Главная страница

рецензии. Рецензия цикла рассказов "Конармия" Исаака Эммануиловича Бабеля Конармия


Скачать 17.59 Kb.
НазваниеРецензия цикла рассказов "Конармия" Исаака Эммануиловича Бабеля Конармия
Дата11.02.2019
Размер17.59 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файларецензии.docx
ТипДокументы
#67232

Рецензия цикла рассказов "Конармия" Исаака Эммануиловича Бабеля

«Конармия» И. Э. Бабеля — это сборник небольших рассказов, связанных темой гражданской войны и единым образом повествователя. Рассказы из этой книги начали публиковаться в 1923 году. Разные по материалу, они рисовали мир новый и неожиданный.

 В «Конармии», несмотря на ужасы войны, показан свирепый климат тех лет, — вера в революцию и вера в человека Автор рисует пронзительно- тоскливое одиночество человека на войне. И. Бабель увидев в революции не только силу, но и «слезы и кровь», «вертел» человека так и этак, анализировал его. В романе «Конармия» И. Бабель использует метод «автор без кавычек». 

Композиция цикла — единое лирико-эпическое повествование о Гражданской войне, в котором соединены романтическая патетика и натуралистическое описание военных будней. Рассказы доступны (и даже исполнялись на эстраде), но вместе с тем очень сложно построены. В них намеренно не высказывается авторская позиция, и это допускает множество толкований. Образы автора, рассказчика и героя находятся в сложном соотношении, создают впечатление сразу нескольких точек зрения, высказанных в произведении.

Главный герой – Кирилл Васильевич Лютов. Автор не случайно выбрал это имя главному герою, так как в годы гражданской войны Бабель сражался под этим именем в рядах Красной Армии. В этом произведении Лютов выражает взгляды Исаака Бабеля.

За малым исключением его книги показывают два мира, его поразившие, дореволюционную Одессу и поход Первой конной армии, участником которого он был.

Сборник «Конармия» открывается именно рассказом"Мой первый гусь". Главный лирический герой и рассказчик Лютов, работающий в газете «Красный кавалерист», попадает в ряды 1-й Конной армии под командованием Буденного. 1-я Конная воюет с поляками, поэтому проходит по Галиции и Западной Украине. Далее идет изображение военной жизни, где только кровь, смерть и слезы. Здесь живут одним днем.

Казаки насмехаются и издеваются над интеллигентишкой Лютовым. А хозяйка отказывается его кормить. Когда он изголодался до невозможности, то пришел к ней и потребовал себя накормить. А потом вышел во двор, взял саблю и зарубил гуся. После чего приказал хозяйке его приготовить. Только после этого казаки стали считать Лютова почти своим и прекратили насмешки.

Рассказ"Соль" раскрывает судьбы обычных красноармейцев . «Конармия» (краткое содержание это подтверждает) – своеобразная иллюстрация послереволюционной действительности. Так, Лютов получает письмо от конармейца Балмашева, который рассказывает о случае в поезде. На одной из станций бойцы подобрали женщину с ребенком и пустили к себе в вагон. Однако постепенно у них стали закрадываться сомнения. Поэтому Балмашев срывает пеленки, но вместо ребенка обнаруживает мешок с солью. Красноармеец приходит в ярость, обрушивается на женщину с обвинительной речью, а потом выбрасывает ее из поезда. Несмотря на падение, женщина осталась цела. Тогда Балмашев схватил оружие и застрелил ее, считая, что таким образом смыл позор с трудового народа.

Кажется, что Бабель старается оправдать эту вынуж­денную жестокость и насилие во имя их будущего уничто­жения, но этот шаг дается ему с болью и горечью, вызывает яростные споры с самим собой: «Я видел сны... и только сердце мое, обагренное убийством, скрипело и текло» («Мой первый гусь»). Поэтому можно сказать, что цикл расска­зов Бабеля «Конармия», построенный на неожиданных кон­трастах и драматических конфликтах, во многом отражает внутреннюю борьбу самого писателя, осознающего му­чительные противоречия того непростого времени, в кото­ром ему довелось жить.

Эта новелла имеет очень большое значение , так как в ней наиболее ярко выражена авторская позиция. Для Бабеля трагедия гражданской войны заключается в том , что она убивает душу человека, размывая грань дозволенного. Самое ценное – это человеческая жизнь. И никто не в праве решать за человека его судьбу.

За пафосом революции автор разглядел ее лик: он понял, что революция — это экстремальная ситуация, обнажающая тайну человека. Но даже в суровых буднях революции человек, имеющий чувство сострадания, не сможет примириться с убийством и кровопролитием. Человек, по мнению Бабеля, одинок в этом мире. И. Бабель пишет о том, что революция идет «как лава, разметая жизнь» и оставляя свой отпечаток на всем, чего каснется. 

«Конармия» - это страница истории, показавшая миру не только подвиг конармейцев, но и безмерные лишения, выпавшие на долю украинского народа в годы революции и гражданской войны.

Критиками были отмечены также такие особенности прозы Бабеля, как игра антитезами и живописность. Ожесточенный спор вокруг "Конармии" вспыхнул в 1928 году в связи с "Открытым письмом" С. Буденного к М. Горькому в газете "Правда".55 Командарм Первой Конной агрессивно обвинял Бабеля в том, что тот "где-то плелся с частицей глубоких тылов", не видел настоящую жизнь красных конников, а потому в своем произведении  только фантазировал и лгал. В этой статье Буденный назвал Бабеля "эротоманствующим автором". На это письмо сразу же откликнулся М. Горький. Защищая Бабеля от упреков командарма, мэтр пролетарской литературы утверждал, что в стране, переживающей переходную эпоху, нужно беречь такого талантливого писателя, как И. Бабель. 

 Проза И.Бабеля не выцвела во времени. Его герои не потускнели. Его стиль по–прежнему загадочен и невоспроизводим. Его изображение революции воспринимается как художественное открытие. Он выразил свою позицию на революцию, стал «одиноким человеком» в мире, который быстро меняется и кишит переменами. Таким образом, он выразил себя и стал наперекор времени.


написать администратору сайта