Главная страница

Психофизические проблемы. Психофизическая проблема. Решение Человек недаром именуется венцом творения


Скачать 56.84 Kb.
НазваниеРешение Человек недаром именуется венцом творения
АнкорПсихофизические проблемы
Дата15.02.2023
Размер56.84 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПсихофизическая проблема.docx
ТипРешение
#938855
страница1 из 2
  1   2

  1. Психофизическая проблема: определение, суть и решение

Человек недаром именуется «венцом творения». Люди устроены крайне сложно. Помимо физиологических функций, систем и органов, неотъемлемой составляющей частью любого человека является его душа, сознание. Те процессы, которые происходят в его разуме и позволяют приобретать новые навыки, знания, накапливать жизненный опыт, совершать различные открытия. Духовные, нравственные и моральные ценности, умение воспринимать красоту и создавать ее – это тоже неотъемлемые составляющие человеческой природы. Хотя психика и физиология человека фактически являются двумя гранями одного целого, между ними вполне возможны и так называемые конфликты. Как раз вопросы, связанные с противоречиями между духовным и телесным, обозначаются термином «психофизическая проблема» в науке.

Под данным термином понимаются все существующие или же теоретически возможные вопросы, относящиеся к взаимосвязям между психическими и физиологическими составляющими человеческой природы.

Согласно же принятому определению, психофизическая проблема – это соотношение духовного с материальным, сознания и телесного. Иными словами, это баланс между физическими и психическими процессами, их взаимное влияние и проникновение одного в другое.

Впервые люди стали задумываться над тем, как соотносятся явления психической составляющей человеческой натуры с физиологическими процессами, еще в глубокой древности. Разумеется, в те времена еще не было в обиходе термина «психофизическая». Психофизиологическая проблема – выражение почти что современное, возникшее на стыке позапрошлого и минувшего столетий. В Средние века и в более ранние временные периоды в ходу были иные понятия: душа, жизнь тела и прочие.

Впервые же теория о разделении всего сущего на две основные составляющие – духовную и телесную – возникла в XVII столетии. Обозначил эту проблему и, соответственно, выдвинул первую теорию французский математик и философ Рене Декарт.

Согласно его размышлениям, психофизическая проблема заключается в нарушении соотношения двух субстанций – телесной и духовной. К телесной ученый отнес процессы, связанные с:

  • питанием;

  • дыханием;

  • в пространстве;

  • размножением.

Разумеется, и прочие физиологические явления также были отнесены к категории «телесная субстанция». К духовной составляющей, соответственно, отошли все те процессы, которые имеют отношение к проявлению воли, сознанию, мыслительным процессам.

Французский ученый считал, что психические явления не имеют прямого отношения к физиологии и уж тем более не могут быть ее прямым следствием. Исходя из данного постулата, Декарт и искал объяснение сосуществованию этих противоположных составляющих в человеческой природе.

Ученый использовал термин «взаимодействие», а не «психофизическая проблема». В психологии современной теория Декарта считается одной из основополагающих и относится к разделу параллелизма сосуществования составляющих человеческой природы.

Взаимодействие психических и физических составляющих человеческой природы в ней рассматривается следующим образом:

  • телесное влияет на душу, следствием чего является пробуждение низменных страстей, стремление к плотским утехам и чувственным наслаждениям в различных вариациях;

  • духовное же заставляет организм трудиться над собой, укрощать порывы, развиваться и совершенствоваться.

Иными словами, первая научная постановка такого вопроса, как «психофизическая проблема» в философии рассматривала соотношение составляющих природу человека субстанций скорее как непрерывную борьбу, а не взаимное дополнение одного другим.

В наши дни психофизическая проблема кратко сводится к рассмотрению взаимодействия и оппозиций: душа и тело; ментальность и чувственность. Современные психологи придерживаются трех основных теоретических столпов, оформившихся еще в позапрошлом столетии. Суть этих постулатов заключается в следующем:

  • отчуждение от телесности;

  • разделение эмоциональности и разума;

  • представление организма в качестве механизма, машины.

Таким образом, современные ученые видят решение психофизической проблемы в том же, в чем и их предшественники, трудившиеся в позапрошлом столетии, а именно – в обретении полного контроля разума над духом и телом.

В позапрошлом столетии к разрешению вопросов, связанных с духовной и телесной составляющими человеческой природы, подавляющее большинство ученых подходили с позиций редукционизма. Этот же подход во многом сохраняет свою актуальность и в наши дни.

В современном мире наиболее остро стоит проблема психофизического развития детей. В это понятие входят: физическая развитость, состояние организма; нюансы психического формирования личности. Задачей родителей и педагогов является поддержание этих параметров в стабильном балансе, гармонии. Отклонения или же нарушение в развитии одного из них неизбежно влечет за собой и проблемы в другом. То есть неразвитый телесно ребенок станет испытывать сложности и в психической деятельности – будет утомляться, плохо запоминать информацию, показывать неспособность к усвоению учебного материала. Психофизическое состояние детей оценивается, в соответствии с нормативами, путем различных тестирований, сложность которых зависит от того, для какой возрастной группы они предназначены. Классификация различных отклонений в психофизическом развитии весьма обширна. К примеру, под это понятие подпадают как олигофрения, так и снижение слуха или остроты зрения.

При выявлении психофизической проблемы у ребенка она корректируется или же решается в соответствии со своей сложностью. К примеру, используются специальные развивающие или же обучающие методики. Подобными проблемами, возникающими у взрослых людей, как правило, занимаются психологи.

  1. Уровни организации материи. Материальны субстрат психики

Материя — философская категория для обозначения физической субстанции вообще, в противоположность сознанию или духу. В материалистической философской традиции категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношени ю к сознанию (субъективной реальности): материя отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Наблюдая явления роста и распада, соединения и разложения, первые мыслители заметили, что некоторые свойства и состояния вещей во всех превращениях сохраняются. Эту постоянно сохраняющуюся основу вещей они назвали первоматерией.

В своем формировании категория «материя» (как субстанция мира) прошла три этапа или так называемые три исторические формы материализма:

На первом этапе материя отождествлялась с конкретной природной стихией, с конкретным видом вещества: водой (Фалес), воздухом (Анаксимен), огнем (Гераклит), атомами (Демокрит). Этот этап носит название стихийного материализма древних.

Второй этап носит название механистического, метафизического материализма.

Третий этап - это этап возникновения диалектического материализма. В диалектико-материалистической традиции были окончательно разведены конкретно-научный и философские подходы к пониманию материи, а в ее определении, сформулированном В.И. Лениным, из всего многообразия свойств в качестве самого главного было выделено свойство материи быть объективной реальностью, т.е. не зависеть от сознания человека.

