Главная страница

психологическая наука начала XIX века. реферат Отечественная психология. Развитие психологии в xviii веке 4 Состояние психологической науки начала xix века 11


Скачать 77 Kb.
НазваниеРазвитие психологии в xviii веке 4 Состояние психологической науки начала xix века 11
Анкорпсихологическая наука начала XIX века
Дата28.02.2022
Размер77 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлареферат Отечественная психология.doc
ТипРеферат
#376375

Содержание


Введение 3

Развитие психологии в XVIII веке 4

Состояние психологической науки начала XIX века 11

Заключение 14

Список использованных источников 15



Введение


Целью данного реферата является анализ и обобщение некоторых наиболее существенных тенденций, принципов, путей и итогов развития психологической науки в России. Задача состоит в том, чтобы на фоне общей и краткой характеристики психологии в нашей стране раскрыть некоторые линии развития в психологии личности, социальной психологии и психологии познания, охарактеризовать и сделать вывод по каждой отрасли психологии. В этих областях науки особенно отчетливо выходит на передний план психология субъекта, которая становится все более актуальной проблемой для всего цикла наук о человеке. На мой взгляд, эта тема актуальна не только в наше время, но и всегда, т.к. важно знать историю развития психологии и становление ее как науки.

Вместе с развитием психологического комплекса знаний в философии, в области естественно - научного звания, прежде всего в медицине, шло накопление сведений об организме человека, его анатомии, физиологии и биохимии. При этом все более выявлялось противоречие философского психологического знания о душе и естественно - научного знания о человеке. В то же время ни философская психология, ни науки об организме человека оказались не в состоянии ответить на вопрос, как снять это противоречие.

Процесс развития знаний о психике человека, системе его психики, характере, темпераменте продолжался на протяжении столетий, и сам этот процесс также важен, как и результат - наука психология.

Развитие психологии в XVIII веке


Исследуя в данной дипломной работе особенности развития русской психологической мысли на рубеже XIX века, с точки зрения собственно научного содержания, необходимо рассмотреть место и данного этапа становления в истории отечественного психологического познания вообще, рассмотреть те традиции, которые закладывались в это время и стали основанием его дальнейшего развития.

Исследования в области истории отечественной философии и культуры показали, что психологические идеи развивались в России ещё в X-XV вв. На этой основе в XVIII веке сформировались достаточно целостные концепции, которые дали начало материалистическим традициям их последующего развития.

Выявлено, что влияние на формирование русской психологической мысли оказал господствующий в России феодально-крепостнический строй. Все прогрессивные мыслители и философы России в своих трудах вели борьбу с государственной идеологией крепостничества и религии и важнейшей задачей ставили изучение человека в гуманистическом, научном ключе. Эти идеи соотносились и с популярным в то время движением Просвещения, главной задачей которого было установление власти разума, науки и свободы, искоренение всех старых феодальных идеологий и взглядов.

Развитие психологической теории в России, борьба в ней материализма и идеализма приняла особенныеформы: борьбы за гуманизм, за освобождение от предрассудков и суеверий. Накапливаются психологические знания о труде и трудящемся; зарождается этнопсихологическое направление как совокупность данных об особенностях психики, обычаях разных народов, населяющих Россию.

Самобытность русской психологической мысли, не только творчески обобщившей достижения мировой психологии, но и создавшей новые пути в общем развитии науки, связана с историей передовой русской общественной мысли, классического философского материализма и передового естествознания.

В целом XVIII век охарактеризуется как период экстенсивно-интенсивного развития научного знания. С одной стороны, в это время происходит охват и освоение наукой различных сфер жизни, возникают новые области знания, растет число ученых, увеличивается количество научных центров; получают развитие разные отрасли науки: математика, механика, астрономия, физика, минералогия, география, физиология, анатомия, история и т.д. С другой стороны, история науки знаменуется созданием новой методологии и утверждением опытных методов познания, разработкой оригинальных, исторически перспективных научных идей, концепций и теорий, переходом знания от собирательно-описательной, аналитической стадии к объяснительной.

