Главная страница

история. ист. Происходит ликвидация всего наследия античности, в том числе в области врачевания и образе жизни человека. Из достижений античной медицинской философской мысли была оставлена только теория Галена


Скачать 61.39 Kb.
НазваниеПроисходит ликвидация всего наследия античности, в том числе в области врачевания и образе жизни человека. Из достижений античной медицинской философской мысли была оставлена только теория Галена
Анкористория
Дата11.12.2022
Размер61.39 Kb.
Формат файлаrtf
Имя файлаист.rtf
ТипДокументы
#838777

Центральный факт, отразившийся на весь ход последующей истории врачевания Западной Европы – переход к тотальному влиянию религиозного мировоззрения в виде христианства, ставшее главным препятствием в развитии медицины в целом в этом регионе.

Происходит ликвидация всего наследия античности, в том числе в области врачевания и образе жизни человека. Из достижений античной медицинской философской мысли была оставлена только теория Галена.Переход к новому типу города – от античного к замковому типу. Его цель – защита от нападения.

Утверждение феодальных отношений, резкая классовая дифференциация приводит к утверждению частной формы оказания медицинской помощи населению.Медицина средневековой Европы развивалась в христианской культуре. Церковники считали причинами болезней послание Бога: Бог карает грешника болезнями или посылает испытания праведникам, тем самым он напоминает о бренности бытия. Таким образом, само представление о болезнях регрессировало: они уже не связывались с естественными причинами. Мистицизм, суеверия и догматизм вытеснили научное знание и исследование. Если язычники наделяли особыми целительными силами различных богов и богинь, то теперь эти функции были распределены между многочисленными святыми. Считалось, что св. Рох и св. Себастьян предохраняют от чумы, св. Иов от проказы, св. Антоний Фивский от отравлений.Христианство стало основой для формирования особой религиозно философской системы европейского врачевания – медицинской схоластики.В области медицины главными авторитетами были античные и арабские авторы: Аристотель, Гиппократ, Гален, Диоскорид, Ибн Сина, ар-Рази. Их сочинения заучивались наизусть. Но все они – язычники и иноверцы, поэтому были необходимы комментарии отцов церкви, чтобы привести их сочинения в соответствие с христианским учением. Глоссы сопровождали почти каждый абзац текста трудов этих ученых.Средневековые схоласты с помощью комментариев «очистили» учение Галена от достижений в экспериментальной анатомии и физиологии, но сохранили гуморальную теорию, а представления о пульсе, движении крови, о пневме и сверхъестественных силах возвели в религиозную догму. Таким образом, возник галенизм — искаженное, одностороннее толкование учения Галена, незыблемое до XVII в.Научные исследования, в том числе и в медицине, приобретают теологический характер, направленный на доказательство существования Бога. Все остальные направления подвергаются запрету и жестоко преследуются. Наука была представлена превращенными формами, среди которой для медицины была важна алхимия.В целом, медицина Западной Европы переживает период своего упрощения. Средняя продолжительность жизни людей не превышала 30 лет.Болезни были уделом всех сословий.Несмотря на короткий век, люди страдали многими заболеваниями, вызванными голодом и однообразной пищей, тяжелым трудом, скученностью и антисанитарией в городах.Бичом средневекового общества был туберкулез, следующее место занимали кожные болезни, недуги, вызванные авитаминозом, нервные болезни.Детские болезни часто выливались в целые эпидемии. Младенческая и детская смертность была очень высока (не были исключением и королевские семьи).Античный мир возвел гигиенические процедуры в одно из главных удовольствий. В средние века уход за телом считался грехом.

Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и не мыться, потому что можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. К тому же считалось, что нагота – грех.

В XIV— ХVI вв. богатые горожане мылись раз в полгода. Совершались водные процедуры только в лечебных целях. К процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму.

Духи в Европе появились на свет именно как реакция на отсутствие бань. Первоначальная задача знаменитой французской парфюмерии была одна — маскировать запах немытого тела резкими и стойкими духами.Вместе с тем, именно в Западной Европе появляются первые высшие учебные заведения – университеты, в которых проходила подготовка врачебных кадров высшей квалификации.

