Главная страница

Этические идеалы Аристотеля. Аристотель. Развивая свои взгляды о бытии, Аристотель критикует учение Платона о существовании идей как абсолютно самостоятельных доприродных сущностей


Скачать 20.75 Kb.
НазваниеРазвивая свои взгляды о бытии, Аристотель критикует учение Платона о существовании идей как абсолютно самостоятельных доприродных сущностей
АнкорЭтические идеалы Аристотеля
Дата14.03.2022
Размер20.75 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаАристотель.docx
ТипДокументы
#396881

Развивая свои взгляды о бытии, Аристотель критикует учение Платона о существовании идей как абсолютно самостоятельных доприродных сущностей. По его мнению, такие идеи представляют лишь понятия, отражающие материальный мир, т. е. являются как бы копиями вещей, но не наоборот. Аристотель формулирует свое представление о бытии, воспринимаемом с помощью ощущений. Этот предметный, чувственный мир является первичной реальностью, природой, которая никем не определена.

Материя есть всеобщая причина, так как без нее нет бытия, считает Аристотель. Форма играет роль признака. Благодаря ей реализуется материя и образуется конкретный предмет. Другими словами, форма представляется как сумма свойств, отличающих один предмет от другого, и является сущностью как предмета, так и бытия в целом. Благодаря форме вещь такова, какова она есть на самом деле.

Душа человека, как и его сущность или форма тела, дает смысл и направленность жизни. «Душа есть причина и начало живого тела…» Как форма господствует над материей, так, соответственно, душа – над телом, разум – над чувствами. Существуют 3 вида души: растительная душа, которой обладают растения; чувственная, которой наделены животные; разумная, присущая человеку.

Теория познания Аристотеля строится с позиции эмпиризма, в соответствии с которым суть вещей познается с помощью ощущений. И хотя ощущения дают нам знания только единичного, в них потенциально содержится и знание общего, которое познается наукой. Над наукой надстраивается философия, совпадающая во многом с логикой. Логика помогает отделить общее от частного, истину от ложного знания. Метод выявления общего, с помощью которого можно затем объяснить единичные факторы, Аристотель назвал индукцией. Метод доказательства из силлогизмов, т. е. из общих выводов, он назвал дедукцией.

Значительное место в философии Аристотеля занимает человек и проблемы общественной жизни. Человек, по его мнению, есть «политическое животное», которому присуща инстинктивная устремленность к «совместному сожительству». «Тот, кто не может войти и составить часть некого сообщества, кто не нуждается ни в ком и ни в чем, достаточен самому себе, то, не являясь частью государства, он – либо зверь, либо Бог».

Назначение государства состоит в обеспечении счастья всем гражданам, к которым относятся только те, кто имеет собственность и участвует в управлении обществом. Рабы к гражданам не относились.

Аристотель выделял 6 форм государства: 3 правильные: аристократия, монархия и полития, и 3 – неправильные: тирания, олигархия и демократия. Наилучшей из форм является полития, так как она сочетает свойства умеренной демократии и личное достоинство олигархии, присущее благородным людям.

Счастье по Аристотелю заключается в раскрытии потенциала, заложенного внутри человека, при стремлении к совершенству, насколько позволяют обстоятельства. Счастье — привычка поступать правильно, руководствуясь добродетелями: благодеянием, совестью и самодисциплиной. Это внутреннее стремление к моральному и нравственному эталону.

Единственный способ достичь этой привычки делать добро и руководствоваться в принятии решений человеческой природой — т.е быть разумным.

Для достижения счастья человеку нужно принять решение следовать добродетелям. Это его личная ответственность. Активная, деятельная позиция по отношению к своей жизни — ключ к тому, чтобы руководствоваться ими.

Разумный человек имеет все шансы прожить достойную жизнь. Он поступает по совести со своим окружением, способен на самостоятельные суждения, умеет созерцать. В своих действиях ориентируется на рамки нравственного эталона, каждую ситуацию оценивая отдельно, саму по себе. Поскольку изначально никто не рождается добродетельным или нравственно идеальным, значит, это навык и его можно развить в любом возрасте.

Этика Аристотеля

Добродетель состоит не в знании добра, ибо это знание само по себе не удерживает от дурных поступков. Философская этика призвана через многократное упражнение выработать в человеке сознательную тягу к доброму, сделав её постоянным качеством воли.

