Главная страница
Навигация по странице:

  • Джон Локк

  • Развитие эмпиризма в философии Джона Локка.. Развитие эмпиризма в философии Джона Локка


    Скачать 21.25 Kb.
    НазваниеРазвитие эмпиризма в философии Джона Локка
    Дата30.01.2018
    Размер21.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРазвитие эмпиризма в философии Джона Локка..docx
    ТипДокументы
    #35462

    Развитие эмпиризма в философии Джона Локка

    В противоположность рационализму, утверждавшему, что всеобщее истинное знание может быть получено путем работы разума и не зависимо от ограниченного опыта, эмпиризм утверждал, что опыт является единственным источником первичной информации, с которой затем работает рассудок. В течение XVII и XVIII столетий рационализм развивался, прежде всего, в континентальной Европе, а эмпиризм – в Великобритании. Одним из наиболее ярких представителей английского эмпиризма был Джон Локк (1632-1704). Он назвал единственным источником всех человеческих идей опыт. Его обоснование этого тезиса являлось одной из форм сенсуализма. Сенсуализм (от лат. Sensus – чувство, ощущение) – философское течение в теории познания, согласно которому источником знаний являются ощущения. Концепция знания Локка, как эмпирика, основывается на сенсуалистических принципах: нет ничего в уме, чего бы не было бы прежде в ощущениях, все человеческое знание берется из опыта. Локк, как любой сенсуалист, полагает, что человеческий ум представляет собой «tabularasa».

    Основное философское сочинение Локка – трактат «Опыт о человеческом разумении» - начиналось с критики распространенной в то время в европейской философии декартовской концепции о врожденности идей. Локк, опираясь на географические, этнографические и исторические исследования, показал, что все наше знание, в том числе, математическое и логическое, не является врожденным, а имеет опытное происхождение. «Самоочевидные» логические законы тождества и противоречия неизвестны детям и дикарям. Идея Бога тоже различна у разных народов в зависимости от их исторического опыта. Локк подчеркивал, что никакого всеобщего согласия людей по поводу «самоочевидности» фундаментальных принципов морали, религии, познания вовсе нет. Согласие существует только в признании истин арифметики, но отсюда, считал Локк, еще не следует их врожденность.

    Единственным источником всех идей, согласно Локку, является опыт, который подразделяется на внешний и внутренний. Внешний опыт – это ощущения, которые заполняют «чистую доску» различными письменами; эти ощущения мы получаем посредством зрения, слуха, осязания, обоняния и других органов чувств. Внутренний опыт (или рефлексия), – это идеи о деятельности собственного сознания, о различных операциях нашего мышления, о своих психических состояниях – эмоциях, желаниях и т. п. Рефлексия – это самосознание и самопознание.

    Благодаря ощущениям мы воспринимаем в вещах либо первичные, либо вторичные качества. Первичные качества – это свойства, присущие самим телам (то есть объективные), например, протяженность, движение, форма, объем, плотность. Они воспринимаются согласованно несколькими органами чувств. Даже мысленно нельзя лишить тело первичного свойства: попробуйте представить тело без формы или положения в пространстве. Вторичные же качества – это то, как мы воспринимаем предмет, то, что мы «привносим» в него (субъективные качества), например, цвет, вкус, запах, звук. Признаком вторичных качеств является то, что мы получаем представление о них при помощи лишь одного органа чувств (о цвете – при помощи зрения, о запахе – при помощи обоняния и т. п.). Здесь нет «перекрестной проверки» истинности ощущения другим органом восприятия, потому и возможность ошибки выше. Локк был не первым, кто обратил внимание на то, что ощущения несут нам не только объективную информацию о предметах, но и отпечаток человеческой реакции на них. Но он был уверен в том, что вторичные качества не иллюзорны, они зависят от первичных. Разумеется, тот факт, что мы видим платье голубым, зависит от того, как устроены наш глаз и мозг, но и само платье должно обладать определенными первичными качествами, вызывающими у нас представление именно о голубом, а не о желтом. Поэтому ощущения дают на подлинную информацию о мире, которую просто надо уметь «расшифровать».