Основные структурные уровни материи. Упорядоченность материи имеет свои уровни, каждый из которых характеризуется особой системой закономерностей и своим носителем.

1. Субэлементарный уровень организации материи (лептоны и кварки).

2. Элементарный уровень (элементар. частицы, которые обладают корпускулярно-волновым дуализмом, т. е. свойствами вещества и поля: Физический вакуум – это особое состояние материи, связанное с непрерывным появлением и исчезновением виртуальных частиц. Физический вакуум может скачком перестраивать свою структуру). Ученые объясняют возникновение нашей вселенной путем взрыва, связанного с рождением элементарных Частиц в результате одного из фазовых переходов в вакууме.

3. Атомы

4. Молекулы.

5. Макротела.

6. Планеты (особый вид макросфер, имеющих ядро, литосферу, атмосферу, гидросферу).

7. Планетные системы, которые состоят из планет и звезд.

8. Галактики – включают планетные системы и звезд.

Движение означает любое изменение материального объекта, начиная от его перемещения в пространстве и вплоть до качественного изменения со временем. Движение предполагает взаимодействие материальных объектов друг с другом, так что их изменения коррелируют между собой.

В качестве одного из моментов движения должен рассматриваться покой, т.е. временное и относительное равновесие материальной системы.

Развитие — определённый вид движения. Всякое развитие есть уже тем самым движение, но далеко не всякое движение позволительно признать развитием.

Различают несколько форм движения материи, которые были выделены на основе классификации наук:

механическое – пространственное перемещение тел;

физическое – перемещение атомов, молекул;

химическое – различные химические реакции;

биологическое – обмен веществ;

социальное – общество (мышление, сознание).

Все формы движения материи между собой взаимосвязаны. Особенности взаимосвязи:

  • движение не исчезает бесследно, а наблюдается переход одной формы материи в другую;

  • высшие включают в себя низшие формы, но в «снятом» виде (как побочные явления).

Каждая форма имеет свой носитель движения, о чем говорит, что высшие формы не сводятся к низшим, а низшие – к высшим, т.к. одно включает другое.

Конкретные виды движений можно классифицировать по типам и по формам:

а) Первый тип связан с переносом материи, энергии, информации в пространстве и характеризуется тем, что предметы, пребывая в движении, остаются устойчивыми в своих существенных характеристиках, то есть не изменяют своего качества. Примеры: идущий человек, включённый телевизор.

б) Движения второго типа сопровождаются перестройкой внутренней структуры предметов, что ведет к изменению качеств первоначальной вещи и превращении её в совершенно другую вещь.

Такой тип движения, которому свойственны также необратимость и определённая направленность, называется развитием. Примеры: эволюционные процессы в звёздах, рост различных организмов.

Материальным субстратом психики является центральная нервная система, кора головного мозга, а механизмом - происходящие здесь аналитико-синтетические процессы. В ходе биологической эволюции мозг развился как сложная кибернетическая система, включающая в себя несколько этажей: стволовая часть мозга (регулирует физиологические функции организма), подкорковые образования (выполняют вегетативные функции организма и служат субстратом эмоций), кора головного мозга (непосредственный материальный носитель высших психических функций, на базе которых возникает сознание).

Проблема "сознание и мозг" включает два главных аспекта. Первый - как соотносятся явления сознания с физиологическими процессами в мозгу (психофизиологическая проблема). Второй аспект, тесно связанный с первым, соотношение идеального и материального.

Психофизиологическую проблему материализм и идеализм решали по-разному. Физикализм отождествляет сознание и физические процессы - сознание признается нейрофизическим, биологическим и, в конечном счете, физическим явлением и, как качественно особая реальность, не существует.

Вульгарный материализм полагает, что мысль неотделима от мыслящей материи, физическое и психическое - это единая материя.

Солипсизм в подходе к качественному своеобразию сознания отрицает существование материи и утверждает, что сознание индивида - единственная достоверная реальность, а материальный мир - лишь его порождение.

Собственно материалистическое решение проблемы соотношения психического и физиологического состоит в признании психофизиологического единства, основу которого образует материальный, физиологический процесс, а психическое, идеальное составляет его внутреннюю сторону - сторону отражения.

Однако экспериментальный опыт показывает, что мозг не мыслит, ибо психический процесс вынесен за его пределы. Функционирование психики человека есть функционирование его души, а не мозга, но оно протекает под явным его влиянием. Человеческий мозг не только связан с душой, но и демонстрирует положительную обратную связь между уровнем и темпами своего развития: чем сложнее и совершеннее становится ЦНС, тем интенсивнее она развивается и совершенствуется.

Философско-реалистическое направление в понимании источников сознания выделяет следующие факторы. Во-первых, внешний предметный и духовный мир, природные, социальные и духовные явления отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов (отображениях, копиях, символах предметного мира). Вторым источником сознания является социокультурная среда. Индивид обладает способностью смотреть на мир глазами общества. Третьим источником сознания выступает весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний. Четвертый источник сознания - мозг как макроструктурная природная система.

Пятый источник сознания - космическое информационно-смысловое поле, одним из звеньев которого выступает сознание индивида. Зависимость биополя (ауры) от материальной и духовно-нематериальной составляющих природы человека. "Чакра" - канал передачи энергии от духовно-нематериальной составляющей человека к его физическому телу (мозгу).

Является ли психическое атрибутом человека или это явление надчеловеческое, космическое? По этому вопросу сложилось несколько основных подходов. Первый (представлен в религиозных течениях) рассматривает сознание как космическое образование: божественный разум, надмировое начало - творец природы и человека. В рамках этого подхода сознание определяется как "живое тело космоса", "всепроникающий эфир", "океаноподобный абсолют", "информационное поле космоса". К данному подходу относится метод "трансцендентальной медитации" - отношение сверхчувственного общения с потусторонним (трансцендентальным) разумом. Тейяр де Шарден считал, что сознание присуще всей материи и представляет собой ее внутреннюю сторону, ее сокровенность.

