиваясь с определенными проблемами во взаимоотношениях со своими родителями, должны поставить себя на их место и постараться понять, что чувствуют старшие в той или иной ситуации. Надо быть гибкими, дабы избежать крупных конфликтов, ведь сделать шаг вперед без родителей, их помощи и совета будет очень сложно. Люди, давайте жить в мире и стараться избегать мелких споров, тогда при совместных усилиях сможем достичь многого! Все дети любят своих родителей. Хотя малыши иногда капризничают и не слушаются, все-таки для них мама - самая добрая и красивая, а папа - самый сильный и умный.

    Но дети подрастают, и почти в каждой семье возникает какое-то непонимание, а нередко разгорается конфликт между старшим и младшим поколением. Почему это происходит? Почему родные, близкие люди не чувствуют себя комфортно рядом друг с другом, не могут или не даже хотят находиться вместе? Это вопросы не сегодняшнего дня: проблема существует на протяжении веков и, к сожалению, не только не решена, но все более и более усугубляется. Конфликт «отцов и детей», конечно же, не мог не попасть на страницы произведений русских писателей.

    В 19 в. И.С. Тургенев именно так и назвал один из своих значительных романов – «Отцы и дети». В основном писатель говорит о столкновении идей, но я бы хотела остановиться на житейской ситуации, близкой любому человеку: на взаимоотношениях Евгения Базарова и его родителей.

    Родители Базарова, Василий Иванович и Арина Власьевна, безумно любят единственного сына. Когда после долгой разлуки он приезжает к ним, они надышаться не могут на своего "Енюшеньку", не знают, чем накормить и куда посадить сыночка. Отец испытывает нескрываемую радость и гордость, когда Аркадий называет Базарова "одним из самых замечательных людей, с которыми он когда-либо встречался". А что же Базаров? Испытывает ли он такие же чувства по отношению к старикам? Он любит родителей, но резко судит, называя их жизнь ничтожной, смердящей. Такое существование вызывает в нем скуку и злость. Не прожив в семье и двух дней, Евгений собирается уезжать: ему мешают отцовское обожание и материнские хлопоты.

    Ситуация понятна и типична: молодым всегда кажется, что родители - "люди отставные, и их песенка спета", что все новое, интересное находится за пределами родного дома. Что они, молодые, сделают много больше и лучше, чем их предки. Конечно, это так и должно быть, иначе жизнь стояла бы на месте! Но у молодого человека должны оставаться чувство душевной привязанности к родителям и дому, чувство искренней благодарности ко всему, что дали ему старшие.

    В последние трагические моменты своей жизни Базаров окружен любовью родителей и говорит о них с нежностью: " Ведь таких людей, как они, днем с огнем не сыскать..." Куда бы ни стремился герой, каких целей ни ставил бы перед собой, а хватило у него душевного тепла, чтобы перед смертью отдать старикам должное.

    Хочется вспомнить еще одно произведение, которое заставляет нас задуматься над тем, как мы порой черствы и жестоки по отношению к своему самому близкому человеку - матери. В рассказе К. Паустовского «Телеграмма» старая любящая мать Катерина Петровна давно ждет свою дочь Настю. А у той дела, заботы, повседневная суета, и нет даже времени ответить на материнское письмо. Но раз мать пишет, значит, жива-здорова. Настя посылает старушке деньги и не думает, что матери нужно просто увидеть дочь, подержать ее за руку, погладить по голове. Когда девушка получила тревожную телеграмму и приехала наконец в село, её мать уже похоронили чужие люди. Ей остается только прийти на свежий могильный холмик. Она чувствует горечь и тяжесть своей потери, но ничего вернуть нельзя.

    На протяжении всей истории человечества всегда возникала проблема отцов и детей. Я думаю, что эта проблема будет всегда актуальна, потому что, поколения всегда меняются, у каждого поколения разные интересы, вкусы, желания. Каждое поколение ставит себе разные цели и добивается их по-разному. Музыка, литература, живопись постоянно меняется, одно поколение любит одно, следующее – другое.

