Главная страница
Навигация по странице:

  • Рассказывание сказок

  • Переписывание и дописывание сказок

  • Сочинение сказок

  • Постановка сказок (с помощью кукол, по ролям).

  • Методика проведения сказкотерапии.

  • Описание методики.

  • Гадкая морковка

  • Сказкотерапия. Сказкатерапия. Рассказывание сказок


    Скачать 42 Kb.
    НазваниеРассказывание сказок
    АнкорСказкотерапия
    Дата02.05.2023
    Размер42 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаСказкатерапия.doc
    ТипРассказ
    #1103634

    Формы работы со сказкой:

    Анализ сказок.
    Цельосознание и интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией.

    Рассказывание сказок:
    Можно рассказывать сказку одному ребенку или группе от первого лица, в частности от имени сказочного персонажа. Данный прием позволяет поставить себя на место другого.

    Переписывание и дописывание сказок.
    Переписывая сказку, ребёнок выбирает сам наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот сюжета. Человек находит тот вариант разрешения ситуации, который позволяет освободиться от своего внутреннего напряжения.

    Сочинение сказок.
    Сказка сочиняется ребёнком в соответствии с собственным жизненным путём. Воспитатель предлагает сочинить сказку клиента о своей жизни. В ней дается не просто описание жизни главного героя, а в образной форме рассказывается об основных жизненных этапах.

    Постановка сказок (с помощью кукол, по ролям).
    С помощью кукол. Дети вместе со своими куклами занимают места в зрительном зале. Ведущий начинает рассказывать сказку. Актеры, выходят на сцену тогда, когда ведущий расскажет о их персонаже. На то время, пока персонаж в сказке не участвует, актер возвращается в зрительный зал. Актеры водят кукол молча, весь текст проговаривает ведущий за кадром. Ребята лучше усваивают роль, если изготавливают кукол самостоятельно с воспитателем (папье-маше).

    Разыгрывание сказочного сюжета. Для того, чтобы подготовить сказку с помощью реальных персонажей необходимо провести коррекционно-развивающее сказкотерапевтическое занятие. Воспитатель на основе индивидуальных особенностей каждого участника подбирает им соответствующие роли в сказке.

    Методика проведения сказкотерапии.


    . Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, для расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающей средой. Основной принцип метода — духовное, целостное развитие личности ребенка.

    Развитие личности ребенка может быть более эффективным, если он не просто представит себе сказку, но и сам непосредственно соприкоснется с ней. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» — нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями и педагогами. При использовании сказки как психотерапевтического средства ребенок и взрослый учатся постигать внутренний мир и образ мыслей другого человека. Продумывая судьбы главных героев, проживая сказочные ситуации, ребенок во многом формирует у себя картину Мира. В зависимости от этого ребенок будет воспринимать различные ситуации и действовать различным образом.

    Описание методики.


    В течение двух лет на базах школ проводились сказкотерапевтические занятия (сочинение и разыгрывание сказки с последующим аналитическим разбором) одновременно и независимо с несколькими игровыми группами. Правила поведения были общими как для каждого участника игры, так и для терапевта. Стилем проведения занятий автор выбрал недирективный подход, позволяющий наиболее полно реализовать творческий потенциал участников и дающий возможность их личностному росту.

    Для проведения игровых сеансов использовался рабочий кабинет терапевта, действие сказки разворачивалось на поверхности стола, к которому скотчем был прикреплен лист ватмана. К началу каждого занятия для возможного использования в любой момент игрового процесса подготавливались краски, карандаши, пластилин, цветная бумага, ножницы, клей.

    Фоном для проведения сказкотерапии была джазовая музыка (саксофон).

    Гадкая морковка

    Жила-была в лесу Гадкая Морковка. Никто и никогда ее гадкой не называл. Но она считала себя именно такой.
    Однажды шел по лесу дядя Коля, увидел Гадкую Морковку и удивился:

    — Ого, морковь в лесу выросла! Откуда ты взялась?
    — От верблюда! — брякнула Морковь. Ведь она была гадкая!
    — Ну, это мы сейчас проверим, — дядя Коля ничуть не обиделся, присел на корточки и стал внимательно осматривать Морковку.

    Ей стало неловко. Но тут она вспомнила, что она — гадкая и крикнула:

    — Иди отсюда, дядя! Нечего на меня дышать, прическу портить!
    — Ого, а ты умеешь за себя постоять, умница! — неожиданно похвалил дядя Коля Морковку.
    Тут даже Морковь совсем растерялась. Она просто не знала, что ответить.
    Но дядя Коля вдруг сказал:

    — Послушай, тебе не скучно тут? Поехали в мой огород!
    Морковь забыла, что надо ответить что-нибудь гадкое, и спросила:
    — А что мне у тебя делать?
    — Погостишь. Не понравится — обратно привезу. Выкапывать тебя буду осторожно, не бойся.