Идея о космической природе сознания (сознание вписано в ДНК и развивается как на планете, так и во внеземном существовании) находит свое воплощение в теории М. Талбота: Вселенная - это гигантский разум, а мышление - это результат взаимодействия полей, которые организуют материю. Макс Планк считал, что правит природою Всемогущий разум, независимый от мыслящего человечества. Гипотезы надчеловеческой природы сознания перекликаются с анимизмом первобытного мышления (верой в одушевленность каждой вещи), с представлениями о связи души человека с мировой душой в древнеиндийских учениях, с признанием всеобщей одушевленности материи (гилозоизм). Из признания космической природы сознания следуют версии его происхождения, не связанные с антропогенезом: они или признают вечность существования разума Вселенной или связывают его возникновение с более глобальными процессами происхождения Вселенной.\

  1. Теория нематериальной природы психики

Современной науке такая приверженность устаревшим знаниям о тех или иных явлениях Природы получила наименование «нагруженности теорией», которая влияет не только на интерпретацию фактов, но и на планирование новых экспериментов, которые в большинстве случаев исходно строятся под некую устаревшую теорию. Такие эксперименты закономерно не только подтверждают доминирующие заблуждения, но и служат основой для новых теоретических схем и объемного финансирования новых научных разработок, в ряде случае не ведущих никуда.

В информационную эпоху для всех аспектов жизни общества самыми значимыми становятся идеи и представления о психике, от постановки и решения которых напрямую зависит развитие философии, социологии, политологии, соматической медицины, психиатрии, психологии, решение проблем информационного взрыва, субъектов высоких технологий, системы «промывки мозгов», искусственного интеллекта и т.д.

Информация современной академической наукой общепризнанно характеризуется как нематериальный фактор. Напомню, что еще создатель кибернетики Н.Виннер обосновывал, что информация — это не материя и не энергия, информация — это информация (3). Общепризнанным фактом в академической науке это стало несколько позднее. Материальны только носители информации (биологические, бумажные, электронные и т.д.). Нужно признать, что определение Н.Винера далеко не самое лучшее. Точнее было бы сказать, что информация - это структура, принадлежащая к категориям идеального (к этому термину мы еще вернемся ниже).

Тем не менее, являясь нематериальной, любая информация обретает (именно обретает, а не имеет исходно!) ряд количественных и качественных характеристик. Она может быть нейтральной, эмоционально насыщенной, устрашающей, правдивой, ложной и т.д., но все эти характеристики появляются только при наличии субъекта восприятия информации, причем у разных субъектов одна и та же информация может вызывать абсолютно разные психические реакции (вспомним 11 сентября 2001: траур в США и ликующая толпа в Ливии).

Само по себе наличие информации на каком-либо носителе (вне субъекта или при отсутствии субъекта) – фактически не существует. Лишь живые существа (и в самой высокой степени – человек) могут являться одновременно и субъектами восприятия, и производителями, и носителями, и хранителями, и верификаторами нематериальной информации.

Укоренившиеся представления о мозге, как вместилище всех психических функций породили массу заблуждений, которые давно вошли в обыденную речь, а в науке привели к известному феномену «нагруженности теорией» (когда все, что лежит за пределами главенствующей научной доктрины исходно отметается). Совершенно привычными стали фразы о том, что «у кого-то не все в порядке с нервами», хотя нервы – это просто проводники; другой вариант: «мне пришло в голову», но приходит не в голову, а «на ум» и т.д. В целом, идентификация нервного и психического на уровне обыденного сознания и даже научного знания – запредельна. С удивлением читаю труды современников – физиологов, психологов и психиатров, где сплошь и рядом фразы: «мозг опознал», «мозг дал команду», «мозг проанализировал» и т.д. В целом, фраза о том, что «человек думает головным мозгом», звучит столь же нелепо, как если бы кто-то утверждал, что мы ходим спинным мозгом, исходя из того, что все двигательные импульсы замываются именно на этом уровне.

Обратимся еще раз к метафорическому объяснению: не компьютер что-то помнит, находит, считает или анализирует. Все это делает нематериальное программное обеспечение, без которого компьютер – это просто железо. Точно также мозг (без сформированной под воздействием социума психики) - это просто биологический субстрат, ткань (а при наиболее частном подходе – синапсы, химические медиаторы, нервные центры и проводники нервных импульсов; не более того).

При этом всеми современными науками о человеке вообще не замечаются коренные отличия нервной системы от психики. Их несколько, но главное: здоровая психика способна отличать воображаемые стимулы от реальных. Нервная система и на те, и на другие может реагировать практически одинаково. На этом основаны все техники внушения и самовнушения, когда например, представление о том, что рука погружена в горячую воду, тут же сопровождается повышением температуры кожных покровов кисти, а представление спринтерского бега на 100 метров, тотчас сказывается на частоте пульса.

Здесь уместно вспомнить уже хрестоматийные опыты Ж. Шарко с внушенными параличами, которые поражали руку (не владеющей медицинскими знаниями) пациентки не в соответствии с зонами иннервации, как это бывает при реальных параличах, а как руку в целом – то есть так, как она была представлена в индивидуальном сознании пациентки. Странно, но ни Ж.Шарко, ни З.Фрейд, ни В.М.Бехтерев (наблюдавшие эти опыты) не сделали естественного и даже напрашивающегося вывода: не нервная система управляет психикой, а (по крайней мере, применительно к этому конкретному случаю) психика управляет нервной системой.

Идеи о возможности влияния психики на соматические функции (сформулированные Й.Гейнротом в 1818) были революционными, категорически противоречили представлениям о неких «мозговых структурах психики» и именно поэтому так долго (более 100 лет) не принимались официальной наукой, существуя преимущественно на уровне обыденного сознания (6). Образно говоря, там, где врачи терялись в вопросах этиологии заболевания, сам пациент или его родственники легко диагностировали наступление «болезни от горя» или «из-за несчастной любви». Постепенное признание концепции психосоматической патологии, казалось бы, дезавуировало почти утвердившиеся в медицинской науке представления об идентификации психической феноменов и их материальных носителей - мозга, физиологических и биохимических процессов. Однако это открытие долгое время осталось как бы незамеченным ни в психиатрии, ни в медицине в целом.

В 30-е годы ХХ века признание влияния психики на сому все-таки состоялось, появились психосоматические общества врачей и специализированные психосоматические отделения. Но за пределами психосоматических клиник это не так уж существенно повлияло на сложившиеся в течение двух тысячелетий подходы к терапии психических и психосоматических расстройств. Эта терапия, по-прежнему, осуществляется преимущественно путем лечения того или иного органа и психофармакологического воздействия на соматические структуры мозга. Фактически, этим как бы негласно признается, что психика – это таки набор неких химических реакций или некое производное мозговых структур, примерно такое же, как желчь относительно печени.