    В данном произведении эта проблема ярко показана на образах Базарова и Кирсанова. Их не связывают родственные связи, но это два представителя разных поколений. Кирсанов почти все время ничего не делает, Базаров же занимается полезными делами, которые выгодны для других. Эти два героя часто спорят, причем Кирсанов защищает патриархальные устои, а Базаров стремится к буржуазному пути развития. Они спорят о том, как лучше развиваться стране, их споры касаются некоторых аспектов науки, их интересует искусство, материальный мир и многое другое. Базаров думает, что для постройки чего-то нового, сначала нужно разрушить старое, только после этого начинать строить новое. Базаров же считает, что нужно постепенно все менять, а не сразу. У Базарова есть серьезные проблемы с родителями, ему очень не нравится, что они живут, сохраняя традиции, он вроде бы и любит родителей, вроде...
    Структура сочинения
    Итоговое сочинение по литературе состоит из трёх частей:
    I. Вступление – формулировка темы.
    Вступление занимает первый абзац. Оно должно быть чётким и лаконичным.
    II. Основная часть – раскрытие темы сочинения, аргументы, доказывающие вашу точку зрения.
    Основная часть состоит и четырёх абзацев, в которых вы приводите примеры из литературных произведений, рассуждаете по теме. Основная часть строится по следующей схеме: тезис – литературный аргумент- мини-вывод.
    III. Заключение – обобщение ваших мыслей.
    Заключение – последний абзац сочинения, неразрывно связанный со вступлением, подводящий итог всему рассуждению.
    Предлагаем вашему вниманию клише, которые помогут последовательно изложить мысли в сочинении.

    Часть сочинения

    Клише

    Вступление

     С давних времён люди задумывались над вопросом …

     Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о ….

     Как следует относиться к …?

     Для чего нужно…?

     (ФИО автора высказывания) когда-то сказал …. (далее следует цитата или её основная мысль).

     Я считаю, что…

     На мой взгляд, ….

    Переход от вступления к основной части

     Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.

     Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы.

     В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы.

    Основная часть




    Тезис

     Многие писатели рассуждали об этих вопросах (проблемах) в своих произведениях. Например, …

     Тема (чего? любви, дружбы …) затрагивается в произведениях художественной литературы.

     Не случайно многие писатели обращались к теме (проблеме взаимоотношений между друзьями и т.п.) …

    Аргумент

     Во-первых, доказательство моей мысли можно найти в произведении (название и ФИО автора) …

     Вспомним произведение (название и ФИО автора) ...

     Например, в рассказе (повести, романе, произведении, название и ФИО автора) …

     Автор повествует о …

     Писатель описывает…

     Писатель рассказывает о …

     В этом произведении в центре стоит…

     Главный герой (героиня) …

    Мини-вывод

     Автор считает, что…

     Поэт думает, что…

     Писатель обращает внимание читателя (на что?) …

     Автор акцентирует внимание (на чём?), детально описывая (кого? что?) …

    Переход ко второму литературному примеру

     Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора)

     Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения.

     Также к теме (проблеме чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения).

    Заключение

     Таким образом, можно сделать вывод: …

     Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать…

     Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что…

     В заключение хочется отметить…

     В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата). На мой взгляд, именно …

     Мне бы хотелось верить, что…

     Хотелось бы, чтобы люди задумались…

     Давайте будем….

    Банк аргументов:

    И. С. Тургенев. «Отцы и дети»

    В данном произведении ярко продемонстрирована проблема взаимоотношений двух поколений. «Отцы» – братья Николай и Павел Кирсановы, «дети» – Аркадий Кирсанов, сын Николая Петровича Кирсанова, и Евгений Базаров, друг Аркадия. Студенты увлечены нигилизмом. Представители старшего поколения остаются верны общепринятым нравам. Конфликт взглядов завершается дуэлью между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым. Позже Аркадий отказывается от нигилистических учений Базарова, заводит собственную семью и возвращается в имение отца.

    Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»

    Своих сыновей Остапа и Андрия, вернувшихся с учебы в Киеве, отец Тарас Бульба видит в будущем настоящими запорожскими казаками и везет их в сечь. Оттуда они отправляются на войну с поляками, где отличаются удалью и отважностью. Тарас гордится сыновьями и пророчит им успешное будущее атаманов. Но, Андрий, в отличие от Остапа, не оправдывает надежд (влюбляется в полячку), и отец убивает его за предательство. Остап самоотверженно сражается в бою с поляками и попадает в плен, где после публично казнен на глазах отца.

