Главная страница
Навигация по странице:

  • Контрольная работа № 1 Вариант № 9по дисциплине: «Народное художественное творчество»Тема: «Российский этнографический музей

  • РЕЦЕНЗИЯ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ

  • Российский этнографический музей: история создания

  • Современная деятельность музея.

  • Мамина школа

  • Ботякова, Ольга

  • Российский этнографический музей как научно-методический центр по сохранению и развитию народного творчества в Российской Федер. Российский этнографический музей. Российский этнографический музей


    Скачать 1.3 Mb.
    НазваниеРоссийский этнографический музей
    АнкорРоссийский этнографический музей как научно-методический центр по сохранению и развитию народного творчества в Российской Федер
    Дата30.01.2021
    Размер1.3 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРоссийский этнографический музей.docx
    ТипКонтрольная работа
    #172632


    Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

    «Ленинградский областной колледж культуры и искусства»


    Специальность 51.02.02 «Социально-культурная деятельность»

    Вид: «Организация и постановка культурно-массовых мероприятий

    и театрализованных представлений»


    Контрольная работа № 1

    Вариант № 9
    по дисциплине: «Народное художественное творчество»

    Тема: «Российский этнографический музей

    как научно-методический центр

    по сохранению и развитию народного творчества

    в Российской Федерации.






    Выполнила студентка группы № 361з

    Федорова Мария Александровна
    Преподаватель: Гавришина Т.В.



    Санкт-Петербург

    2020-2021 уч.год

    РЕЦЕНЗИЯ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ

    Общая оценка работы:


    Оценка _________________ Подпись преподавателя ____________________

    (зачтено, не зачтено)

    Содержание

    Введение

    Заключение

    Введение

    Этногра́фия (от греч. éthnos — племя, народ и ...графия общественная наука, изучающая народы-этносы и др. этнические общности, их этногенез, быт, культурно-исторические отношения. Основной предмет этнографии составляют черты традиционной повседневной (бытовой) культуры народа, образующие его этнический облик. Главный источник этнографии — данные, полученные методом непосредственного наблюдения жизни народа.

    Этногра́фия (от др.-греч. ἔθνος — народ и γράφω — пишу) — наука, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру1.

    Очевидно, что в прожитом человечеством миллионолетье, где эпоха классового общества, возникшая всего каких-то 7 тыс. лет назад, - ничтожно малая величина, без истории не было и не могло быть ни эпохи, ни этносов. Следовательно, этнографии в создании подлинной всемирной истории отводится отнюдь не вспомогательная, а особая роль, что очень важно при изучении самой длительной прожитой человечеством эпохи - эпохи доклассового общества, чья этническая и социальная история стала предметом научной дискуссии в современном ученом мире. Таким образом, этнографии следует придавать в общей системе исторических наук вполне самостоятельное мировоззренческое (методологическое) значение, не ограничивая при этом ее общенаучную роль.

    Вместе с тем история народа сохраняется не только в письменных данных, но и в его традициях и обычаях, его представлениях об окружающем мире и верованиях, орудиях труда, пище, одежде и жилище, в памятниках древности, которые встречаются на могильных полях и местах древних поселений, в легендах и эпических сказаниях, т. е. во всем комплексе культуры, созданном данным этносом и отличающем его от других. Только этнографическими методами можно по этим следам восстановить путь, пройденный народами.

    Изучая этносы во всей совокупности, подчеркивая связь этнической истории с социальной, рассматривая изменения во всех сферах культуры, этнография может давать и дает существенный материал для характеристики национально-культурной специфики при исторических, археологических, экономико-географических и других исследованиях отдельных народов или стран2

    Российский этнографический музей: история создания

    В России большое внимание уделяется краеведческой работе, сохранению народных промыслов, ремесел и традиций, развитию музейной деятельности в данном направлении. Самые известные этнографические кластеры России – музей под открытым небом Витославлицы в Новгородской области, этнографический музей народов Забайкалья в Хакассии, Ибресинский музей-заповедник в Чувашии3.

