Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые слова

  • Восприятие Китая интеллектуалами Нерчинска в середине XIX века

  • Список литературы

  • Восприятие Китая интеллектуалами Нерчинска в сер. XIX века. Р. В. Макаров магистрант 2 го курса заочного отделения исторического факультета Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия Аннотация


    Скачать 24.62 Kb.
    НазваниеР. В. Макаров магистрант 2 го курса заочного отделения исторического факультета Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия Аннотация
    Дата08.07.2019
    Размер24.62 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВосприятие Китая интеллектуалами Нерчинска в сер. XIX века.docx
    ТипДокументы
    #83765

    Р. В. Макаров

    магистрант 2 го курса

    заочного отделения исторического факультета

    Забайкальский государственный университет,

    г. Чита, Россия

    Аннотация: в статье раскрывается восприятия Китая в середине XIX века Нерчинской интеллигенцией. Раскрывается проблема видения истории, культуры, политики Китая, а также дается общее представление о восприятии Китая в России в середине XIX века.

    Ключевые слова: Китай, Нерчинск, ментальность, интеллигенция.

    Annotation: The article reveals the perception of China in the middle of the XIX century by the Nerchinsk intelligentsia. The problem of vision of history, culture, politics of China, and also gives a general idea of the perception of China in Russia in the middle of the XIX century.

    Keywords: China, Nerchinsk, mentality, intelligentsia

    Восприятие Китая интеллектуалами Нерчинска в середине XIX века

    Интерес к Китаю не только огромен, он нарастает с каждым днем. Интерес такого рода не случаен, поскольку речь идет не просто о Китае, а об историко-культурном, социальном, цивилизационном содержании целого региона планеты, оказывающего мощное влияние на множество государств, в том числе и России. Почему Китай не погиб, подобно многим другим государствам в пучине истории? В чем устойчивости развития Китая? Чем уникальна культура Китая? Какова ментальность китайцев? Эти, кажущиеся современными вопросы, когда Китай выходит на лидирующие позиции в мире, волновали не только современных политиков, но и многих мыслящих людей прошлых эпох, в частности интеллектуалов г. Нерчинска в середине XIX века.

    Интерес к Китаю проявляли многие образованные люди города Нерчинска, вследствие географической близости, тесных торговых и дипломатических контактов. Именно в Нерчинске в 1689 году был заключен первый русско-китайский договор, обозначивший границы между двумя великими державами. Предшествующие этому договору события, а именно героическая оборона Албазина, представляла большой исследовательский интерес. Этому событию посвятил вторую часть своего труда «Поездка в Забайкальский край» (1844) преподаватель истории и географии Нерчинского уездного училища В.П. Паршин. Интересовался Албазинской эпопеей выдающийся нерчинский краевед и купец М.А. Зензинов. В письме к редактору «Московских ведомостей» Н.А. Полевому, он подчеркивал необходимость «знать своих соотечественников, вспоминая героическую храбрость удалую защитников Албазина» [2, л.1]. Другим обстоятельством, обострившим интерес к Китаю со стороны забайкальской интеллигенции, стало освоение Амура и более тесное экономическое сотрудничество с Китаем. Эти факторы делали Нерчинск связующим звеном между Сибирью и Амуром. По словам историка Л.А. Пуляевского, «положение Нерчинска на пути в Амур и значение его как важного пункта в крае на охотничье-скотоводческой основе, все это заставляло русское правительство сделать Нерчинск главным городом Забайкалья» [3, л. 9]. Однако столичным городом Забайкалья суждено было стать Чите, что, в конечном итоге, предопределило медленное угасание деловой и культурной жизни в Нерчинске.