Что же отличает отечественную науку века Просвещения в научно-методологическом отношении? Наиболее яркой ее чертой являлась ориентация на естествознание. Доминирование отраслей естественно-научного цикла в системе научных исследовании объясняется следующими причинами:

1) их выраженной практической пользой;

2) альтернативной направленностью по отношению к господствовавшим прежде метафизическим, схоластическим воззрениям;

3) относительно большей независимость от политических и идеологических проблем.

С естественно-научной ориентацией было связано существенное изменение в определении предмета и методов научного познания, его возможностей и границ. Основным предметом научных поисков становятся не недосягаемые и непостигаемые разумом сущности, а реальные явления.

Развитие психологических идей в российской культуре и науке этого периода опиралось на творчество русских мыслителей предшествующих эпох и носило во многом оригинальный и передовой характер по отношению к идеям зарубежных ученых. Именно в этот период в России появляются ученые и мыслители, психологическое творчество которых стало знаменательной вехой в истории развития отечественной психологии.

Широко развернулось просветительское движение, идеи которого исповедовали такие крупнейшие мыслители и философы своего времени: профессор Н.Н.Поповский, писатель и книгоиздатель Н.И.Новиковов; историк, государственный деятель В.Н.Татищев, писатели А.Д.Кантемир, В.К.Тредиаковский, А.П.Сумароков, Д.И.Фонвизин, А.Н.Радищев; философ Д.С.Аничков, профессор С.Е.Десницкий, философ Я.П.Козельский, Г.С.Сковорода, писатель и философ П.С.Батурин и др.

И хотя большинство из них специально не занималось разработкой психологических идей, но в контексте разработки проблем педагогического, этнографического, филологического, политико-правового, философского, богословского плана им удалось решить и важнейшие ключевые психологические проблемы.

XVIII век вошел в историю России как время крупнейших преобразований в науке вообще, и в психологических знаний в частности.

Особое место в развитии научной психологической мысли в России принадлежит Михаилу Васильевичу Ломоносову (1711-1765). Это одна из наиболее ярких фигур данного периода, его творчество составило целую эпоху в развитии отечественной культуры и науки: формулировка всеобщего закона сохранения вещества и движения, разработка базовых принципов атомно-молекулярной теории в физике и химии, создание основ русской грамматики и множество других научных идей и научных концепций. Именно Ломоносов выступил инициатором и вдохновителем создания Московского университета, первым начал читать публичные лекции по естествознанию на русском языке, формируя тем самым новое поколение русских ученых.

Конечно, в России существовала и до Ломоносова философская мысль, развивавшаяся в психологическом направлении, однако именно с Ломоносовым особенно тесно связаны оригинальные пути становления русской психологической мысли. Его психологические воззрения - не только побочный результат энциклопедизма, они являются необходимой составной частью его естественно-научного и философского наследия. Они развиваются в связи с научными исследованиями природы, русского языка и др. Материалистически объясняя ощущения как продукт воздействия предметов внешнего мира (при этом, считая одинаково объективно существующими как первичные, так и вторичные качества) на органы чувств и подчеркивая роль мозга в различении раздражений, Ломоносов выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения («Слово о происхождении света», 1757). В своих работах по риторике и по физике Ломоносов развивает материалистическое понимание ощущений и идей. Особенно богата психологическими идеями работа «Краткое руководство к риторике» (1744). Здесь Ломоносов развивает мысли о воображении, о представлениях, страстях (природа, борьба со страстями и роль ума), психологии речи.

В его трудах последовательно проводятся идеи о том, что психические явления выступают отражением внешнего мира, что психика зависит от деятельности органического субстрата, мозга; им разработаны основы личностного подхода при организации обучения, который предполагает учет индивидуально-психологических характеристик обучающего в процессе обучения и воспитания. Значителен вклад внес в обоснование и доказательство важной роли речи и речевого общения в процессе формирования личности.

В целом психологические воззрения Ломоносова, несомненно, являются не только передовыми в системе взглядов отечественных мыслителей, но и по многим вопросам в мировой психологической мысли.

Наиболее глубоко развивал идеи Ломоносова Александр Николаевич Радищев (1749-1802). На всех этапах своего творчества он неизменно обращался к психологическим вопросам.

