Главная страница
Навигация по странице:

  • 5.Какие меры регулирования международной миграции могут быть использованы Европейским Союзом для выхода из сложившейся ситуации Ответ1.

  • 2. Какие условия трансграничной мобильности рабочей силы способствуют притоку в Германию мигрантов из Турции и стран Ближнего востока

  • 3. Оцените влияние миграции на экономику и благосостояние Европейского Союза и стран базирования.

  • 4. В какой мере, с вашей точки зрения, описанная ситуация может быть отнесена к другим странам Европейского Союза

  • 5.Какие меры регулирования международной миграции могут быть использованы Европейским Союзом для выхода из сложившейся ситуации

  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • МИровая экономика и МО Интерактивная деятельность. Решение кейса Кейс содержит индивидуальное задание творческого типа


    Скачать 28.16 Kb.
    НазваниеРешение кейса Кейс содержит индивидуальное задание творческого типа
    Дата08.06.2022
    Размер28.16 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаМИровая экономика и МО Интерактивная деятельность.docx
    ТипРешение
    #579023

    Интерактивная деятельность (решение кейса)

    Кейс содержит индивидуальное задание творческого типа.

    При решении кейса обучающиеся должны:

    1) проанализировать теоретический материал, выделить значимые моменты, влияющие на решение задания;

    2) сформулировать и предложить возможные способы решения индивидуального задания.

    Требования к работе: объем работы 3-5 страниц, Шрифт Times New Roman, 14, одинарный интервал. Критерии оценки: использование материалов кейса, логичность изложения материала, самостоятельность работы.

    Задание
    Одной из самых скандальных изданий в Европе 2010 года стала книга бывшего берлинского сенатора и одного из директоров Бундесбанка Тило Саррацина «Германия: самоликвидация, или как мы ставим на кон свою страну». На почти пяти сотнях страниц автор пугает немцев скорым крахом страны, которую, считает он, вот-вот захлестнет поток необразованных, агрессивных и фанатичных мигрантов-мусульман.

    Еще до того как труд Тило Саррацина появился в продаже, немецкие СМИ и немецкие политики обрушились на него с сокрушительной критикой. Было заявлено, что книга работает на разделение общества, разжигает межнациональную ненависть и глубоко оскорбляет всех жителей Германии.

    Прежние скандальные высказывания Саррацина, сделанные без оглядки на принятые в немецком обществе приличия, настроили против него практически весь политический истеблишмент. В толерантной Германии Саррацин известен своими крайне резкими высказываниями по вопросам интеграции мигрантов и идея о том, что невозможно совмещать социальное государство и массовую им миграцию, вызвала негодование общественности. Уже спустя три дня после представления книги Совет
    директоров Бундесбанка отстранил его от занимаемой должности — «за нанесение ущерба имиджу банка». Канцлер Германии Ангела Меркель «с большим уважением» встретила это беспрецедентное решение банка, увольнение Саррацина поддержали и другие ведущие политики.

    Впрочем, отторжение немцами тезисов Саррацина не настолько однозначно, как может показаться из выступлений ведущих политиков. Согласно опросу Der Spiegel, около 35% простых граждан с одобрением восприняли выступления Саррацина, посчитав его смельчаком, решившимся сказать о давно наболевшем.

    Недовольство немецких бюргеров положением вещей растет тем больше, чем больше мигрантов - мусульман в стране. В 2007 году, согласно данным немецкой Федеральной статистической службы, на территории ФРГ проживало 15,4 млн граждан иностранных государств или граждан Германии в первом поколении. Таким образом, иностранцы и «имеющие иностранное прошлое» жители составляли около 18% населения страны. Не менее 4 млн иностранцев, или чуть меньше 5% населения, составляли выходцы из исламских стран, в первую очередь из Турции, но также из стран
    Ближнего Востока, Африки, Албании и Боснии-Герцеговины.

    Во многих случаях отторжение мусульман немецким обществом имеет вполне конкретные причины. Мало какой немец — даже симпатизирующий мусульманам — готов воспринимать распространенный в турецкой и арабской общинах обычай «убийства чести» или мириться и с тем, что в его стране 15-летних девочек насильно выдают замуж. Никакая другая группа мигрантов не практикует обычаев, настолько контрастирующих с немецким образом жизни, как живущие в Германии мусульмане, создающие настоящие
    «параллельные сообщества» и не желающие знать о стране проживания ничего, кроме адреса ближайшего бюро социальной службы.

