Главная страница
Навигация по странице:

  • Итоговый контроль по дисциплине «Защита интеллектуальной собственности»

  • ФИО студента Панченко Александр Анатольевич Направление подготовки

  • Группа ПЕД-СП-М-1-3-2022-1 Москва Тема: Авторские права: понятие, содержание.

  • Реферат по теме Автороское право. Российский государственный социальный университет Итоговый контроль по дисциплине Защита интеллектуальной собственности


    Скачать 72.34 Kb.
    НазваниеРоссийский государственный социальный университет Итоговый контроль по дисциплине Защита интеллектуальной собственности
    Дата27.01.2023
    Размер72.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат по теме Автороское право.docx
    ТипРеферат
    #908682
    страница1 из 5
      1   2   3   4   5






    Российский государственный социальный университет





    Итоговый контроль

    по дисциплине «Защита интеллектуальной собственности»


    ФИО студента

    Панченко Александр Анатольевич

    Направление подготовки

    Кафедра современной педагогики, непрерывного образования и персональных треков

    Группа

    ПЕД-СП-М-1-3-2022-1


    Москва

    Тема: Авторские права: понятие, содержание.
    Введение.

    I. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХС ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

    1. Творческая деятельность и роль гражданского права в ее организацию.

    -Понятие и значение творческой деятельности.

    - Понятие и признаки результата творческой деятельности.

    - Роль гражданского права в организации творческой деятельности.

    2. Институты гражданского права, опосредующие отношения в области творческой деятельности .

    - Общие институты гражданского права и творческая деятельность.

    - Теория "права интеллектуальной собственности".

    - Правовая охрана открытий.

    II. АВТОРСКОЕ ПРАВО

    1. Понятие и значение авторского права.

    - Понятие авторского права.

    - Принципы авторского права.

    2. Основные категории авторского права

    - Объекты авторского права.

    - Основные разновидности объектов авторского права.

    - Субъекты авторского права.

    - Соавторство.

    - Субъекты авторского права на зависимые произведения.

    - Иные субъекты авторского права.

    3. Права авторов и их защита

    - Права авторов, их содержание и осуществление.

    - Основные способы защиты авторских прав.

    - Органы защиты авторских прав.

    4. Авторско-правовая охрана программной продукции ЭВМ

    - Понятие программной продукции.

    - Гражданско-правовые способы охраны программной продукции.

    - Авторско-правовая охрана программной продукции.

    Введение.
    В последние годы, в связи с коренными преобразованиями в экономике, перед людьми стали вставать многие вопросы правового характера, которые раньше или не могли возникнуть или представляли скорее научный, чисто академический интерес.

    С наступлением рынка все большее значение для людей, чьи профессиональные, творческие интересы лежат в области интеллектуального и духовного труда, приобретает законодательство, регулирующее отношения, связанные с авторским правом, с правом на интеллектуальную собственность.

    Особую остроту эти вопросы получили в связи с волной "компьютерного пиратства", поэтому в своем реферате я попытался выделить моменты, связанные с авторско-правовая охрана программной продукции ЭВМ.


    I. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
    1. Творческая деятельность и роль гражданского права в ее организации, понятие и значение творческой деятельности.

    Творческая деятельность осуществляется в области науки, техники, литературы, искусства, художественного конструирования (дизайна), создания товарных знаков и других видов обозначений товаров.

    Творческая деятельность имеет важное значение. Наука и техника позволяют использовать богатства и силы природы в интересах общества. Литература, искусство и другие виды творчества играют большую роль в формировании духовною мира человека, повышении его эстетического уровня.

    Проводимые в стране преобразования направлены также на развитие подлинно свободного научного, техническом, художественного и иного творчества. За последние годы широкое распространение получили клубы самостоятельного технического творчества, центры научно-технического творчества молодежи, различные виды творческих объединений и ассоциаций.

    Творческой является умственная (мыслительная, интеллектуальная) деятельность, завершающаяся созданием нового, творчески самостоятельного результата в области науки, техники, литературы или искусства. Такая деятельность называется продуктивной, в отличие от репродуктивной, выражающейся в воспроизводстве готовых мыслей по правилам, формальной логики или иным известным правилам.

    Творцами часто называют и рабочих, создающих новую технику на основе изобретения, и тех, кто отливает в металле памятник по сделанной скульптором модели. Однако в специальном понимании творческой является не материально-производственная, а духовная деятельность. В приведенных примерах рабочие при всей важности их труда лишь реализуют творческие результаты, полученные изобретателем и скульптором.

    Понятие и признаки результата творческой деятельности.

    Результат творческой деятельности - выраженный в объективной форме ее продукт, именуемый в зависимости от его характера научным или научно-техническим результатом, достижением, знанием либо изобретением, промышленным образцом, товарным знаком, произведением науки, литературы или искусства.

