Главная страница
Навигация по странице:

  • Концепция личности по А. Н. Леонтьеву

  • Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского (1896 – 1934)

  • Проблема соотношения биологического и социального в теориях личн. Проблема соотношения биологического и социального в теориях личности


    Скачать 18.58 Kb.
    НазваниеПроблема соотношения биологического и социального в теориях личности
    Дата29.11.2022
    Размер18.58 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПроблема соотношения биологического и социального в теориях личн.docx
    ТипДокументы
    #819053

    Проблема соотношения биологического и социального в теориях личности
    Это одна из наиболее дискуссионных проблем в психологии. В зарубежных теориях известно мнение, согласно которому в личности человека выделяются две подструктуры, сформированные под воздействием двух факторов - биологического и социального. То есть личность распадается на эндопсихическую и экзопсихическую организацию. Эндопсихика выражает внутреннюю взаимосвязь психических элементов и функций, отождествляемой с нервно-психической организацией человека. Экзопсихика определяется отношением человеком к внешней среде. Эндопсихика включает восприимчивость, особенности познавательных процессов, волю, импульсивность, а экзопсихика - систему отношений человека, опыт, интересы, склонности. Эндопсихика обусловлена биологически, имеет природную основу и противостоит экзопсихике, которая определяется социальными факторами, то есть это сведение психики к проекциям биологического и социального.

    Концепция личности по А. Н. Леонтьеву
    Понятие личности, так же как и понятие индивида, выражает целостность субъекта жизни; личность не состоит из кусочков. Но личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся.

    Личность человека производится – создается общественными отношениями

    В основе концепций личности отечественных псилогов лежат марксиские постулаты в котором личность отражена как совокупность общественных отношений индивидуума.
    Леонтьев трактует данные постулаты с существенным дополнением «личность создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной деятельности» В данном контексте именно деятельность выступает на первый план. Это помогает это помогает провести разграничительные линии между понятиями индивид и личность. Индивид - это неделимое, целостное, со своими индивидуальными особенностями, генотипическое образование. личность-Тоже целостное образование, но не данной кем-то или чем-то а произведённая, созданная в результате множества предметной деятельности.

    Также стоит сказать что Леонтьев выделил биологический аспект как внутренняя дееспособность любой живой единицы имеющей способность к реакции, на проявление внутреннего через внешнее, и тем самым изменяя это самое внутреннее.

    Леонтьев выделил три основные параметры личности:

    • Ширату связей человека с миром (посредством его деятельности)

    • Степень иерархизованночти этих связей, преобразованых в иерархию смысла образующих мативов

    • Общую структуру этих связей, точнее мотивов-целей.


    Культурно-историческая концепция Л. С. Выготского (1896 – 1934)
    В смысл культурно-исторического, по Л. С. Выготскому, входит анализ структур взаимодействия личности с окружающей средой и развитие личности. Разработанная Л. С. Выготским, теория единства социального и биологического в развитии привела к пониманию процесса формирования личности.
    Суть культурно-исторической теории можно сформулировать следующим образом:
    • Основой психического развития человека является качественное изменение его социальной ситуации (или его деятельности).
    • Всеобщими моментами психического развития человека служат его обучение и воспитание.
    • Исходной формой деятельности является ее развернутое выполнение человеком во внешнем (социальном) плане.
    • Психические новообразования, возникающие у человека, производны от интериоризации исходной формы его деятельности.
    • Существенная роль в процессе интериоризации принадлежит различным знаковым системам.
    • Важное значение в деятельности и сознании человека имеют его интеллект и эмоции, находящиеся во внутреннем единстве.
    Он исходил из того, что при переходе от животных к человеку изменяется характер взаимодействия человека с природой. Одной из существенных характеристик этого взаимодействия становится опосредованность, проявляющаяся в использовании орудий труда. Поскольку сознание является отражением окружающего человека мира, его идеальным бытием, то основное отличие от психики животных будет заключаться в использовании особых психологических орудий – знаков, которые перестраивают всю систему психических функций.
    Знаки являются носителями определенных значений, представляющих собой обобщенное отражение действительности. От того, как человек обобщает различные содержания, будет зависеть строение его сознания. Таким образом, характеристика процессов обобщения является одной из существенных особенностей сознания.
    По Б. Г. Ананьеву (1967), в структуру личности входят:
    • психические процессы;

    • психические состояния;

    • свойства личности
    По мнению Б. Г. Ананьева, единство биологического и социального в человеке обеспечивается посредством единства таких его макрохарактеристик как индивид, личность, субъект и индивидуальность. Однако человек – не только индивид и личность, но и носитель сознания, субъект деятельности, производящей материальные и духовные ценности. Человек как субъект предстает со стороны его внутренней, психической жизни, как носитель психических явлений. Структура человека как субъекта деятельности образуется из определенных свойств индивида и личности, которые соответствуют предмету и средствам деятельности. Основу предметной деятельности человека составляет труд и потому он выступает как субъект труда. Основу теоретической или познавательной деятельности составляют процессы познания, и потому человек предстает как субъект познания. В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет рассматривать человека в качестве субъекта общения. Результатом осуществления различных видов деятельности человека как субъекта становится достижение им психической зрелости.
    Таким образом, каждый человек предстает в виде некоей целостности – как индивид, личность и субъект, обусловленный единством биологического и социального. Как индивид он развивается в онтогенезе, а как личность он проходит свой жизненный путь, в ходе которого осуществляется социализация индивида.
    Дополнения
    С. Холл считал, что развитие личности повторяет в свернутом виде стадии развития общества (собирательство, охота).
    Э. Кречмер выводил типы личности из особенностей телосложения человека.
    З. Фрейд считал, что поведение человека обусловлено физиологическими, бессознательными влечениями.
    Крайнее проявление (Павлов) психического как самостоятельного явления не существует. Все психическое можно объяснить и описать с помощью биологических человеческих (физиологических) понятий. Подход распространен среди физиологов.
    Социогенетический подход – объясняет особенности личности исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми.
    В. Штерн – «идея рекапитуляции». Развитие индивида воспроизводит основные ступени процесса развития общества, прежде всего его духовной жизни и культуры (млекопитающее, человекоподобное, первобытное, античное, христианское).
    Теория социализации – рождаясь биологической особью, человек становится личностью лишь благодаря воздействиям социальных условий жизни.
    Теория научения (Торндайк, Скиннер) – жизнь личности, ее отношения – есть результат подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков.
    Теория ролей – общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли и накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми (Доллард, К.Левин).
    Все эти теории объясняют социальное поведение личности исходя из свойств среды, к которым человек вынужден приспосабливаться. При этом, не учитываются объективные, общественно-исторические условия жизни человека.
    Психогенетический подход – не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. Представители:
    - психодинамическая ориентация (Э.Эриксон) – объясняет поведение личности через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики.
    - когнитивистская ориентация (Ж.Пиаже, Д.Келли) – отдает предпочтение интеллектуально-познавательной сфере личности.
    - персонологическая ориентация (А. Маслоу, К. Роджерс) - акцентируют внимание на развитии личности в целом.


    написать администратору сайта