    Классическим примером такого эмигрантского гетто с турецко-исламским колоритом является берлинский Нойкелльн. Расположенный в самом центре Берлина, этот район традиционно был малопривлекательным. В годы разделения города кварталы Нойкелльна, принадлежавшие Западному Берлину, примыкали к Берлинской стене. Неудивительно, что здесь жили преимущественно мигранты и бедные слои населения. Сегодня 50% нойкелльнцев составляют иностранцы или граждане Германии в первом
    поколении, прежде всего турки. Среди детей, живущих в этом районе и посещающих школы, доля иностранцев составляет от 80 до 100%. 35% взрослого работоспособного населения Нойкелльна не имеет работы и живет на пособие, среди 25-летних жителей безработных 60%.

    Настоящая трагедия Берлина состоит в том, что социальная апатия, охватывающая турецкое население Нойкелльна, поддерживается обеими сторонами. Турчанки, приезжающие в Германию в статусе невесты из турецкой провинции (зачастую не умеющие читать и писать и довольные грядущим статусом многодетной безработной матери на социальном обеспечении) воспитывают детей в презрении к образованию и
    европейским ценностям. В свою очередь, чиновники немецкой образовательной системы не следят за качеством образования в школах, переполненных турецкими детьми, и считают, что «мигрантам достаточно получать второсортное образование». В более или менее открытой форме такая дискриминация по национальному признаку наблюдается
    на всех ступенях немецкого общества: точно так же, как турецкому первокласснику крайне сложно попасть в «хороший» класс, а носящей платок выпускнице вуза почти невозможно найти хорошую работу.

    Взаимное отторжение и недоверие все чаще пронизывают отношения немецких турок и этнических немцев. Согласно опросам, более 40% проживающих в Германии турок не воспринимают канцлера Меркель как «своего канцлера». Зато десятки тысяч турок собирались на стадионе в Кельне, чтобы поприветствовать приехавшего с визитом в Германию премьер-министра Турции. В свою очередь, немецкое государство с
    подозрением смотрит на проявляющих хотя бы минимальную религиозность мусульман. Носящим платок турчанкам запрещено преподавать в школах, а студентки-мусульманки даже не допускаются до учительской практики, в то время как католические монахини спокойно преподают в школах, облачившись в орденские хабиты.

    Неготовность немецкого общества видеть в числе своих членов граждан-мусульман приводит к резкому сокращению карьерных шансов для турецкой молодежи. В свою очередь, семьи мусульманских мигрантов, часто отличающиеся крайне низким уровнем образования, не считают необходимым убеждать своих детей прилежно учиться. Немецкая социальная система обеспечивает легально находящимся на территории страны мигрантам уровень жизни, считающийся в странах Ближнего Востока вполне высоким. Объем социальных субсидий сохраняется вне зависимости от успехов
    социализации той или иной семьи. Все это довершает дело, создавая и поддерживая целые маргинальные слои населения, в которых единственной реальной карьерой для юноши является карьера в уличной банде, а для девушки — карьера послушной домохозяйки.

    Неудивительно, что безработным является каждый третий проживающий в Берлине иностранец и каждый второй турок. Согласно данным городских социальных служб, в особо неблагополучных районах города есть семьи, где на пособие по безработице живет уже третье поколение мигрантов, привыкших к такой жизни и считающих ее нормой. Именно поэтому слова Саррацина и его сторонников о том, что
    немецкая социальная система привлекает худших представителей стран Ближнего Востока, находят поддержку среди многих добропорядочных немецких бюргеров. Но, как показала история с книгой Саррацина, немецкие политики предпочитают не обсуждать наболевшие вопросы по существу, делая вид, что проблема в книге, а не в устройстве немецкого общества.

    Вопросы к кейсу

    1. Назовите основные причины, обеспечивающие приток мигрантов в Германию.

    2. Какие условия трансграничной мобильности рабочей силы способствуют притоку в Германию мигрантов из Турции и стран Ближнего востока?

    3. Оцените влияние миграции на экономику и благосостояние Европейского Союза и стран базирования.


    4. В какой мере, с вашей точки зрения, описанная ситуация может быть отнесена к другим странам Европейского Союза?


    5.Какие меры регулирования международной миграции могут быть использованы Европейским Союзом для выхода из сложившейся ситуации?

