Главная страница
Навигация по странице:

  • Рождение глубинной психологии.

  • Джеймсом Джорджем Фрэзером

  • Глубинная психология в работах античных мыслителей.

  • Многие исследователи подчеркивают влияние, которое оказала на Фрейда немецкая литература и философия XIX века

  • Ницше

  • Со времен глубокой древности философы придавали большое значение снам

  • Месмер

  • С тех пор пришлось признать бессознательное в трех его аспектах

  • Августин Блаженный и Декарт

  • В известном смысле можно сказать, что Фрейд ничего не изобрел.

  • Отношение психологов XIX века к бессознательному было неоднозначным

  • То, что психологи XIX века знали о бессознательном, можно сравнить с тем, что средневековые астрономы знали о светилах

  • Обобщая период, предшествующий появлению психоанализа, можно выделить следующие этапы в развитии глубинной психологии

  • Психоанализ после смерти Фрейда.

  • Карен Хорни (1885-1952).

  • Вильгельм Райх (1897-1957).

  • Современный психоанализ

  • Хайнца Когута, Отто Кернберга и Хаймана Спотниеца. Х.Когут

  • История возникновения классического психоанализа. Психоанализ реферат. Рождение глубинной психологии


    Скачать 72.47 Kb.
    НазваниеРождение глубинной психологии
    АнкорИстория возникновения классического психоанализа
    Дата25.08.2022
    Размер72.47 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПсихоанализ реферат.docx
    ТипДокументы
    #652779

    Определение: глубинная психология собирательное понятие, которым обозначают целый ряд различных направлений в психологии, придающих особое значение разного рода бессознательным процессам.
    Рождение глубинной психологии.

    Самые древние источники содержат описания обрядов и ритуалов связанных, например, с охотой (когда в ритуале у будущей жертвы в виде чучела охотник просит прощения), убийством (поверженному врагу воздаются воинские почести и он достойно захоранивается). Имеются также многочисленные свидетельства прибегания к магическим практикам перед любым ответственным делом. Джеймсом Джорджем Фрэзером, в его работе «Золотая ветвь» описываются два вида магических действий: контагиозная и симпатическая магии. Контагиозная магия основана на контакте с магической субстанцией (в сказках это волшебная палочка, например). Симпатическая магия представляет собой имитацию будущего действия подобным ему, например, рисование на стене пещеры сцены будущей успешной охоты. Бессознательные процессы здесь проявляют себя в «опредмечивании» или объективации внутрипсихических процессов в виде неких внешних проявлений. После объективации эти процессы становятся доступными сознанию.

    Многие магические практики древности были построены на контакте с таким элементом бессознательного как сновидения. Эта традиция частично сохранилась и в наши дни, так, врач полагается в профессию через ритуал принесения клятвы Гиппократу, священник через обряд рукоположения в сан. Смысл такого обряда в наделении прошедшего его особыми, часто магическими свойствами по сравнению с другими людьми.
    Глубинная психология в работах античных мыслителей.
    И з античных мыслителей наиболее близок к концепции глубинной психологии - Платон. Его школа сформировалась в Афинах во время перехода этого государства-полиса к упадку, в период острого социального кризиса. В отличие от трудов других античных философов, до нас дошли почти все работы Платона. Специальных трудов по психологии у Платона не было, и свои взгляды на природу человеческой психики он излагал в своих естественнонаучных сочинениях, таких как «Диалоги», «Федон», «Тимей», «Федра» и ряд других.

    Платон говорил, что приобретая власть над явлениями природы, человек видел, что они подчиняются естественным причинам, которые могут быть постигнуты через чувственный опыт и размышления. То есть, его труды обозначили переход от мифологического мышления к Логосу, однако для Платона Миф и Логос еще не были разделены.
    Христианская традиция.
    С редние века - это время господства католической церкви и инквизиции в Европе. Из мыслителей этой эпохи можно выделить взгляды Фомы Аквинского о двойственной истине, которые в определенном смысле можно рассматривать как описания соотношения сознания и бессознательного.

    Само христианское учение основано на идее жертвенности. С психоаналитической точки зрения, Иисус Христос, принеся себя в жертву, спас всех остальных. Таким образом в прихожанах возбуждается чувство вины и одновременно предлагается способ его отреагировать в виде обряда и принесения реальных жертв (даров или фрустраций). Как психотерапевтическая система католическая церковь функционировала на протяжении многих веков весьма успешно через идентификацию паствы с Иисусом.

