Главная страница

ЭК - Объектно-ориентированное программирование Visual Basic for. Программа элективного курса по информатике Объектноориентированное программирование


Скачать 283 Kb.
НазваниеПрограмма элективного курса по информатике Объектноориентированное программирование
Дата23.09.2022
Размер283 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЭК - Объектно-ориентированное программирование Visual Basic for .doc
ТипПрограмма
#692497


Рабочая программа

элективного курса по информатике

«Объектно-ориентированное программирование»
10-11 класс


Предназначена для кадет 10-11 классов.
Срок реализации программы 2 года.
Автор: Симонов А.А., учитель информатики.
Год разработки программы 2017 г.


СОДЕРЖАНИЕ:

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса по информатике и ИКТ «Объектно-ориентированное программирование» составлена на основе авторской программы М.А. Дранкина, федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по информатике.

Эпоха быстрых социальных изменений и стремительный прогресс в области информационных технологий предъявляют повышенные требования к развитию познавательной активности молодого поколения. Поэтому основными задачами любого учебного курса информационно-технологической направленности являются развитие индивидуальности учащихся и высвобождение их творческого потенциала в процессе освоения средств информационных технологий.

Умение выделять актуальные проблемы и решать их оптимальным способом средствами приложений является важным условием формирования информационной компетентности учащихся, выбравших учебный курс «Объектно-ориентированное программирование». Программы-приложения, которые можно написать, являются конструктивными средствами для реализации творческих идей.

Элективный курс «Объектно-ориентированное программирование» предназначен для учащихся старших классов. Курс может проводиться в классах естественно-математического профиля, информационного профиля. Основное требование к предварительному уровню подготовки – освоение «Базового курса» по информатике.

Активизация познавательного процесса позволяет учащимся более полно выражать свой творческий потенциал и реализовывать собственные идеи в изучаемой области знаний, создаёт предпосылки по применению приложений, созданных в среде Lazarus, и в других учебных курсах, а также способствует возникновению дальнейшей мотивации, направленной на освоение профессии программиста.

Курс включает в себя практическое освоение техники создания программ-приложений различной направленности, с использованием объектно-ориентированного подхода в программировании.

Курс служит средством внутрипрофильной специализации в области новых информационных технологий, что способствует созданию дополнительных условий для проявления индивидуальных образовательных интересов учащихся.

Основа курса – практическая и продуктивная направленность занятий, способствующая позитивному изменению индивидуально-личностных качеств учащихся. Одна из целей обучения работе в среде Lazarus заключается в предоставлении обучающимся возможности личностного самовыражения и самореализации в программных продуктах, созданных в этой среде. Достижение цели становится возможным при создании личностно значимой для обучающихся образовательной продукции в рамках программирования программ-приложений.

Реализация творческих замыслов учеников осуществляется поэтапно:

  • на первом этапе создаются простейшие программы-приложения;

  • на втором этапе уделяется особое внимание объектно-ориентированным принципам работы с компонентами ОС посредством среды Lazarus. Рассказывается о работе с некоторыми классами языка Lazarus;

  • на третьем этапе создаются приложения для работы с графикой.


Цели и задачи курса:

  • сформировать целостное представление о разработке программных приложений с помощью объектно-ориентированных подходов в программировании;

  • реализовать способности в ходе создания различных приложений;

  • сформировать элементы информационной компетенции по отношению к знаниям, умениям и опыту создания программных продуктов с использованием объектно-ориентированных технологий;

  • понять принципы объектно-ориентированного подхода к составлению алгоритмов и программ, значение объектно-ориентированного программирования в современном множестве информационных технологий;

  • овладеть базовыми понятиями объектно-ориентированного программирования и применять их при создании приложений;

  • приобрести навыки разработки программных приложений в визуальной среде программирования Lazarus.