Первые медицинские школы в Западной Европе появились в Италии. Старейшая среди них — Салернская, основание которой относят к IX в. Школа в Салерно (недалеко от Неаполя) имела светский характер. В Салерно переплелись греческие, латинские, арабские и еврейские влияния, он получил название "Гиппократова города"В XIII в. по велению императора Священной Римской империи Фридриха II ей — единственной в стране — было дано право присвоения звания врача; без лицензии этой школы заниматься медициной запрещалось. В 1280 г. школа получила статус университета.

Обучение в Салерно носило практический характер, продолжалось пять лет, далее следовала годичная практика под началом опытного врача. Проводились анатомические демонстрации на животных.

Среди многочисленных трудов врачей Салерно лучшим сочинением признается стихотворный «Салернский кодекс здоровья» (автор – Арнольд из Виллановы, врач и алхимик). Поэма посвящена в основном диететике и предупреждению болезней, в нее включены описания четырех темпераментов у людей.В средние века в Европе утвердилась храмовая медицина. В основном первые больницы открывали и содержали религиозные ордена (например, Орден госпитальеров на острове Мальта).Появление христианских больниц связано с идеей гостеприимства и помощью больным, немощным, калекам, бедным. Hospitalis (лат.)-гостевой, гостеприимный. Название- госпиталь (шпиталь, хоспис). Одновременно возникает культ христианских святых- заступников больных.Первая больница открыта в IV веке в Византии (Кесарии), в Европе в VI веке в Париже – отель Дьё (божий дом). В 1403 г. В Лондоне при монастыре открывается отделение, а затем госпиталь для психически больных «Bethlen Hospital» (“Bedlam”). Вплоть до конца XVIII в. Общество отрицало психически больных, их возили в клетках, бросали камни, избивали и пр. («карательная психиатрия»).
Иная картина была характерна для стран Ближнего Востока и Средней Азии.Особенностью медицины этого региона являлось дальнейшее развитие наследия античности, что позволило добиться выдающихся результатов. Основным направлением развития научных исследований становится пропедевтика и разработка новых лекарственных препаратов на основе природных лекарственных средств. Дальнейшее развитие получила профилактика заболеваний и философия здорового образа жизни.

Арабы сделали значительный вклад в развитие культуры и науки, в частности медицины.

Большие успехи были достигнуты в области медицины. Медицина сосредоточивалась в частных больницах и медицинских школах при них. Аптека, как медицинское учреждение, берет свое начало в арабском халифате.Именно здесь появляются новые имена в истории медицины, равные по своему влиянию и масштабам фигуре Гиппократа (аль-Рази, Бируни, Ибн-Сина).

Ибн Сина был учёный, одержимый исследовательским духом и стремлением к энциклопедическому охвату всех современных отраслей знаний. Философ отличался феноменальной памятью и остротой мысли.Авиценна считал, что действие лекарства зависит от следующих факторов: ясного понимания, почему именно эти лекарства назначаются, состояния больного, доброкачественности лекарств, правильной дозы и места введения лекарства. Авиценна первым поставил диагноз сахарного диабета, заметив у больных повышенный аппетит, жажду, полиурия и сладкую мочу, которую пробовал на вкус. Применял уринотерапию. Описал клинику язвы желудка, сибирской язвы, разработал технику трахеотомии, литотомии, экстирпации опухолей, кровопусканий. Ввел в употребление красную ртуть и висмут, предложил катетер.«Канон врачебной науки» («Китаб ал-Канун фи-т-тибб») — сочинение энциклопедического характера, в котором предписания античных медиков осмысленны и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины. В «Каноне» Ибн Сина предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, описал проказу, отделив её от других болезней, изучил ряд других заболеваний. Существует множество переводов «Канона врачебной науки» на латинский язык.
В жизни племен особую роль играли мировоззренческие взгляды на окружающую природу, получившие название язычество. Одна из центральных фигур в племени – жрец-волхв, а также обыденное явление в славянской общине – ведьма. С принятием христианства оно не искоренилось, пережило более чем тысячелетие исторической жизни народа и даже в наше время она продолжает развиваться, широко применяется на практике теми людьми, которые владеют этим искусством, а иной раз вступают в спор с научной медициной.Волхвы должны были, в частности, знать целебные свойства трав - это знание было результатом наблюдений,  которые велись, начиная, вероятно,  еще от первобытного общества. Правомерно считать, что волхвы были целителями, лечившими людей  рациональными средствами народной медицины с использованием некоторых достижений древних греков.

