Главная страница
Навигация по странице:

  • «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

  • Доклад по дисциплине Психологияна тему: Психика человека

  • Актуальность темы доклада.

  • Степень научной разработанности проблемы.

  • Объект исследования

  • Методологическая основа.

  • В фундаменте психики

  • Доклад по психологии. Доклад по психологии - Психика человека - Васнева. Психика человека


    Скачать 51.41 Kb.
    НазваниеПсихика человека
    АнкорДоклад по психологии
    Дата11.06.2020
    Размер51.41 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДоклад по психологии - Психика человека - Васнева.docx
    ТипДоклад
    #129515

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования
    «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

    при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
    Тамбовский филиал РАНХиГС
    Кафедра Государственного управления и гуманитарных дисциплин
    Доклад
    по дисциплине Психология

    на тему: Психика человека

    Выполнила:

    Студент 1 курса, 1 группы,

    очной формы обучения,

    Специальности 38.03.04 ГМУ

    Васнева Диана Евгеньевна

    Тамбов 2020 г.



    Содержание


    Введение 3

    1.1 Психоаналитическая философия 5

    1.2 Природа и сущность психики 7

    1.3 Сознание человека 9

    1.4 Структура сознания и психики в исследованиях Ж. Пиаже 12

    1.5 Концепция психики З. Фрейда 14

    1.6 Психика и мозг 18

    Заключение 20

    Библиографический список 22


    Введение


    Актуальность темы доклада. Многовековая история существования человека пронизана сквозной идеей о развитии его внутреннего мира в соотношении с внешней действительностью. К проблеме человеческой психики как сложного многоаспектного образования всегда обращались представители таких областей научного знания, как медицина, философия, психология. Преодолев десятилетия забвения трансцендентной (за пределами сознания) стороны жизни как культурно-исторической данности, в нашем обществе вновь становится возможным изучение проблемы психологии личности человека не только в горизонтальной плоскости обыденной жизни, как это было принято в советской России, но и вертикальной, присущей в ещё недавнем прошлом только религиозно-философскому направлению в системе «человек - окружающий мир».

    На заре развития психологии как науки психика изучалась с позиций механистического взгляда на мир и человека в нем. Знание о человеке в рамках материалистического мировосприятия активно развивалось, отдельные области психологического знания становились все более доступны для детального и глубокого изучения. Но, в связи с этим, можно констатировать разрушение целостного представления о внутреннем мире человека и забвение душевно-духовного аспекта в психологической литературе. Не обозначая своей основной целью хронологически изложить многочисленные точки зрения разных исследователей на проблему души и психики в разные исторические периоды, мы отметим только несколько точек зрения, которые отражены в классической отечественной психологии и объединения их в целостную картину о том или ином явлении, а также рассмотрим основные свойства, характеристики психики, которые помогут нам составить целостную картину об этом явлении.


    Степень научной разработанности проблемы.

    Проведенный анализ научной литературы выявил, что рассматриваемая тема имеет высокую распространенность. Основных составляющих изучаемого вопроса в своих работах касались такие ученые, как З. Фрейд, Ж. Пиаже., К.Г. Юнг. и другие.

    Объект исследования – психика человека

    Предмет исследования – структура психики, ее основные характеристики и свойства, работы знаменитых ученых в данном направлении

    Цель данной работы представляет собой выявление особенностей протекания психических процессов человека, их взаимосвязи и закономерности

    Задачи будут включать следующее:

    - Изучить основные представления античных философов, связанные с психикой человека;

    - Рассмотреть основные концепции знаменитых ученых, которые изучали психику человека;

    - Определить понятие «психика человека»;

    - Выяснить основные свойства, характеристики психики и сознания человека;

    - Дать общую оценку полученной информации.

    Методологическая основа. Методологической основой для исследования послужили методы анализа, обобщения, изучения источников информации.

    Структура работы включает введение, 6 параграфов (названия указаны в содержании), заключение и библиографический список.