    А. С. Грибоедов. «Горе от ума»

    А пьесе отображены взаимоотношения крупного чиновника Фамусова и его дочери Софьи. Основными ценностями для помещика являются чин и деньги, поэтому для Софьи он присмотрел в мужья богатого полковника Скалозуба. Но его помыслы не совпадают с желаниями дочери, которая проявляет симпатию к секретарю отца Молчанину, не имеющему чинов и званий. Конфликт возникает на почве стремления отца навязать дочери свои взгляды на жизнь, без учета ее интересов.

    А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»

    Отправляя в Оренбург на службу сына Петра, Андрей Петрович Гринев дает напутствие 17-летнему юноше: «Береги рубаху снову, а честь смолоду». Молодой человек делает эти слова своим главным жизненным ориентиром и даже в грозящих ему смертью ситуациях не теряет своего достоинства. Петру по-настоящему важно оставаться честным человеком перед отцом и Родиной. Это пример воспитания, когда детям передаются истинные ценности.

    А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»

    Повесть о беззаветной любви родителей к детям. Станционный смотритель Вырин души не чаял в единственной дочери-красавице Дуне, которую обманом увез молодой гусар Минский. Старик пошел за дочерью в Петербург, но встреча его сильно огорчила. Богато разодетая дочь, увидев своего отца, упала в обморок, а зять вытолкал его за порог. Вернувшись домой, старик от тоски скоропостижно умер. Позже рассказчику стало известно, что опосля приезжала молодая барыня с тремя барчатами и долго лежала на могиле смотрителя.

    К. Г. Паустовский. «Телеграмма»

    Дочь Катерины Петровны Настя работала секретарем в Союзе художников в Ленинграде и годами не приезжала навестить мать в село Заборье. Даже когда женщина написала, что в последнее время ослабла и не доживет до весны, Настя предпочла участвовать в организации выставки картин и не отвечать на письмо. Только после получения телеграммы с сообщением о тяжелом состоянии матери, Настя задумалась от том, что Катерина Петровна – единственная, кто ее искренне любит, и отправилась в Заборье. Живой родного человека она не застала, о чем потом горько сожалела.

    С. А. Есенин. «Письмо матери»

    В стихотворении поэт обращается к матери и просит ее не тревожится о нем, не верить слухам и обещает по весне вернуться в родной дом. И в то же время напоминает, что он уже не тот мальчишка, которого нужно учить, а уставший мужчина, желающий отдохнуть от тоски мятежной в обществе самого родного и близкого человека. Не смотря на различность взглядов на жизнь, мать все же остается для поэта единственной душевной отрадой.

    Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»

    Мотивом убийства для Родиона Раскольникова стала любовь к семье. Чтобы избежать нежеланной свадьбы сестры Дуни с надворным советником Лужиным ради улучшения благосостояния, бедный студент решается убить старуху-процентщицу и избавить мать и сестру от мук нищеты.

    Л. Н. Толстой «Война и мир»

    Произведение демонстрирует, что во взглядах чаще всего дети наследуют своих родителей. Старшее и младшее поколение Ростовых воплощают лучшие черты дворянства: духовную щедрость, открытость, нравственность. Честность, благородство, образованность прослеживается в трех поколениях Болконских, начиная со старого князя Николая Андреевича и до его внука Николеньки. Курагины же (князь Василий, его сын Анатоль и дочь Элен) показываются как подлые, низкие и алчные люди.

    А. Н. Островский. «Гроза»

    Властная вдова Кабаниха держит свою семью очень строго, вмешивается в супружескую жизнь сына Тихона и невестки Катерины, пытается контролировать дочь Варвару. Сын безропотно подчиняется матери, унижая себя и жену. Ситуация накаляется до предела, когда утомленная нравоучениями и упреками Катерина изменяет Тихону с приезжим молодым человеком Борисом. Девушка не видит иного выхода, как покончить с собой. После чего Тихон наконец решается «восстать» против деспотичной матери.

    А. Алексин «Раздел имущества»

    В повести описывается неблагодарное и потребительское отношение детей к родителям. Анисия Ивановна, отказавшись от любимого дела, вызвалась помогать невестке и сыну ухаживать за их дочерью Верой, перенесшей тяжелую родовую травму, и входила девочку. Внучка сильно привязалась к бабушке и даже стала называть ее мамой, что вызвало недовольство у родной матери. Это послужило причиной конфликта – семья обратилась в суд по разделу имущества. В результате Анисия Ивановка уезжает в деревню, а с Верочкой случается серьезный приступ.

