Главная страница
Навигация по странице:

  • Тема природы и человека в творчестве В. П. Астафьева Один на один с тайгой (по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»)

  • Рассказ о человеческом мужестве (по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»)

  • Как Васютка выжил в тайге (по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро")

  • Тема природы и человека в творчестве В. П. Астафьева

  • Сочинения по произведению Васюткино озеро Астафьев В. Рассказу В. П. Астафьева Васюткино озеро


    Скачать 26.8 Kb.
    НазваниеРассказу В. П. Астафьева Васюткино озеро
    Дата31.03.2023
    Размер26.8 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСочинения по произведению Васюткино озеро Астафьев В.docx
    ТипРассказ
    #1027386

    Сочинения по произведению Васюткино озеро Астафьев В.П.

    Один на один с тайгой (по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»)

    Рассказ о человеческом мужестве (по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»)

    Как Васютка выжил в тайге (по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро")

    Тема природы и человека в творчестве В. П. Астафьева

     

    Один на один с тайгой (по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»)

    Деревья, деревья, деревья…  Под ногами — мох и жухлая трава, над головой — равнодушные, безучастные к человеческой беде облака. А в сердце — холодный, липкий, пронизывающий ужас, заставляющий то бежать сломя голову, то без сил лежать на земле. Вот что, как мне кажется, увидел и почувствовал тринадцатилетний мальчик Васютка, когда понял, что заблудился в бескрайней тайге. Однако главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро» совсем не похож на тех людей, которые, попав в трудную ситуацию, падают духом и трусливо ждут собственной смерти. Васютка быстро сумел взять себя в руки, спокойно обдумать свое положение и принять верное решение. Вдумчиво, не суетясь, шел Васютка к своему спасению, и удача от него не отвернулась.

    Я не знаю, как бы я повел себя на месте этого мужественного мальчика. Я еще не попадал в ситуации, которые требуют от человека не только самообладания, смелости и силы воли, но и многих практических знаний и умений. Однако я теперь точно знаю, что любой может оказаться в положении, где главным его богатством будут те качества и знания, которыми он обладает, и только они могут помочь или помешать остаться Человеком.

     

    Рассказ о человеческом мужестве (по рассказу В. П. Астафьева «Васюткино озеро»)

    В жизни случаются ситуации, когда от человека требуется проявление самообладания, мужества и выдержки. В такое положение попал и мальчик Васютка — главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

    Отправившись в тайгу за кедровыми орехами для рыбаков, мальчик не сразу понял, что случилась беда — он заблудился. Каждый, кто хоть немного знаком с суровыми законами тайги, знает, какая опасность грозила мальчику. Однако, сильно испугавшись вначале, Васютка сумел взять себя в руки. Хорошим подспорьем оказались и услышанные им ранее рассказы рыбаков о том, как нужно себя вести, оказавшись в подобной ситуации. Самообладание и практические знания о тайге помогли заблудившемуся мальчику целых пять дней продержаться в неприветливом осеннем лесу, добывая себе пропитание охотой. Даже по ночам, когда страх и слезы подбирались совсем близко, Васютка не давал себе пасть духом. И вот, когда последняя краюшка хлеба, взятая из дома, оказалась съеденной, мужество мальчика было сторицей вознаграждено. Он нашел озеро, полное рыбы, — настоящий подарок для рыбаков. Следуя по течению, Васютке удалось выйти к Енисею, а там его подобрали на бот друзья отца.

    Озеро, найденное Васюткой, впоследствии назвали его именем. Я считаю, что это достойная награда для мальчика, сумевшего в одиночку преодолеть испытания, из которых не каждый взрослый вышел бы победителем.

     

     

    Как Васютка выжил в тайге (по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро")

    На уроке литературы мы прочитали рассказ Виктора Петровича Астафьева: «Васюткино озеро». Главным героем этого произведения стал Васютка, тринадцатилетний мальчишка, учившийся в деревенской школе.

    Как-то раз Васютка пошел в лес за кедровыми орешками и заблудился. В тайге он сумел выжить благодаря тем навыкам, которые сам знал и благодаря тем советам, которые ему когда-то давали взрослые.

    Васютка жил в деревне, расположенной возле тайги, поэтому с детства впитал таежные законы, которые и помогли выжить.

    В тайге было страшно. Он постоянно вспоминал советы и рассказы старших, и правильно оценивал их. Рассказы взрослых, знание таежных законов, его самообладание, помогли ему выжить в тех суровых условиях.