    1.1 Психоаналитическая философия


    Психоаналитическая философия вызвала огромный интерес не только у философов-профессионалов, но и у широких слоев интеллигенции. Обращение к исследованию явлений бессознательного, их природы, форм и способов проявления наиболее характерно для австрийского психолога, невропатолога, психиатра Зигмунда Фрейда и его учеников. Основные работы З. Фрейда, содержащие философские идеи и концепции, – «Массовая психология и анализ человеческого «Я"», «По ту сторону принципа удовольствия», «"Я» и «Оно"», «Психология бессознательного», «Неудовлетворенность в культуре», «Цивилизация и анализ человеческого «Я"» и др. Фрейд выдвинул гипотезу об исключительной роли сексуальности в возникновении неврозов. Затем последовало утверждение о роли бессознательного и возможности его познания через толкование сновидений. З. Фрейд уточнил, что психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность подсознательного – принципу реальности. Сообразуясь с реальностью внешнего мира, подсознательное вытесняет обратно в бессознательное неприемлемые желания и идеи (сексуальные, эгоистические, асоциальные), сопротивляется их попыткам проникнуть в сознание1. Ключевой для философии З. Фрейда становится идея о том, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект – аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности, все более углубленного его осмысления. Исследует З. Фрейд роль важнейшего, по его мнению, двигателя психической жизни человека – «либидо» (полового влечения), определяющего противоречия человека и социальной среды, человека и культуры, человека и цивилизации. Инстинктивный импульс может быть или разряжен в действии, или неразряженным вытеснен обратно в бессознательное, или лишен своей энергии посредством реактивных образований (стыд, мораль) и сублимации (переключение энергии с неприемлемых целей и объектов на приемлемые). Через призму сублимации З. Фрейд рассмотрел формирование религиозных культов и обрядов, появление искусства и общественных институтов, возникновение науки и, наконец, саморазвитие человечества. З. Фрейд ввел также понятия космических «первичных позывов» – «Жизнь» и «Смерть».

    Карл Густав Юнг – швейцарский психолог, культуролог, философ, начал свою деятельность как ближайший соратник З. Фрейда и популяризатор его идей. К 1913 г. произошел его разрыв с З. Фрейдом. «Либидо», согласно трактовке Юнга, это не просто некое половое влечение, а поток витально-психической энергии. Поэтому все феномены бессознательной и сознательной жизни человека рассматриваются Юнгом в качестве различных проявлений единой энергии либидо. Эта энергия либидо под влиянием непреодолимых жизненных препятствий способна «поворачиваться вспять», вести к репродукции в сознании человека образов и переживаний, которые не связаны с опытом данного индивида, а являются первичными формами адаптации к миру человеческого рода. Согласно К. Г. Юнгу, бессознательное включает в себя не только индивидуальное и субъективное, вытесненное за порог сознания, но прежде всего это «коллективное» и безличное психическое содержание, уходящее корнями в глубокую древность. Эти коллективно-бессознательные образы Юнг назвал архетипами. Архетипы, по Юнгу, невозможно осмыслить осознанно; они противостоят сознанию и не поддаются выражению в языке. Психология может лишь описывать их и осуществлять возможную типизацию, чему и посвящена значительная часть работ К. Г. Юнга. Его обобщения зачастую не опираются на достаточные логические основания, хотя основному доказательству, ориентированному на науку, он уделяет внимание. Его архетипы выполняют функции и основ мироздания, и фундаментальных структур человеческой психики, обеспечивающих априорную (доопытную) готовность к восприятию и осмыслению мира. К. Г. Юнг называет следующие архетипы коллективного бессознательного: Младенец и Дева, Мать и Возрождение, Дух и Трикстер (образ злобного субъекта, оборотень).

    Юнг считает, что общую структуру психики создает архетип, и духовная жизнь личности несет в себе архетипический отпечаток. И хотя архетип как способ связи образов переходит из поколения в поколение с древних времен, он всегда у каждого человека наполняется конкретным содержанием, хотя нейтрален по отношению к добру и злу. Архетипы структурируют понимание мира, себя и других людей. Они лежат в основе творчества и способствуют внутреннему единству человеческой культуры, делают возможным взаимосвязь различных эпох развития и понимания людей. Основные работы К. Г. Юнга: «Метаморфозы и символы либидо» (1912, с 1952 – «Символы превращения»), «Психологические типы» (1921), «Отношения между Я и бессознательным» (1928), «Попытка психологического истолкования догмата о троице» (1940–1941).