Образовательные результаты

В процессе изучения элективного курса «Объектно-ориентированное программирование» обучающиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

  • знают инструментарий среды Lazarus, необходимый для разработки полнофункционального приложения;

  • знают принципы работы основных компонентов Lazarus и умеют с ними работать;

  • знают основы объектно-ориентированного подхода в программировании и умеют работать с некоторыми классами языка Free Pascal;

  • умеют конструировать интерфейс приложений и разрабатывать их дизайн;

  • умеют работать с графическими средствами среды;

  • владеют приёмами организации и самоорганизации работы по созданию приложений;

  • имеют положительный опыт коллективного сотрудничества при создании программ;

  • овладевают процедурой самооценки знаний и деятельности и корректируют дальнейшую деятельность по созданию приложений.


Технологии, используемые в учебном процессе: личностно-ориентированное обучение, дифференцированное обучение.
Методы обучения:

  • Объяснительно-иллюстративные.

  • Репродуктивные.

  • Проблемные.

  • Частично-поисковые (при выполнении практических и лабораторных работ).

  • Метод программированного обучения.

  • Исследовательские (при выполнении лабораторных, проектных работ).

  • Метод проектов.


Формы обучения:

Обще-классные формы:

  • урок;

  • лекция;

  • лабораторно-практические занятия;

  • зачетный урок;

Групповые формы обучения:

  • групповая работа;

  • групповые творческие задания;

  • групповая лабораторно-практическая работа.

Индивидуальные формы работы в классе и дома:

  • индивидуальные задания.


Содержание курса

Введение. Основные понятия

Тема 1. Техника безопасности. Введение в программирование


Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.

Структура курса. Взаимосвязь курса со смежными дисциплинами.

Обзор истории развития вычислительной техники. Технические средства. Основные составные части компьютера и физические процессы, лежащие в основе его работы. Понятие о компьютерных сетях, виды сетей.

Эволюция программного обеспечения. Понятие об операционной системе. Программа, выполнение программ. Программное обеспечение. Цели и методы программирования. Основы современных технологий программирования, направления их развития в настоящее время. Роль, значение и преимущества использования объектно-ориентированного программирования. Обоснование выбора среды объектно-ориентированного программирования Lazarus.

Тема 2. Алгоритмизация. Понятия ООП

Основы разработки программ. Информация и данные. Обработка данных. Этапы разработки программ. Понятие об алгоритме, свойства алгоритмов (выполнимость, определенность, массовость, конечность, результативность). Тестирование.


Алгоритмические языки программирования. Принципы структурного программирования. Этапы решения задач с помощью ПК.

Допустимые операции и значения (арифметические и логические функции). Постоянные величины (константы) и переменные величины. Массивы. Формы записи алгоритма. Блок-схема. Основные блоки. Алгоритмические структуры. Линейные алгоритмы.

Учащиеся должны знать понимать:

  • три принципа объектно-ориентированного программирования: инкапсуляциию, наследование, полиморфизм;

  • понятия объекта и класса, их различия;

  • назначение методов, свойств и событий объекта;

  • принципы работы с готовыми объектами и классами языка Lazarus.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры классов, объектов, наследования классов.

Объект как сущность реального мира. Его моделирование посредством свойств, методов и событий. Классы как шаблоны объектов. Преимущества объектно-ориентированного подхода при организации взаимосвязи внутри одного объекта и между несколькими объектами с помощью принципов инкапсуляции, наследования и полиморфизма. Связь классов и объектов реального мира с компонентами и классами среды Lazarus.

Тема 3. О среде Visual Basic for Applications
Интерфейс среды визуального программирования Visual Basic for Applications.

Учащиеся должны знать понимать:

  • назначение окон среды программирования Visual Basic for Applications;

  • назначение основных команд меню.

Учащиеся должны уметь:

  • запускать среду Visual Basic for Applications;

  • настраивать интерфейс среды Visual Basic for Applications;

  • переключаться между окнами среды Visual Basic for Applications.

Запуск среды программирования Visual Basic for Applications на исполнение. Основные окна среды Visual Basic for Applications: главное окно, окно редактора форм, окно инспектора объектов, окно дерева объектов, окно редактора кода. Минимальная настройка среды Visual Basic for Applications.