    Российский этнографический музей в Санкт-Петербурге справедливо называют главной сокровищницей народной культуры нашей страны. В его залах и галереях собраны уникальные коллекции, посвященные истории, промыслам, костюмам и прикладному искусству. Здесь представлены все этносы, когда-либо жившие на Руси, в Советском Союзе и по сей день живущие в современной России — от берегов Балтийского моря до Урала, Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока.

    Один из самых интересных музеев Санкт-Петербурга, а точнее, Петрограда появился благодаря воле последнего русского царя Николая II. В конце XIX века Александром III в Санкт- 12 Петербурге был основан Русский музей, подразумевалось, что он будет доступен для широких слоёв населения. На основе Русского музея собирались первые этнографические коллекции Российского этнографического музея. Русский музей задумывался с момента своего основания как открытый, доступный музей исключительно для посещения. Довести идею до конца предоставилось уже Николаю II. Русский музей, согласно указу Николая II об его основании подразумевал три отдела с возможностью дальнейшего деления, одним из которых был этнографический и художественно-промышленный. Император в 1895-м году решил увековечить память своего недавно скончавшегося отца мемориальными выставками, посвященными, как правлению самого Александра III, так и всем народам, скорбевшим о потере государя. Среди инженеров объявили закрытый конкурс, продлившийся почти два года, где и победил архитектор Свиньин.

    Строилось здание фактически 13 лет — только в 1916-м году были частично завершены отделочные работы, из Европы привезены дорогие витрины и специальная мебель из редких пород дерева, которое выдерживало бы суровый петербуржский климат. Однако никаких торжественных открытий не было — все экспонаты решили показывать только приближённым ко двору Романовых и почётным зарубежным гостям — послам и артистам.

    Октябрьская революция окончательно решила судьбу выставок — к 1923-му году они стали народным достоянием, правда с некоторыми изменениями в экспозициях. Излишние упоминания об Александре III были удалены, а залы полностью заняли богатейшие этнографические коллекции Русского музея. Статус самостоятельного учреждения оформился в 1934-м, через 10 лет после разрушительного наводнения, из-за которого пришлось ремонтировать половину залов.

    За войну и блокаду Ленинграда музей был на грани полного разрушения — как минимум четырежды он попадал под немецкие бомбардировки, а один из снарядов разорвался в главной галерее. Здание решили законсервировать, и ремонтные работы продлились почти 15 лет — не без помощи коллег из Москвы смотрители восстанавливали утраченные коллекции, проявляли чудом сохранившиеся плёнки и заново отстраивали залы со сгоревшими перекрытиями.

    В 1970-х расширенный Музей народов СССР получил статус научно-исследовательского центра. От него по всей стране организовывались экспедиции на Крайний Север, Кавказ и другие удалённые регионы. Благодаря самоотверженному труду этнографов, коллекции пополнились на сотни тысяч единиц хранения. Большинство экспонатов — ценнейшие подлинники, изготовленные вручную с соблюдением всех старинных технологий, многие из них давно утрачены.

    После распада Советского Союза музей включили в список объектов Культурного Наследия РФ. Сегодня учреждение работает по нескольким ключевым направлениям — изучение и сохранение народного наследия страны, а также масштабная просветительская работа. Ежемесячно здесь проводятся лектории и семинары, в том числе с приглашёнными из-за рубежа профессорами, музей активно налаживает связи с десятками стран, включая Азию и Латинскую Америку4.

    Концепция музея выражена в девизе, размещённом при входе на основную экспозицию: «Tous differents, nous appartenons pourtant à la même espèce, l'espèce humaine, apparue en Afrique il y a environ 200 000 ans» (пер. с франц.: «Все мы разные, но мы принадлежим к одному виду, человеческому виду, 29 появившемуся в Африке около 200 000 лет назад»). Такая позиция отражает современные тенденции глобализации, которые также можно проследить в экспозиции, посвящённой экологии, и по современным предметам, которыми пользуются все вне зависимости от того, в какой части планеты они живут и какой национальности принадлежат.
    Современная деятельность музея.