«Одним из пережитков языческой старины у всех славян служат поверья в ведьм и колдунов. Это существа, наделенные сверхъестественною силою и бóльшими знаниями (ведением), чем обыкновенный человек... Ведьмам и колдунам известна магическая сила трав. Блуждая по полям и лесам, они собирают лечебные травы, выкапывают коренья и пользуются ими при лечении болезней... Ведьмы и колдуны умеют залечивать раны, лечить болезни, останавливать кровотечения, помогать при укусе змеи и бешеной собаки» Н. ДержавинВ сферу их деятельности входили: общественные магические действие; лекарственное знахарство; гадание о личной судьбе. Позднее народных врачевателей стали называть лечцами. О них многоговорится в «Русской Правде».Заговоры и травничество на простом уровне были доступны всякому, но более трудные заговоры, сбор целебных волшебных трав и изготовление снадобий под силу только человеку, обладающему магическими и специальными способностями.Важным элементом выступали также амулеты и обереги.Одним из популярных оберегов от болезней на Руси был самый обычный гребень. Это вполне объяснимо, ибо сей предмет напрямую связан с гигиеной, а следовательно, со здоровьем и жизнью человека. Цель гребешка - расчёсывать волосы, а у наших предков волосы, ногти и прочие частицы человека имели важное магическое значение. Знахари использовали гребни в магических обрядах: например, расчесывали волосы больного человека, затем закидывали гребень на священное дерево.Восточные славяне издавна знали о чудодейственной силе продуктов пчеловодства и широко применяли их в народной медицине. Пожалуй, это одно из самых важных ее средств. Об этом свидетельствуют старинные рукописные лечебники, в которых встречается множество рецептов с применением меда, воска, забруса, прополиса и других продуктов пчеловодства - им придавалось важное целебное значение.Баня на Руси почиталась как "пограничное" место - с одной стороны опасное для человека, связанное с нечистой силой и колдовством, а с другой стороны - место очищающее от телесной и душевной грязи, целительное место. В бане знахари и кудесники читали заговоры над больными лихорадкой и над страдающими от различных нагноений и кожных заболеваний. В бане, распарив больного, правили вывихи и переломы. Кроме того, помимо очищения в прямом смысле этого слова, мытье в бане воспринималось славянами как очищение духовное и ритуальное.Еще один важный традиционный элемент народного врачевания – широкое использование лечебных свойств минеральных источников, которые в большом количестве были на территории Восточной Европы.