Проект в среде Visual Basic for Applications

Учащиеся должны знать понимать:

  • структуру проекта.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать новый проект;

  • добавлять в проект новую форму;

  • переключаться на нужную форму либо на нужный модуль;

  • запускать проект;

  • сохранять проект.

Создание проекта в Visual Basic for Applications. Добавление в проект новой формы. Переключение между формами. Структура проекта Lazarus. Сохранение проекта. Запуск проекта на исполнение.

Практическая работа 1. Первый запуск программы.
Раздел 1. Компоненты и события

Тема 4. Компоненты

Учащиеся должны знать понимать:

  • способы работы с компонентами;

  • основные свойства компонентов.

Учащиеся должны уметь:

  • выделять и копировать компоненты;

  • помещать компоненты на форму;

  • изменять свойства компонентов;

  • изменять порядок расположения компонентов;

  • работать с компонентами: Button, Label.

Понятие и особенности визуального программирования в среде Visual Basic for Applications. Палитра компонентов, редактор форм и инспектор объектов. Создание приложения с помощью компонентов. Изменение свойств компонентов.

Элементы языка

Учащиеся должны знать понимать:

  • важность комментирования исходного кода, виды комментариев;

  • классификацию типов данных языка программирования Lazarus;

  • порядковые типы;

  • вещественные типы.

Учащиеся должны уметь:

  • преобразовывать целочисленный и вещественный типы в строковый и обратно;

  • работать с основными математическими функциями среды Lazarus.

Практическая работа 2. Первые успехи.

Практическая работа 3. Диалог.

Тема 5. Арифметические операции.

Учащиеся должны знать / понимать:

  • как запросить у пользователя информацию с клавиатуры и выполнить над ней арифметическую операцию либо операцию конкатенации.

Учащиеся должны уметь:

  • программировать ввод, вывод чисел и арифметические операции;

  • переводить из строкового типа данных в целочисленный и обратно.

Конкатенация строк. Преобразование типов (функции IntToStr и StrToInt). Арифметические операции.

Практическая работа 4. Калькулятор.

Тема 6. Обработка исключений.

Учащиеся должны знать понимать:

  • как отобразить на форме произвольный текст программным способом;

  • что такое событие и обработчик события;

  • структуру программного модуля;

  • основные события компонентов;

  • что можно делать на этапе конструирования и на этапе написания кода.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать обработчик события;

  • назначать компонентам осмысленные имена;

  • редактировать исходный код в обработчике события;

  • программно изменять свойства компонента и вызывать его методы;

  • работать с компонентами: Edit, Button, Label;

  • определять, какие события необходимы при реализации поставленной задачи, и какая у них должна быть реализация.

Обработка события OnClick. Программное изменение свойств компонентов и вызов их методов. Исходный код модуля. Однострочный редактор.

Понятие события и обработчика события в среде Lazarus. Создание обработчика события для компонента. Структура программного модуля среды Lazarus. Процесс конструирования и процесс написания кода. Программное изменение свойств компонентов и вызов их методов.

Управление событиями

Учащиеся должны знать понимать:

  • в каких случаях рационально использовать один обработчик событий для нескольких событий.

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять приведение типов для компонентов;

  • назначать одно событие нескольким компонентам;

  • работать с компонентом SpeedButton.

Параметр Sender в процедурах обработки событий. Приведение типов.

Практическая работа 5. Ваш вес.

Практическая работа 6. Тест по географии.

Итоговая работа 1. «Компоненты и события».
Раздел 2. Дизайн и обработка данных.

Тема 7. Работа с формами.

Учащиеся должны знать понимать:

  • в каких случаях необходимо использовать несколько форм;

  • каковы преимущества и недостатки использования дополнительных форм в приложении;

  • как перейти к нужной форме, к соответствующему ей модулю в проекте.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать новую и корректно удалять существующую форму;

  • подключать модуль формы к модулю другой формы;

  • производить обмен информацией между несколькими формами;

  • работать с компонентами: StringGrid, UpDown, RadioButton, GroupBox, SpeedButton.

Создание и удаление формы. Переключение между формами. Зависимый переключатель.

