Главная страница
Навигация по странице:

  • Ярославский педагогический колледж

  • ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

  • 1.БИОГРАФИЯ Л.Н.ТОЛСТОГО

  • 2.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ Л.Н.ТОЛСТОГО

  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • ДКР педогогика. Развитие педагогической мысли в России. Л. Н. Толстой, его вклад в науку


    Скачать 51.57 Kb.
    НазваниеРазвитие педагогической мысли в России. Л. Н. Толстой, его вклад в науку
    Дата06.03.2019
    Размер51.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДКР педогогика.docx
    ТипБиография
    #69750

    монограмма ярпк



    Государственное профессиональное образовательное

    автономное учреждение Ярославской области

    Ярославский педагогический колледж



    150029 г. Ярославль

    улица Маланова, 14

    Телефон: (4852) 32-64-14

    (4852) 31-30-68

    Факс: (4852) 32-64-14

    ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


    по дисциплине: Основы общей и дошкольной педагогики

    на тему: Развитие педагогической мысли в России. Л.Н. Толстой, его вклад в науку.

    Вариант:10

    Выполнил студент I курса

    заочной формы обучения гр. 13-з,

    специальности

    44.02.04 Специальное дошкольное образование

    Машьянова К.Б.

    Шифр: М-180

    Преподаватель: М.В. Бахичева
    Ярославль, 2017 г.
    Регистрация: № ____ от __________ 2017г.

    СОДЕРЖАНИЕ


    1. Биография Л.Н.Толстого………………………………………………...3

    2. Педагогические идеи Л.Н.Толстого……………………………………..5

    3. Заключение………………………………………………………………..8

    4. Список литературы………………………………………………………...9



    1.БИОГРАФИЯ Л.Н.ТОЛСТОГО
    Родился русский писатель и философ Л.Н.Толстой 9 сентября 1828 года в Ясной Поляне, Тульской губернии, четвертым ребенком в богатой аристократической семье. Родителей Толстой потерял рано, дальнейшим его воспитанием занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, но т.к. занятия не вызывали у него никакого интереса, в 1847г. подал заявление об увольнении из университета. В 23-летнем возрасте Толстой, вместе со старшим братом Николаем, уехал на Кавказ, где принимал участие в боевых действиях. Эти годы жизни писателя отразились в автобиографической повести "Казаки"(1852-63), в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), а также в поздней повести "Хаджи-Мурат" (1896-1904, опубликована в 1912). На Кавказе Толстой начал писать и трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность».

    Во время Крымской войны отправился в Севастополь, где продолжил воевать. После окончания войны уехал в Санкт-Петербург и сразу вошел в кружок "Современника" (Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев, А. Н. Островский, И. А. Гончаров и др.), где его встретили как "великую надежду русской литературы" (Некрасов), опубликовал «Севастопольские рассказы», в которых ярко отразился его выдающийся писательский талант. В 1857 г. Толстой отправился в путешествие по Европе, которым впоследствии был разочарован.

    Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, решил прервать литературную деятельность и стать помещиком-землевладельцем, уехал в Ясную Поляну, где занимался просветительской работой, открыл школу, создал собственную систему педагогики. Это занятие настолько увлекло Толстого, что в 1860 он даже отправился за границу, для того чтобы ознакомиться со школами Европы. В сентябре 1862 Толстой женился на восемнадцатилетней дочери врача Софье Андреевне Берс и сразу после венчания увез жену из Москвы в Ясную Поляну, где полностью отдался семейной жизни и хозяйственным заботам. Однако уже к осени 1863 был захвачен новым литературным замыслом, в результате исполнения которого на свет появилось фундаментальное произведение «Война и мир». В1873—1877 гг. создал роман «Анна Каренина». В эти же годы полностью сформировалось мировоззрение писателя, известное под названием «толстовство», суть которого просматривается в произведениях: «Исповедь», «В чем моя вера?», «Крейцерова соната».

    Со всех уголков России и мира в Ясную Поляну съезжались почитатели творчества писателя, к которому они относились, как к духовному наставнику. В 1899 г. вышел в свет роман «Воскресение».

    Последними произведениями писателя стали рассказы «Отец Сергий», «После бала», «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» и драма «Живой труп».

    Поздней осенью 1910г, ночью, тайно от семьи, 82-летний Толстой, сопровождаемый лишь личным врачом Д. П. Маковицким, покинул Ясную Поляну, в дороге заболел и был вынужден сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапова Рязано-Уральской железной дороги. Здесь, в доме начальника станции он и провел последние семь дней своей жизни. 7(20) ноября Лев Николаевич Толстой умер.

    2.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ Л.Н.ТОЛСТОГО
    Л.Н. Толстой много размышлял о философских вопросах, пытался найти ответы на вечные и риторические вопросы. В молодости он писал немало работ о смысле жизни, о роли материального и духовного начала, о свободе воли, о причинности и случайности.

    Л.Н. Толстой с философской точки зрения разделял позицию идеализма; он всем своим существом отрицал, что в развитии общества важную роль играют материальные аспекты. Он верил, что сознание людей полностью не зависит от внешней среды. Толстой считал, что проблема несчастных людей в них самих, что корень зла надо искать в себе, а не винить во всех бедах других людей или абстрактное государство, власть.

    Настоящее искусство Толстой видел идейным, искренним, охватывающим всех людей, а не некую группу интеллигентов. Он считал, что искусство должно быть основано на религии, на всеобщей любви и братстве.

    Педагогические взгляды Л.Н. Толстого складывались в результате кипучей деятельности, проходили через промахи и ошибки. Он подверг разрушительной критике постановку воспитания и образования в России, утверждая, что в школах применяется насилие над детьми, что им прививается идеология господствующего класса.

