Главная страница
Навигация по странице:

  • Основные онтологические модели: материализм, дуализм, идеализм. Материализм

  • Философские теории времени.

  • Психофизическая проблема.

  • Рейтинговая работа по теме


    Скачать 20.55 Kb.
    НазваниеРейтинговая работа по теме
    Дата12.12.2021
    Размер20.55 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFelosofeya.docx
    ТипДокументы
    #301070



    РЕЙТИНГОВАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:


    " Философская онтология и философия сознания "

    Подготовила

    Студентка 3 курса

    Стоматологического факультета

    Группы С-308

    Серёгина А. С.

    Проверил Гаспаров И. Г.
    ВГМУ 2021

    1. Основные онтологические модели: материализм, дуализм, идеализм.

    Материализм – монистическое философское направление, признающее существование мира вне и независимо от сознания познающего субъекта и объясняющее этот мир из самого себя, не прибегая к гипотезе о предшествующем ему и порождающем его мировом духе (боге, абсолютной идее и т.д.). Человеческое сознание при этом понимается как закономерный продукт эволюции материального мира. Различают вульгарный и последовательный материализм. Первый трактует сознание как вид материи («мозг так же выделяет мысль, как печень – желчь»), второй – как ее свойство, возникающее на определенном этапе развития материального мира из свойства, присущего всей материи, – отражения. Положение о первичности материи и вторичности сознания является основой для ответа на вопрос, познаваем ли мир: будучи закономерным продуктом развития материи, сознание человека способно не только познавать мир, но и посредством практики творить его.

    Термин «материалисты» ввел Лейбниц для обозначения своих противников. Несколько лет спустя он уже фигурировал в философском словаре И.Вальха: «Материализмом называют то, когда отрицают духовные субстанции и не хотят допускать ничего, кроме телесного... Материализмом следует называть и то, когда все события и действия природных тел выводят только из свойств материи, таких, как величина, фигура, тяжесть, разъединение и соединение и, т.о., не хотят признавать никакого другого духовного принципа, кроме души». Французские материалисты 18 в. сознательно применяли термин «материализм» по отношению к себе.

    Материализм утверждает, что в основе качественного разнообразия мира лежит абсолютно однородная первоматерия. Поиски последней составляли одну из главных задач материализма с самого его возникновения. Фалес считал, что все в мире состоит из воды, Анаксимен – воздуха, Гераклит – огня. В 16–18 вв. все явления мира пытались вывести из механически движущейся материи, в конце 19 в. Э.Геккель предложил на роль первоматерии эфир. Однако каждый раз эти гипотезы опровергались. Итогом стал отказ от субстратного определения материи и переход к феноменологическому – через ее отношение к сознанию.

    Идеализм - общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное - первично, основоположно, а материя, природа, физическое - вторично, производно, зависимо, обусловлено. И, таким образом, противостоит материализму в решении основного вопроса философии - об отношении бытия и мышления, духовного и материального как в сфере существования, такт и в сфере познания. Хотя идеализм возник более двух с половиной тысячелетий тому назад, термин этот, как обозначение одного из двух лагерей, борющихся в философии, появился лишь в начале 18 века.

    При всём фундаментальном единстве идеалистического лагеря в решении основного вопроса философии внутри этого лагеря следует различать две его главные формы: Идеализм объективный; Идеализм субъективный; Для первого характерно признание духовного первоначала вне и независимо от нашего сознания. Для второго неприемлемо допущение, какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания.

    В объективном идеализме утверждается существование особого мира духовных сущностей вне человека. Этот мир лежит в основе чувственно воспринимаемого мира вещей, явлений и т. п.

    Дуализм – философское учение, исходящее из признания равноправности и несводимости друг к другу двух основных начал – материального и духовного, физического и психического, тела и души. Онтологический дуализм настаивает на гетерогенности и принципиальной несводимости двух субстанций.

    Основателем дуализма как философского учения считается Р.Декарт. Он ввел в философию идею о двух качественно различных и несводимых друг к другу субстанциях – протяженной и мыслящей. Свойства материальной субстанции – телесность и протяженность. Мыслящая субстанция – это душа, дух, сознание.

    В этой идее о двух качественно различных субстанциях в новоевропейской культуре прозвучала идея об онтологической раздвоенности мироздания, о коренной противоположности человека и природы. Материальная субстанция, представленная как механизм, где господствует закон неизменности количества движения, рассматривалась как противоположность мыслящей субстанции, которая свободна и автономна, способна творчески осуществлять интеллектуальную деятельность.

    1. Философские теории времени.

    Явления характеризуются длительностью существования, последовательностью этапов развития. Процессы совершаются либо одновременно, либо один раньше или позже другого; таковы, например, взаимоотношения между днем и ночью, зимой и весной, летом и осенью. Все это означает, что тела существуют и движутся во времени. Время — это форма координации сменяющихся объектов и их состояний. Оно заключается в том, что каждое состояние представляет собой последовательное звено процесса и находится в определенных количественных отношениях с другими состояниями. Порядок смены этих объектов и состояний образует структуру времени.