    1.2 Природа и сущность психики


    В начале ХХ века окончательно сложились представления о том, что поведение человека управляется преимущественно нервной системой, следовательно, на смену понятию «Душа» пришло понятие «Психика». Данные изменения во взглядах были обусловлены влиянием материалистического понимания психики. Согласно такой точки зрения психика – это субъективное отражение человеком предметов и явлений объективной действительности, представляющее собой функцию мозга. Психика включает в себя: внешний мир, природу, ее отражение; полноценную деятельность мозга; активную передачу новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей.

    Основными функциями психики являются:

    1. Отражение воздействий окружающей действительности.

    2. Регуляция поведения и деятельности – психика и сознание, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируется к ней, а с другой – регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения.

    3. Осознание человеком своего места в окружающем мире – эта функция, с одной стороны, обеспечивает адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, помогает правильно осмысливать и адекватно относиться к происходящему. С другой – благодаря психике и осознанию человек осознает себя как личность со своими особенностями, отличающуюся от других людей, но при этом находящуюся в определенных взаимоотношениях с ними.


    Структура психики представлена фактами внутреннего субъективного опыта, которые иначе называются – психические явления. К психическим явлениям относят: психические процессы, свойства, состояния, образования.

    1. Психический процесс – это психическое явление в динамике (имеет начало, развитие и конец), проявляющееся в виде реакции;

    2. Психическое состояние – это устойчивый уровень психической деятельности, определившийся в данное время и проявляющийся в повышенной или пониженной активности личности;

    3. Психическое свойство – это типичное для данного человека устойчивое образование, определяющее количественно – качественный уровень его поведения и деятельности;

    4. Психические образования – обеспечивают выполнение основных функций психики (отражение окружающего мира, регуляция поведения и деятельности человека, осознание человеком своего места в окружающем мире), формируются в процессе приобретения жизненного и профессионального опыта. Психические образования проявляются индивидуальным для каждого сочетанием знаний, умений, навыков.

    1.3 Сознание человека


    В общем смысле сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигаются познание и преобразование окружающей действительности.

    Сознание формировалось в ходе развития человека, в процессе его обособления от животных в течение порядка 2,5–3 млн. лет. Так что сознание – это сравнительно молодой, недавно появившийся на Земле феномен, порожденный материей в ходе ее развития. Сознание – продукт развития человека и общества, более узко – продукт высокоорганизованной материи: общественно развитого человека и его мозга. И естественно, что сознание с давних пор было предметом внимания со стороны философов, учителей религии, всех тех, кто хотел изучить и понять человека. Позже, с развитием естествознания Нового времени, сознание сделалось предметом изучения естествознания, особенно психологии, сначала описательной, а затем и экспериментальной, а также физиологии высшей нервной деятельности.

    Исторически первым был термин душа. Представление о душе является, по-видимому, весьма древним. Оно возникло из наблюдений над смертью и состоянием тела после смерти. «Испустил дух» – синоним «умер», перестал дышать, дыхание ушло из тела. А вместе с ним ушло тепло, ушло движение, ушла речь и все чувства. Осталось безжизненное тело как вместилище души. Если представить душу как аналог тела, то легко вообразить, что она, душа, может существовать сама по себе. Это представление имело далеко идущие последствия. В симбиозе души и тела душа сделалась главной, ведущей, определяющей. А поскольку ее существование стало мыслиться отдельным от тела, то ей можно было приписывать такие свойства, которыми не обладало тело, в первую очередь бессмертие. Смерть – это уход души из временного жилища – тела, но не смерть (уничтожение) самой души. А где она была до того, как вошла в тело? По Платону – на звезде, звезды – первые жилища душ. А куда ушла душа, покинувшая это тело? В другое тело. Так появилось учение о переселении душ в другие тела. И в принципе это не обязательно тело человека, это может быть тело животного или растения.

    Обратимся к другой части проблемы души. Довольно скоро анализ (уже философский) привел к необходимости наряду с понятием душа, как особой части человека, выделить понятие «ум», как характеристику внеиндивидуальной, надындивидуальной, но духовной составляющей мира. «Мировая душа» у Платона – это демиург, творец мира вещей; а ум у Плотина – это первая эманация единого, производными от которого являются души отдельных людей. В этих философских построениях в своеобразной форме отразилась реальная зависимость индивидуального сознания от духовной жизни общества, отразилась надындивидуальная сущность общественного сознания.