Суть добра – в господстве разумного элемента души над чувственными страстями. Истинное этическое поведение состоит в том, чтобы занимать разумную средину между противоположными крайностями, которые и есть пороки. Без добродетели невозможно счастье, составляющее цель жизни. Аристотель признаёт важность наслаждения, но считает высшей его разновидностью чувство довольства, вызываемое в человеке сознанием, что его поступки нравственны и хороши.

Добродетель является совокупностью целого ряда нравственных качеств. Каждый класс людей имеет свои особые этические обязанности, но некоторые из них – в первую очередь, справедливость – являются долгом всех. Истинная нравственность теснейшим образом связана с идеей блага государства, потому Аристотель считает этическую философию очень близкой к общественной – «политике».

Дружба

Аристотель называл дружеские отношения между людьми одной из самых истинных радостей жизни и считал, что полноценная жизнь немыслима, если в ней отсутствует настоящая дружба. Он писал: «В нищете или в других бедах единственным убежищем для людей остаются друзья». Мы приветствуем оптимистичный взгляд философа на дружбу, хотя и Если ты читаешь эту надпись, значит кто-то взял эту статью с BroDude.ru вынуждены признать, что на практике часто происходит обратное: именно когда у тебя проблемы, друзья пропадают из зоны видимости. Хотя дело, наверное, не в оптимизме. Просто Аристотель умел видеть отличия между разными видами дружбы, в каждой из которых выделял некоторые её особенности. О них мы и хотим тебе сегодня рассказать.

Дружба с пользой

Это первый вид дружбы, о которой говорил Аристотель. В таких отношениях нет сильной духовной привязанности между сторонами. Дружба в этом случае основана скорее на выгоде, которую каждый получает от другого. Подобные отношения являются временными и событийными: как только выгода заканчивается, прекращается и дружба. Ар Если ты читаешь эту надпись, значит кто-то взял эту статью с BroDude.ru истотель утверждал, что такие отношения больше всего присущи взрослым людям. В качестве примера дружбы с пользой можно привести деловые или рабочие коммуникации. Ты можешь искренне получать удовольствие от общения с коллегами, но, как только ты поменяешь место работы, велика вероятность, что прекратятся и ваши отношения

Дружба с удовольствием

Второй вид дружбы по Аристотелю основан на удовольствии и более распространен среди молодых людей. Подумай о своих школьных или университетских друзьях. Ваши отношения опирались на эмоции, который вы испытывали во время совместного времяпрепровождения. И пусть в такой дружбе обе стороны получают удовольствие благодаря общности интересов, она, к сожалению, является самой недолговечной. Люди взрослеют, меняются их вкусы, интересы или ценности, и то взаимопонимание, которое было раньше, как правило, утрачивается. И по мере того, как трансформируются предпочтения, появляются и новые друзья.

Добродетельная дружба

Эта последняя форма дружбы по классификации Аристотеля представляется наиболее предпочтительной. В широком смысле именно такой вид отношений и принято называть настоящей дружбой. Она не основана на эфемерных категориях пользы или удовольствия, а потому и является более продолжительной. У истоков такой дружбы находится взаимное признание достоинств, которыми дорожит каждый. В этих отношениях именно человеческие качества обеспечивают стимул для обеих сторон сохранять дружескую привязанность. Если первые два примера дружеских отношений Аристотель называл случайными, то есть носящими внезапный и кратковременный характер, то дружба добродетели требует взаимного доверия, которое выстраивается намного дольше. При этом важно, чтобы каждый из участников проявлял одинаковую степень стараний. Это означает, что на такую дружбу способны далеко не все. Для этого человек как минимум должен обладать некоторыми моральными качествами, благодаря которым подобные отношения возможны. Люди, которым не свойственна эмпатия или умение проявлять заботу о других, редко оказываются способны на настоящую дружбу. Их характер и отношение к вещам имеют тенденцию к выстраиванию случайной дружбы, основанной на пользе или удовольствии. Более того, дружба добродетели предполагает дополнительную ответственность. В основе её прочности лежит не только взаимный интерес, но и совместные трудности, которые друзья помогают друг другу преодолеть. Помимо долговечности, прелесть таких отношений заключается в том, что они включают в себя базовые условия первых двух типов дружбы, описанных в статье, — пользу и удовольствие. Взаимное уважение друг к другу формирует высокую степень доверия, что делает общение между друзьями более интересным, а значит, и приносящим удовольствие. А поскольку в дружбе добродетели имеется взаимовыручка, то в ней присутствует и безоговорочная польза. И речь идёт не столько о материальной выгоде, сколько о психологической или эмоциональной поддержке.