  1. Квантовые процессы как основа психики. Гипотезы Пенроуза и Хамероффа

В начале ХХ века появилась удивительная теория физической науки – квантовая механика. Несмотря на то, что даже сегодня ее выводы трудны как для подтверждения, так и для опровержения, в силу своей неоднозначности и уникальных парадоксов она вынуждает великие умы заниматься поиском ответов на вопросы о том, как устроена Вселенная и материя, как разум и сознание человека воздействуют на квантовые системы и объективную реальность.

По этой причине квантовой теории выделяется особое место среди прочих физических теорий. Но обусловлено это еще и переменами, которые привнесла эта теория в понимание и восприятие окружающего мира. Сегодня многим исследователям приходится искать ответы на физические, психологические, философские и метафизические вопросы.

Квантовая механика в корне меняет представление человека о мироздании, но большинство ее аспектов остаются непонятными. И чтобы понять суть взглядов на природу человеческого сознания и бытия с точки зрения квантовой психологии, сначала нужно поговорить именно о механике.

С позиции квантовой механики и ее видения реальности, человек – это не просто живой материальный механизм, но сложноорганизованное и взаимосвязанное существо с уникальной природой, простирающейся через время и пространство.

Рассматривая человека именно так, есть повод утверждать, что все наши мысли, поступки и действия оказывают влияние и на нас, и на среду, в которой мы живем.

Сложнейшая и имеющая множество уровней организация Вселенной управляется своими законами. Классическая механика описывает материальные явления с помощью законов Ньютона. Но если мы перейдем на атомный и субатомный уровни, то сразу же столкнемся с законами квантовой механики. Чтобы понять их смысл было проще, стоит рассмотреть несколько наиболее важных особенностей квантово-механических явлений:

  1. Нелокальность и целостность. Квантовые состояния двух и более объектов взаимосвязаны. И эта взаимосвязь способна сохраняться, даже если между объектами огромные расстояния. Это явление, кстати, является одним из известных логических парадоксов – парадоксом Эйнштейна-Подольского-Розена.

  2. Влияние наблюдателя и условий наблюдения на квантовые явления. При измерении квантовых явлений проявляется редукция волновой функции, когда многообразие состояний (до измерения частица пребывает в любых возможных состояниях одновременно) переходит к одному состоянию. Простыми словами об этом написано в нашей статье «Кот Шредингера».

  3. Динамика квантовых явлений. В силу вступают такие процессы как возникновение, распад и уничтожение частицы, а также рождение виртуальных частиц.

Современная наука вынуждена создавать междисциплинарный подход, что приводит к необходимости сближения разных направлений. Так, естествознание, философия, химия, биология и медицина начинают объединяться вокруг физики, что позволяет составить более полноценную картину мира.

Но здесь крайне важно конкретно психологическое знание, ведь все упомянутые области, так или иначе, связаны с психологией и обладают общими психологическими корнями. Наука в целом связана с актами субъективного восприятия составляющих ее феноменов, а восприятие обусловлено ощущениями, которые самым прямым образом относятся к сфере психологии.

Одна из наиболее актуальных проблем квантовой механики, особо значимая для психологии, состоит во взаимоотношениях и разграничении субъекта и объекта познания, сознания и материи.

На сегодняшний день можно найти немало интересных подходов и разработок, пытающихся объяснить работу центральной нервной системы и процессов, происходящих в нейронах, с точки зрения квантовой механики.

Мозг представляется нейро-квантовым компьютером. Важная его особенность состоит в том, что он по своей природе способен создавать неделимые целостные образы, в которых отражается содержание мыслительных процессов. И это как раз и говорит о его квантовых способностях. Пионерами в этой области стали ученые Стюарт Хамерофф и Роджер Пенроуз. Благодаря их теории квантового нейрокомпьютинга с 1995 года стали более детально изучаться на квантовом уровне нейрофизиологические процессы.

Появилось предположение, что когда нейроны мозга достигают конкретного уровня суперпозиции, появляется сознание: все, способные быть, состояния нейронов приводятся к одному состоянию. Но здесь основное значение имеет квантовая гравитация, и исключительно с ее помощью создаются целостные представления, мысли и образы; исключительно она представляет собой естественную форму работы сознания.

Беря во внимание это положение, можно сказать, что все мысли обусловлены определенными положениями нейронов и их сетей. Причем они касаются не только отдельных мыслительных актов, но и всей психики вообще.

С помощью этого механизма можно описать любой выбор, совершаемый сознанием, т.к. оно выбирает какой-то один вариант из многообразия вариантов и образов действительности, которые хранятся в области бессознательного в опыте человека.

Важно заметить, что упомянутая нами выше теория квантового нейрокомпьютинга ставит акцент на значении особых микротубул. Они представляют собой белковые образования и составляют цитоскелет мозговых нейронов, являются самоорганизующимися системами, принимающими участие в возникновении и организации квантовых колебаний мозга.

Вообще, понятие «квантовая психология» появилось в 90-х годах прошлого столетия. Изучением этого вопроса занимались такие выдающиеся ученые как Кристи Л. Кеннен, Стефен Волински и Роберт Уилсон. «Квантовая психология» последнего стала бестселлером, заслужившим мировую известность. А что касается отечественных исследователей, то здесь можно выделить Михаила Заречного, Андрея Нефедова, Сергея Доронина, Николая Дерябина и других.

Квантовая психология, невзирая на свою молодость, стала все глубже проникать в жизнь современного человека. Сегодня под ней понимается направление психологии, изучающее реальность как неотделимую от коллективного и индивидуального сознания, а также исследующее возможность воздействия не только мира на человека, но и человека на мир. Кстати, если вы читали «Трансерфинг реальности» Вадима Зеланда или слышали о нем, знайте, что он входит в число направлений квантовой психологии.

Всего можно выделить четыре базовых принципа, на которых основывается квантовая психология:

Человек является квантом интеллектуальной системы Вселенной, и их процессы и алгоритмы эволюционного развития взаимосвязаны

Вселенная и ее интеллектуальные системы меньшего порядка подчинены стратегическому управлению и непрекращающемуся процессу поддержки на каждом этапе жизненного цикла

Человек – это упорядоченная наносистема, в которой протекают свои нанопроцессы, состоящие из вещества и энергоинформационных компонентов

Информационное общество как эволюционный этап развития человечества на Земле основано на сингулярности сознания человека, базирующейся на единстве и взаимосвязи вещества и энергии во Вселенной (включая процессы трансформации и преобразования)

Исходя из того, что квантовая психология строится на открытиях и феноменах из области квантовой механики, человеческая личность и материя, которая его окружает, рассматриваются в качестве неделимой единой вселенской системы.