    Однако «ум» – это понятие, которое применялось и для характеристики части индивидуального сознания, той, которая определяется как часть мыслящая, в отличие, а порою и в противоположность, части чувствующей, а также в отличие, а порою и в противоположность, эмоциям и воле. Душа подверглась анализу, расчленению на составные части. Но в то же время философы подчеркивали и единство всех психических (от греч. «психе» – душа) процессов, протекающих в человеке. Достаточно вспомнить, что такой тонкий аналитик, как И. Кант, выделивший в качестве исходных, трансцендентальных способностей души способность чувственного познания, далее рассудок, и далее – разум, ввел в свою систему принцип трансцендентального единства апперцепции, т. е. принцип внутреннего единства всей психики человека, его сознания, его души. Разум, как высшая познавательная способность, превосходящая по своим возможностям и задачам рассудок, получил также название «интеллект», хотя в общем-то это слово первоначально явилось латинским переводом греческого нус (ум). В настоящее время в философии и психологии слово интеллект чаще всего употребляется для характеристики высших духовных способностей человека, способностей к решению наиболее сложных и нетривиальных задач.

    Сознание является высшей формой отражения, высшей формой развития того свойства, которое присуще всей материи, но по-разному проявляется на разных уровнях структурной организации материи. И чем выше уровень организации материи, тем выше, богаче и сложнее оказываются формы отражения.

    Человек приобретает сознание только в контакте с другими людьми, с носителями сознания, с носителями языка, с носителями культуры данного конкретного общества. Мозг человека – удивительное создание природы. У него огромные потенциальные возможности, он может воспринять весь мир, он может научиться всему, чему его научат, но в нем от природы, генетически не заложено ничего (или почти ничего), он все должен взять извне, из общества, от другого человека. Сознание отдельного индивида – это не только продукт его собственного развития, но в значительно большей мере продукт развития той культуры, среды, в которой растет, развивается и становится взрослым тот или иной конкретный человек. На вопросы, как протекает развитие сознания, каковы его фазы или ступени, по-разному отвечали философы и психологи. Мы же в качестве одного из вариантов рассмотрим теорию, созданную в первой половине нашего столетия швейцарским психологом Жаном Пиаже (1896–1980).

    1.4 Структура сознания и психики в исследованиях Ж. Пиаже


    В исследованиях самого Пиаже, в его способах представления и истолкования психики есть свои периоды, свои ступени развития. На Пиаже большое влияние оказал французский мыслитель Э. Дюркгейм (1858–1917), его вариант структурно-функционального анализа, его представления о том, что определяющим при формировании человека являются общественно выработанные коллективные представления, зафиксированные прежде всего в языке. В первых своих работах 20-х гг. Пиаже исследовал язык ребенка, освоение им языка, особенности мышления детей, стадии в развитии мышления у ребенка. Этим проблемам посвящена, в частности, его работа «Речь и мышление ребенка» (1923). Затем Пиаже стал анализировать развитие представлений ребенка о мире. Люди и вещи, солнце и звезды – все это, окружающее маленького человека, крутится вокруг него, и он, это существо, считает, пусть и неосознанно, самого себя центром этого мирового круговорота. Он маленький маг и волшебник, полагающий, что его словам, жестам, приказам повинуются окружающие вещи, он, как и древний человек, наделяет их, эти вещи, сознанием и волей, уподобляя их самому себе. Но жизнь, общение, горечь разочарований заставляют ребенка сменить такое отношение на другое, более реалистическое, подчинить логику эмоций рациональной логике взрослого.

    В 30-х гг. Пиаже меняет подходы к изучению психики. Наступает, как шутил сам Пиаже, «операциональный период» в его развитии. Начало нового этапа в творчестве Пиаже отмечено книгами «Генезис числа у ребенка» и «Развитие количества у ребенка», а завершает его фундаментальная работа «Психология интеллекта» (1946). В этих трудах в качестве главного объекта исследования сознания выступает процесс формирования логического мышления. В качестве метода конструирования модели развития интеллекта применяется системно-структурный анализ.

    Пиаже выделяет четыре стадии развития логического мышления:

    • сенсомоторную (чувственно-двигательную);

    • дооперационального интеллекта;

    • стадию конкретных операций

    • стадию формальных операций.