    Ответ
    1. Назовите основные причины, обеспечивающие приток мигрантов в Германию.
    Экономические факторы способствовали массовому оттоку турецкого населения из Турции в европейские страны, в особенности в ФРГ [8, c. 105]. К таким экономическим факторам В. В. Слободенюк в своей статье относит «напряженную ситуацию на рынке занятости, осложнившуюся аграрным перенаселением; кризисные явления в экономике Турции, а значит, вытекающий отсюда растущий уровень безработицы, превратившийся в острую социальную проблему; влияние демографического фактора; рост стоимости жизни в условиях инфляции, повышения цен; низкую заработную плату и так далее» [8, c. 106].

    Исходя из таких экономических факторов, необходимо отметить, что Турецкое правительство наоборот только поощряло экспорт рабочей силы из страны, так как они считали, что это поможет разрешить тяжелую социально-экономическую ситуацию в стране. В итоге, политика устройства турецких граждан на работу в Европейских странах приобрела, можно сказать, общегосударственный характер. Правительство было уверено в том, что такие методы помогут снизить уровень безработицы в стране, а также будут способствовать получению турецким населением западного опыта работы с новыми технологиями и новой техникой [8, c. 107]. «Турецкие мигранты получали возможность повысить общий уровень своей квалификации, а приобретенные ими новые знания по изучению и эксплуатации высокотехнологичного оборудования в дальнейшем по возвращении на родину могли бы использоваться на турецких предприятиях» [6, c. 66]. Однако получилось так, что большинство турок, которые уехали в Европу на заработки, больше не хотели возвращаться обратно в Турцию.

    Еще одним наиболее важным фактором, повлиявшим на желание турок мигрировать в страны Европы и, прежде всего, в ФРГ стал политический фактор. Это объясняется тем, что за период с окончания войны и по нынешнее время Турция пережила ряд военных переворотов, которые сопровождались запретом некоторых партий, движений и уголовным преследованием определенных личностей [3, c. 73]. Все эти перевороты и гонения стали причиной отъезда из страны тысяч представителей запрещенных движений, курдских сепаратистов, исламистов и других, которые сразу же стали искать убежище в странах Европы.

    Таким образом, именно экономический и политический факторы традиционно стали причинами больших поток мигрантов из Турции в страны Европы. Именно во второй половине ХХ века для Германии поток мигрантов был выгоден. Для этого был ряд причин, которые в основном касались также экономического фактора. Для ФРГ турецкое население стало выгодной дешевой рабочей силой, на которую спрос был очень велик вследствие попытки быстрого восстановления экономики в послевоенный период [2, c. 8].

    2. Какие условия трансграничной мобильности рабочей силы способствуют притоку в Германию мигрантов из Турции и стран Ближнего востока?

    Относительно того, почему Германия усиленно старалась привлечь в страну иностранных мигрантов существует большое количество различных мнений. «Западногерманские исследователи 1960–1980-х гг. главной причиной поддержки правительством приезда турецкой рабочей силы видели в получении выгоды экономического характера, то есть появление в стране низкоквалифицированных специалистов, способных выполнять чёрную работу» [9, c. 148]. Другие считают, что такая политика проводилась вследствие низкого демографического роста в послевоенной Германии и высоких темпов экономического развития.

    С 1950-х гг. начался активный поток наемной рабочей силы из Турции в ФРГ. Однако прежде чем превратиться в одну из мощнейших диаспор на территории Германии, им пришлось пройти огромный путь по освоению новой территории в качестве гастарбайтеров. Сейчас же турецкая диаспора играет большую роль во многих сферах немецкого общества.

    Интеграция иммигрантов в общество является одной из важнейших составляющих миграционной политики страны. Для Германии этот вопрос стал наиболее актуальным в 1970-е гг., когда несмотря на закрытие программы трудовой миграции, турецкие граждане продолжали прибывать в страну. Именно тогда и начали возникать вопросы относительно того, как помочь им интегрироваться в немецкое общество, так как все понимали, что это будет достаточно сложным и длительным процессом из-за слишком очевидного различия в культуре и традициях.

    Несмотря на тот факт, что многие турецкие мигранты живут в Германии уже не одно десятилетие, до сих пор возникает множество вопросов относительно их интеграции в общество. Уже существует немало теорий о «культурной раздвоенности» турецкой диаспоры. Однако, хотя у них и возникают трудности с интеграцией, турки активно проявляют себя во многих сферах жизнедеятельности, в особенности в экономике [1]. Всем известно, что на территории ФРГ находится большое количество предприятий, принадлежащих туркам. «В Германии 60 тыс. предпринимателей-турок обеспечивают работой 350 тыс. немецких рабочих» [3, c. 59]. Основные отрасли их активности – питание, строительство, услуги, образование, текстильное производство, оконные и дверные работы, туризм [3, c. 60].

