Главная страница
Навигация по странице:

  • Содержание

  • История возникновения религиозных и политических движений в 1-2 веке в Иудее

  • Религиозно-нравственное состояние иудеев

  • Заключение

  • Список использованной литературы

  • Доклад по теме Древняя Иудея. Религиозные и политические движения в Иудее в 12 веке до нашей эры


    Скачать 39.07 Kb.
    НазваниеРелигиозные и политические движения в Иудее в 12 веке до нашей эры
    АнкорДоклад по теме Древняя Иудея
    Дата13.03.2023
    Размер39.07 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаDoklad_k_prezentatsii_Iudei.docx
    ТипРеферат
    #986176

    МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    РЕФЕРАТ

    по Истории зарубежной литературы

    Тема: Религиозные и политические движения в Иудее

    в 1-2 веке до нашей эры

    Выполнила:

    студентка 1 курса

    232 группы

    Шарафутдинова Э.И

    Руководитель:

    Кандидат филологических наук

    Галиуллин.Р.Р


    Набережные Челны

    2022
    Содержание



    Введение 2

    1.История возникновения религиозных и политических движений в 1-2 веке в Иудее 4

    2.Религиозно-нравственное состояние иудеев 6

    Заключение 10

    Список использованной литературы 11



























    Введение

    К 323 г до н. э. Александр Великий (Македонский) завоевал Персидскую Империю. Александр и его преемники ставили целью распространение греческой культуры в Азии. Появились новые формы искусства, литературы, философии и управления, известные под общим названием эллинистических. Многие евреи под влиянием эллинизма оставили свой традиционный образ жизни. Появились трения между эллинизированными и традиционными евреями. Напряженность достигла предела в тот момент, когда греко-сирийский царь Антиох IV (175 – 163 гг. до н.э.) попытался насильственно эллинизировать всех евреев своей империи. Результатом стало восстание Маккавеев, которое закончилось победой и установлением собственной монархии, продержавшейся вплоть до вторжения римлян.

    Цель настоящей работы – изучение религиозных и политических движений в Иудее в 1-2 веке до н.э.

    В целях реализации поставленной цели необходимо осуществить задачи:

    • изучить научную и учебную литературу по теме доклада;

    • рассмотреть и кратко изложить события 1-2 века до н.э. в Иудее;

    • структурировать религиозно-политические направления в Иудее в 1-2 веке до н.э.;

    • сделать соответствующие выводы.


    1. История возникновения религиозных и политических движений в 1-2 веке в Иудее

    В 160-х годах до н. э. Антиох IV Эпифан, владыка огромного царства Селевкидов, обратил против подданных небольшой части своей империи — Иудеи — религиозные гонения. Эти события слабо отражены у античных писателей как дела сугубо местного значения, не оказавшие серьёзного влияния на основные государства и культуры эллинистического мира. Однако последствия этих событий вскоре затронули все Средиземноморье и остаются важными сторонами современной жизни. Гонения Антиоха Эпифана породили в иудейской среде новые разнонаправленные религиозные течения, в том числе и «раскольнические» толки, а через пару веков они оформились как иудаизм и христианство.

    Причины событий, которые называют Маккавейским восстанием (по имени главного героя Иуды Маккавея), остаются для нас таинственными до сего дня. Источники, их описывающие, немногочисленны и расходятся не только в оценке случившегося, но и в изложении и даже в действующих лицах. Мы знаем об этих событиях главным образом из Первой и Второй книг Маккавеев (вторая половина II века до н. э. и начало I века до н. э.) и из творений иудео-эллинистического писателя I века н. э. Иосифа Флавия.

    Для автора Первой книги Маккавеев существует зло само по себе — это царь Антиох, который грабит Иерусалимский храм, оскверняет святыни, преследует верных Богу. И есть отступники из народа Израиля, которые хотят отказаться от отеческой веры и заключить союз с язычниками. Против них поднимают народ священник Мататия и его сыновья во главе с Иудой Маккавеем.

    Автор Второй книги Маккавеев видит источник бед, постигших Иерусалим, в грехах самого народа, разделенного внутри себя на сторонников эллинской культуры и отеческого благочестия. Антиох и его чиновники оказываются только орудиями божественной кары, а победу оружию Маккавеев обеспечивает жертва мучеников — семи безымянных братьев, их матери и старика Элеазара, — которая смягчила божественный гнев.