    Необходимо отметить, что средневековье было эпохой жесточайшей регламентации отправления сексуального влечения, за счет этого жесткого запрета энергия этого инстинкта направлялась в сферу религии, поднимая веру на уровень фетиша и делая людей в своей массе инфантильными существами. 

    Концептуальные предпосылки появления психоанализа


    Многие исследователи подчеркивают влияние, которое оказала на Фрейда немецкая литература и философия XIX века, и это вполне справедливо. Как отмечает Анзье, «понятие бессознательного — не новость для тех, кто воспитывался в традициях немецкой культуры». Мысль о бессознательной, инстинктивной жизни, обнаруживающейся главным образом в сновидениях или в психической болезни, глубоко укоренилась в умах немецких романтиков. Читая Ницше или Шопенгауэра, нельзя также не поражаться удивительному сходству их теорий с некоторыми понятиями Фрейда. Это особенно заметно у Ницше: именно ему мы обязаны, к примеру, термином «Оно» (в немецком оригинале — «das Es») для обозначения инстинктивных влечений. Более того, эту концептуальную близость чувствовал и сам Фрейд: по его собственному признанию, в течение долгого времени он старался не читать Ницше, опасаясь, как бы его влияние не оказалось слишком глубоким.

    В области психологии Фрейду были хорошо известны взгляды Иоганна Фридриха Гербарта (1776—1841), которого высоко ценили оба его учителя — Брюкке и Мейнерт. Конечно, он давно был знаком с этим автором, так как «Lehrbuch der empirischen Psychologie» («Учебник эмпирической психологии») Г. А. Линднера, который Фрейд штудировал в последнем классе гимназии, был поистине энциклопедией гербартовских идей. Уже у Гербарта мы встречаем понятия психического конфликта, бессознательного и подавления. Правда, эти термины употреблялись в контексте интеллектуалистской психологии, очень далеком от будущей фрейдовской концепции. И вместе с тем несомненно, что знакомство с идеями Гербарта уже в самый ранний период оказало серьезное влияние на формирование фрейдовской концепции психической жизни как системы, в центре которой находится конфликт между противоречивыми представлениями.

    Не случайно, однако, что именно в Париже Фрейд целенаправленно занялся психологией неврозов и сделал первые шаги к своему будущему открытию. Ведь Фрейд подходил к бессознательному не как теоретик, а как практикующий врач. Именно здесь французское влияние было для него решающим. Французская мысль в целом сохраняла более тесную связь с декартовской философией сознания, чем немецкая, и поэтому во Франции на протяжении всего XIX века феномены бессознательного были предметом столь обширных экспериментальных исследований, как нигде в Европе. 

    Со времен глубокой древности философы придавали большое значение снам, а также вторичным (измененным или трансовым) состояниям, которые включают более или менее выраженный гипнотический момент. Они знали, что в таких состояниях могут всплывать воспоминания, забытые в состоянии бодрствования, и предполагали, что при этом усиливается способность к «эндоскопии» и телепатии. Они знали также, что такие состояния сопровождаются нарушением чувственных восприятий (гипоестезия или гиперестезия).

    В некоторых религиях способности людей с такого рода нарушениями использовались для предсказания будущего. Трансовые состояния время от времени возникали— столь же самопроизвольно и спонтанно — при коллективных религиозных неврозах, например у луденских одержимых монахинь (1633) или во время массового экстаза молящихся (около 1730) у гробницы канонизированного янсенистского дьякона Франсуа Парижского. Отметим, кстати, что в таких же условиях практикуют всякого рода шаманы и знахари.

    Вплоть до конца XVIII века такие явления относили к области религиозной мистики или рассматривали их как эпидемии истерии, к которым лучше вообще не привлекать внимания. В течение долгого времени, и особенно начиная с Парацельса, мистики пытались лечить психосоматические расстройства, вызывая у больных состояние транса, что делало их более внушаемыми и способствовало «чудодейственному» исцелению. Франкмасоны, к которым принадлежал и Месмер, нередко лечили в своих ложах подобным чудодейственным образом.