Философ рассматривает дружбу как "специфически человеческий факт, объяснение и цель которого следует искать без обращения к законам природы или к трансцендентному Благу, выходящему за рамки эмпирического существования" (Fraisse, 1974, p. 190). Иначе говоря, Аристотель подвергает дружбу не только философско-этическому, но и психологическому анализу.

Дружба, по Аристотелю ("Никомахова этика", VIII, 1, 5) величайшая социальная и личная ценность, "самое необходимое для жизни. Действительно, никто не выберет жизнь без друзей (philoi), даже в обмен на все прочие блага" (Аристотель. 1983, т.4, c.219).

Аристотель подходит к определению дружбы одновременно с нескольких сторон.

Во-первых, в зависимости от типа партнера он различает отношения отеческие, братские, родственные, супружеские, соседские, политические, товарищеские, эротические и основанные на гостеприимстве. Такая классификация объективна, но вместе с тем содержит указание на специфику связанных с данными отношениями эмоциональных переживаний.

Во-вторых, он разграничивает равные отношения и отношения, основанные на социальном или нравственном превосходстве одного партнера над другим.

В-третьих, он дифференцирует характер испытываемых человеком чувств, различая спокойное дружелюбие, расположение и приязнь вообще, индивидуализированные дружеские чувства и страстную любовь, влечение.

В-четвертых, он классифицирует мотивы заключения и поддержания дружеских отношений: утилитарная дружба - ради пользы, выгоды; гедонистическая дружба - ради удовольствия, приятности; совершенная дружба, в которой эти мотивы подчинены бескорыстной любви к другу как таковому.

Однако, выделяя "виды дружбы", Аристотель сомневается в том, что у этих "видов" имеется общий "род". "Дружба" как родовое понятие у него совпадает с совершенной "дружбой добродетельных", совмещая в себе все то, что есть в других "видах" дружбы.

Дружба, основанная на соображениях пользы или удовольствия, не может быть ни истинной, ни прочной

"...Это дружба постольку поскольку, ибо не тем, что он именно таков, каков есть, вызывает дружбу к себе тот, к кому её питают, но в одном случае тем, что он доставляет какое-нибудь благо, и в другом - из-за удовольствия. Конечно, такие дружбы легко расторгаются, так как стороны не постоянны (в расположении друг к другу). Действительно, когда они больше не находят друг в друге ни удовольствия, ни пользы, они перестают и питать дружбу" (Там же, VIII, 3, 19-24. стр. 222)..

Совершенная же дружба бескорыстна и не знает разграничения экспрессивных и инструментальных ценностей: "...питая дружбу к другу, питают её к благу для самих себя, ибо, если добродетельный становится другом, он становится благом для того, кому друг" (там же, VIII, 7, 33-35; с.227)..

Соображения пользы, удовольствия, взаимопомощи не имеют в такой дружбе решающего значения, потому что отношение к другу в принципе не отличается от отношения человека к самому себе. "...Все проявления дружбы из отношения к самому себе распространяются на отношение к другим. И все поговорки в этом согласны, например: "душа в душу", и "у друзей все общее", и "уравненность - это дружность", и "своя рубашка ближе к телу..." (Там же IX, 1168b, 6-10; с.256).

Благодаря этому дружба является также необходимым средством самопознания: "Как при желании увидеть свое лицо мы смотримся в зеркало и видим его, так при желании познать самих себя мы можем познать себя, глядя на друга" ("Большая этика" 1213 a, 21-24. Там же с.373)).

Друг - наше "второе Я". Ближе друга у человека никого нет. Поэтому, считает Аристотель, количество друзей всегда ограничено..Близкая дружба - это дружба с немногими, "при товарищеской дружбе не бывает большого числа друзей, да и в гимнах говорится о парах" ("Никомахова этика", IX 1171 a, 15-17. Там же, с.263).

Из такого понимания дружбы вытекает целый ряд психологических проблем: разграничение дружбы и простого "расположения", выявление особенностей юношеской и старческой дружбы, зависимости дружбы от индивидуальных черт личности и т.п.

Дружба в понимании Аристотеля уже не является ни традиционным социальным институтом, ни разновидностью расчетливого товарищества, ни проявлением сексуального влечения, ни абстрактной добродетелью, а самостоятельным высокоиндивидуализированным межличностным отношением. По сути дела, Аристотель сформулировал все важнейшие вопросы психологии и этики дружбы3. Однако он и мысли не допускает о возможности дружбы между свободным человеком и рабом.

Стоики

Довольствоваться малым


написать администратору сайта