    Иосиф Флавий, рассуждая о событиях более чем двухсотлетней давности, обращает внимание на те обстоятельства, которые авторы Первой и Второй книг вообще не принимают во внимание: это существование у евреев соперничавших проегипетской и просирийской партий и попытки знатных родов иметь в борьбе с соперниками могучих покровителей — Птолемеев  или Селевкидов. Загадкой является и сам факт религиозных гонений, нисколько не характерный для язычников-эллинов. Завоеватели могли уродовать статуи чужих богов, чтобы лишить самих богов возможности видеть происходящее и вмешиваться на стороне своих почитателей, а могли перенимать культы завоеванных народов или переманивать к себе богов-покровителей осаждаемого города. Но они никогда не навязывали никому религиозных учений и не вмешивались в традиционное богопочитание. Селевкиды до Антиоха Эпифана отправляли Иерусалимскому храму богатые дары. Так что Антиоховы гонения беспрецедентны. Удивительно и то, как могло крестьянское ополчение одержать победу над регулярными войсками, над громадной обученной македонской армией с профессиональными полководцами во главе. Евреи под предводительством сына священника Мататии Иуды Маккавея отвоевали оскверненный и превращенный в языческое святилище Иерусалимский храм, очистили его и восстановили богослужение. Этот день отмечается доныне в праздновании Хануки (Освящения). Религиозные гонения были прекращены преемником Антиоха Эпифана, но продолжилась борьба соратников Иуды за политическую независимость, которая привела в 142 году к созданию независимой Иудеи. В религиозной жизни этого периода много белых пятен. Семь лет в Иерусалиме не было первосвященника, законный наследник этой должности (Ония IV) бежал в Египет и во исполнение пророчества Исайи создал там другой храм, что тоже было вызовом традиции: уже много столетий считалось, что у Бога Израиля только один дом — в Иерусалиме.

    Эти события, гонения, восстание, перемены в столице, бессилие столичного жречества, появление новых людей и новых центров силы вздыбили, перемешали, перевернули Иудею. Когда удалось отстоять жизнь в согласии с Законом (Торой), оказалось, что понимают это согласие по-разному. Одни от преследований бежали в пустыню, где создавали отшельнические общины, враждебные иерусалимскому жречеству, другие — в Египет под покровительство Птолемея VI, получившего прозвище Филосемит, третьи в Иерусалиме формировали новые ритуалы, такие как, например, Ханука, и создавали в отсутствие законного первосвященника священническую царскую династию. Мы знаем названия некоторых оформившихся впоследствии течений — саддукеи, фарисеи, эссеи; Иосиф Флавий называет их понятным для внешнего мира способом — «философскими школами».
    1. Религиозно-нравственное состояние иудеев

    Вавилонский плен, явившийся Божиим наказанием за все те беззакония и то идолопоклонство, которым бесстыдно предавался избранный народ, послужил для него важным уроком, заставившим его глубоко задуматься над своей, судьбой. После периода славного могущества народ израильский вдруг опять оказался, как некогда в Египте, жалкой партией рабов, отведенных в плен, где могла погибнуть и сама память о нем. Это тяжелое испытание невольно пробудило в евреях сознание того, что сила их, как избранного народа, заключается именно в избравшем его Боге и в строгом соблюдении Завета, который Он заключил с ним. И вот в иудейском народе начинается религиозно-нравственное возрождение. В нем крепнет вера в Бога, вспыхивает пламенный патриотизм и все больше усиливается ожидание Мессии, Который должен, наконец-то, прийти и исполнить все обетования, данные Богом их отцам. Такое настроение естественно побуждало ревностно исполнять закон Моисеев. Возвратясь из плена, евреи прилежно начали изучать Священное Писание, собираясь для этого каждую субботу в синагоги. В это время появляется много ученых людей, так называемых книжников, которые толковали закон Моисеев и учили народ, как лучше его исполнить. Советы и обрядовые постановления книжников впоследствии стали называть преданием старцев. Когда же Сирийский царь Антиох IV Эпифан хотел уничтожить иудейскую религию, на ее защиту стало много ревностных людей. С этого времени в Иудее начинает зарождаться и проявлять себя в общественной жизни две религиозные секты — фарисеев и саддукеев. К этим двум сектам можно присоединить и секту ессеев, которая появилась немного позже.

    1. Фарисеи.

    Наибольшее значение в религиозной жизни евреев имела секта фарисеев. Самое слово фарисей (перушим) значит «обособленный» или: «отдельный». Члены этой секты считали себя особо избранными, лучшими представителями иудейского народа, настоящими хранителями всех истинных религиозно-национальных традиций. Фарисеи считали, что спасение иудеев состоит в том, чтобы как можно строже соблюдать правила своей веры, и ревностно выступали против иноземных языческих влияний на избранный народ. Исходя из этого, они твердо хранили основные начала истинной веры, заключенные в Священном Писании.

    Фарисеи верили в бессмертие души, в вечное воздаяние за гробом, в воскресение праведных, в существование ангелов и демонов. К этим истинам примешивалось, однако, заблуждение, и в первую очередь, ложное учение о грядущем Мессии, Которого они представляли в образе воинствующего монарха-победителя: он освободит иудеев от власти язычников и устроит на земле царство Божие, в котором евреи и, прежде всего, фарисеи, будут иметь господствующее положение.

