Главная страница

Онорро. Решение Операции и выражения языка С#


Скачать 96.5 Kb.
НазваниеРешение Операции и выражения языка С#
АнкорОнорро
Дата13.10.2021
Размер96.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файла5_semestr__KR_Osnovy_algoritmizatsii_i_programmirovania.doc
ТипПрограмма
#246709

ВАРИАНТ 2
ЗАДАНИЕ 1. Операции и выражения языка С#. Примеры использования: операции множественного присваивания, составной операции присваивания; префиксной и постфиксной инкрементации и декрементации; условной операции.
ЗАДАНИЕ 2. Составьте программу на языке С# для следующей задачи: одномерный массив из 18 элементов случайным образом заполняется целыми числами из диапазона [-200..500]. Найти разность модулей максимального и минимального элементов массива.

Программа операции над массивом и просмотреть результаты, закрыть программу">должна иметь пользовательское меню, которое позволяет: заполнить массив и при этом вывести его на экран, выполнить операции над массивом и просмотреть результаты, закрыть программу.
ЗАДАНИЕ 3. Опишите структуру с именем POKUPKA, содержащую следующие поля:

- имя покупателя;

- название магазина;

- дата покупки;

- цены приобретенных товаров (массив из семи элементов).

Напишите программу на языке С#, выполняющую следующие действия:

- ввод с клавиатуры данных о покупке;

- вывод на дисплей сведений о покупке с указанием суммы, потраченной на приобретение товаров.

ЗАДАНИЕ 1. Операции и выражения языка С#. Примеры использования: операции множественного присваивания, составной операции присваивания; префиксной и постфиксной инкрементации и декрементации; условной операции.

Решение:

Операции и выражения языка С#.

  1. Операция присваивания

Операция, обозначаемая знаком =, называется операцией присваивания. Данная операция является бинарной, имеет два операнда. Например, X=Y. Операнд слева от знака может быть только переменной, объектом. Операнд справа может быть выражением, т.е. записью, в которой используются знаки других операций. Как правило, операция = является главной операцией, образующей оператор присваивания.

Имеется интересная особенность этой операции. Она допускает цепочку присваиваний. Например, X=Y=Z=10;

  1. Арифметические операции

Различают 5 операций, выполняющих арифметические действия над числами (рисунок 1).



Рисунок 1
Выполнение первых трёх операций очевидно и не требует пояснения. А вот операция деления зависит от типа данных. Если тип данных, участвующих в операции, вещественный, то результат получится по правилам деления с целой и дробной частью. Если тип целый, то результатом деления также является целое число.

Деление по модулю возможно только для целых чисел. Оно обеспечивает получение остатка от деления двух целых чисел. Например, в результате операции 15 % 4 получится число 3. Таким образом, пара операций / и % обеспечивает для целых чисел специфическую возможность: можно получить и целую часть, и остаток от деления.

Арифметические операции можно объединять вместе с операцией присваивания, записывая две операции в виде одной. Это так называемая сокращённая форма записи.

Например:
обычная запись: a = a + Stoim;
сокращённая форма: a+=Stoim;

К арифметическим операциям относятся две специфические операции – инкремент и декремент. Эти операции позволяют изменять значения переменных на 1. Инкремент – увеличивает, обозначается знаком ++. Декремент – уменьшает, обозначается знаком --. По сути дела, эти операции являются сокращённой формой записи для выражений типа i = i +1 и i = i – 1. Например, вместо a = a + 1; можно записать: a++; (постфиксный вариант) или ++a; (префиксный вариант). Аналогично: --Prim; Prim--;

Между двумя последними формами нет никакой разницы, если эти операции являются единственными в записи выражения, т.е. используются самостоятельно. Если же речь идёт об использовании в сложном выражении, то приходится учитывать, когда на самом деле выполняются эти операции. Суть в том, что при постфиксном варианте записи значение переменной сначала используется, а потом изменяется на 1. При префиксном, наоборот, сначала изменяется, а потом используется.

Например:
t = 5; // t = 5
n = 4 * t++; // n = 20, t = 6
k = ++n / 3; // n = 21, k = 7
b = --k / t; // k = 6, b = 1

  1. Поразрядные операции

В C# имеются операции, пригодные для обработки отдельных разрядов памяти (например, в видеопамяти графического дисплея). Такие операции называются поразрядными (операции с битами). Они позволяют изменять, считывать и сдвигать разряды в переменных. При этом переменная рассматривается не как число, а как комбинация двоичных разрядов, т.е. как логический код. Операция выполняется отдельно над каждым разрядом. Перечень поразрядных операций приведён в следующем рисунке (рисунок 2).



Рисунок 2

Существует краткая форма поразрядных операций присваивания. Например:

x &= y вместо x = x & y

Поразрядные операции можно использовать только с целочисленными типами данных, к вещественным числам их применять нельзя!!!