    И эта практика, и это знание были достоянием лишь немногих посвященных. Только Месмеру с его почти параноидальным упорством удалось привлечь к себе внимание академий (1784), ученых и врачей.

    С тех пор пришлось признать бессознательное в трех его аспектах:

    1) сновидения;

    2)  состояния сомнамбулизма, естественные или же искусственно вызванные;

    3)  некоторые проявления психических болезней.

    Несколько позднее пришли к пониманию, что бессознательное играет определенную и иногда даже определяющую роль в жизни и сознательных действиях каждого человека, а в целом является частью нашей повседневной жизни, а не каким-то патологическим состоянием. В самом деле, в различные эпохи встречались мыслители (и среди них — Августин Блаженный и Декарт), которые подчеркивали, что воспоминания раннего детства, казалось бы навсегда забытые, могут всплыть вновь и что в нашем мозгу сохраняются следы всех прежних переживаний. 

    В известном смысле можно сказать, что Фрейд ничего не изобрел. Основные элементы его теории — понятие бессознательной памяти, вытеснения, роли сексуальности, значения сновидений и детских воспоминаний,— все эти явления были в конце XIX века более или менее известны. Однако они не рассматривались во взаимосвязи и, следовательно, не получали правильной интерпретации. Величие Фрейда заключается в том, что ему удалось осуществить синтез всех этих элементов и тем самым выйти за рамки чисто описательного подхода, характерного для его предшественников.

    Отношение психологов XIX века к бессознательному было неоднозначным. Они знали о его существовании и изучали его проявления; однако в то же самое время они исключали всякую возможность понимания способа его функционирования, поскольку видели в нем лишь процесс разрушения сознательного мышления, которое оставалось для них единственной приемлемой моделью психической деятельности. Пытаясь объяснить различные проявления бессознательного, они исходили лишь из физиологических теорий — например, из понятия природной слабости нервной системы,—которые, не будучи обоснованы соответствующими наблюдениями, не имели никакого научного значения. Более того, хотя они и догадывались о том, что бессознательное господствует не только в патологических, но и в нормальных состояниях психики, все же само понятие бессознательного оставалось для них, в сущности, связанным именно с патологией. Такой подход полностью исключал возможность каких бы то ни было обобщений.

    То, что психологи XIX века знали о бессознательном, можно сравнить с тем, что средневековые астрономы знали о светилах: они знали несколько светил и наблюдали их движение в небе, однако не имели никакого представления о том, какие силы управляют их обращением. То же относится и к наблюдениям психологов над снами, гипнозом и неврозами: все эти данные не складывались в единый конструктивный синтез, пока Фрейду, обнаружившему, что каждый фантастический образ имеет и либидинозный смысл, не удалось проанализировать структуру и динамику бессознательного. Более того, лишь «поэтапно» Фрейду удалось проанализировать этот компонент психической структуры. Вначале он пытался воссоздавать прошлое пациента, приводя его к осознанию вытесненных воспоминаний. Позднее он осознал особую значимость фантазмов и понял, что удовлетворение наших желаний в сновидениях отображает реальную структуру нашего бессознательного. Бессознательное — это не царство слепых сил, а определенная структура, основу которой составляет несколько основных влечений. После этого фрейдовского открытия бессознательное перестало быть темным колодцем, из глубин которого мы можем время от времени извлекать что-нибудь интересное. Оно стало объектом, доступным научному познанию.

    Обобщая период, предшествующий появлению психоанализа, можно выделить следующие этапы в развитии глубинной психологии:

    1. Магические практики древности, ритуалы примитивных человеческих сообществ.

    2. Обряды жреческого посвящения, мистерии средиземноморья (8-6 вв. до н.э.).

    3. Мудрецы и философы античного мира (6 в. д.н.э. – 0 н.э.)

    4. Религиозная эпоха (0 г. н.э. – 16-17 в.в.)

    5. Медико-научный (естественно-научный) период (18, 19 в.в.)

    6. Возникновение психоанализа, разные варианты отсчета начала эры психоанализа: 1856, 1882, 1894, 1896, 1900



    Психоанализ после смерти Фрейда. Современный психоанализ



    Психоанализ после смерти Фрейда.
    Развитие психоанализа проходило по пути разделения и разветвления, появления новых, весьма своеобразных концепций, которые частенько выглядят весьма далекими от своего первоисточника. Это прежде всего теория объектных отношений, структурное ответвление (представленное работами Отто Кернберга), неофрейдизм, теория самости Хайнца Когута и ряд других.

