Главная страница

Эссе по философии. прогресс и целесообразность по самой сути своей это лишь средство для достижения блага Гилберт Кит Честертон


Скачать 23.36 Kb.
Названиепрогресс и целесообразность по самой сути своей это лишь средство для достижения блага Гилберт Кит Честертон
Дата05.11.2022
Размер23.36 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЭссе по философии.docx
ТипДокументы
#771434

Эссе по философии
Тема: «прогресс и целесообразность по самой сути своей - это лишь средство для достижения блага» Гилберт Кит Честертон.
На мой взгляд, в своем высказывании Гилберт Кит Честертон затрагивает актуальную во все времена проблему взаимосвязи прогресса и развития общества. Чтобы обосновать свое отношение к данной проблеме, обращусь к таким понятиям, как «прогресс», «общественный прогресс», «благо», «целесообразность».

Прогресс – это направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему переходу, от менее совершенного к более совершенному. Противопоставить данному понятию можно понятие регресс – движение от высшему к низшему.

Уместно упомянуть такое понятие, как «общественный прогресс». Общественный прогресс — это процесс развития и совершенствования человеческого общества, поступательное движение общества от простых и низших форм общественной жизни к более сложным и высоким. В этих определениях шкала изменений установлена по принципу «простой – сложный», «низший — высший». Попробую это обосновать.

Благо (в философии) – конечный предмет стремления, а также всё способствующее его достижению.

Целесообразность – соответствие явления или процесса определенному (относительно завершенному) состоянию, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели.

Изучив основные понятия по теме эссе, я могу утверждать следующее. Известно, что без изменения ничего нет. Все природные и социальные процессы находятся в состоянии постоянного изменения. Но не всякое изменение приводит к развитию и тем более к прогрессу. Для этого необходимо наличие соответствующих условий. Понятие «изменение» по объему шире понятий «развитие» и «прогресс». Всякое развитие и всякий прогресс предполагают изменение, но не всякие изменения, как уже отмечалось, обязательно ведут к прогрессу или развитию. Что касается соотношения понятий «развитие» и «прогресс», то понятие развития шире понятия прогресса. Поэтому всякий прогресс связан с развитием, но не всякое развитие есть прогресс. Понятие прогресса применимо только к человеческому обществу, поскольку общественный прогресс – это переход от менее совершенных форм организации человеческой деятельности к более совершенным, это поступательное развитие всей мировой истории.

Необходимо сказать о том, что Гилберт Кит Честертон был представителем католического литературного возрождения. Католическое литературное возрождение - это термин, который был применен к движению к явно католической верности и темам среди ведущих литературных деятелей Франции и Англии, примерно в столетии с 1860 по 1960 год. Это часто включало обращение в католицизм или подобное обращению возвращение в католическую церковь. Иногда это явление распространяется и на Соединенные Штаты.

В сочинениях, а также в различных высказываниях Честертон неизменно демонстрировал остроумие и чувство юмора. Он использовал парадокс, серьёзно комментируя мир, правительство, политику, экономику, философию, теологию и многие другие темы.

По мнению автора, все вышеуказанные понятия связаны между собой. Как принято сейчас говорить – прогресс не стоит на месте. И прогресс, и целесообразность, по мнению автора, это очевидный и неизбежный процесс. Но важно, отметить, что его цель – благо. Благо для всех, так как автор не указывает в высказывании определенную целевую группу.

Отмечу, что в мире присутствуют самые различные типы и виды изменчивости (движения). Самая общая их градация может быть проведена как разделение на качественные и количественные. Это разделение, конечно, носит относительный характер, так как реально качественные и количественные изменения взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Количественные изменения — это, прежде всего, механические процессы, связанные с перемещением тел, изменением их энергии. Они являются объектом, прежде всего частных наук. Качественные изменения связаны с изменением структуры самого предмета, его превращением в другой предмет.

Понятие развития позволяет проследить источники возникновения того или иного явления, его генетическую связь с другими явлениями, а значит, осуществлять прогнозы деятельности человека, а также направлений развития общества, земной биосферы, солнечной системы, всего Космоса.

