Главная страница
Навигация по странице:

  • Цели урока

  • Оформление

  • - Что же является движущей силой творчества

  • - Как появилось у Васеки желание создать Стеньку Разина

  • - Какова внешность Васеки Васека — длинный и нескладный, с большим утиным носом.- Как вы думаете, почему именно такой внешностью наделен мастер

  • - Как окружающие относятся к Васеке и его увлечению

  • Домашнее задание

  • Рассказ Стенька Разин


    Скачать 24.35 Kb.
    НазваниеРассказ Стенька Разин
    Дата10.08.2021
    Размер24.35 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаurok_po_shukshinu.docx
    ТипРассказ
    #226582

    Тема урока. Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.
    Цели урока:познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.М.Шукшина,обсуждая рассказ «Стенька Разин», вызвать интерес к творчеству писателя и его героям.

    Оформление:



    1. Рассказы В.М.Шукшина «Мастер» и «Стенька Разин»

    2. Портрет писателя, кадры из фильма «Калина красная»



    С появлением первых рассказов В.М. Шукшина в литературной критике вошло в обиход понятие « шукшинский герой» - человек в кирзовых сапогах, т.е. житель сельской глубинки. Люди странные (необычные, непонятные, вызывающие недоумение), особенные, не такие как все- говорят об этих героях.

    «Есть люди, - говорил В.М.Шукшин, - в городе или селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут чудаками. А они не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает разве только то, что талантливы они и красивы. Красивы они тем, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут. Они украшают жизнь, ибо с их появлением, где бы ни были, изгоняется скука».

    - Какие однокоренные слова можно подобрать к слову чудак? Давайте рассмотрим, как меняется значение этих однокоренных слов. (Чудо, чудеса, чудесный, чудный, чудной, чудить, чудак)

    - С одной стороны чудо – это что-то удивительное, прекрасное, а с другой стороны – это что-то, выходящее из привычных норм.

    Творчество всегда было для Шукшина загадкой и чудом. Уже в одном из первых рассказов  «Воскресная  тоска» намечаются вопросы о мотивах  творчества:  «Почему так сильно —  до боли  и беспокойства — хочется писать?» Разные ответы находит Шукшин:  один пишет стихи,  влюбившись («Воскресная тоска»);  у другого большое горе —  он  складывает  песню, «чтобы малость полегче стало» («Демагоги»); а иной и вовсе от безделья «... историю колхоза стал писать» («Гена Пройдисвет»).

         Начиная с середины 60-х годов человек придумывающий,  изобретающий, пишу­щий, — человек «творческий» все чаще становится героем рассказа Шукши­на.

    - Что же является движущей силой творчества?

    Любовь оказывается движущей силой творчества.   Действительно,  «творческие герои» Шукшина любят: Моня Квасов, упрямо изобретающий вечный двигатель, любит людей, хотя знает, что они смеются над его упрямством («Упорный»). У Васеки, часами работающего над фигуркой Разина,  «перехватывало горло от любви и горя … Он любил свои родные края, горы свои, Захарыча, мать ... всех людей. И лю­бовь эта жгла и мучила — просилась из груди.  И не понимал Васека, что нужно сделать для людей. Чтобы успокоиться» («Стенька Разин»). 
    - Почему Васёка часто меняет место работы, но остаётся верен покорившей его страсти – резьбе по дереву? На что готов он ради своих кукол? (Может ночи не спать, трудиться за верстаком до боли в спине)
    - Читая рассказ, мы понимаем, что Васёка действительно талантлив. В какой момент вы это поняли? (Показывает фигурку смолокура кузнецу.)


    - Как появилось у Васеки желание создать Стеньку Разина?

    Странное болезненное беспокойство возникает у Васеки после рассказов Захарыча о Разине. С этого ощущения и начинается путь человека от рутинного ремесла к творчеству.

    Творческий процесс начинается со странного и необъяснимого ощущения психологического дискомфорта, неуверенности, озабоченности, смятения. Это ощущение появляется у человека после обретения новой «точки зрения», вызванного  напряженной духовной работой

    «Работа над Стенькой Разиным продвигалась туго. Васека аж с лица осунулся. Не спал ночами. Когда «делалось», он часами не разгибался над верстаком… Спину ломило. В глазах начинало двоиться… Когда не делалось, сидел неподвижно у раскрытого окна…, смотрел на звезды и думал...».

    - Какова внешность Васеки?

    Васека — длинный и нескладный,  с большим утиным носом.

    - Как вы думаете, почему именно такой внешностью наделен мастер?

    Автор сразу же отделяет «творческого героя» от окружающих, указывая странности его характера, образа мыслей, поведения. «Творческие» герои Шукшина отличаются даже обли­ком.

    - Как окружающие относятся к Васеке и его увлечению?
    Творец — всегда «чудик», всегда оказывается непонятым, неп­ризнанным, смешным. Смеются и жалеют люди «непутевого» и непонятного Васеку,  без устали вы­резающего «никому не нужные куклы»

    В свою очередь, у творческого человека, вызывают недоумение окружающие люди, их мир кажется ему непонятным, нелепым, абсурдным.
    - Давайте же ответим на вопрос кузнеца: какая польза от кукол?