    Кроме того, на сегодняшний момент турецкая культура уже стала неотъемлемым элементом немецкого общества и немецких культурных традиций. Турки пользуются теми же услугами, что и немцы, то есть услугами страхования, социальной защиты, возможностью получать образование, работать во всех сферах, выражать свою политическую волю и многими другими. Безусловно, таким положением турецкие мигранты заручились не сразу, первоначально у них не было практически никаких прав, так как они принимались только в качестве рабочей силы. Однако с ростом турецкого населения Правительству Германии пришлось пересмотреть свою политику в их отношении, так как они понимали, что турецкая диаспора на территории страны уже достаточно велика, и если не дать им каких-либо прав, то это вызовет волну негодования.

    Сейчас немецкое правительство идет навстречу турецким мигрантам в вопросах приобщения их к немецкой культуре и к другим условиям жизни, при этом уважая их традиции и проявляя свою толерантность. Создаются «все условия для изучения языка и истории страны» [7], приобщения к культурным традициям, предоставляются политические права и многое другое [6, c. 66].

    Стоит также упомянуть о попытке построения в Германии политики мультикультуризма. Мультикультуризм – это политика, направленная на сохранение культурных различий, культурного разнообразия, между людьми различных убеждений, конфессий и политических взглядов, проживающих по соседству [1]. Однако в Германии такая попытка провалилась. В ФРГ часто бывают случаи нежелания мигрантов изучать немецкий язык и историю страны. По данным министерства внутренних дел, в общей сложности 1,1 миллиона иностранцев в стране не знают толком немецкого языка [1]. Причинами провала политики мультикультуризма обычно называют недостатки в законодательстве, поведение самих мигрантов, которое проявляется в отказе посещения курсов, требовании пособий, но при этом отказе искать работу. Также для мигрантов характерно проживание в этнических кварталах, за пределы которых они практически не выходят, вследствие чего и возникают мусульманские общины во многих странах Европы, в том числе и в Германии [1].

    Также для немецкого общества характерны опасения в отношении культурных и религиозных традиций турецких мигрантов. В европейской цивилизации всегда существовала некоторая общая идентичность. Именно в Европе были впервые сформированы идеи прав человека и гражданина, личной свободы и демократии.
    3. Оцените влияние миграции на экономику и благосостояние Европейского Союза и стран базирования.
    Многочисленные экономические эксперты еврозоны давно обеспокоены проблемой нехватки трудовых ресурсов. Большинство государств Старого Света испытают острую потребность в рабочей силе уже в ближайшие десятилетия. Если решением вопроса не заниматься прямо сейчас, через каких-то 15 лет немецкий рынок труда испытает кризис в виде нехватки 10 млн наёмных рабочих. Стратегии целенаправленного привлечения столь большого количества кадров у Германии пока нет, поэтому волна нахлынувших беженцев в каком-то смысле пришлась как нельзя кстати.

    Если немецкому правительству и парламенту удастся разработать совместный эффективный план действий в оперативном порядке, сотни тысяч беженцев достаточно быстро превратятся в отряды квалифицированных трудовых мигрантов, способных обеспечить положительный экономический эффект. При этом процесс активной адаптации беженцев позволяет решить большинство актуальных проблем, которые приносит миграция незапланированного количества граждан из других государств.
    4. В какой мере, с вашей точки зрения, описанная ситуация может быть отнесена к другим странам Европейского Союза?
    Аналогичную нехватку трудовых ресурсов через 10–15 лет испытает не только Германия, но и другие европейские государства, в частности, стареющая Венгрия. Но в отличие от своего более зажиточного западного соседа, официальный Будапешт уже сегодня не справляется с текущими затратами и вынужден нести серьёзные убытки.