     

    Как Васютка выжил в тайге (по рассказу В. Астафьева "Васюткино озеро")

    На уроке литературы мы прочитали рассказ Виктора Петровича Астафьева: «Васюткино озеро». Главным героем этого произведения стал васютка, тринадцатилетний мальчишка, учившийся в деревенской школе.

    Как-то раз Васютка пошел в лес за кедровыми орешками и заблудился. В тайге он сумел выжить благодаря тем навыкам, которые сам знал и благодаря тем советам, которые ему когда-то давали взрослые.

    Васютка жил в деревне, расположенной возле тайги, поэтому с детства впитал таежные законы, которые и помогли выжить.

    В тайге было страшно. Он постоянно вспоминал советы и рассказы старших, и правильно оценивал их. Рассказы взрослых, знание таежных законов, его самообладание, помогли ему выжить в тех суровых условиях.

     

     

    Тема природы и человека в творчестве В. П. Астафьева

    В наше время очень много говорится об экологических проблемах, об угрозе, которая нависла не только над природой, но и над нами — людьми. И это понятно, ведь мы — часть природы, одно из звеньев цепи, которая когда-то была прочной и надежной. Как же так случилось, что мы сами порвали эту цепь? Откуда возникло это нелепое, чудовищное противостояние между природой и человеком? Когда-то кто-то решил объявить человека «царем природы». Но «царь» этот оказался злым, жестоким и беспощадным. Он превратил окружающий мир не просто в подчиненного, а в раба. Точнее, попытался превратить. Потому что природа не сдается просто так. Человек объявил ей войну,— она готова дать достойный ответ. И тут вспоминаются слова Егора Полушкина из романа Е. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»: «Никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это — царем-то зваться. Сын он ее, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку!»

    Экологические вопросы не раз затрагивались в литературе. Взаимоотношениям природы и человека посвящено немало стихов, рассказов, повестей и романов. Потому что писатели и поэты, обладая чутким сердцем, отзывчивой душой и наблюдательным взглядом, не могут не заметить, а заметив, не могут остаться равнодушными к тому злу, которое все чаще причиняет человек окружающей его природе. Особенно остро конфликт между природой и человеком-потребителем раскрывается в произведениях современных писателей. И все чаще они рассматривают этот конфликт с философской точки зрения — как противостояние беззащитной красоты и наступательного, вселенского зла. Говоря об отношении человека к природе, большинство авторов идут дальше, глубже, перенося эти отношения в социальную сферу, делая их мерилом человеческих чувств, личности и общества в целом.

    Именно такой философский подход использует в своем творчестве известный русский писатель Виктор Петрович Астафьев — признанный мастер, знающий и чувствующий природу, требующий бережного к ней отношения. Тема природы и человека в той или иной мере звучит во всех его произведениях. С помощью ее Астафьев стремится решать глобальные проблемы времени, искать пути совершенствования личности, пробуждать в человеке чувство сострадания. Тема природы захватила писателя с самых первых его рассказов для детей, где она в основном выражается в восторженном отношении к окружающему миру, в восхищении его красотой. Впоследствии же эта тема углубляется автором и начинает звучать уже как тема экологическая. Защита природы, защита человеческого в человеке — вот основная мысль, которая проходит через все творчество писателя. Она связана с высокими гуманистическими традициями всей русской классической литературы.

    В большинстве произведений Астафьева главными действующими лицами являются природа, человек и сам автор. При этом природа выступает то в виде конкретных пейзажей, то как абстрактная философская категория. Разнообразными красками рисует писатель человека, чей образ в основном зависит от отношения к окружающему миру — как к миру природы, так и к миру людей.

    Каждый персонаж у Астафьева сложен и многогранен. И задача автора заключается в том, чтобы увидеть и оценить многообразные взаимосвязи человека и природы.

    В рассказах писателя мы сталкиваемся с двумя противоположными видами этих взаимоотношений: с одной стороны, те, кто бездумно и жестоко уничтожает природу, с другой — те, кто стремится всеми способами сохранить, спасти окружающий мир. В этом отношении к природе проявляется в целом нравственная сущность человека. С теплотой и сочувствием рисует В. Астафьев образы душевных, чистых сердцем людей, например главная героиня рассказа «Людочка», сохранившая жестоких жизненных условиях доброту, порядочность, милосердие и уважение к людям. В этом произведении затронуты важнейшие вопросы: загрязнение окружающей среды, падение общественной нравственности и деградация личности. Все эти вопросы тесно взаимосвязаны и переплетаются между собой.