    Морковка пожала бы плечами, если б они у нее были. И согласилась.
    Следующий день был необычайно гадким. Солнце палило нещадно, и от пыли дышать было нечем.
    Но Гадкая Морковка гордо восседала в толстом бумажном пакете с мокрой землей и думала, что путешествует, как королева.
    Они вышли на нужной станции и дошли до высокого дощатого забора. 
    Морковке вдруг стало страшно:

    — Я — гадкая! Увези меня обратно! — запищала она.
    — И не подумаю. Я сам гадкий, — ответил дядя Коля и посадил Морковку в большую пышную грядку. И

    Морковка снова почувствовала себя королевой.
    А потом пришла осень. Но Морковку не выкопали из грядки, а оставили на семена. Потому что она оказалась какой-то диковинной морковкой, еще неизвестной науке.
    А еще выяснилось, что Морковка вовсе и не гадкая, а просто с характером. У всех знаменитостей непростой характер. За это их и любят.

    Прочтение и анализ сказки помогает ребенку с ограниченными возможностями поверить в свои силы, осознать свою значимость и ценность; развивает чувство собственного достоинства.

    Под ковром

    Тигр и лошадь жили под ковром в гостиной. Они были закадычными друзьями. Им нравилось жить в ГОСТИНОЙ, потому что они любили принимать ГОСТЕЙ.
    В том же доме жила девочка Шейла. Однажды она спросила их:

    — Как это вы умещаетесь под ковром?
    — Очень просто, мы ведь воображаемые, — ответили они.
    — Я воображаемый тигр.
    — А я воображаемая лошадь. — А где же твое сено? — спросила Шейла у лошади.
    — Под ковром, — ответила лошадь. — Это ведь воображаемое сено.
    — А твои кости тоже под ковром? — спросила она у тигра.
    — Кости? Конечно, — ответил тигр и облизнулся.

    Потом он спрятался под ковер. Лошадь последовала за ним, и Шейла осталась одна.
    Она достала лист бумаги, нарисовала несколько кусочков сахару и сунула рисунок под ковер.
    Чуть погодя она услышала похрупывание и «чам-чам-чам» — лошадь ела сахар с большим удовольствием.
    Тогда Шейла написала на клочке бумаги записку: «Что любят тигры?» — и сунула записку под ковер. Под ковром зашушукались, затем высунулась лошадиная голова и сказала:

    — Бутерброды с сеном!
    — Ах ты гадкая лошадь! — сказала Шейла. — Бутерброды с сеном любят не тигры, а лошади. Пойди и спроси тигра, что он хочет!

    Лошадь спряталась, и вылез тигр.

    — Я хочу наручные часы, — сказал он. — Чтобы знать, который час.
    — Хорошо! — сказала Шейла.

    Она нарисовала часы и протянула ему. А потом нарисовала бутерброды с сеном для лошади. Тигр исчез. Но вскоре оба появились опять.

    — Большое-большое спасибо, Шейла! — сказали они и поцеловали ее.
    — Подумайте, что вам еще надо, только скорей, — сказала Шейла. — А то мне пора уже идти спать.
    — Нам бы хотелось еще зонтик.! — сказали тигр и лошадь.
    — Зонтик? — удивилась Шейла. — Разве под ковром идет дождь? Ах, да! Это воображаемый дождь.
    — Ну конечно! — сказали они.

    И она нарисовала им зонтик.

    — Спасибо! — сказали тигр и лошадь. — Спокойной ночи.
    — Спокойной ночи! — ответила Шейла и пошла спать.

    Но потом ей вдруг пришло в голову: «Наверное, ужасно обидно, когда есть новый красивый зонтик и нет дождя!» И она нарисовала на большом листе бумаги дождь, спустилась на цыпочках в гостиную и сунула дождь под ковер.
    Когда утром она вошла в гостиную, то очутилась по щиколотку в воде, а тигр и лошадь сидели в раскрытом зонтике и плавали в нем, как в лодке.
    «Наверное, я нарисовала слишком много дождя», — подумала Шейла.
    После завтрака она опять пришла в гостиную. Мама в это время как раз подметала ковер. Ни воды, ни зонта, ни тигра, ни лошади — ничего не осталось.
    Шейла взяла свой альбом для рисования и нарисовала тигра и лошадь крепко спящими. Скоро мама ушла. А Шейла все сидела и глядела на огонь в камине. В гостиной было тихо-тихо, только из-под ковра доносился громкий храп.

    Прочтение и анализ этой сказки поможет наладить отношения между ребенком и родителями


    написать администратору сайта