Базовые принципы квантовой психологии указывают на то, что есть скрытый от человека слой реальности. Его нельзя потрогать или увидеть, но он служит основой субатомного единства. И здесь прослеживается явная взаимосвязь с коллективным бессознательным, о котором все мы знаем благодаря трудам Карла Густава Юнга. Таким образом, есть смысл говорить о существовании человека одновременно в разных реальностях.

Первая реальность – это реальность объектов, которую мы видим. Также есть реальность макроскопическая и реальность атомов и атомных ядер.

Это разные миры, подчиняющиеся своим законам и своему языку, но эти миры взаимодействуют друг с другом.

Как известно, люди состоят из невероятного количества атомов, в то же время этими атомами и являясь.

А если вспомнить положение о всеобщем единстве, открытом физиками, получается, что мы являемся одним целым с миром, в котором живем. Даже Альберт Эйнштейн говорил о том, что человек есть часть целого, называемого Вселенной.

Но принципы квантовой механики можно применить и к психодиагностике человека, в которой представления о личности имеют много общего с представлениями о квантовых системах.

К примеру, любое психическое состояние в конкретных условиях, можно представить в виде той самой редукции волновой функции. Соответственно, о личности нельзя говорить, как о статичном образовании.

Какие-либо личностные черты могут проявляться в зависимости от состояния человека и воздействия, оказываемого на него окружающей средой. Получается, что при изменении условий можно получать и разные личностные характеристики. Если же учесть принцип суперпозиции, то до начала измерений мы не можем с уверенностью судить о состоянии человека.

Представления квантовой психологии указывают на то, что человек обладает квантовым сознанием, находящимся в процессе непрерывной эволюции и согласованным с процессами эволюции человечества в целом.

К этому процессу можно отнести и гармонизацию человека, проявляющуюся в стремлении согласовать его ментальные процессы и физические состояния с окружающей действительностью вселенского масштаба.

Еще в 70-х годах 20 века советский кибернетик и математик Владимир Чавчанидзе говорил, что человеческое сознание является особым видом энергоинформационной материи, которое необходимо описывать с помощью квантовой теории.

Эти сознания управляются взаимосвязанными волнами, а объединение сознаний приводит к созданию масштабных энергоинформационных сущностей, влияющих на эволюции человечества.

Обобщая вышесказанное, можно сказать о нескольких задачах, которые должна стремиться решать квантовая психология:

  • Определять свои частные и общие закономерности

  • Разрабатывать свой теоретико-методологический аппарат

  • Обосновывать свой научный статус и место среди прочих направлений науки

  • Разрабатывать свои методы исследования и решения практических задач

  • Освещать с научной точки зрения квантово-психологические принципы, позволяющие понять глубинную природу мира и место человека в нем

  • Выявлять ключевые процессы сознания и устанавливать их роль в устройстве мироздания

  • Разрабатывать способы психотерапевтической помощи и способствовать раскрытию внутреннего потенциала человека

  • Разрабатывать квантово-психологические эталоны развития человека во взаимосвязи с Вселенной

Не менее важно отметить также, что интерес к квантовой механике и развитие квантовой психологии привели к тому, что внимание ученых все больше фокусируется на изучении современных электронных технологий и использовании в их основе квантовых законов. Уже сегодня созданы механизмы, работающие по этому принципу.

С их помощью изучается мозг и его активность, а получаемые данные способствуют созданию новых научных положений, касающихся и психологии. Вместе с этим квантовая терапия, применяющая специализированные приборы, начинает применяться и в психиатрии.

Рассматриваются три точки зрения на сознание.

  1. Сознание возникло в ходе обычных физических процессов в результате биологической адаптации мозга и нервной системы. Таким образом сознание не является существенным (intrinsic) свойством вселенной. Наука в духе материализма, когда у сознания нет своей отчетливой роли.

  2. Сознание является отдельным свойством, которое не контролируется законами физики. Дуализм или спиритуализм, когда сознание лежит вне науки.

  3. Сознание появляется из физических событий, которые всегда существовали во вселенной как элементы некогнитивного протосознания. Таким образом сознание является существенным свойством вселенной. Является наукой, когда сознание находится на уровне фундаментальных законов, которые еще недостаточно известны.

Должно быть понятно, что Хамерофф и Пенроуз относят свою позицию к последнему случаю. Забегая вперед могу сказать, что сознание в статье понимается в духе квалиа и своей задачей авторы статьи видят в натурализации квалиа.

Организованная объективная редукция (Orch OR) - это теория, которая постулирует, что сознание возникает на квантовом уровне внутри нейронов, а не общепринятое мнение о том, что оно является продуктом связей между нейронами. Считается, что механизм представляет собой квантовый процесс, называемый объективной редукцией, который управляется клеточными структурами, называемыми микротрубочками. Предполагается, что теория может ответить на сложную проблему сознания и обеспечить механизм свободной воли.[1] Гипотеза была впервые выдвинута в начале 1990-х годов Нобелевским лауреатом по физике Роджером Пенроузоми анестезиолог и психолог Стюарт Хамерофф. Гипотеза объединяет подходы молекулярной биологии, нейробиологии, фармакологии, философии, квантовой теории информации и квантовой гравитации.

В то время как основные теории утверждают, что сознание возникает по мере увеличения сложности вычислений, выполняемых нейронами головного мозга,Orch OR утверждает, что сознание основано на невычислимой квантовой обработке, выполняемой кубитами, сформированными коллективно на клеточных микротрубочках, процесс, значительно усиленный в нейронах. Кубиты основаны на колеблющихся диполях, образующих наложенные резонансные кольца в спиральных путях по всей решетке микротрубочек. Колебания являются либо электрическими, из-за разделения зарядов от лондонских сил, либо магнитными, из-завращение электрона — и, возможно, также из-за ядерных спинов (которые могут оставаться изолированными в течение более длительных периодов), которые происходят в диапазонах частот гигагерц, мегагерц и килогерц. Оркестровка относится к гипотетическому процессу, посредством которого соединительные белки, такие как белки, связанные с микротрубочками (MAPs), влияют или управляют уменьшением состояния кубита путем изменения пространственно-временного разделения их наложенных состояний. Последнее основано на Теория объективного коллапса Пенроуза для интерпретации квантовой механики, которая постулирует существование объективного порога, управляющего коллапсом квантовых состояний, связанного с различием кривизны пространства-времени этих состояний в мелкомасштабной структуре Вселенной.