    Идеи, полученные из опыта, являются только исходным материалом для знания, но еще не самим знанием. Чтобы стать знанием, идеи должны быть переработаны деятельностью рассудка. Опыт дает нам простые идеи – горькое, кислое, холодное и т. п. Рассудок же комбинирует эти простые идеи и составляет из них сложные. Например, вишня – это красное плюс сладкое, круглое плюс и т. п. Когда группы простых идей постоянно поступают в наше сознание вместе , то мы воспринимаем их как предметы: вот эта устойчивая совокупность идей называется «собакой», а другая – цветком». Простые идеи не могут быть нами выдуманы, наш ум на этом этапе познания пассивен, он лишь воспринимает воздействия окружающего мира. На этапе же создания сложных идей ум активен, он может по-разному сочетать простые идеи. Поэтому мы можем создать и такие сложные идеи, которые не обладают реальным существованием (например, единорог, сатир, Баба яга). Но даже такие сложные идеи являются, по мнению Локка, ничем иным, как комбинацией простых идей, приобретаемых через опыт.

    При комбинировании простых идей в дело вступает язык. Мы обозначаем повторяющуюся совокупность идей определенным словом, «меткой»: когда вновь встречаемся с красным, круглым, сладким и т. д., то уже привычно называем это «вишней». С точки зрения Локка, язык – это система знаков, состоящая из чувствительных «меток» наших идей, которые дают возможность нам общаться друг с другом. Локк объяснял, откуда в языке берутся общие понятия, ведь мы никогда не сталкиваемся в своем опыте с «добром» или «красотой» как таковыми. Для такого объяснения он ввел в свои рассуждения понятие абстракции. Абстракция формирование образов реальности посредством отвлечения от индивидуальных, неповторимых качеств. Все существующие вещи, писал Локк, являются неповторимыми, индивидуальными, но по мере того, как мы развиваемся от детства к взрослому состоянию, мы наблюдаем общие качества в людях и вещах. Например, видя многих отдельных людей и «отделяя от них обстоятельства времени и пространства и любые другие частные идеи», мы можем прийти к общей идее «человека». В этом и заключается процесс абстракции. Так образуются и другие общие идеи – животного, растения, добра, зла, красоты. Все они – результат деятельности разума, в основе их лежит сходство самих вещей.

    Таким образом, Локк создал глубоко продуманную версию эмпиризма. Его эмпиризм основывался на общих принципах сенсуализма, и даже сложные для объяснения с подобных позиций процессы образования общих понятий, субъективности ощущений и другие он смог объяснить, не прибегая к концепции врожденных идей, признанию вечности души, помощи Бога или иным аргументам, не вытекающим напрямую из его теории. Конечно, современное понимание создания в человеческом мозгу устойчивых образов предметов или абстракций гораздо сложнее. С позиций сегодняшнего дня мы можем критиковать Локка за упрощенный, механистический подход к деятельности человеческого сознания. Представление о предмете не возникает у человека в результате прибавления одной простой идеи (цвета, например) к другой простой идее (скажем, формы). Во-первых, такое «сложение» простых идей было бы бесконечным (ведь та же вишня не только круглая и красная, но у нее еще есть консистенция, запах, вкус, особенности поверхности и т. д., и т. п.), а во-вторых, мы мало похожи на механические калькуляторы, мы воспринимаем мир по иным законам. Тем не менее, теория Локка была удивительно логичной, последовательной и опиралась на передовые достижения науки того времени. А его представления о процессе создания абстракций стали господствующими минимум на столетие.

    Говоря о Локке, мы не можем не сказать несколько слов и о другой стороне его деятельности. Дело в том, что Локка считают первым теоретиком либерализма. В годы жизни Локка Англия была занята радикальными политическими реформами, направленными на ограничение власти короля, создание парламентской формы правления и обеспечение религиозной свободы. Локк принимал активное участие в политической жизни страны и не мог не затронуть темы устройства общества в своих работах. Именно он предложил принцип «разделения властей», ставший сегодня альфой и омегой любого либерального общества. Законодательная, исполнительная и судебная власти должны быть независимы друг от друга. Только в этом случае можно гарантировать свободы граждан и обеспечить динамическое равновесие в обществе. Правительство должно отвечать перед народом за проводимую им политику. Кроме того, Локк был сторонником отделения церкви от государства. Он настаивал на необходимости разделения между гражданской и религиозной сферами: гражданская власть не может устанавливать законы в религиозной сфере, а религия не должна вмешиваться в действия гражданской власти. Элементы его политической философии легли в основу идеологии и практики американской (1861-1865) и Великой французской революцией.

    Конец


    написать администратору сайта