    Путешествуя по странам Европы Толстой, нелестно отзывался и о том преподавании. Он говорил, что дети в дальних странах также замучены и зажаты. Унижение детей, страх перед учителем, заучивание непонятных слов и определений из учебника, поклонение детей перед господствующим классом – вот, что увидел Л.Н. Толстой во время своих путешествий по европейским развитым странам.

    Все современные школы, как помещичье-монархические, так и буржуазной Европы, вместо того чтобы обеспечивать развитие детей, извращают природу ребенка, бросает Толстой обвинение официальной педагогике. Между тем все нормальные дети обладают всесторонними возможностями нравственного и умственного развития.

    Педагогические взгляды Л.Н. Толстого несколько раз менялись на протяжении всей его жизни. В них главным является предоставление ребенку свободы, развитие его творческих начал.

    В первом периоде Толстой считал, что в школе детей достаточно обучать только самому простому: чтению, письму, арифметике, закону божьему. Никаких других предметов, развивающих ребенка, по мнению Толстого, в школе преподавать не нужно. То, что знает обычный человек, должен немного знать и ребенок. Не более.

    По прошествии нескольких лет взгляды Толстого изменились – интерес учащихся стал для него мерилом, определяющим содержание обучения и объем учебных предметов.

    Когда пришло время открывать народные школы, Толстой сузил критерий, определяющий содержание обучения, теперь он считал, что при составлении плана обучения нужно учитывать не детский интерес, а интересы патриархального крестьянства. По его мнению, интересы патриархального крестьянства равноценны потребностям всего крестьянства в целом.

    В последние годы своей жизни Толстой снова изменил мнение относительно этого вопроса. Теперь самым главным Лев Николаевич считал религиозно-нравственное воспитание на основе настоящего, чистого христианства. Толстой называл пустой школу, где учили только чтению, письму, грамматике и другим общим предметам, но не касались нравственных и религиозных вопросов.

    Л.Н. Толстой не разделял для себя понятия обучения и воспитания. По мнению Толстого всякое обучение воспитывает ребенка, нельзя передать знания, не воспитывая. Придя к выводу, что всякое обучение воспитывает, Л.Н. Толстой в своих статьях стал требовать, чтобы „в основу воспитания и образования было положено религиозно-нравственное учение всепрощения, смирения, непротивления злу насилием и т.п.”

    По поводу методики обучения Л.Н. Толстой высказывался очень интересно, многие из его идей достойны воплощения. Великий педагог утверждал, что только тот метод преподавания хорош, которым довольны ученики. Он считал, что универсального метода, подходящего на все случаи жизни не существует. Толстой советовал учителям экспериментировать и находить новые способы передачи знаний, проявлять творчество в своей практической педагогической деятельности.

    Среди различных методов обучения Толстой особенно выделял живое слово учителя. По мнению знаменитого писателя, рассказ учителя гораздо больше даст ребенку знаний, чем сухие данные в учебнике. Также Толстой много внимания уделял развитию творчества детей. Он рекомендовал задавать детям самостоятельные сочинения на различные темы. Например, тему «Как я провел лето» Лев Николаевич считал наиболее эффективной.

    Толстой считал, что урок надо вести так, чтобы все ученики успевали. Так же, убедившись на собственном опыте, что наказание усиливает агрессию, он строго запрещал наказывать детей за их проступки. Толстой был яростным противником наказаний в школе, в то время как во всех школах царил «палочный метод». Толстой утверждал, что для успешного проведения урока, не нужно переутомлять ребенка, необходимо следить, чтобы урок не был слишком труден для детей, и в тоже время урок не должен быть слишком легким, так как не будет стимула продолжать занятия дальше. Все это подробно и интересно описано в знаменитых педагогических статьях Л.Н. Толстого.
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    В заключении, хочется сделать вывод, что Лев Николаевич Толстой не только гениальный русский писатель, но и великий педагог, безумно много сделавший для России, для русских детей и для русского образования в целом.

    Л.Н.Толстой не был пустым теоретиком, не сделавшим ничего реального. Вся его жизнь была посвящена работе: он преподавал, был инициатором многих проектов, писал статьи, выпускал книги для детей, разрабатывал различные методы обучения.

    Свои представления о демократических и гуманных принципах организации народного образования и обучения детей Л.Н.Толстой воплотил в школе, организованной им в 1859 году в Ясной Поляне и реорганизованной в 1861 году. Будучи тонким психологом, знатоком детской души Толстой умел заинтересовать детей, помогал им самостоятельно мыслить и глубоко чувствовать.

    На протяжении всей педагогической деятельности взгляды Л.Н.Толстого несколько раз менялись и в результате, он пришел к выводу, что недопустимо разделять воспитание и образование.

    Л.Н.Толстой высказал много ценных мыслей о методике обучения. При выборе методов он советовал исходить из отношения учеников к тому или иному методу. Толстой считал, что школа должна быть педагогической лабораторией, учитель в своей работе должен проявлять самостоятельное творчество.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Андреева И.Н., Буторина Т.С., Васильева З.И. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. М., 2001.

    2. Джуринский А.Н.История педагогики. М., 2000.

    3. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений /С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 416 с.

    4. История педагогики в России (хрестоматия). - М, 2002 г.

    5. История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И. Пискунова. М., 2001.

    6. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика. Теоретико-метологические основы коррекционной педагогики: учебное пособие для студентов высш. и сред. учеб. заведений/ под ред. В.И. Селиверстова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 236 с.

    7. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. М., 2010.


    написать администратору сайта