С проблемой направленности развития связано понимание прогресса. Есть исследователи, которые отрицают прогресс как проявление телеологизма, т.е. предначертанности развития. Другие признают его в качестве особого рода ценностной установки и т.д. Например, в рамках теологических рассуждений цель может быть задана Богом, и природа тогда развивается согласно предначертанному божественному плану, стремясь его реализовать. Использование понятия «прогресс» является весьма относительным и не характерным, например, для процессов неорганической природы, где поступательность изменений может осуществляться в рамках замкнутой системы. К такого рода процессам можно отнести самые разнообразные циклические изменения. В этом случае можно сказать, что природа инертна и безразлична к тем понятиям, с помощью которых человек ее описывает. Она просто есть, как факт бытия.

Правда, в последнее время ученые все больше проявляют интерес не только к циклическим, но и необратимым процессам в неорганической природе. Человек, в частности, производит в неживой природе такие изменения и продуцирует такие вещества, которые до него там никогда не встречались. Кислоты, тяжелые элементы, шлаки, жесткие электромагнитные излучения — до человека их не было в неорганической природе в чистом виде, и они, как выясняется, способны оказывать губительное воздействие на живые формы. Например, естественный гранитный массив имеет слабый радиационный фон, благоприятный для живых существ. Но стоит только этот массив взорвать или подвергнуть сильным механическим деформациям, как при том же самом количественном радиационном фоне он начинает оказывать качественно иное — губительное воздействие на живые организмы. В результате продуктивность живых систем в таком районе начинает необратимо падать. Существует возможность уничтожения биосферы и литосферы Земли в результате ядерной катастрофы. Мы, следовательно, должны признать, что человек за счет своей деятельности способен активно влиять на развитие природы, делать его прогрессивным (в случае получения новых видов растений и животных в результате естественной селекции) или, напротив, влиять на замедление развития, способствовать регрессу и даже прямой деградации природных систем.

Широкое использование понятий прогресса и целесообразности без уточнения их значения применительно к конкретным системам есть часто не что иное, как желание человека искусственно приписать природе целесообразный характер, некритически навязать ей свои человеческие свойства. Во многом же оценка тех или иных изменений как прогрессивных, или, напротив, регрессивных — есть лишь ценностная установка исследователя. Поэтому, когда пытаются выделить универсальные критерии прогрессивного развития, то они часто выглядят либо слишком общими, что позволяет подогнать под них любые изменения; либо, напротив, слишком узкими, описывающими лишь какие-то локальные процессы изменений. В последнем случае для неорганической природы в качестве таких критериев выдвигаются степень усложнения структуры системы; для органической природы — развертывание функциональных возможностей системы и повышение степени ее системной организации.

Однако даже эти локальные критерии прогресса все же слишком относительны и абстрактны для того, чтобы с их помощью можно было достаточно эффективно дифференцировать и объективно оценить процессы изменений.

Можно сказать, что добро и счастье по самой сути своей — это осуществленная цель, достигнутое благо. А между тем как часто мы относимся к цели лишь как к сентиментальной причуде, а к целесообразности — как к факту. Это все равно, как если бы умирающий от голода человек, вместо того чтобы съесть репу, обменял ее на лопату. Это все равно, как если бы люди решили перестать ловить рыбу на том основании, что у них переизбыток удочек. Несуразная, ничем не оправданная девальвация ценностей проявляется и в попытке представить музыку не только средством, стимулирующим аппетит, но и средством, стимулирующим пищеварение.

Человек склонен абсолютизировать форму своей бытийной реализации, забывая при этом, что, хотя он и является со своей человеческой точки зрения частью особого социального мира, последний, тем не менее — лишь один из элементов мирового бытия. Прогресс той или иной социальной системы осуществляется в рамках природных законов, подчиняется им, и любые построения критериев прогресса могут мгновенно быть опровергнутыми даже чисто природными явлениями. Будучи конечным существом, человек, стремится познавать бесконечное и несоизмеримое его масштабам, неизбежно при этом подгоняя все окружающее под свои собственные измерения.

Неоднозначность прогресса можно проиллюстрировать тем, что последствия одних и тех же открытий и изобретений могут быть направлены, как во благо, так и во зло. К примеру, открытие деления атомного ядра привело к созданию новых источников энергии, а также созданию массового оружия.

