Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема любви

  • Быт и нравы высшего общества

  • Счастье

  • Бессмысленность жизни без любви

  • Рассказ солнечный удар. Солнечный удар. Рассказов в цикле об одном и том же. Солнечный удар


    Скачать 23.36 Kb.
    НазваниеРассказов в цикле об одном и том же. Солнечный удар
    АнкорРассказ солнечный удар
    Дата12.03.2022
    Размер23.36 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСолнечный удар.docx
    ТипРассказ
    #393006

    Солнечный удар.

    Истирия и место в творчестве

    Рассказ И.А. Бунина «Солнечный удар» является частью знаменитого цикла рассказов о любви «Тёмный аллеи». Этим сборником автор совершил прорыв в своём творчестве, написав тридцать восемь раз (таково количество рассказов в цикле) об «одном и том же». «Солнечный удар» становится частью «Темных аллей» в 1925 году. 

    Интересно, что в его написании Бунин вдохновлялся природой Приморских Альп. В этот период писатель уже жил в эмиграции после революции, которую он не принял. Тоска по родине, материальная неустроенность, общение с такими же эмигрантами — все это наложило мрачный отпечаток на его музу. Истории любви в его цикле редко бывают счастливыми. В каждой из них воплотилась боль его сердца от потери той России, которую он любил.

    Отправной точкой для создания рассказа стало воспоминание о путешествии по Волге. Бунин любил этот маршрут, помнил каждое ощущение, поэтому легко передал его на бумаге, находясь так далеко от дома.

    Истор эпоха и факты биографии идут лесом

    Жанр, направление

    Небольшой объём произведения «Солнечный удар», ограниченный круг героев и одна ярко выраженная сюжетная линия —  критерии, по которым произведение можно отнести к эпическому жанру рассказа. Направление — реализм. Об этом свидетельствует отражённый дух эпохи ХХ столетия (демонстрация богатой жизни привилегированного класса, культа денег и роскошной жизни как внешней стороны социального неравенства), изображение типичного, то есть простого, заурядного героя в типичных жизненных обстоятельствах.

    Также герои являются отражением национального характера человека того времени, носят общечеловеческие черты. Стоит отметить и язык написания произведения: он живой, диалоги героев имеют разговорную лексику.

    Смысл названия


    Название произведения метафорически, но точно передаёт смысл его конфликта. «Солнечный удар», который получили герои — это метафора внезапно окрылившей страсти, вспышки эмоций, что оба ощутили впервые в жизни («…много лет вспоминали потом эту минуту: никогда ничего подобного не испытал за всю жизнь ни тот, ни другой»). Такие сильные эмоции сравнимы с солнечным ударом: они так же поглощают тебя полностью, над ними не властен разум, они затмевают собой все твои предыдущие проблемы и мысли. Но они так же быстро проходящие. Солнечный удар сходит на нет, и человеку свойственно возвращение его природной рациональности. Именно это и происходит с героями.

    Про повествование ничего интересного нет, оно просто от лица автора .

    Темы

    Тематика рассказа «Солнечный удар» будет описана Многомудрым Литреконом подробнее, если Вы напишите о том, что необходимо добавить, в комментариях.

    Тема любви. Пожалуй, главная тема рассказа, раскрытая наиболее ярко. Любовь страстная и пылкая возникает между героями, подобно солнечному удару. Но также эта любовь влечёт за собой последствия в виде разочарования суровой реальностью. Эта любовь обличительна, она позволяет героям увидеть свою прежнюю жизнь под другим углом, что-то для себя осознать, но что именно, читатель не узнаёт, это остаётся неким флёром недосказанности в развязке рассказа. Эта тема раскрывается в психологизме чувств поручика. Читателя как бы погружают в мир его ощущений и эмоций.

    Быт и нравы высшего общества. Эта тема не раскрывается в рассказе сполна, но затронута в описании образа жизни главных героев. К тому же, нельзя представить творчество Бунина без обличения данной темы. Герои живут в роскоши и достатке, как и весь привилегированный класс, однако, несмотря на внешнее благополучие, их жизнь лишена смысла.

    Счастье. Оно мимолетно по своей природе, и герои, раз испытав его, больше не смогли приблизиться к нему никогда в жизни.

    Основная идея


    Смысл рассказа «Солнечный удар» запрятан в глубинах психологизма, но одновременно с этим и лежит на поверхности. Прочитав произведение, каждый может сделать для себя личные умозаключения, но все они будут иметь общее основание: любовь многолика во всех своих проявлениях, она может как сделать человека самым счастливым существом на планете, так и полностью разбить его о скалы суровости реальной жизни. 

    Тем не менее, это именно то чувство, которое приносит в жизни каждого из нас смысл. Именно это хотел показать Бунин в своём рассказе, такова главная мысль рассказа «Солнечный удар». Любовь — это и болезнь, и проклятие, и волшебство, и красота одновременно.

    Проблематика

    Одной из основных проблем в рассказе «Солнечный удар» этого рассказа является проблема сущности любви. В понимании И. Бунина любовь приносит человеку не только радость, но и страдания, заставляя его чувствовать себя несчастным. Счастье недолгих мгновений в дальнейшем выливается в горечь разлуки и мучительное расставание.

    Отсюда же вытекает и другая проблема рассказа – проблема кратковременности, зыбкости счастья. И для таинственной незнакомки, и для поручика эта эйфория была недолгой, но в будущем они оба «много лет вспоминали эту минуту». Короткие мгновения восторга сопровождаются долгими годами тоски и одиночества, но И. Бунин уверен, что именно благодаря им жизнь обретает смысл.