    Время лишь одно — направление от прошлого через настоящее к будущему. Оно неотвратимо, неповторимо и необратимо.

    В истории философии существовали различные концепции времени. Их можно разбить на два больших класса: концепции субстанциальные и реляционные.

    Субстанциальная концепция рассматривает время как особую сущность, которая существует сама по себе, независимо от материальных объектов. Она как бы арена, на которой развертываются процессы. Подобно тому как арена может существовать и без того, что на ней размещены определенные предметы, движутся актеры, разыгрывается какое-то представление, так и время может существовать независимо от материальных объектов и процессов. Подобную точку зрения отстаивал, например, И. Ньютон. В противовес субстанциальному подходу в истории философии развивалась реляционная концепция времени. Одним из наиболее ярких представителей ее был Г. В. Лейбниц. Он настаивал на том, что время - это особое отношение между объектами и процессами и вне их не существует.

    Достижения современной науки свидетельствуют о предпочтительности реляционного подхода к пониманию времени. В этом плане в первую очередь надо выделить достижения физики XX века. Создание теории относительности было тем значительным шагом в понимании природы времени, который позволяет углубить, уточнить, конкретизировать философские представления о времени.

    Оказалось, что только тогда, когда скорости движения малы по отношению к скорости света, можно приблизительно считать, что и ход времени остаётся одним и тем же, но когда речь идет о движениях со скоростями, близкими к скорости света, то изменение временных интервалов становится заметным. При увеличении относительной скорости движения системы отсчета, временные растягиваются.

    Таким образом, философские выводы из специальной теории относительности свидетельствуют в пользу реляционного рассмотрения времени: время объективно, его свойство зависит от характера движения материи, связано с движущейся материей.

    1. Психофизическая проблема.

    Психофизическая проблема - ключевая проблема философии сознания. Вопрос о соотношении психического и физического имел в истории философии и науки разные выражения и трактовки (соотношение идеального и материального, ментального и физического, духовного и телесного, сознания и мозга и др.), часто включал в себя одновременно философский и естественнонаучный планы, представленные в недифференцированном виде.

    В философском плане она решалась, главным образом, с трех классических позиций: идеалистической, дуалистической, материалистической. В естественнонаучном плане выступала в большинстве случаев как психофизиологическая проблема, центральный пункт которой составлял вопрос об отношении явлений субъективной реальности, осознаваемых состояний, к мозговым нейрофизиологическим процессам. Однако и здесь непременно возникала концептуальная необходимость в философской интерпретации исходных понятий и в применении объяснительных принципов классических философских направлений. В разработке психофизиологической проблемы использовались, с одной стороны, идеи Декарта о психофизическом взаимодействии и принцип психофизического параллелизма Лейбница, а с другой — материалистические установки. Большинство естествоиспытателей, рассматривавших П. п., занимали материалистические позиции.

    Именно качество субъективной реальности как уникальная особенность сознания, психического создает главные трудности при попытках объяснения связи психического с физическим, включения первого в единую научную картину мира. «физическое» — лишь способ описания и упорядочения данных опыта. Поэтому психологические высказывания должны быть редуцированы к физическим, этим достигается единство науки, а тем самым преодолевается и «картезианский софизм», мнимые трудности соотнесения физического и психического.

    Суть П. п. выражалась двумя основными вопросами, которые обычно ставились при формулировке психофизиологической проблемы.

    1. Как связаны явления субъективной реальности с мозговыми процессами, если первым нельзя приписывать пространственные и иные физические свойства, а вторые ими по необходимости обладают?

    2. Каким образом явления субъективной реальности, которым нельзя приписывать физические свойства (массу, энергию), способны служить причиной телесных изменений, управлять ими?

    Источники:

    https://izhgsha.ru/images/DOCS/Nauka/Aspirantura/Priem/Philosof_UchPosob_KursLekciy_2016.pdf

    https://www.grandars.ru/college/filosofiya/osnovnoy-vopros-filosofii.html

    https://bigenc.ru/philosophy/text/2193013

    https://bigenc.ru/philosophy/text/1969259

    http://velikanov.ru/philosophy/dualizm.asp

    https://www.zinref.ru/000_uchebniki/01200filosofia/001_lekcii_filosofia_08/401.htm

    https://studme.org/1339061317749/filosofiya/prostranstvo_vremya

    https://www.prostranstvo.media/chetyre-vzgljada-na-prostranstvo-i-vremja/

    https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/093/509.htm

    https://studfilosed.ru/otvety-k-vstupitelnomu-ekzamenu-po-filosofii/124-prostranstvo-i-vremya-filosofskie-i-estestvennye-nauchnye.html

    https://bigenc.ru/philosophy/text/3171728

    https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/093/978.htm

    https://epistemology_of_science.academic.ru/659/Психофизическая_проблема

    https://terme.ru/termin/psihofizicheskaja-problema.html


    написать администратору сайта