    Официальных экономических подсчётов ещё никто не публиковал, но критическая ситуация в стране заметна невооружённым глазом. Роль ворот для сотен тысяч мигрантов, в которую неожиданно пришлось вживаться Венгрии, оказалась очень тяжёлой экономической ношей. В бюджете не предусмотрены затраты на содержание армии постоянно прибывающих беженцев, поэтому негативные экономические последствия происходящего, скорее всего, ощутит на себе практически каждая венгерская семья. Десятки миллионов форинтов уже потрачены на удовлетворение потребностей и решение проблем нелегалов, но бюджет небольшой восточноевропейской страны, как говорится, трещит по швам.
    5.Какие меры регулирования международной миграции могут быть использованы Европейским Союзом для выхода из сложившейся ситуации?
    В Европе не существует какой-либо христианской идентичности, «Договор о Европейском Союзе признает культурное и региональное разнообразие стран-членов». Ислам является «второй по значимости религией среди европейцев» [4, с. 153]. Однако в Европе и в самой Германии существуют антимусульманские настроения. В первую очередь, это связано с высокими темпами рождаемости среди мусульман [5, с. 2]. Вообще в Турции практически все население исповедует ислам, при этом «культура Турции – светская» [5, с. 5]. Турецкие исламисты выступают за все демократические ценности, они против шариата, экстремизма и религиозного фанатизма. Однако считается, что политическая культура Турции все еще далека от западной.

    В Германии не совсем правильно воспринимают турецкий ислам. Они боятся того, что Турция создаст угрозу единому немецкому обществу, вследствие того что христианские и мусульманские ценности сильно отличаются друг от друга [5, c. 5].

    Таким образом, можно сказать о том, что положение турецкой диаспоры в Германии остается и на данный момент весьма противоречивым. Несмотря на то что немецкое правительство старается идти на встречу мигрантам, предоставляя им широкий круг прав, не все турки принимают это. Сейчас в Германии существует большое количество предприятий, принадлежащих туркам, турецкие мигранты активно проявляют свою деятельность в различных сферах. Однако до сих пор открытым остается вопрос их интеграции в немецкое общество.

    Возраст среднестатистического жителя Европейского союза стремительно увеличивается. Через 30–40 лет практически треть населения континента будут составлять пенсионеры. Вопрос достойного содержания такого количества граждан преклонного возраста будет актуален для каждой европейской страны.

    Для нормальной работы пенсионной системы, основанной на принципе солидарности поколений, необходимо, чтобы на одного пенсионера приходилось четыре работающих человека. Сегодня такая пропорция ещё сохраняется, но в 2060-м году работающих останется всего два. Только из-за старения населения экономика ЕС ежегодно замедляется в росте на 0,2 %. Отсутствие необходимого количества трудовых мигрантов неизбежно приведёт к глубокому финансовому кризису, поскольку бремя пенсионных выплат станет неподъёмным во всех смыслах этого слова.

    Чтобы раз и навсегда предотвратить угрожающую тенденцию, Европа уже сегодня должна знать, где возьмёт 42 миллиона рабочих рук к 2020 году и 257 миллионов наёмных работников к 2060 году. Решить проблему за счёт естественного прироста населения не представляется возможным, поэтому открытие границ для трудовых мигрантов — единственный способ выживания для всего Европейского союза уже в ближайшей перспективе.

    Количество молодых немцев, французов, итальянцев, венгров, поляков и представителей других стран, которые платят налоги за поколение пенсионеров, стремительно сокращается. Молодые выходцы из Африки и государств Ближнего Востока — единственные кандидаты на должности рабочих, которые смогут оплатить безбедную жизнь европейским пенсионерам.
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Кадиров, Э. К. Проблемы социальной адаптации иммигрантов в Германии.  [Электронный ресурс] .

    2. Киреев, Н.Г. Турецкая диаспора на Западе. / Н. Г. Киреев. // Мусульмане на Западе. – М., 2012. – С. 47–88.

    3. Кудряшова, Ю. С. Турция и Европейский союз: история, проблемы и перспективы взаимодействия. / Ю. С. Кудряшова – Москва: Институт Ближнего Востока, 2010. – 364 с.

    4. Логутенков, Е. Ю. Роль турецкой диаспоры в Германии в вопросе о вступлении Турции в Европейский Союз. / Е. Ю. Логутенков // История. – Москва, 2016. – 14с.

    5. Масумова, Н. Р. Миграция турецкой рабочей силы в страны Западной Европы. / Н. Р. Масумова  // Мировое и национальное хозяйство. – МГИМО МИД РФ, 2009. – №2(9). – С. 65-69.

    6. Полетаева Е.А. Основные причины миграции турецкого населения и положение турецких мигрантов в Германии // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки: сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(44). URL: https://sibac.info/archive/social/8(44).pdf (дата обращения: 01.07.2018)


    написать администратору сайта