Практическая работа 7. Много форм.

Тема 8. Логика.

Учащиеся должны знать понимать:

  • основные определения, связанные с алгеброй логики;

  • законы алгебры логики;

  • принципы работы с логическими выражениями и действия над ними;

  • принципы построения таблиц истинности.

Учащиеся должны уметь:

  • понимать смысл логических выражений;

  • читать логические формулы;

  • производить действия над логическими формулами и логическими выражениями;

  • строить таблицы истинности;

  • решать логические задачи

Составление логических выражений, преобразование логических выражений, действия с логическими функциями, составление таблиц истинности.

Практическая работа 8. Решение задач.

Тема 9. Массивы

Учащиеся должны знать понимать:

  • основные понятия по теме Массивы;

  • принципы построения массивов;

  • принципы нумерации массивов;

  • возможность производить с массивами различные операции преобразования.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать одномерные массивы;

  • производить над массивами операции поиска максимального и минимального элементов;

  • производит сортировку одномерного массива по возрастанию и по убыванию;

  • менять местами элементы массива;

  • копировать один массив в другой;

  • решать задачи с использованием массивов.

Ввод элементов массива с клавиатуры. Чтение элементов массива. Операции над элементами массива. Перестановка элементов массива. Печать элементов массива в заданном порядке.

Практическая работа 9. Обработка массива.

Итоговая работа 2. «Дизайн и обработка данных».
Раздел 3. Интерфейс и работа с текстом

Тема 10. Стандартный интерфейс пользователя

Учащиеся должны знать понимать:

  • функциональность стандартных элементов пользовательского интерфейса приложений.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать стандартный интерфейс пользователя для приложений;

  • использовать в приложениях всплывающие подсказки (Hint);

  • работать с компонентами: MainMenu, PopupMenu, ToolBar, ImageList.

Стандартный интерфейс пользователя. Главное и контекстное меню. Панель инструментов. Всплывающая подсказка (Hint). Строка состояния. Пиктограмма.

Практическая работа 10. Альбом

Практическая работа 11. Работа с меню

Практическая работа 12. Вкладки

Тема 11. Текстовые редакторы

Учащиеся должны знать / понимать:

  • способы работы с компонентами-контейнерами;

  • назначение класса TStrings.

Учащиеся должны уметь:

  • работать со строками;

  • работать с параметрами шрифта;

  • работать с компонентами: Memo, CheckBox, FontsDialog, OpenDialog;

  • создавать «резиновый» интерфейс.

Многострочный текст. «Резиновый» интерфейс. Многострочный редактор. Стандартный диалог. Компонент-контейнер. Независимый переключатель.

Практическая работа 13. Справочник

Практическая работа 14. Словарь

Итоговая работа 3. «Интерфейс и работа с текстом».
Раздел 8. Работа с графикой, решение задач

Тема 12. Работа с графикой

Теоретические сведения

Учащиеся должны знать понимать:

  • различия между компонентами Image и PaintBox;

  • графические методы класса TCanvas: MoveTo, LineTo, Rectangle, Ellipse, Pie, Arc, Draw, OutText;

  • свойство холста Pen;

  • свойство холста Brush.

Учащиеся должны уметь:

  • программировать рисование графических изображений.

Компоненты Image и PaintBox. Canvas (Канва). Линия, контур, закрашенная фигура. Цвет и стиль линий, заливки. Графический формат файла.

Основы графики

Учащиеся должны знать понимать:

  • основы рисования линий на холсте при помощи мыши.

Учащиеся должны уметь:

  • отслеживать движение мыши по компоненту и определять состояние кнопок мыши.

Рисование линий. Отслеживание движения мыши. Отслеживание состояния кнопок мыши.

Классы TPen и TBrush

Учащиеся должны знать понимать:

  • основные принципы рисования в цвете.

Учащиеся должны уметь:

  • управлять параметрами пера, кисти;

  • очищать канву;

  • выбирать требуемый курсор для компонента;

  • сохранять нарисованное изображение в формате bmp на диск.

