Главная страница

Проблема сущности природы. доклад. Проблема сущности природы в философии возникла с момента ее формирования и в дальнейшем в истории философии исследовалась в различные периоды. Ее изучение привело к созданию физики и других наук в естествознании


Скачать 14.71 Kb.
НазваниеПроблема сущности природы в философии возникла с момента ее формирования и в дальнейшем в истории философии исследовалась в различные периоды. Ее изучение привело к созданию физики и других наук в естествознании
АнкорПроблема сущности природы
Дата27.06.2021
Размер14.71 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файладоклад.docx
ТипДокументы
#222047

Проблема сущности природы в философии возникла с момента ее формирования и в дальнейшем в истории философии исследовалась в различные периоды. Ее изучение привело к созданию физики и других наук в естествознании. Сама проблема сущности природы была поставлена в античности натурфилософами, затем она получила развитие в результате развития критических подходов в натурфилософии эпохи Возрождения, а затем в естествознании в период Нового времени. Однако, эта проблема всегда носила философский характер, несмотря на исследование ее в отдельных науках. Здесь мы можем отметить тот неоценимый вклад античных философов в исследовании этой проблемы, несмотря на наивность первых представлений о материи с нашей точки зрения.

Представители натурфилософии в античности пытались вникнуть в сущность природы, занимались поисками первоначала всего существующего, поэтому их называли «физиками».

По вопросу делимости материи и существования пустого пространства сложились два направления в античной натурфилософии: континуализм и атомизм. Представители континуализма исходят из предположения, что материя непрерывна и делима до бесконечности, пустого пространства не существует, т.к. каждое тело занимает тождественное пространству положение. Представители атомизма утверждают, что материя дискретна и состоит из множества неделимых частичек – атомов, – движущихся в пустоте.

Чтобы понять сущность взглядов первых античных философов, дадим краткую характеристику их учений. К первому направлению относятся представители Милетской школы (Фалес Милетский, Анаксимандр, Анаксимен), а также Гераклит, Эмпедокл, Элейская школа и конечно Аристотель, который сделал попытку создания систематической науки о природе (физики). Все авторы выдвигали гипотезу о первоначале, т.е. веществе, которое лежит в основе всех вещей.

Гераклит из Эфеса учил, что первоначалом всех вещей является огонь, так как, по его мнению, все в мире изменчиво и подвижно, подобно огню. Огонь представлялся ему неким веществом. Движение — универсальная характеристика процесса мировой жизни, все находится в движении – все предметы и явления природы

В противоположность учению Гераклита и Пифагора возникло учение Элейской школы (Ксенофан, Парменид, Зенон). Критикуя Гераклита, Парменид считает, что основной характеристикой бытия является его неподвижность, неизменность, отсутствие в нем какого бы то ни было генезиса: рождения и уничтожения.

Некоторые философы предполагали, что существует не одно, а несколько начал всего существующего. Эмпедокл из Агригента (город в Сицилии) как бы суммировал представления своих предшественников. Он утверждал, что существуют четыре начала всех вещей — огонь, воздух, вода и земля. Идею существования четырёх начал всех вещей (элементов) – земли, воды, огня и воздуха – поддерживали и такие философы античности, как Пифагор и Платон.

Физическое учение Платона изложено в диалоге «Тимей». Четыре вида материи (земля, вода, воздух, огонь) способны к взаимопревращениям и являются проявлением единой первичной материи («хоры»). До логического завершения учение о четырех стихиях довел Аристотель. Опираясь на учение о четырех стихиях Эмпедокла, Аристотель считал, что они являются лишь различными состояниями первоматерии

Итак, представители континуализма отстаивали точку зрения, что материя обладает делимостью, множественностью, может принимать разные формы и совпадает с пустотой, т.е. отрицали наличие пустоты как таковой.

Рассмотрим позицию атомистов по вопросу деления материи и пустоты. Основоположник атомизма Левкипп отвергал способность материи к бесконечному делению и утверждал, что существует предел деления – настолько малая частица, что ее деление уже невозможно. Демокрит назвал эти частицы – «атомы» (неделимые),которые отличаются по форме. Различиями в форме атомов Демокрит объяснял соединение атомов во» временно устойчивые образования,

Можно выделить основные положения атомистической теории, которые составляют ее суть: - вся природа (тела) состоят из множества неделимых частиц – атомов; - атомы имеют количественные, а не качественные характеристики; - атомы отличаются друг от друга по форме и положению; - атомы находятся в постоянном механическом движении в пустоте;

Также для атомистов характерен принцип детерминизма: все возникает и существует по определенным причинам и необходимости. Они не дали, однако, никакого объяснения происхождения и причины первого толчка, вызывающего первоначальное движение атомов.

Вопрос о способе соединения атомов не был достаточно хорошо проработан атомистами. Демокрит предполагал, что атомы способны соединяться в результате особенностей их форм и размеров – наличие у атомов выступов, углублений, зубцов, крючков и прочего.

Представления о бесконечности пустого пространства и о бесконечном числе атомов, движущихся в пустоте, привели Левкиппа и Демокрита к взглядам о бесконечности Вселенной. Демокрит считал, что Вселенная состоит из различных миров, которые находятся на разных стадиях «жизни»: одни еще растут, другие находятся в расцвете, третьи разрушаются. Нужно отметить, что эта догадка очень близка современным научным гипотезам о Вселенной. Все ошибки атомистов, с точки зрения Аристотеля, основываются на признании существования пустого пространства


написать администратору сайта