    В 1962 г. была организована Международная Федерация психоаналитических обществ. Особенно активно психоанализ развивается в США, где насчитывается около 3000 психоаналитиков, более 20 лечебных, учебных и исследовательских институтов.

    Юнгианское направление также активно развивается, особенно в Великобритании.

    Важно отметить, что сегодня наблюдается все большее слияние и взаимопроникновение одних терапевтических методик в другие, так что можно сказать, что, например, психоаналитическая и юнгианская терапии различаются весьма незначительно.
    Неофрейдизм.

    Термин «неофрейдисты» относится к целому ряду американских авторов, которые не объединены каким-либо общим учением. То что их сближает, это попытки реформировать теорию Фрейда в направлении большей социальности. То есть, неофрейдисты, но отрицая теории влечений, в своих теориях личности придают большее значение культуре и социуму, в котором воспитывался и живет субъект.

    К числу неофрейдистов относят: Карен Хорни, Эрих Фромма, Вильгельма Райха и ряд других.
    Карен Хорни (1885-1952).

    Основной фокус в теории и практике сосредоточен на женской сексуальности в противовес «мужскому» психоанализу Фрейда. Родилась в Германии, доктор медицины. Проходила личный анализ у К.Абрахама. В 1932 г. эмигрировала в США. Работала в Нью-Йорке как практикующий аналитик. Выявила культуральные различия в природе неврозов в Европе и США. Основное разногласие с Фрейдом по поводу теории Либидо, эдипова комплекса и зависти к пенису у женщин, а также природе бессознательного. В частности, она считала, что бессознательное несет отпечаток культуры, в которой живет субъект. Мотивация человеческого поведения обусловлена «базальной тревогой» и способами с ней справиться. Вообще, уделяла исследованию тревоги особое место, считая ее основной проблемой в современном обществе.
    Эрих Фромм (1900-1980).

    Скорее философ, чем психоаналитик. Родился в Германии, закончил Гейдельбергский университет. В 1923-24 г. проходил психоанализ в Берлинском институте психоанализа, затем вел активную психоаналитическую практику. В1933 г эмигрировал в США, практиковал и преподавал в Нью-Йоркском, Колумбийском и Йельском университетах. В Мексике организовал свой институт, существующий по сей день. В 1974 г. переехал в Швейцарию. В основу своей концепции положил синтез идей Маркса и Фрейда. Критиковал капиталистическое общество и разработал проект «общества будущего».

    Детально исследовал проблемы любви и морали, а также природу деструктивного поведения человека. Противопоставлял биофилию некрофилии в характере человека. Рассматривал двойственную природу человека как биосоциального существа.
    Вильгельм Райх (1897-1957).

    Лидер леворадикального ответвления фрейдизма. Ученик Фрейда. Свои взгляды сформировал под воздействием идей Фрейда, Адлера, Маркс и буддийских доктрин. Причиной невроза видел невзможность разрядит сексуальное напряжение, порождаемое избытком энергии и снимаемое телесным оргазмом. Вместо понятия «Либидо» ввел «Оргонную энергию» - сексуализированная жизненная энергия. Пытался дпполнить теорию сексуальности Фрейда марксистской теорией пролетарской революции. Заложил основания новой философской концепции – Фрейдомарксизм. Разрабатывал проблемы сексуальной революции как части революционного процесса.

    В 1939 г. эмигрировал в США. Выделил два основных типа характеров – генитальный (конфикт со средой разрешается через разрядку оргазмом и сублимацией) и невротический (подавление оргазма и сублимации).

    В основе терапии представление о работе с сопротивлением, проявляющимся через «мышечный панцирь», то есть, физиологическое выражение психической защиты.

    Терапия основана на непосредственном телесном контакте и проговаривании. Практиковал «оргонную терапию», изобрел «оргонный аккумулятор».
    Современный психоанализ 

    В 1962 г. была организована Международная Федерация психоаналитических обществ. Особенно активно психоанализ развивался в США, где насчитывается около 3000 психоаналитиков, более 20 лечебных, учебных и исследовательских институтов. В Европе также имеются исследовательские психоаналитические центры, в частности, в Германии, в г.Ульм при университетской клинике работает исследовательский центр под руководством доктора Хорста Кэхеле.