Пример 1:
int k = 26;
k & 15 // 10
k | 15 // 31
k ^ 15; // 21
k << 2 // 104
k >> 2 // 6

Пример 2:
Выделить пятый бит в байте B, а остальные обнулить.
В = (B & 4);

  1. Операции отношения:

Все операции отношения используются для сравнения значений переменных или выражений. Эти операции вырабатывают значение булевского типа: ИСТИНА (true) или ЛОЖЬ (false). Численных эквивалентов для этих значений в языке C# не существует. Перечень операций приведена в рисунке (рисунок 3).



Рисунок 3
При выполнении операций сравнения следует помнить одну специфическую особенность. Точное сравнение вещественных чисел возможно только с нулём!

Сравнение ненулевых вещественных чисел, полученных путём вычислений, возможно только с определённой точностью. Это связано с формой представления вещественных чисел (формат с плавающей запятой). А вот числа формата Decimal можно сравнивать между собой на равно.



  1. Логические операции:

Логические операции используются для составления логических выражений на основе выражений, которые используют операции сравнения. Такие выражения называются булевыми. Значением булевого выражения также может быть ИСТИНА и ЛОЖЬ (рисунок 4).



Рисунок 4


  1. Операция «приведение к типу»:

Эта операция используется тогда, когда необходимо преобразовать значение одного типа в значение другого типа. Это так называемое явное преобразование типов. Операция задаётся указанием имени типа в круглых скобках. Например, (byte) – преобразовать в тип байт. Рассмотрим пример:

int n = 10;
double z;
z = n;
n = (int) z;

В данном примере объявлены две переменные, причём целочисленной уже присвоено значение. После присваивания значением z будет число 10,0 – такое преобразование выполнится неявно автоматически, и несогласования типов не будет. А вот обратное преобразование надо задавать явно. Понять, когда возможно неявное преобразование, а когда приведение надо делать явно, можно на основании рисунка 5 (рисунок 5). На схеме перечислены все арифметические типы. Стрелками указаны направления, по которым автоматически осуществляется неявное преобразование (например, из byte в double). Любое обратное приведение (против стрелок) должно быть явным! Но надо помнить: ответственность за такое преобразование лежит на программисте. Вполне может оказаться, что при таком преобразовании будут искажены данные или потеряна точность, и система об этом не сообщит.



Рисунок 5


  1. Строковые преобразования. Класс Convert:

Не существует явного преобразования арифметических типов в строки! Операция «приведение к типу» здесь невозможна. Однако, в базовом классе Object имеется и определён метод ToString. Так как все арифметические типы данных считаются потомками (наследниками) класса Object, то для них предусмотрена соответствующая реализация этого метода. Следовательно, метод ToString можно использовать, когда любое арифметическое значение надо преобразовать в строку.
Например:

string s;
int n = 2010;
s = "Год "+ToString(n);

Достаточно часто требуется обратное преобразование – строку в число. Для таких преобразований предусмотрен специальный класс методов – класс Convert, встроенный в пространство имен System. Этот класс содержит 15 статических методов вида To (ToBoolean, … ТоInt64), где Type может принимать значения от Boolean до UInt64 (см. таблицу встроенных типов). Единственным исключением является тип Object, - метода ToObject нет по понятным причинам, поскольку для всех типов существует неявное преобразование к типу Object.

Существует возможность преобразования строки к системному типу DateTime, который хотя и не является встроенным типом языка C#, но допустим в программах, как и любой другой системный тип. Пример работы с этим типом:

System.DateTime dat = Convert.ToDateTime("15.03.2003");
Console.WriteLine("Date = {0}", dat);

Результатом вывода будет строка: Date = 15.03.2003 0:00:00

Кроме методов, задающих преобразования типов, в классе Convert имеются и другие методы, например, задающие преобразования символов Unicode в однобайтную кодировку ASCII, преобразования значений объектов и другие методы. Подробности можно посмотреть в справочной системе. В дальнейшем это будет более подробно разобрано на нашем сайте в моих следующих статьях.

  1. Понятие исключения:

Как показывает практика программирования, в процессе работы программы могут возникнуть какие-либо неполадки, связанные, например, с некорректными данными. В языке C# такие ситуации обрабатываются с помощью исключений. Говорят, что если операция или метод не может выполниться корректно, то выбрасываются исключения соответствующего типа. Выражение «выбрасываются» надо понимать не буквально, а в том смысле, что при обнаружении ошибки система прерывает выполнение программы и сообщает об этом. Например, если при делении делитель оказался равен нулю, то программа будет прервана с признаком «деление на нуль». А если при попытке преобразовать строку в число один из символов строки окажется не цифровым, то тоже будет прерывание программы, но уже с другим признаком. Это и есть выбрасывание исключений.

Исключения являются нормальным способом уведомления об ошибках в работе программы. Возможна стандартная обработка исключения, когда система просто информирует пользователя о случившейся неприятности и завершает выполнение программы. Однако, считается хорошим стилем, когда программист предусматривает возможность появления исключения и сам обеспечивает его обработку. Говорят, что программист «ловит» исключение, вставляя в текст программы соответствующий блок. Пример обработки исключения будет рассмотрен в одной из моих ближайших статей.