    Нерчинский купец М.А. Зензинов, торговавший с китайцами купцами в Кяхте, оставил любопытные размышления о роли Китая в мире, его мысли по поводу этой страны, написанные в середине XIX века, являются очень современными и актуальными. «Взгляд на Китай, - пишет М.А. Зензинов, - у европейцев сложен. Китай не изобрел пушек и ружей дальнего полета, потому что это ему не нужно. Но Китай знает компас ранее европейца, печатал книги до Гуттенберга, самые древние наблюдения небесного свода были в Китае. Китай не идет по общему пути завоеваний, мудро довольствуясь постоянством, миром, то есть благодетельствуя. Китай давно сознавал как важен прочный залог своего существования, спокойствия, мира, называя, и справедливо, войну бедствием, ошибкой, погублением, увлекаемым людей» [1, л.52]. Удивителен факт того, что данные размышления о Китае были написаны, когда тот находился не в зените своего могущества, а терпел поражения в Опиумных войнах. Фактором устойчивого развития, по М.А. Зензинову, является то, что «Китай, существуя так давно накопил, вследствие продолжавшейся своей жизни высокую и мудрую истину, прочное благоденствие мира, а не войны, всегда обманчивого и неразумного дела людей, увлекающего их в гибель» [1, л. 52]. Размышления нерчинского краеведа о войне в современной геополитической обстановке, являются особо актуальными, если учесть, что от позиции Китая во многом, уже сегодня, зависит расстановка сил в «великой шахматной доске» политической карты мира. Размышляя о влиянии войн на судьбы цивилизаций, М.А. Зензинов обращает внимание на судьбу Римской империи, отмечая, что «Рим сколь давно сгублен с лица земли и остался только в пределах истории. Где его слава великая, блеск, шум и могущество. Война всегда противна природе человека. Рим существовал войной и погиб, потому что существование такое не прочно» [1, л. 52]. В этой связи Китай являет собой пример того как нужно вести себя в период готовых разразится международных конфликтов. В момент, когда исчерпаны дипломатические способы, нужно обратиться к истории цивилизации, к истории Китая. «Китай, - заключает М.А. Зензинов, - не воюет, не блестит, не гремит и существует пятую тысячу» [1, л. 53].

    Стоит отметить, что в первой половине XIX века интерес к Китаю, не только среди забайкальских интеллектуалов, но и всей читающей России, возрос благодаря деятельности о. Иакинфа (Н.Я. Бичурина). Имя этого выдающегося синолога было знакомо и А.С. Пушкину, который записался в одну из его экспедиций в Забайкалье и Китай [6, с.14]. Вероятно, Н.Я. Бичурин был знаком с М.А. Зензиновым, во всяком случае, он оставил критический обзор его произведения «Ононский пастух, или шесть сцен из жизни Чингисхана». В этой связи интересен взгляд Н.Я. Бичурина на Китай и китайцев, так как он повлиять на размышления М.А. Зензинова. Н.Я. Бичурин пишет: «Китаец почтителен к родителям и старшим вообще; безусловно повинуется законам и распоряжениям правительства; трезв, умерен и бережлив, трудолюбив и деятелен; в обращении с посторонними вежлив и уклончив, в суждениях основателен, в поступках благоразумен, в предприятиях медлителен, в исполнении постоянен» [4, с. 392].

    Подобные размышления о Китае были присущи не только провинциальным интеллигентам Забайкалья, но крупнейшим русским мыслителям. Во многом сходные взгляды с М.А. Зензиновым высказал спустя несколько десятилетий, в 1871 году, в книге «Россия и Европа» философ Н.Я. Данилевский. «Возьмем, - пишет он, - самый тип застоя и коснения - Китай, выставляемый как наисильнейший контраст прогрессивной Европе. В этой стране живет около 400 миллионов народа в гражданском благоустройстве. Если бы имелись точные цифры о количестве производительности китайского труда, то перед ними, может быть, побледнели бы цифры английской и американской промышленности и торговли, хотя китайская торговля почти вся внутренняя. Многие отрасли китайской промышленности находятся до сих пор на недосягаемой для европейских мануфактур степени совершенства, как, например, краски, окрашивание тканей, фарфор, многие шелковые материи, лаковые изделия и т.д.» [5, с. 90].

    Взгляды М.А. Зензинова, Н.Я. Данилевского и других мыслителей середины XIX века явились попытками пересмотреть отношение к Востоку как чему-то инертному и закосневшему в своей традиционности. Долгие годы Россия во многом слепо копировала и переносила на свою почву образцы западного общества, не обращая должного внимания развитию восточных обществ и извлечению уроков из их истории. В XXI веке Россия, которая и географически расположена большей своей частью в Азии, должна извлекать, в том числе и уроки из истории Востока, который смог сочетать в себе высокие технологии и сохранить многие традиционные ценности жизни. В этой связи и актуальны взгляды Нерчинских краеведов, которые увидели в Китае не уходящее с исторической сцены общество, а огромный потенциал, плоды которого мы можем наблюдать сегодня.


    Список литературы

    1. ГАЗК (Государственный архив Забайкальского края). Ф. 333. Оп. 1. Д. 5.

    2. ГАЗК. Ф. 333. Оп. 1. Д. 54.

    3. ГАЗК. Р 2676. Оп. 1. Д. 75.

    4. Бичурин Н.Я. Китай в гражданском и нравственном состоянии. – М.: Восточный Дом, 2002. С. 432.

    5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - М.: Институт русской цивилизации, 2008. С. 816.

    6. Константинов М.В. Оракулы веков: Этюды об исследователях Сибири. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2002. С. 105.


    написать администратору сайта