    На первой стадии, протекающей в период от рождения ребенка до двух лет, интеллектуальные акты основываются на координации движений и восприятий. Здесь еще нет логических структур, здесь происходит функциональная подготовка логического мышления. На второй стадии (в период от двух до семи лет) формируется дооперациональный интеллект. Два основных момента характеризуют переход на эту ступень развития: овладение речью и процесс интериоризации.

    Третью стадию в развитии интеллекта (для возраста 8–11 лет) Пиаже называет стадией конкретных операций. Здесь уже значительно расширяются и интеллектуальные возможности ребенка. Мыслительные операции приобретают характер обратимости, обеспечивая состояние подвижного равновесия. Идея равновесия являлась для Пиаже важнейшей в построении всей его концепции. Отдельные умственные действия, возникающие из внешних предметных действий, – это еще не операции. Операциями они становятся тогда, когда складываются в систему, где они будут скоординированы и где для каждой операции найдется обратная ей, посредством которой можно прийти к исходному положению и восстановить равновесие. Наличный материал усваивается ребенком путем применения сложившихся схем мышления, – это Пиаже называет ассимиляцией. Но если при этом задача не решается, то приходится приспосабливаться к новым условиям, меняя схему мышления, – это Пиаже называет аккомодацией. Равновесие между ассимиляцией и аккомодацией как раз и обеспечивает адаптацию (приспособление).

    На последней, четвертой, стадии формирования интеллекта, приходящейся обычно на возраст 11–15 лет, завершается генезис интеллекта. Здесь окончательно формируется абстрактное мышление. Эту стадию Пиаже называет стадией формальных операций. Именно в этот период появляется способность к теоретическому мышлению, не привязанному к конкретным объектам. Дедуктивные умозаключения, гипотезы, свободное обращение с высказываниями в рамках логики высказываний – все это моменты в развитии интеллекта, которые свидетельствуют о том, что сформировалась новая система интеллектуальной деятельности.

    Таким образом, Пиаже определяет процесс развития сознания как процесс развития интеллекта.

    1.5 Концепция психики З. Фрейда


    Несколько раньше была сформирована иная концепция. Ее создателем был австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856–1939). Воспитанный на материалистических традициях естествознания второй половины XIX в., Фрейд был убежденным сторонником детерминизма, т. е. учения о всеобщей причинной обусловленности всех, в том числе и психических явлений.

    Однако его практика врача-психиатра свидетельствовала о том, что зачастую пациент, как ни старался, не мог высказать, что же привело его к психическому расстройству, какая причина. Оказалось, что известная пословица «Чужая душа – потемки» может быть дополнена: «и своя тоже». Речь идет о том, что, помимо тех психических процессов, которые осознаются (или могут быть осознаны) человеком, существуют и такие, которые не осознаются, а существуют как бессознательные.

    Факт наличия бессознательного в психике человека («подвалы души») был давно зафиксирован в психологии. Однако только начиная с Фрейда, эта часть сознания (вот здесь-то и выявляется сложность, связанная с употреблением слова «сознание», так как приходится говорить о бессознательном в сознании) сделалась предметом пристального внимания и специального исследования. Причины неврозов могут лежать там, в подвалах души, в бессознательном, решил Фрейд. Задача врача состоит в том, чтобы помочь пациенту осознать неосознаваемое и благодаря этому облегчить психическое состояние или даже, может быть, излечить больного. Фрейд разработал целую систему приемов, получившую название «психоанализ», призванных решить эту задачу. Для объяснения психических процессов Фрейд использовал как известные ранее понятия (например, понятие энергии), так и вновь введенные им понятия (главным из которых были «вытеснение», «сублимация» в ранних работах, «Сверх-Я» – в более поздних).

    В первом приближении схема Фрейда выглядит так: в человеке от природы заложены некоторые влечения; главным, определяющим психику, является половое влечение, обозначенное термином «либидо». Психическая энергия либидо – это главный источник всей психики. Поэтому процесс развития сознания Фрейд связывал в первую очередь с фазами сексуального развития ребенка, которое начинается сразу же после рождения младенца. Но свободное выражение сексуального влечения подавляется обществом, ограничивается правилами приличия, запретами, разного рода табу. И тогда в игру вступают два противоположно направленных процесса: «вытеснение» и «сублимация».