В жизни восточнославянских племен играли немаловажную роль приметы, суеверия и предрассудки. И в том числе, они присутствовали и в народной медицине. Существовало суеверие: "Проведи безымянным пальцем по любой ране или царапине - и она заживет." Почему-то считалось, что так царапина заживает быстрее. А вот другое: "Если в семью пришла болезнь, вымой больного и вылей воду на кота. Затем выгони кота за дверь, и болезнь выскочит вместе с ним." Вообще, русские народные поверья о кошках весьма противоречивы - есть ряд суеверий, так сказать, "к добру", а есть - "к плохому".Значимым для развития отечественного медицинского дела было принятие христианства — которое принесло с собой многие достижения византийской, а через неё и античной культуры, в том числе и медицины. Первые понятия о греческой медицине, а следовательно и о медицине Гиппократа, распространились на Руси посредством греческих монахов ещё в XI и XII веках. Именно тогда появились монастыри, и в них действовали первые в Древнерусском государстве больницы. Они были основаны по примеру Афонского и других христианских монастырей Византийской империи, с которыми монастыри Древней Руси поддерживали тесные контакты, и во всём подчинялись церкви. Первое сохранившееся упоминание о монастырских больницах относится ко времени правления Владимира Святославовича (ок. 950–1015). Больницы эти были общедоступными. Монахи, которые занимались врачебной практикой, использовали знания, почерпнутые из рукописей медицинского и естественно-научного содержания, которые переводились с греческого, болгарского, латинского и других языков. Монастырскому врачевателю предписывалось самопожертвование, добросердечие и гуманность. Он не мог отказаться от личного участия в процессе исцеления, порой выполнял самую грязную работу. Не подлежал обсуждению вопрос об оплате — медицинская помощь, которую оказывали в них, была бесплатной.При монастырях стали открываться лечебницы и госпитали, где лечили всех кто нуждался.Основатель Киево-Печерского монастыря Феодосий Печерский предложил организовать первую государственную систему, в которой монастырь становился центром опеки над больными.В XII веке князь Никола Святоша, внук киевского князя Святослава Ярославича, отрекся от княжеского титула, стал монахом, и все свои деньги пустил на создания лечебницы при Киево-Печерском монастыре.Монастырскому врачевателю предписывалось самопожертвование, добросердечие и гуманность.Монахи – подвижники, прославившихся своим врачебным искусством Пречудный лечец Антоний (983 - 1073) Преподобный Алимпий XI век. Святой и блаженный Агапит. В 1091 г. Архиепископ Переяславский Ефрем построил первую стационарную больницу, которая стала образцом для монастырей Новгорода, Смоленска, Чернигова.Монастырская медицина включала в себя не только оказание лечебной помощи нуждающимся, но и другие формы оказания помощи – предоставление жилья, пищи, духовной помощи. Она была не только одной из основных форм оказания медицинской помощи широким массам народа, но и утверждала идеалы христианской морали применительно к медицинской деятельности.Древне-русские монастырские больницы были также очагами просвещения: в них собирали греческие и византийские рукописи и обучали медицине,монахи дополняли их своими знаниями, основанными на опыте русского народного врачеванияШирокой известностью в древней Руси пользовались: «Шестоднев» Иоана Экзарха болгарского; «Христианская топография» Косьмы Индикоплова.Монастырская медицина активно боролась против народной и светской (мирской) медицины. Она возводила действия магов и кудесников, а также иноземцев в рамки бесовского дела. Велось активное преследование мудрецов, ведунов и т. д., пойманных даже сжигали на кострах. Действия эти были сродни европейской инквизиции.

Однако, несмотря на упорную борьбу, врачевание на Руси так и не стало чисто церковной привилегией.

С ходом времени эти две ветви медицины приобрели все больше различий и обособились друг от другаСветская медицина появилась на Руси со времен правления Ярослава Мудрого. Представителями этой ветви медицины были врачи вольной практики, не относящие себя ни к народным врачевателям, ни к монастырским лекарям. Это были люди, часто иноземного происхождения. За помощь больным деньги брали, не стесняясь, чем и вызывали негодование у представителей других ветвей медицины. .В средневековой России действовали  многочисленные мирские  врачи, профессиональные лечцы, постигавшие азы своей профессии  в порядке ремесленного ученичества, часто в семьях потомственных целителей.Среди них были:специалисты “терапевтического” профиля - камчужные (по лечению ломоты, в современном  понимании - ревматизма), очные (они занимались лечением болезней  глаз), чепучинные (специалисты по сифилису), те, кто лечил от"порчи"  (предки современных психоневрологов)

В соответствии с уровнем медицины того времени древнерусские врачи занимались, главным образом, терапией, используя в качестве лекарственных средств и отечественную флору, и привозные лекарства. К терапии следует отнести и широко практиковавшееся лечение в банях. В Древнерусском государстве существовала и хирургия: специалисты-хирурги занимались оперативным лечением, оказывали помощь при различных ранениях и травмах, при заболеваниях, считавшихся, выражаясь современным языком, «хирургическими».Резалники при своих манипуляциях использовали различные инструменты: чаще всего это были «ножь врачевьский» и «бричь» (бритва). Было еще «кроило» — массивный нож, которым «раскроивались» твердые и «надутые апостемы» (подкожные нарывы). Использовали резалники и некоторые из плотницких инструментов, например, «пилу», «свердло», «тесле». Были в употреблении также «щипьци», «иглы», «лопастни» (шпатели), ложечки, щупы, пинцеты, клещи др.

Правда, в основном это было то, что сейчас называют «малой хирургией» — лечение ран и ожогов, удаление зубов, кровопускание и пр. Но резалники проводили и более крупные операции: в том числе ампутации, лечение переломов костей и даже такие сложные вмешательства, как трепанация черепа.


написать администратору сайта