    Д. И. Фонвизин «Недоросль»

    Митрофан Простаков такой же злонравный и невежественный, как его деспотичная мать, госпожа Простакова. Абсолютной противоположностью выступает сирота Софья, которую из корыстных побуждений приютили Простаковы. Девушка образованная, вежливая, имеет высокие моральные принципы, как и ее родной дядя Стародум. В пьесе четко прослеживается влияние родительского воспитания на поведение детей. Чрезмерная опека Простаковой над сыном выливается в то, что Митрофан с легкостью соглашается покинуть дом и уйти служить.

    М. Ю. Лермонтов «Мцыри»

    Юный Мцыри бунтует против предстоящего ему пострига в монахи, поскольку не выбирал для себя этот путь и видит свою жизнь совсем иначе в родных краях на Кавказе. Он решается на побег, но тот длится всего 3 дня, после чего юношу находят монахи и забирают обратно в монастырь. Мцыри, так и не увидев родные земли, умирает от болезни, которая стала следствием сражения с барсом в лесу. В поэме прослеживается бунт молодого поколения против привычных устоев общества, созданных их отцами.

    М. Цветаева «Бабушке»

    Стихотворение, посвященное бабушке, которую Цветаева видела только на портрете. В своем произведении поэтесса ищет схожесть с умершей бабушкой как внешнюю, так и духовную, пытается уловить «бунтарские» черты характера, угадать радости и переживания женщины. В стихотворении не рассматривается конфликт поколений, наоборот поэтесса хочет восстановить утраченную связь времен.

    Н. В. Гоголь. «Мертвые души»

    Пагубное влияние порочных родителей на детей прослеживается в характере Чичикова, который с рождения был приучен его отцом ко лжи, лицемерию и продажности. Даже товарищ называл его «христопродавец», потому что тот за определенную цену мог продать любого.

    И. А. Гончаров «Обломов»

    В романе четко наблюдается влияние отцов на судьбы их детей. Илья Ильич Обломов жил в точности, как его родители: неспешно, однообразно. Он был ленив и боялся перемен, из-за чего даже потерял свою возлюбленную. Абсолютная противоположность Обломова – его лучший друг Андрей Иванович Штольц.  Он был воспитан в трудолюбивой, образованной семье предпринимателей, поэтому и вырос целеустремленным и успешным молодым человеком, достигшим известности в высших кругах общества.

    А. П. Чехов «Вишневый сад»

    Проблема взаимоотношений поколений в пьесе показана в ином ракурсе, когда дети берут на себя роль родителей. Родной и приемной дочерям Раневской Любови Андреевны самим приходится разбираться с обанкротившимся семейным имением и думать о своем будущем после продажи дома и сада за долги. В то время как наивная Раневская до последнего не верит в то, что поместье отберут, а в итоге лишается всего.

    М. А. Шолохов «Тихий Дон»

    Пантелей Мелехов, отец Григория, Петра и Дуняши Мелеховых, держит детей в строгости. Узнав о связи старшего сына с замужней женщиной, насильно женил его на Наталье Коршуновой. Но семейная жизнь не сложилась, и Григорий ушел на войну вместе с Петром, который оставил в отцовском доме жену Дарью. Девушка вскоре осквернила имя семьи, за что была выпорота свекром Пантелеем. Но после революции власть отца ослабевает, и дети перестают подчинятся его казачьим законам.

    Б. Васильев «Завтра была война»

    В центре произведения повзрослевшие школьники-комсомольцы. Искра Полякова – активистка класса, воспитывается в строгости властной матерью-комиссаром. Она резка со всеми, даже с матерью. Вика Люберецкая – девочка из интеллигентной, зажиточной семьи инженера, живет с отцом, который относится к ней с нежностью и делает всякие послабления. Искра недолюбливает одноклассницу, но, когда с Викой случается беда, – первая оказывает ей поддержку. Сама же Люберецкая не может выдержать обвинений в адрес ее отца и совершает суицид.


    написать администратору сайта