    Запретные желания, стыдные мотивы поступков, преступные действия – все то, что не может быть открыто перед людьми, вытесняется в область бессознательного, но продолжает жить в психике человека, оказывая большое влияние на поступки и настроение личности. Но энергия либидо не может, постоянно накапливаясь, не находить какого-либо выхода. Это как в паровом котле: если закрыть спускной клапан и продолжать нагревать котел, то дело может закончиться взрывом. Поэтому у человека срабатывает механизм защиты психики. Энергия либидо находит превращенные формы разрядки, осуществляется в разрешенных формах деятельности: спорт, работа, творчество. Это и будет сублимация. А если энергия не находит таких способов разрядки, то велика вероятность ломки психики, велика вероятность психического заболевания.

    Одна из любимых метафор Фрейда – это конь и всадник. Бессознательное – это конь, разум – это всадник. Пока конь спокоен, он подчиняется всаднику. Но если он закусит удила, то всаднику придется двигаться туда, куда несет его конь. «Рационализация» – одно из понятий психоанализа, обозначающее способность и стремление человека находить разумные оправдания действиям, которые определяются мощными импульсами, идущими из бессознательного.

    Фрейд предпринял попытку раздвинуть рамки своего учения за пределы психиатрии. Он стал анализировать мифы и социальные запреты, отыскивая подтверждение своей теории. В ходе дальнейших наблюдений и исследований, а также под влиянием критики (в частности, и своих учеников, и сотрудников) Фрейд вносил некоторые изменения в трактовку основных понятий своего учения. Так, либидо было истолковано как Эрос, как жизненная сила вообще. Свои корректировки внесла и Первая мировая война. Фрейда поразил тот факт, что на войне некоторые люди сами искали смерти. Это противоречило исходной установке Фрейда (Эрос как фундаментальное влечение), но это были факты, требовавшие своего объяснения. И тогда Фрейд построил малообоснованную, но достаточно стройную, симметричную конструкцию. В фундаменте психики, решил Фрейд, лежат два основных влечения: влечение к жизни (Эрос), и влечение к тому, откуда мы произошли. Но раз живое произошло из неживого, то это влечение означает влечение к смерти (Танатос). Фрейд не развивал подробного учения о влечении к смерти, но введение такого понятия облегчило для него задачу анализа самоубийств.

    Первоначальная схема структуры психики, где были представлены два ее слоя: сознательный и бессознательный, также претерпела изменения. Сознание человека не может быть понято и объяснено, если абстрагироваться от влияния общества. Фрейд позже сам пересмотрел свое учение о психике и в работе «"Я" и "Оно"» (1923) дал новую схему структуры психики человека.

    Самый древний, глубинный, неосознанный слой получил название «Оно» (Id). «Оно» живет в себе и для себя, не зная реальностей внешнего мира и не считаясь с ними. Второй слой психики – это «Я» (Ego). Я – это сознание и самосознание личности. Главная его функция – быть посредником между миром эмоций, задаваемых «Оно», и реальным внешним миром, между влечением и его удовлетворением. Но есть еще и третий слой психики, лежащий выше «Я» и потому обозначенный как «Сверх-Я» (Super-Ego). Этот слой формируется путем интроекции социальных норм в процессе социализации индивида. Требования общества, воспринятые в детстве, вошедшие в состав психики незаметно для ребенка и зачастую не осознаваемые и взрослыми, несмотря на это функционируют в качестве внутреннего цензора, оценивая не только поступки, но и намерения индивида по какой-то неосознаваемой, но повелевающей шкале мыслей и деяний. Несоответствие требований реальности, требований «Оно» и требований «Сверх-Я» порождает депрессию, страхи, чувства вины, неполноценности и тому подобные дискомфортные состояния психики, то, что так любят описывать и анализировать писатели типа Л. Толстого и Ф. Достоевского, то, что стало предметом целого направления в философии – экзистенциализма.

    1.6 Психика и мозг


    Психика является свойством мозга. При этом, соотношение психики и мозговой деятельности представляет собой сложную методологическую проблему, которая называется психофизиологической проблемой. По мнению д-ра медицинских наук, профессора В.Ф. Пятина, выделяется несколько исторически сложившихся способов решения этой проблемы:

    • вульгарно-материалистический подход: все психические явления сводятся к материальным и отождествляются друг с другом;

    • подход психофизиологического параллелизма: согласно этому подходу, мозговые и психические профессы протекуют параллельно, но независимо друг от друга;

    • системный подход: рассматривает физическое и психологическое в к-ве двух подсистем


    Согласно теории нейропсихизма, психика формируется и развивается у существ, обладающих нервной системой. Она представлена центральной нервной системой (головной и спинной мозг – отвечает за интеграцию и переработку полученной информации и программирование соответствующей реакции) и периферической нервной системой (отвечает за передачу информации).