    Критерии творческого характера отдельных достижений имеют особенности, закрепленные в авторском, изобретательском праве, праве на промышленный образец и в других институтах гражданского права. Однако всем результатам творчества свойственна новизна или оригинальность их существенных элементов.

    Наряду с существенной (качественной) новизной или оригинальностью результатов все виды творчества характеризуются идеальным характером данных результатов и невозможностью прямого воздействия права на процесс их создания.

    Роль гражданского права в организации творческой деятельности.

    Гражданское право не регулирует непосредственно творческую научно-техническую, литературную и иную деятельность. Процесс научно-технического и художественного творчества остается за пределами действия его норм.

    Гражданское право традиционно выполняет функции признания авторства на уже созданные творческие результаты, установления их правового режима, материального и морального стимулирования и защиты прав их авторов. Вместе с тем отдельные нормы гражданском права регулируют отношения по организации (на договорных началах) создания, передачи и использования новых достижений в области научно-технического, художественного и иного творчества.

    Нормы авторского права способствуют росту культурного уровня общества, охране прав и интересов творцов научных и литературно-художественных ценностей. В свою очередь, изобретательское право, право на промышленный образец и товарный знак обеспечивают решение таких важнейших задач, как ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства, качества и конкурентоспособности продукции.

    Гражданское законодательство активно способствует развитию инициативы в области науки, техники, литературы, искусства и в других сферах творческой деятельности. Ее роль не ограничивается охраной готовых результатов творчества. Оно влияет также на отношения по организации производства и использования этих результатов, например, в рамках договоров на создание (передачу) научно-технической продукции, авторских, лицензионных и иных договоров. Поэтому можно говорить о гражданских правоотношениях, связанных с творческой деятельностью как таковой, а не только с ее результатами.

    2. Институты гражданского права, опосредующие отношения в области творческой деятельности

    Общие институты гражданского права и творческая деятельность.

    Отношения, связанные с творческой деятельностью, регламентируют нормы многих институтов гражданского права. Это, в частности, нормы о субъектах и объектах гражданских прав, сделках, исковой давности, праве собственности, общие положения об обязательствах и нормы об отдельных видах обязательств. Так, ст. 9 Основ предусматривает возможность граждан иметь права автора произведения науки, литературы и искусства, иного результата интеллектуальной (творческой) деятельности.

    Важную роль играют сделки, совершаемые в связи с проведением конкурсов на лучшее произведение науки, литературы или искусства. Отдельные виды обязательств в сфере научно-технического и художественного творчества детально регламентируют законодательство о договорах на создание (передачу) научно-технической продукции, продажу лицензий и передачу "ноу-хау", авторских и тому подобных договорах.

    В сфере научно-технического и художественного творчества применяют нормы о праве собственности и других вещных правах, опосредующих наделение творческих организаций (научно-исследовательских институтов, студий, театров и др.) основными и оборотными средствами, правовой режим отдельных видов их имущества, а также определяющих принадлежность конкретным субъектам вещных прав на материальные носители произведений творчества (книги, картины, рукописи, чертежи и т.п.).

    Специальные институты гражданского права, опосредующие творческую деятельность. Важную роль в области научно-технического и художественного творчества играют авторское, изобретательское (патентное) право, право на промышленный образец и товарный знак. Главные их нормы сосредоточены в Основах и в ГК, а также в специальных законодательных актах.

    Предписания авторского, изобретательского (патентного) законодательства, законодательства о промышленных образцах и товарных знаках входят в состав гражданского права лишь в той мере, в какой они регулируют имущественные и личные неимущественные отношения между юридически равными субъектами. Дело в том, что само это законодательство имеет комплексный характер и включает отдельные положения государственного, административного, финансового, трудового, процессуального и даже уголовного права.

    Авторские, изобретательские и подобные им права обычно называют исключительными. Под исключительными правами в теории данного права понимаются субъективные абсолютные права, обеспечивающие их носителям правомочия на совершение различных действий (по использованию результата творчества, распоряжению им и т.п.) с одновременным запрещением всем другим лицам совершать указанные действия.

    Исключительные авторские права, права на изобретения, промышленные образцы и другие объекты возникли как реакция права на массовое применение товарно-денежной формы в духовной сфере. Некоторые авторы ставят даже знак равенства между исключительным правом и собственностью.

    Тождество или сходство функций авторского, изобретательского права, права на промышленный образец не означает необходимости включения последних в сферу изобретательского либо авторского права. Между всеми названными институтами есть принципиальные различия, обусловливающие их самостоятельное существование в системе гражданского права.

    Например, авторское право охраняет прежде всем форму произведения, в то время как изобретательское право - его содержание. Для признания творческого произведения объектом авторского права достаточно выражения его в любой объективной форме, позволяющей воспроизводить результат творчества. Напротив, для прямой охраны изобретений, рационализаторских предложений, промышленных образцов и товарных знаков требуется акт квалификации компетентного органа. Другие различия касаются прав авторов и оснований их возникновения.