    Музей – это особый социальный институт, который выполняет множество социокультурных функций. Понятие и функции музея имеет смысл рассматривать в современных условиях, поскольку течение времени немало влияют на это определение.

    Музеем называют культурно-просветительное и научно-исследовательское учреждение, который осуществляет хранение, комплектование, учет, изучение и популяризацию памятников культуры, истории и природы в соответствии со своими социальными функциями музея. В данном определении заключена тесная связь музея с его социальной функцией – экспонаты в данном случае играют роль непосредственных источников информации о культуре, истории, природы отдельно взятых обществ или районов. В определении данного понятия в приоритете находится просветительская, научная и исследовательская природа, которая служит удовлетворению потребностей социума в использовании и хранении предметов окружающей действительности как элементов исторической памяти, эстетической ценности и социальной информации.

    Сотрудники этнографического музея занимаются научной деятельностью: сбор, описание, изучение и систематизация материала, а также подготовка экспозиций. По результатам работы устраиваются научно-практические конференции. Например, с 1 по 3 декабря 2020 года прошли девятнадцатые этнографические чтения  «Этнокультурная идентичность: феноменология и вариативность в контекстах истории XIX–XXI веков». . Тема этих чтений – вопрос, остро стоящий на повестке дня и у этнографов, и у философов, и у политологов. С материалами конференции можно ознакомиться на сайте музея.

    Просветительская деятельность — одна из основных культурных деятельностей музея, результатом которой является создание культурного продукта и осуществление культурных услуг. Российский этнографический музей ведёт обширную просветительскую деятельность. В реализации культурно-образовательной функции музея задействовано 3 отдела : научно-методический отдел (разработка музейного продукта и реализация музейных услуг), отдел музейных образовательных программ (организация образовательной деятельности музея), отдел информации и организации приёма посетителей (организация экскурсионного обслуживания и культурно-массовых мероприятий в музее. Каждый сотрудник просветительского сектора по должностным инструкциям должен выполнять тот или иной объём речевой нагрузки. Речевую нагрузку имеют и научные сотрудники других подразделений музея. Последние реализуют её в рамках лектория, курсов повышения квалификации и иных программ обучения

    Просветительское направление Российского этнографического музея производит следующие музейные продукты: экскурсии, мастер-классы, этнографические реконструкции праздников, студии этнопедагогики и другие рекреационные программы. Их можно классифицировать по двум признакам:

    По типу программы:

    • Детская экскурсия

    • Детская экскурсия с игровыми элементами

    • Детский праздник в музее

    Экскурсия с использованием дидактического материала

    • Обзорная экскурсия

    • Тематическая экскурсия

    • Мастер-класс

    • Рекреационные программы



    По возрастным категориям, на которые они рассчитаны:

    Для дошкольников (4-6 лет)

    • Для младших классов (7-10 лет)

    • Для средних классов (11-14 лет)

    • Для старших классов (15-17 лет)

    • Для взрослых (18+ лет)
    Например, в музее предлагают ИГРОВУЮ ЭКСКУРСИЮ «МИССИЯ – КЛАДОИСКАТЕЛЬ» 9+.

    Земля может наделить человека не только урожаем, но и другими богатствами. С незапамятных времен люди укрывали в ней нажитое добро: монеты, украшения и другие ценности. Приглашаем семейные команды (до 5 человек)  на поиски кладов! Какие секреты хранят молчаливые обитатели нашего музея: кованый ларец, глиняная кубышка, берестяной туес? Во время экскурсии-игры  на экспозиции  «Русские. XIX – XX вв.» вы узнаете тайны этих предметов, услышите старинные поверья и современные былички о кладах и получите практические советы по поиску кладов.  