По единодушному мнению всех исследователей психологического наследия его труды являются своеобразной вершиной развития русской психологической мысли XVIII века. Его взгляды имели революционно-демократическую, материалистическую и в то же время ярко выраженную гуманистическую направленность и были сформированы на основе изучения теорий Гоббса, Декарта, Спинозы, Локка и французских материалистов.

Радищев дает такое материалистическое определение бытия: «Бытие вещей независимо от силы познания и существует по себе»... Материальный мир вечен, развивается согласно закону сохранения материи и энергии: «...никакая сила в природе не может пропасть и исчезнуть»... Соответственно, и в понимании психики он исходил из принципов материалистического монизма. Психические явления представляют, по его мнению, «свойства вещества чувствующего и мыслящего», совершаются в пространственных структурах, поскольку мозг имеет протяженность. Тем самым он опровергал противопоставление психического физическому.

Интересные психологические идеи содержит и его творчество. Являясь проводником революционно-демократических идей, в работе «Житие Федора Ушакова» он рассматривает процесс формирования и развития личностных особенностей человека, в наиболее известном своем произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» дает великолепные, точные и глубокие наблюдения над психологическими особенностями русского народа как этноса. В трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии» Радищев убедительно обосновывает идею смертности души и отрицает ее существование как самостоятельной и независимой от тела субстанции.

Большое место в трудах Радищева занимает проблема развития психики и в связи с этим сравнение психики человека и животных, связывая несомненное превосходство человека над животными за счет наличия у него речи и возможности человека «вооружить» свои органы чувств, дополнить их, в том числе и за счет компенсирования недостаточной чувствительности одних органов чувств более сильным развитием других. Подчеркивается особая роль руки, высокое развитие мозга. Качественные отличия ощущений человека связываются со своеобразием его знаний, особенно отмечается роль занятий искусством, вооруженность различными средствами — все это расширяет возможности органов чувств «до беспредельности». Указывается на роль языка и речи в формировании индивидуального сознания. Радищев отмечает роль воспитания в развитии разума, воздействие на человека общества (путем подражания и соучастия в переживаниях). Большое внимание уделяется проблеме способностей.

В трудах Радищева мы встречаем интересные и оригинальные идеи относительно взаимосвязи речи и мышления; роли памяти в жизнедеятельности человека; о свободе воли как возможности выбора из набора вариантов; взаимосвязи общественного и индивидуального в формировании характера человека и общественной сущности человека; об индивидуально-психологических различиях людей, особенностях их склонностей, потребностей и чувств. Им дана убедительная критика физиогномического учения, которое было очень популярно в это время в Европе.

Оригинальные и конструктивные психологические идеи высказывались и таким выдающимся просветителем этого времени, как Григорий Саввич Сковорода (1722-1794). В основе его мировоззрения лежит идея трех «миров»: макрокосма, или Вселенной, микрокосма, или человека, и третьей, «символической» реальности, связующей большой и малый миры, идеально их в себе отражающей. Каждый из этих миров состоит из «двух натур»: видимой («тварь», сотворённый мир) - внешней, материальной и невидимой («бог») - внутренней, духовной. Тем самым обосновывалась идея о том, что человек имеет как материальную, так и духовную основу и не может быть сведен только к какой-либо одной из этих основ.

Интересные для своего времени взгляды высказывает Сковорода и относительно природных задатков человека и их роли в его развитии как личности. Он развивает учение о «сродности», «сродном труде» - под этим он понимает труд, который совпадает с природными задатками человека. Только такое совпадение (задатков и реальной деятельности) дает человеку чувство удовлетворения и счастья. Только в этом случае он будет добиваться успешности деятельности при минимальных затратах труда. Он защищал принцип «познай самого себя» как необходимое условие совершенствования внутреннего мира. В соответствии с этим каждый человек, по его мнению, должен изучать свои природные склонности и делать это необходимо с помощью таких методов самопознания, как наблюдение и опыт в разных аспектах - познание себя «как человека одинокого, от всех отличного», как человека «похожего на других людей», живущих на земле, как человека действующего и творящего. Тем самым, по сути, речь идет о комплексном изучении человека как индивидуальности, личности и субъекта деятельности и о главной цели жизни человека, состоящей в поиске своего призвания, соответствующего природным склонностям. При этом, его по мнению, только через духовное устроение отдельной личности можно придти к идеалу совершенного человеческого общества.

