Герои «Уроки французского». Рассказа В. Распутина Уроки французского анализ фрагментов рассказа Уроки французского
Скачать 10.43 Kb.
|
В. Г. Распутин. «Уроки французского». Герои произведения Перечень вопросов, рассматриваемых по теме: знакомство с главными героями рассказа В. Распутина «Уроки французского»; анализ фрагментов рассказа «Уроки французского», в которых встречается описание главных героев; составление характеристики персонажей (Героя и Лидии Михайловны). Герой – действующее лицо в художественном произведении, обладающее отчётливыми чертами характера и поведения, определённым отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям, показанным в произведении. Нравственность – правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Автобиография – это описание своей жизни. Авторская позиция – это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста. Помните, что если проблема текста – это некоторый вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы. Духовный опыт – это жизненный и моральный вывод, урок, «то главное и высшее, что мы выносим из событий нашей жизни». Метафора – оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-нибудь аналогии, сходства, сравнения. Рассказ – художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого размера. Персонаж – (фр. personnage, от лат. persona – лицо, личность) – общее название любого действующего лица литературного произведения. Сравнение – это слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому. Характеристика героя – образ героя художественного произведения складывается из множества факторов – это и характер, и внешность, и профессия, и увлечения, и круг знакомств, и отношение к себе и окружающим. Один из главных – речь персонажа, в полной мере раскрывающая и внутренний мир, и образ жизни. Эпитет (от др.-греч. ἐπίθετον «приложенное») – определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения. Теоретический материал для самостоятельного изучения Валентин Распутин в своём автобиографическом рассказе «Уроки французского» затрагивает вечные темы: добра и зла, справедливости и человеческого равнодушия, правды и лжи. В рассказе мы знакомимся с воспоминаниями автора. В произведении он видит себя снова ребёнком, который решает отнюдь не детские проблемы: как выжить и не умереть от голода. Одиннадцатилетний мальчик в чужом городе одинок и вечно голоден, но физические невзгоды не сломили его, а наоборот, помогли развиться таким качествам, как честность, добросовестность, жажда справедливости и недюжинное упрямство. Главный герой перед нами предстаёт целеустремлённым, желающим выучиться и получить специальность. Именно во время вступления во взрослую жизнь, по замыслу автора, решается главный вопрос: на светлой или тёмной стороне будет человек? Мама собирает сыну небольшие посылки и передаёт их с водителем дядей Ваней. Но продуктов хватало ненадолго. По сюжету рассказа герою пришлось уехать из дома: «Чтобы учиться дальше... и мне пришлось снаряжаться в райцентр». Учитель французского языка Лидия Михайловна – классный руководитель в пятом классе школы сибирского районного центра, где и учится наш герой. Характерными чертами Лидии Михайловны являются отзывчивость, чуткое и доброе отношение к окружающим людям. Автор даёт нам её портрет: «Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от неё, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне». Внимательная, чуткая к ученикам Лидия Михайловна увидела в мальчике способного ученика с твёрдым характером. И постаралась помочь ему поверить в свои силы. Её забота поддержала ребёнка в тот момент, когда казалось, весь мир был против него. Как описывает учительницу автор? Оказывается, Лидия Михайловна в детстве отнюдь не пай-девочка: «А я в детстве была отчаянной девчонкой, родители со мной натерпелись. Мне и теперь ещё часто хочется прыгать, скакать, куда-нибудь мчаться, что-нибудь делать не по программе, не по расписанию, а по желанию. Я тут, бывает, прыгаю, скачу. Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестаёт быть ребёнком. Я бы с удовольствием каждый день прыгала...» Учительница прекрасно видела, что мальчик находится в трудной ситуации, и пыталась ему помочь, но так, чтобы не задеть гордость и самолюбие мальчика. Как пишет о ней Валентин Распутин: «Лидия Михайловна всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение. Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом. Была в нашей учительнице та внутренняя независимость, которая оберегает от ханжества. Её уроки доброты были очень важны для нас…». В рассказе Валентин Распутин глазами ребёнка показывает и другой тип учителей. Так Василий Андреевич, директор школы – образ чего-то неживого, безликого, который выстраивает непреодолимый барьер. «Он расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину, вынося вперёд в такт широким шагам плечи так, что казалось, будто наглухо застёгнутый, оттопыривающийся тёмный френч двигается самостоятельно чуть наперёд директора». Этот портрет не вызывает у нас симпатии. «Сейчас, когда довольно большая часть моей жизни прожита, – писал В. Распутин, – я хочу осмыслить и понять, насколько правильно и полезно я её провёл... Теперь я понимаю, что самый близкий мой друг – моя бывшая учительница, учительница французского языка». Учительница берёт вину на себя, когда директор застаёт её играющей с учеником в замеряшки. Таким образом, она хотела помочь ему деньгами. «Сейчас я вспоминаю, как тогда она, взяв вину на себя, – пишет автор, – покинула школу, а мне на прощанье сказала: «Учись хорошо и ни в чём не вини себя!». Этим она преподала мне урок и показала, как должен поступать настоящий добрый человек. Ведь недаром говорят: школьный учитель – учитель жизни». |