Организованная объективная редукция с самого начала подвергалась критике со стороны математиков, философов, и ученые. Критика была сосредоточена на трех вопросах: интерпретация Пенроузом теоремы Геделя; абдуктивные рассуждения Пенроуза, связывающие невычислимость с квантовыми событиями; и непригодность мозга для размещения квантовых явлений, требуемых теорией, поскольку он считается слишком "теплым, влажным и шумным", чтобы избежать декогеренции.

Если верно, аргумент Пенроуза–Лукаса оставляет открытым вопрос о физической основе невычислимого поведения. Большинство физических законов вычислимы и, следовательно, алгоритмичны. Однако Пенроуз определил, что коллапс волновой функции является основным кандидатом на невычислимый процесс. В квантовой механике частицы рассматриваются иначе, чем объекты классической механики. Частицы описываются волновыми функциями, которые эволюционируют в соответствии с уравнением Шредингера. Нестационарные волновые функции представляют собой линейные комбинации собственных состояний системы, явление, описываемое принципом суперпозиции. Когда квантовая система взаимодействует с классической системой, то есть когда измеряется наблюдаемое, система, по—видимому, разрушается до случайного собственного состояния этого наблюдаемого с классической точки зрения.

Если коллапс действительно случайный, то ни один процесс или алгоритм не может детерминистически предсказать его результат. Это дало Пенроузу кандидата на физическую основу невычислимого процесса, который, как он предположил, существует в мозге. Тем не менее, ему не нравилась случайная природа экологического коллапса, поскольку случайность не была многообещающей основой для математического понимания. Пенроуз предположил, что изолированные системы все еще могут подвергаться новой форме коллапса волновой функции, которую он назвал объективной редукцией

Существенной особенностью теории Пенроуза является то, что выбор состояний, когда происходит объективная редукция, не выбирается ни случайным образом (как выбор после коллапса волновой функции), ни алгоритмически. Скорее, состояния выбираются "невычислимым" влиянием, встроенным в планковскую шкалу геометрии пространства-времени. Пенроуз утверждал, что такая информация является платонической, представляющей чистые математические истины, что связано с идеями Пенроуза о трех мирах: физическом, ментальном и платоновском математическом мире. В "Тенях разума" (1994) Пенроуз кратко указывает, что этот платоновский мир мог также включать эстетические и этические ценности, но он не придерживается этой дальнейшей гипотезы.

Аргумент Пенроуза–Лукаса подвергся критике со стороны математиков, ученые-компьютерщики и философы, и консенсус среди экспертов в этих областях заключается в том, что аргумент терпит неудачу с разными авторами, атакующими разные аспекты аргументации. Мински утверждал, что, поскольку люди могут считать ложные идеи истинными, человеческое математическое понимание не обязательно должно быть последовательным, и сознание может легко иметь детерминированную основу. Феферман утверждал, что математики прогрессируют не путем механистического поиска доказательств, а путем проб и ошибок, понимания и вдохновения, и что машины не разделяют этот подход с людьми.

Вклад Хамероффа в теорию вытекает из его изучения нейронного цитоскелета, и в частности микротрубочек. По мере развития неврологии роль цитоскелета и микротрубочек приобретает все большее значение. В дополнение к обеспечению структурной поддержки, функции микротрубочек включают аксоплазматический транспорт и контроль движения, роста и формы клетки.

Orch OR сочетает аргумент Пенроуза–Лукаса с гипотезой Хамероффа о квантовой обработке в микротрубочках. Предполагается, что, когда конденсаты в мозге подвергаются объективному уменьшению волновой функции, их коллапс связывает принятие решений без вычислений с опытом, встроенным в фундаментальную геометрию пространства-времени. Теория далее предполагает, что микротрубочки как влияют, так и находятся под влиянием обычной активности в синапсах между нейронами.

Гипотеза Хамероффа 1998 года требовала, чтобы кортикальные дендриты содержали в основном микротрубочки решетки "А"[60], но в 1994 году Kikkawa et al.показано, что все микротрубочки in vivo имеют решетку "B" и шов.

Orch OR также требовал щелевых соединений между нейронами и глиальными клетками, однако Бинмеллер и др. в 1992 году доказали, что они не существуют во взрослом мозге.Исследование In vitro с первичными нейрональными культурами показывает доказательства электротонической (щелевой связи) связи между незрелыми нейронами и астроцитами, полученными из эмбрионов крыс, извлеченных преждевременно с помощью кесарева сечения; однако Orch ИЛИ утверждение состоит в том, что зрелые нейроны электротонически связаны с астроцитами во взрослом мозге. Таким образом, Orch ИЛИ противоречит хорошо документированномуэлектротоническое отделение нейронов от астроцитов в процессе созревания нейронов, о котором говорится в Fróes et al.следующим образом: "коммуникационная связь может обеспечивать метаболические и электротонические взаимосвязи между нейронными и астроцитарными сетями на ранних стадиях нейронного развития, и такие взаимодействия ослабевают по мере прогрессирования дифференцировки".

Были выдвинуты и другие критические замечания, основанные на биологии, в том числе отсутствие объяснения вероятностного высвобождения нейротрансмиттера из пресинаптических аксонных окончаний и ошибка в вычисленном количестве димеров тубулина на кортикальный нейрон.

В 2014 году Пенроуз и Хамерофф опубликовали ответы на некоторые критические замечания и пересмотр многих второстепенных предположений теории, сохранив при этом основную гипотезу.

5. Теория отражения, виды уровни отражения

Основы теории отражения были заложены В. И. Лениным, благодаря чему эта диалектике-материалистическая концепция по праву носит название ленинской теории отражения. В. И. Ленин показал основополагающее значение принципа отражения как методологического и общенаучного требования. В основном законе отражения В. И. Ленин формулирует идею объективности существующего вне нас материального мира: «...отображение не может существовать без отображаемого, но отображаемое существует независимо от отображающего»1. Разрабатывая тезис о соотношении материи и сознания, В. И. Ленин наметил путь для плодотворных исследований средствами специальных наук. Он показал, чти чувственный образ представляет собой органическое единство непосредственного восприятия и следов прошлых впечатлений, объективного и субъективного, формы и содержания.

Для понимания психической активности образа как идеального ключевым является положение о психике, сознании как особом свойстве высокоорганизованной материи, имеющем функцию ориентировки и организации творческой деятельности человека в окружающем мире.

Содержание принципов отражения В. И. Ленин связывает с активным практическим преобразованием мира, с активной переработкой получаемых извне воздействий и сведений. Он формулирует положения, относящиеся к элементарным актам и простейшим формам отражения, разрабатывает вопрос о свойствах отражения в неживой природе.