Безусловно, развитие психологических идей в отечественной психологии VIII века связано с творчеством еще многих и многих русских философов, педагогов, этнографов, юристов, медиков, физиологов, каждый из которых в своей области разрабатывали различные аспекты психологических знаний, закладывая тем самым основы отечественной психологической науки.

Состояние психологической науки начала XIX века


Уходящий XVIII век зародил в умах ученых скептицизм относительно возможности чисто рационалистического объяснения физического мира. И, как справедливо отмечается исследователями, первая половина XIX века ознаменовалась рядом таких научных открытий и обобщений, которые не только существенно изменили представления в отдельных отраслях знания, но и подготовили почву для создания во второй половине рассматриваемого периода новой картины мира.

Интерес к постижению физического мира стал сменяться интересом человека к самому себе. Ф.Александер и Ш.Селесник отмечают «в период между 1790 и 1840 гг. произошло движение от разума в сторону чувства и веры… Борьба человека с самим собой стала считаться занятием более интересным и многообещающим, нежели борьба его с внешним миром, причем впервые этот внутренний конфликт стал одновременно и предметом интеллектуального рассмотрения». Все это определяло повышение интереса к внутреннему миру конкретного человека, способствовало росту внимания к психологической проблематике.

С началом XIX века в науке стали складываться принципиально новые воззрения, противоречащие идеям неизменяемости природы, все более явно стали обнаруживаться переходы от одного ряда явлений к другому и формироваться, соответствующие представления о единстве и развитии природы. По мере того как росла потребность в более глубоком проникновении в законы природы, накапливались новые данные, противоречившие старым представлениям, становилась все яснее необходимость новых методов исследования, нового подхода к изучению окружающего мира и, главное, новых воззрений на природу и ее познание. Все это привело к формированию устойчивого интереса естествоиспытателей и философов в первой половине XIX века к проблемам метода исследования природы и другим общим вопросам научного познания. И в качестве таких методов стали рассматриваться методы естественных наук, в первую очередь физики и химии. Важно, что очень быстро они доказали свою плодотворность именно в области физиологии в объяснении процессов жизнедеятельности организмов. Тем самым все более четко осознавалась идея о том, что они применимы и к человеку как живому существу.

Естественно-научные открытия в области физиологии все больше и больше расшатывали механистические и идеалистические интерпретации психических явлений. Противоречивый характер развития психологического познания наиболее очевидно проступает именно в переходные периоды жизни общества, а XIX в. как раз и относится к таким периодам. Какие же идеи и направления, и творчество каких ученых России данной эпохи представляют для нас наибольший интерес?

Как известно, начало XIX века в России связано с формированием основ анатомо-физиологической науки, формируются новые подходы к психике. Так, в 1802 г. Петр Андреевич Загорский (1764-1846) издает первый в России оригинальный учебник по анатомии человека «Сокращенная анатомия или руководство к познанию строения человеческого тела в пользу обучающихся врачебной науке» в двух книгах, который переиздавался в 1802-1830 гг. пять раз, Ефрем Осипович Мухин (1766-1850) в 30-е гг. XIX столетия разрабатывает и реализует в учебном процессе курс анатомии на русском языке, Даниил Михайлович Велланский (1774-1847) переводит на русский язык произведения крупных западно-европейских медиков, в том числе руководство по физиологии Й.Прохазки.

Все это свидетельствует о востребованности отечественной наукой передовых знаний о работе нервно-анатомических структур человека.

Создание основ материалистического направления в отечественной физиологии связано с деятельностью Алексея Матвеевича Филомафитского (1807-1849) - основоположника московской физиологической школы. В 1836 году он издает учебник «Физиология, изданная для руководства своих слушателей» - первый отечественный учебник физиологии. Он был одним из первых пропагандистов экспериментального метода в российской физиологии и медицине.