     

    В городском парке люди выкопали канаву и проложили по ней трубу, а вот закопать забыли. «С годами к канаве приползло и разрослось, как ему хотелось, всякое дурнолесье и дуркотравье: бузина, малинник, тальник, волчатник, одичалый смородник, не рожавший ягод, и всюду развесистая полынь, жизнерадостные лопухи и колючки. Кое-где дурнину эту непролазную пробивало кривоствольными черемухами, две-три вербы, одна почерневшая от плесени упрямая береза росла и, отпрянув сажень на десять, вежливо пошумливая листьями, цвели в середине лета кособокие липы». Что же сделал с когда-то буйной и красивой природой человек? Как мог допустить все это? Вырублены леса, уничтожены цветы, плодородная в прошлом земля изрыта канавами, залитыми грязной зловонной водой. Уничтожив красоту, человек порвал все связи с окружающим миром. Он поработил природу, заставил работать на себя. Но чего он этим добился? Только постепенного самоуничтожения! Вместо того чтобы жить в согласии с природой, наслаждаться ее красотой и обогащать свой внутренний мир общением с ней, человек вынужден теперь бороться за собственное выживание.

    Что же, как говорит Астафьев в повести «Царь-рыба», «пришла пора отчитаться за грехи, пробил крестный час». Люди ужасно эгоистичны и лицемерны, они не способны чувствовать чужую боль. Даже то, что еще осталось от природы, они испоганили, так как считали это ничьим. И в этом изуродованном мире все чаще появляются такие «изуродованные» люди, как Стрекач из «Людочки» — жалкое, нравственно одичавшее существо, которое собрало в себе все гадкое и подлое, что только может быть в человеке.

    В. Астафьев в своих произведениях ставит вопрос не только об экологии природы, но и об экологии души. «Забылся в человеке человек!» —говорит писатель, и от этого все беды человеческие, все катастрофы. Разорваны связи человека с природой — отсюда великие нравственные потери, утрата человеком живой души. Автор убежден, что спасать природу необходимо не только вокруг человека, но и в нем самом.

    Неразумность борьбы человека с окружающим миром, призрачность его победы, нравственные потери, которые несет человек от такой борьбы, показывает Астафьев в «Царь-рыбе». Рисуя противостояние человеческого и бесчеловечного, добра и зла, раздумывая о роли человека на земле, он стремится найти смысл жизни, отыскать вечные истины — то, на что мог бы стереться человек, чтобы выжить. В схватке с рыбой, перед лицом смерти, Игнатьич, герой повести, пересматривает всю свою жизнь, исповедуется перед самим собой и раскаивается. Он понимает, в чем его грех: всякое насилие над природой неизбежно приведет к гибели самого человека.

    Автор показывает пробуждение души своего героя, полное нравственное перерождение, которое и спасает его от смерти. «Клянусь родом и подом: брошу рыбачить...» — обещает Игнатьич. И сдерживает свое обещание. Потому что постигает главную истину: смысл человеческой жизни в том, чтобы всегда оставаться человеком, не идти против своей совести. Не случайно, освободившись от рыбы, герой ощутил, что «ему сделалось легче». «Телу — оттого, что рыба не тянула вниз… душе — от какого-то, еще не постигнутого умом, освобождения». Да, человеческая душа очерствела, человек беспощадно губит природу, приближая возможные экологические катастрофы, приближая собственную гибель. Но все же В. Астафьев решительно не согласен с тем, что наступило время разрушения и ничего исправить нельзя. Он не может спокойно воспринимать надругательство над природой и убежден, что остались еще люди, которые, как и он, не утратили духовной чистоты. Еще есть шанс на спасение у человека и человечества. И этот шанс в том, чтобы оглянуться, осознать свои ошибки, увидеть красоту природы и сделать все возможное, чтобы сберечь, сохранить, приумножить эту красоту. Потому значительная роль отведена в произведениях Астафьева таким людям, как Аким, которого автор сравнивает со стойким северным цветком. Мать «подарила ему братьев и сестер, тундру и реку, чистое небо, солнце… цветок, протыкающий землю веснами, звуки ветра, белизну снега...». И он благодарен ей за это. Всю доброту, все тепло своего сердца Аким с радостью отдает окружающим: «Дети и собаки его любили — верный признак души открытой и незлой». Верой в лучшее будущее, в то, что человечество одумается и тем самым спасет себя, проникнуты пейзажи Астафьева.