Отражение в биологических системах. Само понятие отражения достаточно многогранно и сложно, а потому далеко не очевидно по своей природе. Наиболее полным выглядит следующее определение: «Отображение есть особый продукт действия в определенных условиях одной материальной системы на другую, воспроизведение в преобразованном виде особенностей первой из систем (отображаемой) в отражение—следствие, результат, причина же находится вовне, она независима от своего следствия. При этом форма отражения действительности в наших ощущениях, понятиях, теориях субъективна', следовательно, отображение зависит не только от отображаемого объекта, но и от природы отображающей системы, ее текущих состояний, ее истории.

Биологическая форма отражения реализуется благодаря взаимодействию живой системы с внешней средой ее обитания. Биологическое отражение представляет собой сплав, получающийся от соединения отражаемого и отражающего. Организмы выработали два основных типа биологического отражения: относительно постоянное — статическое, имеющее в качестве своих носителей различные морфологические образования, и динамическое, носителем которого является психическое. Последнее также бывает двух видов: кратковременные приспособительные реакции и реакции долговременного приспособления.

Адекватность отражения. В. И. Ленин писал, что ощущение возникает в результате действия материи на чувствительные аппараты нашего тела, «оно есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания»^. «Ощущение есть субъективный образ объективного мира»3, «...ощущение, восприятие, представление и вообще сознание человека принимается за образ объективной реальности»4. Применительно к гносеологии образ должен соответствовать, должен быть адекватным отображаемому предмету, явлению.

Проблема адекватности отражения, т. е. степень соотнесения наших представлений с реально существующим миром, одна из самых древних и вместе с тем вечно новых и остро обсуждаемых проблем. От ее решения в материалистическом или субъективно-идеалистическом плане зависит сущность нашего отношения к окружающей действительности. Прежде всего, что вкладывать в понятие адекватности образа? «Познание, пишет В. И. Ленин,— есть отражение человеком природы. Но это не простое, не непосредственное, не цельное отражение, а процесс ряда абстракций, формирования, образования понятий, законов»1.

Говоря об адекватности, следует отбросить вульгарно-материалистическое понимание образа, под которым подразумевается формирование в мозге точной фотографической копии воспринимаемого объекта.

Контакт с внешним миром, воздействие его на организм возможны благодаря высокоспециализированным аппаратам нервной системы —рецепторам. Современная физиология располагает достаточно четкими сведениями о работе органов рецепции и высших уровней мозга, которые служат убедительной основой для постулирования положения об адекватности отражения (А. С. Батуев, Г. А. Куликов, 1983).

Образный характер отражения. Под понятием «образ» мыслится такой результат познания субъектом объекта, упорядоченность элементов которого в принципе соответствует упорядоченности свойств, связей и отношений объекта (оригинала), причем эта упорядоченность (структура) функционально отделена субъектом от субстрата образа и непосредственно для носителя существует в субъективно-идеальной форме (В, С. Тюхтин, 1972).

Живой организм поддерживает состояние устойчивого неравновесия, сохраняя ряд своих параметров в ограниченных диапазонах, т. е. обеспечи-- вая гомеостаз.

Все поведенческие акты направлены в конечном и tore на обеспечение относительного константного состояния организма в непрерывно меняющейся среде благодаря поступлению информации как из внешнего пространства, так и из внутренней сферы самого организма.

Однако прежде чем произойдет та или иная приспособительная реакция, осуществляется процесс восприятия сигналов. Сигнал—это некая величина, отражающая определенным образом состояние физической системы. Но живой организм заинтересован не в самих воздействиях как таковых, а в том, о чем они сигнализируют, и соответственно не в оценке их физических параметров, а в тех соотношениях, которые с их помощью передаются. Вместе с тем понятно, что отнесение сигнала к тому или иному классу, т. е. его распознавание, неизбежно основано на выделении ряда физических характеристик, образующих область признаков данного класса сигналов.

Всякое чувственное отображение базируется на взаимоотношении в нем знаковых и образных моментов. В отличие от образа знак — это такой компонент психического отражения, который не имеет познавательно-образного сходства с соответствующим ему элементом или свойством объекта-оригинала. Если образ воспроизводит структуру оригинала с определенной степенью адекватности, то знаки такой структуры не воспроизводят. Но они воспроизводят в самом субъекте образы объектов-оригиналов, возникших в результате предшествовавших актов отражения. Простейшим примером естественных знаков являются модальности ощущений, из которых в результате движений и предметных действий формируются образы объектов, отображающие их структуру.

Основная специфика высших форм отражения, наиболее прогрессивно совершенствующаяся в ходе эволюции,— извлекать информацию для самих себя и в то же время абстрагироваться от материального носителя этой информации. В отражающей системе мозга в результате взаимодействия с отражаемым объектом извлекается упорядоченность, соответствующая источнику отражения, а ее материальный носитель функционально исключается. Эта сторона отражения выражает его активный, творческий характер.

В каждый момент времени извлекается не вся информация, а лишь та, которая необходима для отражающей системы, ибо в процессе отражения последняя меняется, испытывает преобразования внутри себя. Эти изменения, соответствующие какой-либо стороне воспринятого объекта, функционально выделяются и используются отражающей системой в качестве фактора самоуправления для сохранения ее качественной определенности. Поэтому построение образа определяется не субстанциональными, а функциональными параметрами на основе извлечения информации как неотъемлемого свойства отражаемого объекта. Сигнальный характер биологических форм отражения заключается в том, что организм извлекает информацию в соответствии как с наследственно фиксированной программой, так и с доминирующими в данный момент потребностями.

Избирательность (активность) отражения. В избирательности биологического отражения полнее всего проявляется целесообразный характер реакций организма, его действий, его поведения. При длительном многократном воздействии фактора внешней среды в организме возникает качественно новое явление — остается определенный след. Следовые процессы долговременной памяти — важнейший компонент в системе приспособительных реакций организма.

Хотя отражение всегда вторично по отношению к своему оригиналу, П. К-Анохин (1968) выдвинул идею о существовании в животном мире «опережающего отражения». Логика гипотезы П. К- Анохина в том, что в долговременную память записываются только неоднократно повторяющиеся события. Та последовательность воздействий внешних событий, которая наблюдалась ранее, может с достаточной полнотой воспроизводиться в памяти, когда восприняты еще только сигнальные признаки начальных звеньев данной последовательности. Тогда отображение одного из таких событий, сопоставляемое с прошлыми отображениями других, приобретает характер отображения не единичных объектов, а целого класса объектов. Учитывая непременное участие прошлого жизненного опыта в любых актах биологического отражения и при формировании целей, планов, программ, следует признать опережающий характер обязательным свойством отражательной деятельности мозга, которая испытывает существенные преобразования в эволюции живых существ.