Свойства Pen и Brush. Очистка канвы. Графический формат bmp. Вид курсора. Класс Tpicture.

Просмотр графических файлов

Учащиеся должны знать понимать:

  • уметь создавать простое приложение для просмотра графических файлов;

  • принцип работы свойства Anchors.

Учащиеся должны уметь:

  • загружать и отображать графические файлы;

  • подключать графический формат jpg;

  • работать с компонентами выбора файлов и директорий: FileListBox, DirectoryListBox и DriveComboBox.

Компоненты выбора файлов и директорий. Загрузка графических файлов с помощью компонента Image. Графический формат jpg.

Практическая работа 15. Светофор

Практическая работа 16. Мишени

Итоговая работа 3. «Работа с графикой».

Тема 13. Системы счисления.

Учащиеся должны знать понимать:

  • понятия о системах счисления;

  • возможность представления чисел в различных системах счисления;

  • правила действий над числами с различных системах счисления.

Учащиеся должны уметь:

  • переводить числа из одной системы счисления в другую;

  • производить основные арифметические действия над числами в разных системах счисления;

  • определять основание системы счисления и используемые в ней символы;

  • решать задачи с числами в разных системах счисления.

Практическая работа 17. Решение задач

Практическая работа 18. Решение задачи в программе.

Практическая работа 19. Решение математических задач программно.

Курсовой проект.

Защита курсового проекта.

Тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе

урока

Лекции

Практ.

занятия

Введение. Основные понятия

6

5

1




1

Тема 1. Техника безопасности. Введение в программирование




2




1-2

2

Тема 2. Алгоритмизация. Понятия ООП




2




3-4

3

Тема 3. О среде Visual Basic for Applications




1




5

4

Практическая работа 1. Первый запуск программы







1

6

Раздел 1. Компоненты и события

14

3

11




5

Тема 4. Компоненты




1




7

6

Практическая работа 2. Первые успехи.







1

8

7

Практическая работа 3. Диалог.







2

9-10

8

Тема 5. Арифметические операции.




1




11

9

Практическая работа 4. Калькулятор







3

12-14

10

Тема 6. Обработка исключений.




1




15

11

Практическая работа 5. Ваш вес.







1

16

12

Практическая работа 6. Тест по географии.







2

17-18

13

Итоговая работа 1 «Компоненты и события»







2

19-20

Раздел 2. Дизайн и обработка данных

14

5

9




14

Тема 7. Работа с формами.




1




21

15

Практическая работа 7. Много форм







3

22-24

16

Тема 8. Логика




2




25-26

17

Практическая работа 8. Решение задач







2

27-28

18

Тема 9. Массивы




2




29-30

19

Практическая работа 9. Обработка массива.







2

31-32

20

Итоговая работа 2 «Дизайн и обработка данных»







2

33-34

Раздел 3. Интерфейс и работа с текстом

10

2

8




21

Тема 10. Стандартный интерфейс пользователя




1




35

22

Практическая работа 10. Альбом







1

36

23

Практическая работа 11. Работа с меню







1

37

24

Практическая работа 12. Вкладки







1

38

25

Тема 11. Текстовые редакторы




1




39

26

Практическая работа 13. Справочник







1

40

27

Практическая работа 14. Словарь







2

41-42

28

Итоговая работа 3 «Интерфейс и работа с текстом»







2

43-44

Раздел 4. Работа с графикой, решение задач

28

4

24




29

Тема 12. Работа с графикой




2




45-46

30

Практическая работа 15. Светофор







2

47-48

31

Практическая работа 16. Мишени







2

49-50

32

Итоговая работа 3 «Работа с графикой»







2

51-52

33

Тема 13. Системы счисления.




2




53-54

34

Практическая работа 17. Решение задач.







2

55-56

35

Практическая работа 18. Решение задачи в программе.







2

57-58

36

Практическая работа 19. Решение математических задач программным способом..







4

59-62

37

Выполнение контрольного итогового проекта







6

63-68

ВСЕГО

68

19

49




Календарно-тематическое планирование

10 класс

урока

Наименование разделов и тем урока

Всего

часов

Дата урока

Введение. Основные понятия

6




1

Техника безопасности. Введение в программирование.

