Главная страница

История Ацтеков. Ронология образования ацтекской империи составляется на основе нескольких источников


Скачать 17.01 Kb.
НазваниеРонология образования ацтекской империи составляется на основе нескольких источников
Дата07.09.2022
Размер17.01 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИстория Ацтеков.docx
ТипДокументы
#665726

ронология образования ацтекской империи составляется на основе нескольких источников. Многие археологические находки, от храмовых пирамид до хижин с соломенной крышей, могут быть использованы для понимания того, на что был похож мир ацтеков. Тем не менее, археологам надо обращаться к знаниям из других источников. Ацтекская цивилизация выделяется тем, что оставила после себя обилие письменных источников, подробно описывающих становление Ацтекской империи, её развитие и взаимодействие с соседними государствами. Эти тексты описывают политическую историю ряда ацтекских городов-государств и историю их правящей элиты. Такие хроники записывались в кодексах в виде изображений с глифами. После испанской конкисты, ацтекские историки, освоившие латиницу, перезаписывали хроники в виде текста, или же тексты составляли испанские монахи с устных историй индейцев об их культуре и быте. Важным изобразительным и письменным текстом, созданным в начале XVI века, был «Кодекс Мендоса», названный в честь первого наместника испанской Мексики, возможно, созданный по его поручению для информирования испанской короны о политической и экономической структуре империи ацтеков. В нём есть информация о городах-государствах, завоеванных Тройственным альянсом, о налагаемой на отдельные города дани, классовой/гендерной структуре ацтекского общества[14]. Также важную роль в составлении исторических хроник играли индейские летописцы, такие как Чимальпаин, Фернандо Альварадо Тезозомок, Фернандо де Альва Иштлильшочитль, Хуан Баутиста де Помар, Диего Муньос Камарго и другие[15].

Испанские монахи также составляли документальные хроники о мезоамериканский культуре и хронологи. Ключевую роль играл Торибио де Бенавенте, один из первых двенадцати францисканцев, прибывших в Мексику в 1524 году. Другим очень значимым францисканцем был Хуан де Торквемада и автор книги «Monarquia Indiana». Доминиканец Диего Дуран также в подробностях описывал детали ацтекской религии и историю основания Теночтитлана[16]. Бесценным источником информации о религии, политической и социальной структуре ацтеков, а также об истории испанского завоевания с точки зрения мексиканских индейцев выступает Флорентийский кодекс. Он составлялся с 1545 по 1576 годы в форме этнографической энциклопедии, описывающей религию, календарь, знания ацтеков о ботанике и зоологии, ремесле и истории. Кодекс был написан на двух языках на испанском и науатле францисканским монахом Бернардино де Саагуном с помощью индейских историков[17].

Другим важным источником знаний выступает культура и обычаи современных носителей языка науатль, которые часто могут дать представление о том, как была устроена бытовая и семейная жизнь индейцев доиспанской эпохи. Научные исследования ацтекской цивилизации чаще всего основаны на научных и междисциплинарных методологиях, сочетающих археологические знания с этноисторическими и этнографическими данными[18].

Центральная Мексика в классический и постклассический период

Долина Мехико и изображение городов на карте в 1519 году

Вопрос о том, был ли древний город Теотиуакан заселён народом из числа науа, остаётся предметом спора среди учёных, как и вопрос о том, прибыли ли предки науа в долину Мехико в эпоху процветания Теотиуакана. Однако учёными и историками однозначно признано, что науа не являются коренными народами центральной Мексики и прибыли туда с севера, из мест, где ныне располагаются северные регионы Мексики и южные регионы США. Когда в VI веке Теотиуакан пришёл в запустение, власть в центральной Мексике переместилась в такие города-государства, как Чолула и Шочикалько, которые вероятно уже были образованы народами науа. В одном из исследований было высказано предположение, что науа первоначально населяли регион Бахио, располагающийся ныне в мексиканском штате Гуанахуато. Пик численности населения пришёлся на VI век, после чего популяция быстро пошла на спад из-за длительного засушливого периода. Данный период совпал со вторжением нового населения в долину Мехико. Предположительно именно в это время произошёл приток носителей науатля в центральную Америку[19]. Эти люди, осваивая новые земли, вытесняли носителей ото-мангских языков и быстро распространяли своё политическое влияние на юг. Бывшие кочевые народы и охотники-собиратели стали быстро перенимать мезоамериканскую культуру, их обычаи и религию, таким образом создав фундамент для развития ацтекской культуры. После IX века, в постклассический период, все крупнейшие города-государства были почти наверняка заселены народами науа. Среди них были такие города, как Тула, Тенайука, Колуакан и Куэрнавака[20].