В состав библиотеки FCL (Free Class Library, библиотека свободных классов – это объектно-ориентированная библиотека, нацеленная на работу с XML, веб-программирование, взаимодействие с базами данных, обработку изображений и др.) входит класс Exception, свойства и методы которого позволяют работать с исключениями. Свойства этого класса определяют виды исключений, которые задаются определёнными идентификаторами. Если в некотором блоке предполагается возможность появления исключений, то разумно заключить этот блок в фигурные скобки и предварить ключевым словом try. Вслед за этим блоком можно расположить один или несколько блоков, обрабатывающих исключения, – это так называемые catch-блоки. Каждый catch-блок имеет формальный параметр, определяющий, какое именно исключение будет обработано в этом блоке. Если в try-блоке возникает исключение, то catch-блоки начинают конкурировать в борьбе за перехват исключения. Обрабатывает исключение тот блок, параметр которого соответствует исключению. Ну, а чтобы исключение было правильно обработано, программист должен разместить в блоке необходимые операторы.
ЗАДАНИЕ 2. Составьте программу на языке С# для следующей задачи: одномерный массив из 18 элементов случайным образом заполняется целыми числами из диапазона [-200..500]. Найти разность модулей максимального и минимального элементов массива.

Программа должна иметь пользовательское меню, которое позволяет: заполнить массив и при этом вывести его на экран, выполнить операции над массивом и просмотреть результаты, закрыть программу.

Решение:
using System;

using System.Collections.Generic;

using System.Text;
namespace zadanie

{

class Program

{

static void Main()

{

int mas = new int [15]; int ch = 0; var rand = new Random();

string hol;
while (true)

{

Console.WriteLine("Vedite chislo");

hol = Console.ReadLine();

if (hol != "") ch = Convert.ToInt32(s);

else ch = 0;

switch (ch)

{

case 1:

for (int A = 0; A < 15; A++)

{

mas[A] = rand.Next(-200, 500);

}

break;

case 2:

for (int I = 0; I < 15; I++)

{

Console.WriteLine(mas[I]);

}

break;

}

}
}

}

}

ЗАДАНИЕ 3. Опишите структуру с именем POKUPKA, содержащую следующие поля:

- имя покупателя;

- название магазина;

- дата покупки;

- цены приобретенных товаров (массив из семи элементов).

Напишите программу на языке С#, выполняющую следующие действия:

- ввод с клавиатуры данных о покупке;

- вывод на дисплей сведений о покупке с указанием суммы, потраченной на приобретение товаров.

Решение:
using System;

using System.Collections.Generic;

using System.Linq;

using System.Text;

using System.Threading.Tasks;
namespace _3_задание

{

struct POKUPKA

{

public string Name, Nazvaniemagazina;

public DateTime Data;

public int[] Tovar;
}

class Program

{

static void Main(string[] args)

{

int ch = 0;

POKUPKA RAZ;

string hol;

Console.WriteLine("Введите сведения о покупке");

Console.WriteLine("Введите Имя");

hol = Console.ReadLine();

RAZ.Name = hol;

Console.WriteLine("Введите название магазина");

hol = Console.ReadLine();

RAZ.Nazvaniemagazina = hol;

int day = 0, month = 0, year = 0;

Console.WriteLine("Введите день");

hol = Console.ReadLine();

if (hol != "")

{

if (!int.TryParse(hol, out day))

{

Console.WriteLine("Ошибка значения");

Console.ReadKey();

Environment.Exit(0);

}

}

else day = 0;

Console.WriteLine("Введите месяц");

hol = Console.ReadLine();

if (hol != "")

{

if (!int.TryParse(hol, out month))

{

Console.WriteLine("Ошибка значения");

Console.ReadKey();

Environment.Exit(0);

}

}

else month = 0;

Console.WriteLine("Введите год");

hol = Console.ReadLine();

if (hol != "")

{

if (!int.TryParse(hol, out year))

{

Console.WriteLine("Ошибка значения");

Console.ReadKey();

Environment.Exit(0);

}

}
else year = 0;

if (day == 0 | month == 0 | year == 0)

{

Console.WriteLine("Ошибка значения даты");

Console.ReadKey();

Environment.Exit(0);

}

RAZ.Data = new DateTime(year, month, day);

RAZ.Tovar = new int[7];

for (int A = 0; A < 7; A++)

{

Console.WriteLine("Введите цену товара {0}", A + 1);

hol = Console.ReadLine();

if (hol != "") ch = Convert.ToInt32(hol);

else ch = 0;

RAZ.Tovar[A] = ch;

}

Console.WriteLine("Данные о покупке");

Console.WriteLine("Имя покупателя {0}", RAZ.Name);

Console.WriteLine("Название магазина {0}", RAZ.Nazvaniemagazina);

Console.WriteLine("Дата {0}", RAZ.Data);

Console.WriteLine("Данные о товарах");

int sum = 0;

for (int A = 0; A < 7; A++)

{

Console.WriteLine(RAZ.Tovar[A]);

sum = sum + RAZ.Tovar[A];

}

Console.WriteLine("Общая сумма {0}", sum);

Console.ReadKey();
}

}

}




написать администратору сайта