    Или цикл экскурсий «Путешествие со сказками» 

    Л юбите ли вы сказки? Приглашаем совершить путешествие по России и соседним странам, слушая сказки, которые складывали в разных землях: в русской глубинке, на Крайнем Севере, в горах Кавказа и степях Средней Азии.  Вы найдете на экспозиции знакомые сказочные предметы – вёдра, с которыми Емеля ходил за водой и поймал волшебную щуку, Кощеев ларец, ткацкий стан Крошечки-Хаврошечки,  и узнаете ещё много интересного5!
    Мамина школа

    Такая оригинальная идея - не просто очередное модное веяние. Это, скорее, желание помочь современным женщинам воспитывать ребенка в лучших народных традициях. Сотрудники музея рассказывают и показывают, как пеленали детей в русских деревнях, какие им пели песни. Еще будущих мам учат мастерить игрушки из природных материалов. Например, если в берестяную коробку засыпать горох, то получится погремушка. А вот куклы, оказывается, можно и даже нужно делать заранее. Ведь издавна на Руси считалось, что они - главный оберег ребенка. Интересно узнать и об одежде для беременных. Что такое - шушпан, и зачем на него нашивали толстые бейки. Какие модели и фасоны были не только практичны, но и модны, и какой цвет предпочтительнее.

    По словам руководителя школы Ольги Ботяковой, современные мамы часто не знают, как вести себя с младенцем. А ведь есть множество колыбельных, приговорок, присказок и частушек. Основа русских напевов - простая мелодия. А любимый персонаж: котенька-коток.

    Каждое воскресенье в этнографическом музее проводят занятия "Крошка-этнограф", посвящённые культуре народов России, праздникам, обрядам, фольклору. Занятия включают в себя экскурсию по экспозиции и игровую часть - подойдут любознательным малышам 5-7 лет и их родителям.

    Экспозиции музея созданы так, что детям интересно их рассматривать. Воссозданы картины жизни, когда манекены, одетые в костюмы, заняты каким-то делом: женщины на жатве, крестьянин, сеющий рожь, внутреннее убранство чума и его жителей. Есть и макеты, любимые всеми детьми - когда можно с удовольствием обходить вокруг маленькой деревеньки, рассматривая домики, людей, качели, телеги и  т.д.

    Народная музыка – неотъемлемая часть культуры. Российский этнографический музей является площадкой для разных фестивалей.

    За 18 лет существования фестиваль хорового искусства «Поющий мир» стал одной из музыкальных традиций петербургского лета. Ежегодно он собирает более 40 хоров и ансамблей, объединяет профессионалов и любителей хорового пения из разных стран мира. Например, в 2018 году в Мраморном зале Российского этнографического музея свою национальную хоровую культуру представили:

    вокальный ансамбль Siinan K’aay (Тласкала, Мексика), художественный руководитель – Даниэль Васкес;

    хор народной песни из Харлема (Харлем, Нидерланды), художественный руководитель – Татьяна Лина;

    смешанный хор Coriandolo (Женева, Швейцария), художественный руководитель – Лючия Альбертони;

    детский хоровой коллектив Дома молодежи города Далянь (Далянь, Китай), художественный руководитель – Чи Чжан.

    В 2020 году в пятый раз прошел фестиваль народной песни «Добровидение». Участники «Добровидения» пять лет подряд представляют многообразие вековых традиций национальной музыкальной культуры, рассказывают истории песен, танцев и обрядов, демонстрируют лучшие образцы народного музыкального и танцевального наследия6.

    Ботякова, Ольга.

    Мир детства в традиционной культуре : этнопедагогические программы Российского этнографического музея / О. Ботякова // Музей : Научно-практический журнал. - 2007. - № 1. - С. 76-78 : ил.

    https://fb.ru/article/381722/funktsii-muzeev-suschnost-i-znachenie-muzeev (определение музея)

    https://gorodovoy.ru/news/590125 (мамина школа)

    1 https://gufo.me/dict/bse/Этнография

    2 https://studopedia.ru/10_134955_obshchenauchnoe-i-sotsialnoe-znachenie-etnografii.html

    3 http://www.restbee.ru/guides/ekskursii/11-luchshikh-etnoghrafichieskikh-muzieiev-rossii.html

    4 https://ethnomuseum.ru/muzej/o-muzee/

    5 https://ethnomuseum.ru/vystavki-i-sobytiya/ekskursii-i-programmy/

    6 https://dobrovidenie.ru/dobrovidenie2020



    написать администратору сайта