Выдающийся отечественный врач-клиницист Мудров Матвей Яковлевич (1772-1831), особое внимание уделял данным объективного внешнего осмотра (пальпация, перкуссия, аускультация), лабораторным исследованиям больного и впервые в России он ввел в клиническую практику опрос больного, тем самым заложив основы анамнестического метода, соединяя в формировании картины болезни объективные и субъективные методы.

Несмотря на то, что все указанные исследователи были медиками и специально не занимались психологической проблематикой, их научная, практическая и педагогическая деятельность способствовала становлению отечественной психофизиологической школы, которая к концу века стала одной из ведущих в разработке психологии на подлинно научных основах.

Таким образом, своей работой физиологи и медики - люди естественно-научного склада ума - вторгались в область, которая издавна считалась заповедной для философов как «специалистов по душе». В итоге психические процессы перемещались в тот же ряд, что и видимая под микроскопом и препарируемая скальпелем нервная ткань, их порождающая. Однако оставалось неясным, каким образом совершается чудо порождения психических продуктов, которые человек не может увидеть, собрать в пробирку и т.д., но, тем не менее выяснялось, что эти продукты даны в пространстве. И, все же, несмотря на то, что естествознание достаточно далеко ушло от механической картины мира, новая картина мира еще не была создана. Эта задача была окончательно решена во второй половине XIX в. когда наука, в том числе и психология, от описания предметов и явлений и их систематизации, перешла к анализу процессов, выявлению законов и взаимодействий в природе.

Заключение


Как видим, XVIII век в России стал веком зарождения психологической науки. Психология не являлась в этот период еще предметом специального изучения, она разрабатывалась главным образом в рамках смежной с нею дисциплины - физиологии. Однако, можно с полным основанием сказать, что формирование и развитие психологического знания в России шло не только в русле европейской психологической мысли, но в некоторых вопросах носило оригинальный и самобытный характер, представляя собой развернутую систему воззрений на ключевые вопросы познания психики.

Отдельные прогрессивные идеи российских ученых и философов сформировали достаточно целостные концепции, которые подготовили почву для дальнейшего развития материалистических и демократических традиций в психологии в XIX веке, и нашли свое отражение в трудах последователей.

Таким образом, перечисленные выше открытия исследователей-естествоиспытателей в области рефлекторной теории, учений об органах чувств и головном мозге закладывали основы новых естественно-научных открытий, которые и сыграли определяющую роль в обособлении психологии от философии и преобразовании ее в самостоятельную область научного знания на рубеже XIX века.

Список использованных источников


  1. Александер Ф.И. Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней / Ф.И.Александер, Ш.Селесник. - М.: Фонд «Правовая культура», 1995. – 239 с. - ISBN: 5-86071-028-3.

  2. Ананьев Б.Г.Избранные труды по психологии. Очерки истории русской психологии XVIII-X1X веков / Б.Г.Ананьев. - СПб.: СПбГУ, 2007. – 412 с. - ISBN: 978-5-288-04396-3.

  3. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии. В двух томах // Коллективная рефлексология / В.М.Бехтерев. - М.: Колос, 1999. – 256 с. - ISBN: 978-5-89329-066-0.

  4. Психологическая мысль России: век Просвещения: Учеб. пособие для вузов / В.А.Кольцова, В.В.Большакова, В.А.Елисеев и др.; Отв. ред. В. А. Кольцова. - М.: Алетейя, 2001. - 374 с. – ISBN: 5-89329-408-4.

  5. Елисеев В.А. Религиозные представления как источник знаний о психологии человека / под ред. А.Н.Ждан. - М.: Академический Проект, 2004. - 576 с. - ISBN: 5-8291-0439-3.

  6. Кольцова В.А. Вклад М.В.Ломоносова в развитие отечественной психологической науки (к 275-летию со дня рождения) // Психологический журнал. - 1986. - №6. - С.3-7.

  7. Тертель А.Л. Психология. Курс лекций: учеб. пособие / А.Л.Тертель. М.: ВЕЛБИ, 2007. - 248 с. - ISBN: 5-392-00075-4.




написать администратору сайта