Программные танцы как элемент танцевально. Программные танцы как элемент танцевальнодвигательной и телесноориентированной техники развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития
Скачать 26.32 Kb.
|
Программные танцы как элемент танцевально-двигательной и телесно-ориентированной техники развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития Зырянова Л.А., музыкальный руководитель МБУ детского сада №53 «Чайка», высшая квалификационная категория, г. Тольятти, Самарская область Дошкольники с задержкой психического развития особая категория детей, внешне ничем не отличающаяся от окружающих их сверстников. Однако следует отметить особенности их сенсорно-перцептивной и психомоторной сферы, развитие высших психических функций, особенности деятельности и поведения, а также физического развития. В процессе работы с детьми это категории я ощутила, с какой силой актерской и эмоциональной отдачи необходимо работать, чтобы зажечь в глазах ребенка первые искорки интереса и участия в музыкально-двигательной деятельности. Недостаточная полнота, активность и точность восприятия, замедленность восприятия и переработки информации не позволяют в достаточной степени почувствовать радость танца, творческого ощущения музыки, придумывания собственных, не похожих на других движений и образов. Наиболее грубо нарушены у таких детей более сложные формы восприятия, требующие участия нескольких анализаторов, отсюда отсутствие координации речи и движения, слуха и голоса. У большинства дошкольников, имеющих задержку психического развития присутствует плохая координация движений, неуверенность в выполнении и снижение скорости и ловкости выполнения дозированных движений, повышенная истощаемость, импульсивность, трудности в ориентации в пространстве и времени, незрелость слухового и зрительного анализаторов, недоразвитие мелкой моторики. Необходимо отметить неустойчивость, снижение объема и концентрации, распределения и переключаемости внимания, повышенная отвлекаемость и фрагментарное выполнение любых заданий. Снижение объема памяти и скорости запоминания, недостаточная гибкость мышления, склонность к стереотипным решениям, использование неадекватных способов действий – все это требует особого музыкального репертуара для дошкольников с задержкой психического развития. Если это песня – мелодия обязательно должна быть красивой и насыщенной, вызывая с первого прослушивания эмоциональный отклик в душе ребенка, иначе она никогда не полюбится детям. Если это танец или музыкальная игра – их содержание должно быть понятно дошкольникам и перекликаться и их повседневной жизнью. Музыка – как мощный фактор воздействия на эмоциональную сферу человека имеет глубокие корни, и уже не подвергается сомнению. Воздействие музыки с целью коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений поведения в настоящее время сформировалось в самостоятельное психокоррекционное направление – музыкатерапия. Восприятие ребенком музыки помогает попасть из реальной жизни, в другой, воображаемый мир, мир сказочных героев, образов, настроений. Музыкатерапия позволяет детям выразить в движении свои переживания и ощущения, что обеспечивает снятие напряжения, улучшая их психоэмоциональное состояние. Синтез музыкального и наглядно-зрительного восприятия определяет интеграцию искусств. Видео-зарисовки разнообразных картин природы помогают как бы «переступить грань реальности» и окунуться безмятежный, без шума и пыли, мир прохладного ручейка, мысленно поймать крошечного жучка или муравьишку, лежа в мягкой зеленой траве. Игровая творческая детская музыкатерапия позволяет разглядеть и принять свои чувства, дать им выход. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы и отдельных ее структур, что влияет на продуктивность деятельности – ее темп и ритм. Ритмичные движения снимают мышечное напряжение, помогают избавиться от чувства неуверенности, повысить самооценку. Танец с детства повышает стрессоустойчивость. Кроме того, гипоактивным и инфантильным детям полезны энергичные танцы, как встряска для всего организма. Поэтому передо мной встал вопрос о необходимости создания танцев, с использованием метода танцевальной терапии. Решить, так сказать, малыми возможностями большие задачи. Композиция танца не должна превышать 2-3 последовательных движений, которые повторяются неоднократно, чтобы музыка раскрепостила и эмоционально захватила каждого ребенка. В то же время, исходя их вышеописанных особенностей дошкольников с задержкой психического развития, игры и танцы можно варьировать, представляя один и тот же танец, используя разные атрибуты, как новый и не менее интересный. Чем больше автоматизма появляется в действиях ребенка, тем свободнее и раскрепощеннее его эмоциональная сфера, тем активнее он внедряется в процесс музыкального творчества. Так польку «До свидания» можно осенью исполнить с муляжами овощей и фруктов, зимой со снежками, превратив с помощью фольги в них мячики. Даже ватные снежки, используемые в играх зимой, могут послужить атрибутами танца. На выпускном вечере, в зависимости от содержания праздника мячики превращаются в конфеты. Можно варьировать и построение детей на танцы: парами по кругу, в шахматном порядке, в хороводе и даже в зависимости от сюжетной линии танца. Так полька «Покажись» осенью танцуется из-за зонтиков, зимой из-за сугробов, весной – из-за портфелей или букетов цветов. Предлагаемые вашему вниманию авторские танцевальные композиции созданы специально для дошкольников с проблемами интеллектуального, психоэмоционального и речевого развития, но могут использоваться с любыми категориями дошкольников. РАЗВЕСЕЛЫЙ ХОРОВОД «Блины» русская народная мелодия (фонограмма №1) Танец имеет форму «рондо», вариативная часть построена по типу «зеркало». Дети встают по кругу, лицом по линии танца, взявшись за руки. 1-4 тт. – Вступление. 5-7 тт. – Дети делают 6 шагов в хороводе вправо по кругу. 8 т. – На тройном притопе поворачиваются налево. 9-11 тт. – Дети делают 6 шагов влево по кругу. 12 т. – На тройном притопе поворачиваются в круг лицом. 13-15 тт. – Дети идут дробным шагом вперед, сужая круг. 16 т. – Делают 3 хлопка в ладоши (в соответствии с тройным притопом), в кругу остается один ребенок (назначенный взрослым или по желанию). 17-19 тт. – Дети дробным шагом отходят назад, расширяя круг. 20 т. – Делают 3 хлопка в ладоши (в соответствии с тройным притопом). 21-24 тт. – Ребенок, оставшийся в кругу, выполняет одно из предложенных ниже танцевальных движений русских народных плясок. 25-28 тт. – Дети повторяют за ведущим движение все вместе. Танец начинается сначала, повторяется 4 раза (в соответствии с фонограммой). Движения для пляски: «Сапожок» – Исходное положение: стоя, ноги вместе (VI позиция ног), руки на поясе. Одна нога выставляется на пятку, носком вверх. Руки разводятся в стороны-вниз, показывая на носок, как бы говоря «Вот какой у меня сапожок», вернуться в исходное положение. «Ковырялочка» – Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки на поясе. Правую ногу отставить в сторону, на носок, пятка вверх, колени соединить, поднять ногу вверх, повернуть носком вверх, поставить на пятку в ту же самую точку, тройной притоп начинать тоже с правой ноги. Те же движения повторять и левой ногой. «Полочка» – Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки сложены на уровне груди друг на друга, пальцы к локтю. Выполняется пружинка, на каждое сгибание ног, руки опускаются то правым локтем, то левым локтем вниз. «Трепак» (выбрасывание ног вперед в прыжке) – Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки сложены на уровне груди друг на друга, пальцы к локтю. В прыжке подбрасывать то правую, то левую ногу вперед, слегка вверх. Прыжки на месте. «Присядка» – Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки на поясе. Делается глубокое приседание, руки упираются в колени, локти в стороны. Далее выполняется движение «Сапожок» без возвращения в исходное положение. Снова глубокое приседание и «Сапожок» с другой ноги. ПОЛЬКА «ДО СВИДАНИЯ» «Берлинская полька» (фонограмма №2) Основное движение построено на игровом упражнении с мячом. Упражнение с мячом. Дети стоят парами лицом друг к другу. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вверх, в левой руке лечит мячик или шарик d=8см. Все движения выполняются синхронно. «РАЗ» – ребенок поднимает левую руку с мячиком вверх на уровень лица, поворачивает ладонью вниз и кладет мяч в правую руку, левую руку возвращает в исходное положение (рука согнута в локте, ладонью вверх). «ДВА» – ребенок поднимает правую руку с мячиком вверх на уровень лица, поворачивает ладонью вниз и кладет мяч в левую руку своей пары, правая рука возвращается в исходное положение. Тем самым мяч переместился от одного ребенка к другому. Далее движение повторяется сначала. В танце можно использовать муляжи овощей и фруктов (для осенних развлечений), снежки (для новогодних утренников), сделанные из тех же мячиков «конфеты» (для выпускного или другого праздника). КОМПОЗИЦИЯ ДВИЖЕНИЙ: Дети стоят парами лицом друг к другу, один ребенок спиной в круг, другой – лицом. 1-8 тт. – упражнение с мячом. 9-12 тт. – ребенок, стоящий лицом в круг поскоками убегает от своей пары к следующей, махая на прощание свободной правой рукой, ребенок, стоящий спиной в круг, машет 4 раза убегающей паре («До сви-да-нья»), поворачивает взгляд в другую сторону, приглашая танцевать следующего, подбегающего к нему ребенка. 13-16 тт. – дети кружатся с новой парой, взяв правой рукой запястье левой руки партнера, так как в левой руке у каждого ребенка мяч. Танец повторяется сначала. «ЛЕТКА-ЕНКА» «Летка-Енка» Рауно Вяйнямо Лехтинен (фонограмма №3) Вступление. Дети выстраиваются лицом к зрителям в шахматном порядке, в ряды по 3-4 ребенка. Исходное положение танца: ноги вместе, руки согнуты в локтях, сжаты в кулаки, большие пальцы обеих рук оттопырены вверх. В танце 2 основных движения (фигуры), они чередуются в соответствии с музыкальными фрагментами. 1 фигура. 1 т. – ребенок выставляет правую ногу на пятку вперед - в сторону, одновременно обе руки поднимает и забрасывает за правое ухо, возвращается в исходное положение. 2 т. – движение повторяется с левой ноги. 3-4 тт. – повторяются движения 1-2 тт. 5 т. – ребенок делает приставной шаг вправо, с приставление левой ноги хлопает в ладоши 1 раз. 6 т. – ребенок делает приставной шаг влево, с приставление правой ноги хлопает в ладоши 1 раз. 7-8 тт. – ребенок делает 3 прыжка и одновременно 3 хлопка в ладоши. Фигура повторяется 2 раза. 2 фигура. 1-2 тт. – на каждую четверть музыки ребенок выполняет пружинку, одновременно поднимая руки 2 раза (каждая четверть) к правому уху, к левому уху. Движение повторяется до конца музыкального фрагмента. На проигрыш дети разбегаются в ритма музыки, руки остаются в положении согнутых в локте, сжатых в кулаки и с оттопыренным большим пальцем вверх. ПОЛЬКА «ПОКАЖИСЬ!» Финская полька (фонограмма №4) Танец можно использовать с различными атрибутами: зонтиками, портфелями, стульчиками, сугробами. Потребуется до 4-х атрибутов. Четыре стула стоят у центральной стены, за ними на корточках сидят 4 ребенка, остальные дети равномерно выстраиваются шеренгами лицом друг к другу в боковых стен. Вступление 4 такта. 1-2 тт. – дети из-за стульев встают, слегка наклоняясь вперед, разведя руки вперед - стороны, как бы говоря: «А вот и я!». 3-4 тт. – дети у боковых стен пожимают плечами, как бы говоря: «Ну и что?». 5-16 тт. – движение повторяется еще 3 раза. Движение повторяется всего 4 раза. Дети у боковых стен все время пружинят ногами в такт музыке. 17-28 тт. – дети выбегают из-за стульчиков, приглашают покружиться детей у боковых стен №1,2 – детей левого ряда, №3,4 – детей правого ряда, оставшиеся дети хлопают в ладоши. 