    Васёка – настоящий мастер. Он создаёт деревянные скульптуры редкой правдивости. Ведь он никогда не видел смолокуров, а только слышал о них. Он никогда не встречался с актрисой, а приметил её в кинокартине. Но он угадал этих людей, угадал так верно, что вызвал восхищение кузнеца фигуркой смолокура и заставил Захарыча рыдать при виде фигурки Стеньки Разина

    Творчество художника всегда ориентировано на публику, он всегда работает  для кого-то,  считает Шукшин,  и тем болезненнее оказывается непонимание.  В результате — горькое разочарование,  бессильное отчая­ние,  грусть,  боль,  обида,  превращающаяся в «привычную, постоянную, застарелую злость». Творчество делает человека «без­защитным и беспомощным в этом железном мире»,  убеждает Шукшин. 

    - Какого литературного героя напоминает Васёка именно таким отношением к людям и ко всему живому на Земле? (Платоновского Юшку) 
    Герои Шукшина не выдуманы, они взяты из жизни. В них, как и во всяком человеке, намешано разного: хорошего и плохого. Но именно такие люди с чудинкой, по мнению Шукшина, учат жить интересно, жить по-настоящему. 

    Следует сказать о том, что Стенька Разин занимал особое место и в творчестве самого Шукшина.
    Герои рассказа молодой скульптор-самородок Васека и старый учитель настолько увлечены историческими событиями, что воспринимают их не как давно прошедшие, а как только что случившиеся. Пленение Разина они переживают очень лично. Легендарный атаман для них близкий, родной человек, воплотивший в своей судьбе народный идеал справедливости. Подобный случай уже был описан в рассказе М.Горького «Коновалов», героя которого заставляют глубоко страдать пленение и мучения Разина. Чтение исторического труда Костомарова воспринималось Коноваловым так же непосредственно, лично, как и вид деревянной скульптуры в рассказе Шукшина. Чувства героев своего раннего рассказа писателю пришлось пережить и самому. Примечательно, что это случилось, когда он закончил работу над текстом романа «Я пришел дать вам волю». Очевидно, что внутренняя связь с Разиным, которую замечали все близкие Шукшина, присутствовала всегда и была не только психологической, но даже физической, росла и крепла все больше.

    Следующей ролью после фильма «Они сражались за Родину» в собственной картине Шукшина должна была стать роль Степана Разина, к которой Шукшин очень серьезно готовился, вживался в характер своего героя – отрастил бороду, «примеривал» разинскую походку. В то время, по воспоминаниям Г.Буркова, Шукшин «болел» Степаном Разиным. Как и в романе о Разине, ключевым мотивом «Калины красной» стал мотив воли. И осмысливается он глубоко философски и трагически.

    И сам писатель был человек вольный смелый, твердо стоявший за правду-истину. Как пример, история его поступления на режиссёрское отделение ВГИКа в 1954 году

    «Режиссер Михаил Ильич Ромм рискнул и взял ершистого парня на свой курс. И это несмотря на то, что во время собеседования Шукшин накричал на Ромма. Мастер попросил рассказать его о переживаниях Пьера Безухова при Бородине.

    — А я «Войну и мир» не читал, больно книжка толстая, руки не доходят.

    — Да какой же вы директор школы, вы же просто некультурный человек и режиссером быть вряд ли сможете! — возмутился Ромм.

    И тут Василия понесло. Он кричал, что у директора школы голова болит не о чувствах Пьера, а об учебниках, партах и дровах на зиму, чтоб дети не померзли. А дрова еще выбей, привези, поколи, да все сам, все по грязи! Тут уж не до книжек… Вердикт Ромма был однозначен: взгляды нетрадиционные, но человек талантливый»


    Домашнее задание: прочитать рассказы Шукшина «Чудик» и «Микроскоп»
    Список использованной литературы:

    1. Шукшин В.М. Рассказы. Повести. – М.: Дрофа, 2003.

    2. Шолпо И.Л. Мастера и геростраты. Рассказы В.М.Шукшина в 7 классе.// Журнал «Литература в школе», 1996, № 4. – С.128-137.

    3. Елшина Т.А. Диалоги о Шукшине.// Журнал «Литература в школе», 1987, № 6. – С.61-65.

    4. Быстров В. «Мне бы только правду рассказать…» «Логика жизни» в рассказах В.Шукшина. // Журнал «Литература в школе», 1987, № 6. – С.2-7.

    5. Золотарёва И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. – М.: «ВАКО», 2003. – С.293.

    6. Читаем, думаем, спорим.: Кн. для самостоят. работы учащихся по лит.: 8 кл. /Авт.-сост. Г.И.Беленький, О.М. Хренова. – М.: Просвещение, 1995. – С. 221-230.






    написать администратору сайта