    Нематериальная природа объектов, творческий характер труда по их созданию, сходство в оформлении и исключительный характер некоторых субъективных прав породили еще в прошлом веке стремление создать единый институт "исключительных прав", или промышленных прав и авторского права, или авторского права в широком смысле. В настоящее время на Западе широко распространена концепция права нематериальных, или духовных, благ.

    Попытки разработать единый правовой институт в области науки, техники, литературы и искусства предпринимались и советскими авторами, предлагавшими в разное время объединить авторское и изобретательское право и право на промышленный образец.

    Выявление общих черт в различных институтах, опосредующих сферу научно-технического и художественного творчества, полезно для развития законодательства, правовой теории, право применения и изучения права. Однако этого недостаточно для конструирования в системе гражданском права единого "комплексного" института, опосредующего творческую деятельность. В законодательстве правовые нормы могут комбинироваться свободнее, и лишь в его структуре имеются основания для функционального обособления норм, скажем, изобретательского и авторского права.

    Теория "права интеллектуальной собственности".

    Наше гражданское право не знает институтов промышленной, научной, литературной, интеллектуальной или духовной собственности на сами творческие достижения. Пункт 4 ст. 1 Закона о собственности в РСФСР, определяя уровни законодательства о собственности, предусматривает, что отношения по созданию и использованию изобретений, произведений науки, литературы, искусства "и других объектов интеллектуальной собственности" регулируются специальным законодательством. Однако никаких предписаний о субъектах, правовом режиме, осуществлении и защите "интеллектуальной собственности" ни данный, ни какие-либо другие законы о собственности не содержат.

    Понятия промышленной и интеллектуальной собственности обычно употребляются в отечественной правовой литературе, юридической практике и некоторых нормативных актах лишь в связи с их использованием в международных соглашениях, в которых участвовал СССР. Например, в Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. и в Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, от 14 июля 1967 г. Согласно этим Конвенциям, объектами "промышленной собственности" признаются, в частности, патенты на изобретения, полезные модели, промышленные образцы и товарные знаки.

    "Интеллектуальная собственность" включает, кроме того, права, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телепередачам и тому подобным результатам творчества.

    Институт "собственности" на нематериальные блага возник в условиях, в которых автор является товаропроизводителем, отчуждающим свой товар. Однако и в свободном рынке проприетарная теория авторских прав (от латинскою proprietas - собственность) не смогла в должной мере отразить их юридическую природу как комплекса личных и имущественных правомочий автора.

    В самом деле, регламентация этих отношений по модели классических вещных прав могла бы лишь ухудшить положение автора - ведь, отчуждая объект своей "интеллектуальной собственности", его создатель тем самым лишался бы всяких прав на него, а новый "собственник" получал бы возможность по своему усмотрению изменять этот объект и вообще считать его исключительно своим. Между тем классическая "триада" правомочий собственника вообще не годится для характеристики прав на объект творческой деятельности. Так, в отношении нематериальных благ, какими являются все продукты интеллектуальной деятельности, неприменимо правомочие "владения": нельзя физически обладать идеями и образами. Не может быть прямо применено к нематериальным объектам и вещное правомочие "пользования". Научно-технические идеи и художественные образы могут находиться одновременно в пользовании бессмысленного круга субъектов. При этом данные объекты не потребляются в процессе использования, не амортизируются в физическом смысле слова. Они могут устаревать лишь морально.

    Принципиально важные особенности присущи и распоряжению творческими результатами: отчуждая право на их использование по лицензионному ному договору, продавец (лицензиар) не лишается возможности продолжать их использовать теми же или другими способами. Поэтому, строго говоря, категория собственности может быть применена только к материальным носителям научно-технических идей и художественных образов (рукописям, публикациям, технической документации и т.п.).

    Проприетарная теория авторских, патентных и иных прав была порождена стремлением подчеркнуть абсолютный, сходный с таким "вечным" институтом, как право собственности, характер этих прав, в желании втиснуть новый институт в освященные традицией схемы. Поэтому вряд ли можно согласиться с предложениями по конструированию в нашей стране самостоятельного "института интеллектуальной собственности".

    Правовая охрана открытий.

    Ранее действовавшие Основы гражданского законодательства и республиканские гражданские кодексы содержали специальные разделы о правовой охране открытий. Государственная регистрация открытий осуществлялась Госкомитетом по изобретениям и открытиям путем ведения Государственного реестра открытий и выдачи дипломов их авторам. Диплом удостоверял признание заявленного положения открытием, авторство на нем и приоритет автора (авторов). Последний получал также право на единовременное денежное вознаграждение и некоторые льготы имущественного характера.
      1   2   3   4   5


    написать администратору сайта