    Периферическая нервная система делится на соматическую и вегетативную. Соматическая представлена чувствительными и двигательными нервами. Ен функция – поддержание связи организма с внешним миром. Вегетативная – включает симпатическую (мобилизация ресурсов организма) и парасимпатическую (сохранение ресурсов).

    Другим важным аспектом, заслуживающим внимание в процессе изучения психики как свойства мозга, является латерализация психических процессов. Под ней понимается психофизиологическая характеристика деятельности мозга, основанной на функциональной асимметрии полушарий мозга (разные полушария выполняют разные функции).

    При этом межполушарные взаимоотношения являются базовым уровнем мозгового обеспечения высших психических процессов. Высшие психические процессы у человека (речь, память мышление) являются сложными формами сознательной и произвольной психической деятельности и имеют динамическую мозговую организацию.

    Заключение



    В результате данной работы нам удалось выяснить, что представляет собой психика человека, каковы ее свойства, характеристики, функции. Познакомились с трудами знаменитых ученых, которые изучали психические процессы в организме человека. В заключении хотелось бы лишь затронуть момент того, как поддержать устойчивое состояние своей психики.

    Для того, чтобы сделать свою психику более устойчивой в условиях стрессовых ситуаций, необходимо руководствоваться следующими правилами:

    • развивать интеллектуальные способности;

    • всегда сохранять уверенность в своих силах;

    • не вступать в споры с неприятными людьми;

    • принимать решения на основании потенциальных плюсов и минусов;

    • в случае поступления невыгодного предложения необходимо всегда уметь ответить отказом;

    • не позволять страху завладеть рассудком;

    • уметь принимать поражение, воспринимая его в качестве начала новой деятельности;

    • не зацикливаться на уже совершенных ошибках;

    • не подавлять свои эмоции;

    • всегда держать себя в форме, укрепляя не только психику, но и опорно-двигательный аппарат;

    • обеспечивать организму полноценный отдых, не допуская физического и умственного переутомления;

    • ограничить употребление кофеина, спиртных напитков и табачных изделий.

    Психика человека — это сложное понятие, которое изучается в отдельных разделах психологии, медицины и философии. Сама по себе психика представляет совокупность беспрерывных душевных процессов и физиологических явлений, связанных с ощущениями, положительными и отрицательными эмоциями, восприятием окружающей среды, способностью запоминать и накапливать полезную информацию.

    Психика имеет свою уникальную структуру, в состав которой входят психические процессы, новообразования и состояния. Люди с удовлетворительным психическим здоровьем имеют возможность адаптироваться к любым жизненным условиям, выходить из стрессовых ситуаций более сильными, способны принимать волевые решения без нарушения общепринятых поведенческих норм.

    Библиографический список


    1. Ступницкий В.П., Щербакова О.И., Степанов В.Е. Психология. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013 (с. 521) // (URL: http://eanw.info/konkurs-2014/stupnizkii-psygologia.pdf)

    2. Лавриенко В.Н. Философия. М.: ЮРИСТЬ, 2008 (с. 506)

    3. Казакова Е.В. Учебное пособие по психологии. Архангельск: Издательство «РАО», 2018 (с. 239) // (URL: https://narfu.ru/upload/iblock/7fe/Psikhologiya.pdf)

    4. Кулешова Е.Н. Психические процессы в пространстве психики человека // (URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihicheskie-protsessy-v-prostranstve-psihiki-cheloveka)

    5. Мелик-Пашаев А.А. «Психика» или «Психическое тело» человека? // (URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihika-ili-psihicheskoe-telo-cheloveka)

    6. Соколова Е.Е. Введение в психологию. М., 2005. // (URL: https://www.ebbinghaus.ru/wpcontent/uploads/2015/01/Sokolova_Vvedenie.pdf)

    7. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989. // (URL: http://knigosite.org/library/read/18570)

    1 См.: Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.


    написать администратору сайта