Из курса истории мы знаем об открытиях в области ядерной физики, о создании нового источника энергии: в 1954 в СССР вступила в строй первая в мире АЭС (г. Обнинск), в 1954 г. в США вошла в строй первая атомная подводная лодка «Наутилус». В 1959 году в СССР спущено на воду первое в мире невоенное атомное судно - ледокол «Ленин». Но эта энергия применялась и для создания атомного оружия: в августе 1945 г. на японские города американцами были сброшены первые атомные бомбы «Малыш» (6 августа, Хиросима) и «Толстяк» (9 августа, Нагасаки). Общее количество погибших составило от 90 до 166 тысяч человек в Хиросиме и от 60 до 80 тысяч человек - в Нагасаки. Негативную всемирную известность получила авария четвёртого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции в 1986 г. реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ.

Каждый из нас является свидетелем развития средств связи: появление Интернета, позволяющего людям из всех стран и всех континентов обмениваться огромными объемами информации, привело к информационному перевороту. Письмо по электронной почте доставляется мгновенно и цена доставки не зависит от места назначения, проверить электронный почтовый ящик можно из любого места, где есть телефонные линии и доступ в Интернет. Но эти изменения приводят к неоднозначным последствиям: ослабление зрения, потеря навыков живого общения, страх общения лицом к лицу, психологическая зависимость от всевозможных гаджетов, доступ к «сомнительной» информации, - вряд ли можно назвать благом для человека.

Смысл понятия прогресса в его наиболее общей форме, как развития от низшего к высшему, можно усмотреть, пожалуй, в том, что он представляет важнейшую ценностно-мировоззренческую установку, позволяющую человеку, осмысливающему те или иные процессы в природе и обществе, осознавать себя, перспективы своего развития и развития человечества в целом, наполняя общее определение прогресса новым содержанием в зависимости от той социокультурной ситуации, в которой он оказался. И это придает его жизни оптимистический и целенаправленный характер. С этих позиций необходимо признать, что отрицание прогресса, отказ от поиска его критериев является, по меньшей мере, сомнительной философской установкой. Логическим итогом такой позиции становятся релятивизм и скептицизм, а в худшем случае — прямая апология порока. Без понятия прогресса жизнь во многом теряет смысл, ибо нельзя же лично совершенствоваться и бороться за совершенствование своего социального окружения, если с точки зрения мировой жизни — это чистейшая бессмыслица и никакого прогресса нет. Часто отрицание прогресса выступает как попытка ценностного самооправдания у тех, кто привык мириться с социальной несправедливостью или оправдывать собственные недостатки.

Мы бесконечно далеки от мысли, что сможем сформулировать универсальный критерий прогресса, но, тем не менее, рискнем предположить, что мировое прогрессивное развитие осуществляется в сторону все более творческого индивидуального бытия и одновременно укрепления единства этого индивидуального бытия с окружающими бытийными формами. Ясно, что только на уровне человека бытие достигает творческой свободы, моральной ответственности за свой выбор и сознательного стремления к единству с другими людьми и окружающим миром. Чем выше мы движемся по эволюционной лестнице, тем отчетливей становится не только процесс индивидуализации личности, но и осознание необходимости единства людей. Эгоизм без единства и ответственности, равно как и тоталитарное единство без всякой индивидуальности, способны породить невиданный регресс и одичание, стать причиной катастрофы глобального порядка.

Актуальность проблемы прогресса и его прямого влияния на благо людей сейчас также есть. Зачастую прогресс используют во благо определенного круга людей – богатых и состоятельных классов. Это факт существует не только в современном мире. Например, в 19 веке более состоятельные слои населения уже пользовались открытиями в сфере медицины, а для бедного населения были, условно говоря, знахари и целители. И сегодня существует ряд болезней, которые в некоторых странах лечат, а в других странах люди продолжают умирать о того, что по сути можно вылечить. Также можно сказать, сейчас мы пользуемся водой, и горячей и холодной, не выходя из дома, и это норма для населения нашей страны. А, например, в США это считается роскошью: люди очень экономны в этих ресурсах, так как стоимость очень высокая.

В этом и заключается суть блага – прогресс на службе у людей. Об этом говорит и автор цитаты, в чем я с ним согласна.


написать администратору сайта