Согласно распространенному представлению образ-след записывается в долговременную память в том случае, если в прошлом вероятность встречи с этим объектом была высокой. Использование же образов-следов для опережающего отражения действительности, т. е. будущих событий и их последствий, с неизбежностью должно носить вероятностный характер при оперировании субъекта в непрерывно меняющейся внешней среде. Поэтому, чтобы сохранить свое приспособитель-ное значение, образы-следы, соответствующие элементам прошлого жизненного опыта, должны характеризоваться избыточностью по отношению к вызвавшему их объекту.

Рассматривая проблему сходства образа и отражаемого объекта, необходимо учитывать два обстоятельства: во-первых, та или иная степень адекватности достигается во времени не мгновенно, а постепенно; во-вторых, окончательная оценка адекватности производится при соотнесении нового образа с его нервной моделью, созданной ранее на основе всего комплекса воздействий и прежнего жизненного опыта, т. е. долговременной памяти.

Иначе говоря, критерием адекватности, как указывал В. И. Ленин, является опыт, практика, которые фиксируются в виде следов и в дальнейшем служат эталонами для оценки новой информации. «В мозгу человека отражается природа. Проверяя и применяя в практике своей и в технике правильность этих отражений, человек приходит к объективной истине»1. И далее: «...практика человека и человечества есть проверка, критерий объективности познания»2.

Сегодня с достоверностью установлено, что разные внешние причины могут вызывать ощущения одной н той же модальности, и одна и та же внешняя причина в различных чувствительных органах производит ощущении различных модальностей. Впервые на факт независимости модальности ощущений от природы раздражителя обратил внимание И. Мюллер, который сформулировал закон так называемой специфической энергии. Абсолютизация этого закона привела к представлениям о том, что все ощущения зависят только от природы чувствующего аппарата, а не от объективной реальности, которая таким образом объявлялась непознаваемой. Именно на такой позиции стоял ученик И. Мюллера Герман Гельмгольц, который разработал теорию «иероглифов». Согласно последней в ощущении и восприятии признаются лишь знаки, сигналы, а поэтому ощущения существуют параллельно и независимо от внешнего мира. Такая позиция привела И. Мюллера, Г. Гельмгольца и других крупных ученых к «физиологическому» идеализму и агностицизму, подвергнутых резкой критике В. И. Лениным.

В конце XIX—начале XX в. группа исследователей из Германии организовала научную школу гештальт-психо-логов (гещтальт—форма, структура, нем.), которые провозгласили новую психологическую доктрину: в сознании образуются целостные образы (ге-штальты), не разложимые на сенсорные первоэлементы. Гештальтам присущи собственные характеристики и законы. Гештальтисты проповедовали принцип изначальной упорядоченности сенсорно-интеллектуальных структур и их динамических преобразований. Они утверждали, что образ надо изучать как самостоятельный феномен, а не как простой эффект стимула, а потому физиология изолированных нервных элементов и путей должна быть заменена на физиологию целостных и динамических структур-гештальтов, образование которых при решении задач подчиняется механизмам инсайта — внезапного схватывания отношений.

Наряду с рациональным элементом этой теории, интерес к которой в связи с изучением таких психофизиологических феноменов, как образная память и им-принтинг, существенно возрос, необходимо иметь в виду следующее. Образ у ортодоксальных гештальтистов выступал в виде сущности особого рода, подчиненной собственным внутренним законам и отделенной от действия. Такие методологические предпосылки субъективистского характера, отъединявшие сложные психофизиологические процессы от реальной действительности, повлекли критику гештальтизма.

Субъективный характер отражения. Достижения современной эволюционной физиологии с убедительностью свидетельствуют, что наибольшей точностью и полнотой отражения обладают высшие животные и человек с его способностью к абстрактному мышлению. Возникает вопрос, как с физиологических позиций оценить субъективный характер образа? Преобразование информации в какой-либо сенсорной системе зависит не только от ее свойств и функционального состояния, но практически от всех влияний, воспринимаемых мозгом и запечатленных в памяти. Они накладывают свой отпечаток на характер работы сенсорной системы, меняют ее избирательность, настройку, подвижность бла-вддаря..-участию обратных связей и )йистем межсенсорной интеграции.

Пространственно-временная структура объекта кодируется в мозгу в форме определенной нервной модели, изоморфной внешнему воздействию. Нервная модель есть не что иное, как физиологические основы формирующихся субъективных образов. Последние не сводятся к нервным моделям, между субъективным образом и нервной моделью имеется как принципиальное различие, так и определенное соответствие. Образ не существует в мозгу объективно в виде некоторой уменьшенной материальной копии внешнего предмета. В то же время мозговая нейродинамическая система существует в качестве объективной реальности. Но она не может быть названа образом, так как не обладает предметным характером. Она является кодом отображаемого внешнего объекта (Д. И. Дубровский, 1971).

В нервной модели, не связанной с материальным носителем информации, производится акт абстрагирования от конкретного объекта. Субъективный образ воспроизводит не качество нервных процессов, состояние рецепторов или нейронов мозга, а особенности отражаемых явлений. Иными словами, субъективный образ возникает на базе нервных моделей при декодировании информации и соотнесении ее с реально существующим материальным объектом.

Этот этап отражения, получивший название декодирования, является довольно сложной и далеко не очевидной операцией в динамической структуре познания мира. В содержании образа собственная качественная определенность объекта не угасает, как это имеет место в нервной модели, а демаскируется. Субъективный образ предмета не является неизменным, статичным. Это существует только в абстракции, в действительном восприятии сразу же обнаруживается необходимо присущая образу динамика.

До сих пор одной из нерешенных задач остается объяснение того, как совершается превращение материальных нейродинамических процессов в идеальное, в субъективный образ. Справедливо замечание о том, что пытаться объяснить идеальное анатомо-физиологическими свойствами мозга — такая же наивная затея, как объяснить денежную форму продукта труда физико-химическими свойствами золота (Э. С. Ильенков, 1962). Только исходя из структуры акта взаимодействия, рефлекторного по своему механизму, можно раскрыть сложную динамическую связь между предметом, его образом и материальной основой последнего, ибо содержание внешнего мира отражается субъектом не в формах деятельности мозга, а в формах деятельности субъекта, которые протекают в идеальном плане.

  1   2


написать администратору сайта