    Нравственное учение фарисеев отличалось узким формализмом и мелочностью. Они считали необходимым соблюдение не только всех правил и постановлений закона Моисеева, но также и предание всех книжников или старцев, истолковывавших закон. Эти предания, по утверждению некоторых фарисеев, оказывались даже более обязательными, чем самый закон.

    Религиозность многих фарисеев ограничивалась одной лишь обрядностью чисто внешнего характера. Если внешние предписания выполнены, то человек ничего больше не должен Богу. Фарисеям были безразличны внутренние побуждения души — смиренная молитва и искреннее раскаяние. Мелочность преданий заслоняла от них самые важные основы Божественного Закона. «Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!», — такими словами обличал их впоследствии Спаситель (Мф. 23:24).

    Но были и положительные черты у фарисеев. Лучшей стороной фарисейства была их ревность к распространению религии Иеговы, и в этом отношении они сделали очень много, подготовляя через своих прозелитов почву для распространения христианства среди языческих народов. Они были также пламенными патриотами своей родины, за что уважал их народ.

    1. Саддукеи.

    Противниками фарисеев были саддукеи, получившие название от своего вождя Садока.

    Саддукеи более походили на политическую партию, чем на религиозную секту. Выражаясь современным языком, эту секту можно было бы назвать партией либералов или космополитов. Они считали нелепым превозноситься преимуществами иудейского народа как избранного Богом. Саддукеи питали симпатию к греко-римской культуре и старались насаждать ее у себя дома. За это правоверные евреи не любили их.

    В области религии они признавали только писаный закон и отвергали предания, отрицали существование ангелов и демонов, загробную жизнь и воскресение мертвых. Их больше устраивали земное благополучие и удовольствия жизни. Саддукеи верили в Мессию только как в великого учителя иудейского народа.

    По своему составу партия саддукеев охватывала представителей правящей иудейской аристократии. Первосвященники, занимающие высшие посты в Синедрионе, были саддукеями.

    1. Ессеи

    Совершенно особый мир составлял религиозный орден ессеев, которые, удалившись от суеты мира на западный берег Мертвого моря, вели полу монашеский образ жизни. В их общину, которая насчитывала до четырех тысяч человек, стекалось много разочарованных и уставших от жизни, а также тех, кто не мог мириться со злом и несправедливостью в мире.

    Ессеи страстно верили в близость эры Мессии и, подобно фарисеям, не принимали всерьез Маккавейских царей и не раз включались в вооруженные восстания. Во время одного из этих восстаний по приказу первосвященника казнили вождя ессее в которого они почтительно называли учителем праведности.

    Формализм ессеев был еще мелочнее и строже чем у фарисеев: они считали осквернением не только соприкосновение с язычниками, но и со всяким кто не принадлежал к их секте.


    Заключение

    В 160-х годах до н. э. Антиох IV Эпифан, владыка огромного царства Селевкидов, обратил против подданных небольшой части своей империи — Иудеи — религиозные гонения. Эти события слабо отражены у античных писателей как дела сугубо местного значения, не оказавшие серьёзного влияния на основные государства и культуры эллинистического мира. Однако последствия этих событий вскоре затронули все Средиземноморье и остаются важными сторонами современной жизни. Гонения Антиоха Эпифана породили в иудейской среде новые разнонаправленные религиозные течения, в том числе и «раскольнические» толки, а через пару веков они оформились как иудаизм и христианство.

    В разрезе религиозно-политических движений в Иудее 1-2 веков до н.э. можно выделить следующие группы:

    1. Фарисеи.

    2. Саддукеи.

    3. Ессеи.

    Эти события, гонения, восстание, перемены в столице, бессилие столичного жречества, появление новых людей и новых центров силы вздыбили, перемешали, перевернули Иудею.


    Список использованной литературы




    1. Книга Иуды / составители С. А. Ершов. — Санкт-Петербург : Пальмира, Книга по требованию, 2018. — 415 c. — ISBN 978-5-521-00040-1. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/119501.html (дата обращения: 06.12.2022). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей.

    2. Ковалева, Л. В. История зарубежной литературы (Античность) : учебное пособие / Л. В. Ковалева. — Воронеж : Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2015. — 127 c. — ISBN 978-5-89040-574-6. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/55000.html (дата обращения: 06.12.2022). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей.

    3. Луков В. А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Луков. — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 512 с.

    4. Матвеевский, П. А. Евангельская история. В 3 книгах. Кн.1. События Евангельской истории начальные, преимущественно в Иерусалиме и Иудее / П. А. Матвеевский. — Москва : Сибирская Благозвонница, 2010. — 368 c. — ISBN 978-5-91362-240-2. — Текст : электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/43178.html (дата обращения: 01.08.2022). — Режим доступа: для авторизир. Пользователей.


    написать администратору сайта