    Юнгианское направление также активно развивается, возможно, наиболее ярко это видно на примере Великобритании. При этом, британские аналитические психологи ведут активную и многолетнюю работу по подготовке российский аналитиков в рамках Восточно-Европейского института психоанализа.

    Остановимся более подробно на трех направлениях современного психоанализа, развиваемых школами Хайнца Когута, Отто Кернберга и Хаймана Спотниеца.
    Х.Когут. В жизни человека ведущую роль играют три потребности:

    1. Потребность быть отраженным (восхищение младенцем). При ее фрустрации в детстве, взрослый всю жизнь будет стремиться удовлетворить свое грандиозное эксгибицонисткое желание в примитивной форме.

    2. Потребность в идеализации. Ребенок должен иметь хотя бы одного «сильного и умного» родителя иначе он не получит опта идентификации с умом и силой и как следствие, его Самость (неопределяемой, изначально введенное Когутом понятие некоей центральной организующей единицы психики) останется недоразвитой. Такой человек всегда будет чувствовать неуверенность в своих силах.

    3. Потребность быть похожим на других. Дети должны быть уверены, что они похожи на других (испытывать чувство родовой сопричастности), они не изгои и не «белые вороны». Если эта потребность удовлетворена, то взрослый чувствует себя принадлежащим социуму, если нет, то человек всю жизнь считает себя «странным», «не от мира сего» существом.

    При адекватном удовлетворении этих базовых потребностей развивается здоровая «Самость» с высокой самооценкой, системой идеалов и ценностей и уверенностью в развитии собственных способностей. Теория Когута часто называется теорией «Самости».
    Отто Кернберг. Концепция О.Кернберга заключается в том, что Эго человека формируется как последовательность интернализаций (усвоений) опыта общения с другими людьми. При этом формируется внутренняя модель себя и других людей, их целей и желаний, а также особенностей реакции на внутренние конфликты. Если субъект, в основном, имеет опыт детский опыт отношений с «плохими» объектами, то формируется зыбкая и неустойчивая внутренняя модель других, мир воспринимается жутковатым, странным местом, враждебным человеку. Желания и цели других людей малопонятны и сближаться с ними представляется опасным. Если же имеет место полная интернализация опыта взаимоотношений с «хорошими» объектами, то человек проявляет хорошее понимание других и психологически к ним расположен.
    Хайман Спотниец. Концепция Спотниеца явилась результатом попыток понимания психологической природы наиболее тяжелых психических нарушений шизофренического спектра. Спотниец, опираясь на идеи А.Адлера, строит свою модель таких расстройств на основе представлений о роли не либидного (как это предлагается в классической психоаналитической теории), а агрессивного влечения. Склонность к психотическому защитному маневру формируется в младенчестве, при этом основу такой склонности составляет шизогенное ядро, являющееся результатом: повышенной врожденной агрессивности, желании спасти объект от нее, способности замыкать агрессию на самого себя. Основу такого защитного маневра составляет опыт отношений с нестабильной матерью, которая не была способна выносить агрессию младенца. Вследствие этого, такой ребенок стал жертвой чрезмерной фрустрации оральных потребностей. В его внутреннем представлении сформировалась устойчивая связь между его агрессией и опасностью потерять мать, что вынудило его научиться направлять собственную агрессию на себя, тем самым спасая от нее мать, как источник его жизни. У взрослого подобный внутренний защитный маневр приводит к привычному разрушению своей психической организации всякий раз, когда возникает необходимость в сдерживании своей агрессии.

    Такое видение проблем шизофренического пациента привело к разработке оригинальной психоаналитической техники, основу который составляет не интерпретация, а манипуляция и, прежде всего, в форме т.н. «присоединения». Такая манипуляция призвана «легализовать» агрессию пациента и постепенно научить его отводить ее во вне, отказываясь от привычного паттерна саморазрушения.


    Обобщая сказанное, можно видеть, что современный психоанализ объединяет весьма разнородные направления аналитической теории и практики, которые часто весьма далеки от идей «детской сексуальности», «вытеснения», теории влечений – основополагающих элементов классического психоанализа. Начало формы.


    написать администратору сайта