    Бессмысленность жизни без любви. Основная проблема рассказа заключена в сущности любви и поиске смысла жизни. Любовь в самом широком понимании этого слова делает существование человека осмысленным. Осознанно или нет, но он стремится к этой самой любви, просто чтобы наполнить свою жизнь смыслом. Это и происходит с героями, которые спонтанно и бездумно поддаются собственным чувствам и наслаждаются ими так искренне, но так непродолжительно. Их жизни сложились таким образом, что в них нет места настоящим, искренним чувствам, и в глубине души герои глубоко несчастны, но ничего не могут с этим поделать.

     

    Сюжет

    Сюжет рассказа прост. На пароходе встречаются он и она. Встреча случайна, подогрета вином, теплотой ночи, романтическим настроением. Герои, сойдя с парохода, проводят ночь в гостинице, а утром расстаются. Вот и всё. Как видим, Бунин обновляет жанр рассказа, упрощает событийный сюжет, лишает рассказ внешней занимательности. За весьма банальным сюжетом кроется внутренний конфликт - конфликт героя с самим собой, поэтому Бунин не обращает особого внимания на события, он пишет о чувствах. А ведь очень сложно - заглянуть в душу человека, в этот огромный и неизведанный, закрытый от чужих глаз мир. С одной стороны, сюжет рассказа выстроен несложно, в нём соблюдается линейная последовательность изложения событий, с другой стороны, наблюдается инверсия эпизодов-воспоминаний. Зачем это нужно? Я думаю, что психологически герой как бы остался в прошлом и, понимая это, не хочет расставаться с иллюзией присутствия любимой женщины.

    Конфликт

    Кульминацией является непосредственно сам «солнечный удар», то есть резкие и нежданные чувства, появившиеся у поручика по отношению к его безымянной попутчице. .

    Главный и единственный конфликт произведения — внутренний. А именно переживания, буря чувств, стихийное бедствие внезапно проснувшейся любви в сердце поручика. 

    «Что за черт! — подумал он, вставая, опять принимаясь ходить по комнате и стараясь не смотреть на постель за ширмой. — Да что же это такое со мной? И что в ней особенного и что, собственно, случилось? В самом деле, точно какой-то солнечный удар!». 
    Композиция

    Выполняя анализ «Солнечного удара» Бунина, следует обратить внимание на композиционную особенность. Она состоит в том, что автор, минуя экспозицию, начинает повествование с завязки. Далее события излагаются в логической последовательности. Читатели узнают подробности о

    главных героях уже после того, как состоялось их знакомство. Развитие сюжета происходит в гостинице. Утром действие подходит к кульминации: дама и поручик беседуют, а затем расстаются. Развязка — постепенное возвращение поручика к реальной жизни. Мужчина вспоминает счастливые мгновения, проведённые в компании смеющейся незнакомки.
    Образ незнакомки.

    Композиция произведения простая, но на некоторые особенности стоит обратить внимание. Элементы сюжета размещены в логической последовательности. Тем не менее, начинается рассказ не экспозицией, а завязкой. Такой прием усиливает звучание идеи. Герои знакомятся друг с другом, а потом уже мы узнаем о них больше. Развитие событий – ночь в гостинице и утренняя беседа. Кульминация – сцена расставания поручика и незнакомки. Развязка – вспыхнувшая любовь понемногу забывается, но оставляет глубокий след в душе героя. Такое завершение предоставляет читателю возможность сделать определенные выводы.

    Особенностью композиции произведения можно считать и обрамление: рассказ начинается и заканчивается сценой на палубе.
    Образ России

    Россия предстает беспечной и богатой. Волга несет своих господ и дает им все наслаждения обеспеченной жизни. Пейзажи красивы, но они контрастируют с описанием убогонького маленького городка, где нашла свой альков страсть героев. Блестящие офицеры и дамы проходят мимо нищеты и скорби другого мира — того, которому суждено поглотить их в будущем.
    Худ приемы

    Система антонимов, предложенная Буниным, направлена на то, чтобы показать, какая пропасть легла между прошлым и настоящим. “Номер был ещё полон ею”, ещё чувствовалось её присутствие, но уже “номер пуст”, “а её уже не было”, “уже уехала”, “никогда её не увидит”, и “ведь никогда уже ничего не скажешь”. Постоянно видно соотношение контрастных предложений, которые связывают прошлое и настоящее через.

    Общеизвестна бунинская способность обострённо воспринимать мир через краски, звуки, запахи. И в этом рассказе он не изменил себе. Лирическое настроение создаётся целой массой цветовых и звуковых повторов, но они контрастны. Так, например, утром (до отъезда женщины) и плеск воды, и стук каната о причал, и звуки и запахи базарной площади, и звон церковных колоколов - всё было жарким, солнечным, счастливым. Всё это воспринималось героем как музыкальные ноты, созвучные романтическому настрою сердца. В финале рассказа всё то же: пристань, базар, колокола. Но в соборе уже поют слишком громко, запахи и крики торговцев раздражают героя, потому что без неё “всё это было так глупо, нелепо”. Солнце, жаркое, пламенное, но “бесцельное” преследует героя, и некуда спрятаться от его палящих лучей.


    Ещё один приём, которым умело пользуется И.Бунин, - это организация пространства и времени. Отмечу, что пространство в рассказе ограничено, замкнуто. Герои приезжают на пароходе, уезжают опять же на пароходе (увы, уже не вместе); потом гостиница, откуда поручик едет провожать незнакомку, туда он и возвращается. Герой постоянно совершает обратное движение, получается своеобразный замкнутый круг. Поручик бежит из номера, и это понятно: пребывание здесь без неё мучительно, но он возвращается, так как только этот номер ещё хранит следы незнакомки. Боль и радость испытывает герой, думая о пережитом.
           


    написать администратору сайта