29 – 32 тт. – дети в парах меняются местами, сидевшие за стульями встают у боковых стен, а их партнеры занимают их места за стульчиками. Танец повторяется уже с другими парами. Необходимо проследить, чтобы не танцевали одни и те же дети. Дети еще не танцевавшие, могут протягивать руки, чтобы их пригласили на танец. Танец по фонограмме повторяется 4 раза. МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА «Маленькая страна» И. Николаев (фонограмма №5) Вступление. Дети распределяются в колонны друг за другом в 4 ряда. Воздушный шар на уровне груди. На последний аккорд вступления, дети поднимают шары над головой. Есть за горами, за лесами Дети качают 4 раза шаром над головой вправо – влево – вправо – влево. Маленькая страна Дети из первого ряда убегают в конец колонны, остальные дети продвигаются на 1 ряд вперед. Там звери с добрыми глазами Дети второго ряда качают 4 раза шаром над головой вправо – влево – вправо – влево. Там жизнь любви полна. Дети из второго ряда убегают в конец колонны, остальные дети продвигаются на 1 ряд вперед. Движения повторяются еще 2 раза, все дети качают шарами, убегают дети третьего и четвертого ряда. ПРИПЕВ: 1 половина припева: Дети бегут легким танцевальным бегом друг за другом, образуя круг. На слова «Где она? Где она?» - останавливаются, поворачиваются лицом в круг. 2 половина припева: Дети подбрасывают шар вверх каждый раз на слова «Маленькая страна», всего 4 раза и ловят, стараясь не сходить с места. На слова «Там, где всегда весна» – выстраиваются в исходное положение в колонны друг за другом в 4 ряда. «ДВАЖДЫ ДВА – ЧЕТЫРЕ» «Дважды два – четыре» В. Шаинский, М. Пляцковкий (фонограмма №6) Исходное положение парами по кругу, дети стоят лицом друг к другу, один – спиной в круг, второй – лицом в круг, руки на поясе. Вступление. Дети в мест бегут поскоками и встречаются со своей парой на заранее обговоренном месте. В танце 3 движения. 1 движение. ПРИПЕВ: Дважды два - четыре Ребенок, который стоит спиной в круг подает партнеру правую, затем левую руку. Дважды два - четыре Ребенок, который стоит лицом в круг берет руки своей пары сначала правой, затем левой рукой Это всем известно В целом мире. Пары кружатся 1 круг поскоками и убирают руки обратно на пояс. Это движение повторяется еще 3 раза, пока звучит припев песни. 2 движение. ЗАПЕВ: 1-4 тт. – Дети, стоящие лицом в круг, собираются в центре круга, «шушукаются», обговаривая секрет (слегка наклонившись вперед, отведя руки назад, дети легко покачиваются из стороны в сторону, проговаривая «шу-шу-шу»). Дети, стоящие спиной в круг, поворачиваются то в одну сторону, то в другую, встречаясь глазами с товарищами, пожимают плечами в такт музыки, как бы говоря: «Куда это они?». 5-6 тт. – Дети возвращаются из центра круга, поднимают правую руку с указательным пальцев вверх, уперевшись локтем на пальцы левой руки. Дети, оставшиеся в кругу, делают тоже самое. 7-8 т. – Дети грозят своему партнеру 3 раза правой рукой. 9-10 т. – Дети грозят своему партнеру 3 раза левой рукой. 11 т. – Дети делают 3 хлопка у правого уха. 12 т. – Дети делают 3 хлопка у левого уха. На слова «Совершенно верно» - кладут руки на пояс. Снова звучит припев, дети выполняют движения припева. Чем младше ребенок, тем больше степеней свободы и легкости имеет тело. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются зоны «запоминающие» начатки его общения с миром. Не зря считается, что память тела – самая крепкая. Поэтому очень важно при развитии ребенка постараться оставить на его теле как можно меньше негативных «отпечатков», напряжений и зажимов, образовавшихся в результате переживаний и эмоциональных проблем. Тревожный, робкий, скромный ребенок выглядит сутулым, «согнутым», малоподвижным и пассивным. У многих агрессивных, гиперактивных детей часто наблюдаются болезни внутренних органов, появляются травмы, переломы. Чем меньше мышечных зажимов, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает. Чтобы научить детей управлять своими движениями, надо развивать у них мышечное чувство – умение различать напряженное и ненапряженное состояние мышц, воспитывать ощущение своей позы и направления движения. Музыкальное движение – всегда средство для воплощения музыкально-двигательного образа. Путь ребенка лежит в тревожный и счастливый мир за порогом нашего дома, детского сада и школы. Постарайтесь сделать эмоциональный мир ребенка ярким и насыщенным, чтобы он гордо мог сказать: «Пусть всегда буду Я!» |