Миграция мешика и основание Теночтитлана

В этноисторических источниках колониального периода сами мешика (самоназвание ацтеков) подробно описывают своё прибытие в долину Мехико. Этноним ацтеков (аст. Aztecah) переводится, как люди из ацтлана — мифического северного региона. Следовательно, термин «ацтеки» применяется ко всем тем народам, утверждающим о своём происхождении из этого мифического места. Хроники описывают то, как разные народы, среди которых мешика, тлашкальтеки, тапанеки и акольуа, пришли в долину Анауак[es] вокруг озера Тескоко с севера. Место расположения этих долин и озера известны наверняка — это сердце современного Мехико. Легенда гласит, что предки мешика пришли с севера, из места, называемого Ацтлан, и принадлежали к последнему из семи науатлаков (аст. nahuatlaca, «говорящие на науатле», от слова «tlaca», означающего «человек»).

Когда мешика прибыли в долину Мехико, регион населяло множество городов-государств. Самыми могущественными из них были Колуакан на юге и Аскапоцалько на западе. Мешика попытались заселиться в регионе Чапультепек, однако были изгнаны оттуда тепанеками. В 1299 году колуаканский правитель Кошкоштли разрешил мешика обосноваться в пустынной долине Тизапана на правах вассалов, где в конце концов мешика переняли культуру и религию колуакана[21]. Мешика утвердили своё влияние в составе государства Колуакана, женившись на представителях колуаканский знати, чьи корни, согласно их верованиям, восходили к легендарному городу Тула. Однако в результате дипломатического конфликта, Колуакан решил изгнать мешика из Типазана, и мешика снова были вынуждены кочевать[22]. Тогда народу мешика явился бог Уицилопочтли (аст. Huitzilopochtli), что означает «колибри юга». Общеизвестна легенда об орле, сидевшем на кактусе-опунции на острове посреди озера и поедавшем змею, — образ из пророчества, гласившего, что именно в таком месте должно основать новый дом. Эта сцена — орёл, поедающий змею, — изображена на мексиканском флаге.

Итак, в 1256 году мешика остановились на скале, омываемой родником и окружённой зарослями ауэуете. Это был Чапультепек, тогда — лес. Перед ними простиралось озеро Тескоко. К приходу мешика земли вокруг озера Тескоко давно были поделены между прибрежными городами-государствами. Признав верховную власть правителя города Аскапоцалько, мешика обосновались на двух небольших островах и построили Тлателолько (Тлальтелолько). Теночтитлан (город Теноча) был основан в 1325 г. Со временем он стал большим искусственным островом, теперь это место — центр города Мехико. Согласно легенде, когда ацтеки прибыли в долину Анауак[es], местное население считало их самой нецивилизованной группой, но мешика решили учиться; и они взяли все знания, какие только могли, от других народов, — большей частью от древних тольтеков (которых они могли путать с более древней цивилизацией Теотиуакана). Для мешика тольтеки были создателями всей культуры, слово «тольтекайотль» было синонимом культуры. Легенды мешика отождествляют тольтеков и культ Кетцалькоатля с мифическим городом Толлан (современная Тула, штат Идальго, Мексика), который они также отождествляли с более древними теотиуаканами[22]. Год основания Теночтитлана датируется, как правило, 1325 годом. В 1376 году была основана королевская династия мешика, когда Акамапичтли, сын отца-мешика и колуаканской матери, был избран первым тлатоани города Теночтитлан[23].


написать администратору сайта