    Красота природы, слияние с ней дают его героям силы для существования. Природа выступает единственным источником энергии и успокоения. Она очищает мысли и душу.

    Писатель обращается к каждому из нас, призывая помнить, что природа и человек неразрывно связаны между собой. Губя природу, мы губим самих себя, разрушая связи не только с окружающим миром, но и с себе подобными. Поэтому, чтобы выжить и не потерять себя, мы обязаны соблюдать разумное равновесие между человеком, его внутренним миром и окружающей его природой.

    Астафьев в своих произведениях выражает надежду на то, что еще не поздно осознать все это и наладить гармоничные отношения с миром.

    «Красота спасет мир», — говорил Ф. М. Достоевский. Так давайте же научимся видеть эту красоту! Давайте впустим ее в свои сердца и будем беречь, как самое дорогое в жизни!

    Васютка — это главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро». Он самый обыкновенный мальчик: любит поозорничать, прихвастнуть, веселый и любопытный. Но Васютка обладает и такими качествами, которые есть далеко не у каждого, например мужеством, выдержкой, наблюдательностью, умением делать правильные выводы. Именно поэтому он сумел не растеряться и не пропасть в тайге, когда заблудился.

    Несколько дней бродил мальчик по лесу в надежде встретить знакомые тропы или выйти к Енисею, но вышел сперва к неизвестному озеру, в котором «плотно, одна к другой, пошевеливая жабрами и хвостами, копошились рыбы». Васютка понимал, что его находка будет бесценной для рыбаков, если он сумеет выбраться из тайги и рассказать о ней людям. А в рыбе-то мальчик разбирался хорошо, не зря ведь его отец был бригадиром рыбаков!

    Тест. В.П.Астафьев. "Васюткино озеро

    1.  Жанр произведения:

    а) рассказ;                  б) повесть;                 в) сказка-быль.

    2.  В основе произведения лежит

    а)  повествование о трудной работе рыбаков и охотников;

    б) изображение природы Сибири;

    в)  повествование о приключениях героя.

    3. Васютка бродил по лесу

    а) в поисках кедровых орехов для рыбаков;

    б) выполняя поручение отца;

    в) ради удовольствия.

    4. В предложении: "Лесные тропинки узенькие, извилистые, что морщинки на лбу дедушки Афанасия" - автор использует:

    а)  сравнение;    б) антитезу;    в) метафору.

    5.  Птица, которая "увела" Васютку в тайгу:

    а) тетерев;      б) глухарь;     в) кедровка.

    6.  Когда Васютка понял, что заблудился, он:

    а)  горько плакал;   б) запаниковал;   в)  решил не сдаваться.

    7. В предложении: "Облака спрессованной ватой ложились на тайгу, и она растворилась в
    них" - используется:

    а) олицетворение;    б) ирония;    в)  метафора.

    8. Открытие, которое сделал Васютка, увидев у перешейка подбитую птицу:

    а) в озере есть водоворот;   б) озеро проточное;   в) ветер принесёт непогоду.

    9. Заметив в глубине тайги желтую бороздку лиственного леса, Васютка понял, что там       а)  речка;      б) болото;         в)  озеро.

    10.  В предложении: "Будто тоненькие пластинки свеклы, на земле лежали тёмно-красные листья" - автор использует

    а)  антитезу;           б)  сравнение;           в)  эпитет.

    11.  Васютка решился использовать последний патрон, потому что:

    а)  его заметили с бота;

    б)  его не заметили с бота;

    в)  он был очень рад рыбакам.

    12.  Родные Васютки:

    а)  были уверены в том, что он сам найдётся;

    б)  потеряли надежду найти его;

    в)  продолжали искать и надеяться.

    13.  Главному герою удалось спастись в лесу благодаря

    а) богатейшей флоре и фауне;

    б) тёплой осенней погоде;

    в) умениям и навыкам таёжного жителя.

    14.  Найдя озеро, Васютка

    а)  стал известным на всю страну;

    б) зазнался;

    в) принёс пользу стране.

    15.  Слова деда и отца, которые Васютка вспомнил, заблудившись в тайге:

    а)  "С тайгой надо дружить!";

    б) "Тайга хлипких не любит!";

    в) "В тайге одному делать нечего!".


    написать администратору сайта