1




2

Введение в программирование.

1




3

Алгоритмизация.

1




4

Алгоритмизация. Понятия ООП.

1




5

О программе Lazarus

1




6

Практика 1. Первый запуск программы.

1




Компоненты и события

14




7

Компоненты

1




8

Практика 2. Первые успехи.

1




9

Практика 3. Диалог.

1




10

Практика 3. Диалог.

1




11

Арифметические операции.

1




12

Практика 4. Калькулятор.

1




13

Практика 4. Калькулятор.

1




14

Практика 4. Калькулятор.

1




15

Обработка исключений.

1




16

Практика 5. Ваш вес.

1




17

Практика 6. Тест по географии.

1




18

Практика 6. Тест по географии.

1




19

Итоговая работа 1 «Компоненты и события»

1




20

Итоговая работа 1 «Компоненты и события»

1




Дизайн и обработка данных

14




21

Работа с формами.

1




22

Практика 7. Много форм.

1




23

Практика 7. Много форм.

1




24

Практика 7. Много форм.

1




25

Логика

1




26

Логика

1




27

Практика 8. Решение задач

1




28

Практика 8. Решение задач

1




29

Массивы

1




30

Массивы

1




31

Практика 9. Обработка массива.

1




32

Практика 9. Обработка массива.

1




33

Итоговая работа 2 «Дизайн и обработка данных»

1




34

Итоговая работа 2 «Дизайн и обработка данных»

1




ВСЕГО

34




Календарно-тематическое планирование

11 класс

п/п

Наименование разделов и тем уроков

Всего

часов

Дата урока

Интерфейс и работа с текстом

10




1

Стандартный интерфейс пользователя

1




2

Практика 10. Альбом

1




3

Практика 11. Работа с меню

1




4

Практика 12. Вкладки

1




5

Текстовые редакторы

1




6

Практика. Справочник

1




7

Практика 14. Словарь

1




8

Практика 14. Словарь

1




9

Итоговая работа 3 «Интерфейс и работа с текстом»

1




10

Итоговая работа 3 «Интерфейс и работа с текстом»

1




Работа с графикой, решение задач

28




11

Работа с графикой

1




12

Работа с графикой

1




13

Практика 15. Светофор

1




14

Практика 15. Светофор

1




15

Практика 16. Мишени

1




16

Практика 16. Мишени

1




17

Итоговая работа 3 «Работа с графикой»

1




18

Итоговая работа 3 «Работа с графикой»

1




19

Системы счисления.

1




20

Системы счисления.

1




21

Практика 17. Решение задач.

1




22

Практика 17. Решение задач.

1




23

Практика 18. Решение задачи в программе.

1




24

Практика 18. Решение задачи в программе.

1




25

Практика 19. Решение математических задач программным способом.

1




26

Практика 19. Решение математических задач программным способом.

1




27

Практика 19. Решение математических задач программным способом.

1




28

Практика 19. Решение математических задач программным способом.

1




29

Курсовой проект.

1




30

Курсовой проект.

1




31

Курсовой проект.

1




32

Курсовой проект.

1




33

Курсовой проект.

1




34

Защита курсового проекта

1




ВСЕГО

34




Учебно-методическое обеспечение курса

Основы программирования в среде Lazarus. Мансуров К.Т., 2010

Free Pascal и Lazarus: Учебник по программированию. Алексеев Е. Р., Чеснокова О. В., Кучер Т. В, 2010


  • http://gospodaretsva.com/category/lazarus

  • http://pascal-cod.ru/laz

  • http://www.intuit.ru/studies/courses/13745/1221/lecture/23276



Программное обеспечение курса

L azarus – свободная среда разработки программного обеспечения на языке Object Pascal для компилятора Free Pascal (часто используется сокращение FPC – Free Pascal Compiler, свободно распространяемый компилятор языка программирования Pascal). Интегрированная среда разработки предоставляет возможность кроссплатформенной разработки приложений в Delphi-подобном окружении.



написать администратору сайта