пз 2 чип левченко. Российский государственный социальный университет практическое задание 2 по дисциплине Человек и его права в контексте современной реальности
Скачать 38.88 Kb.
|
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ _2__ по дисциплине «_________Человек и его права в контексте современной реальности_____________________» _________________Ответы на вопросы__________________ (тема практического задания)
Москва Какие события ХХ века способствовали принятию ныне действующих соглашений о правах человека? -- Практическое признание и реализация прав и свобод человека в абсолютном большинстве стран мира по существу начались только в ХХ веке. Этому во многом содействовали социальные революции, происходившие под лозунгами свободы, равенства, независимости, равноправия. В этом ряду особое место занимают Мексиканская, Великая Октябрьская и Глобальная народно-демократическая революция 1941—1947 гг. Каково содержание Всеобщей декларации прав человека? -- Преамбула Всеобщей декларации представляет реализацию провозглашенных в ней прав как задачу, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства с тем, чтобы каждый человек, каждый институт общества стремились содействовать уважению этих прав и свобод, обеспечению всеобщего признания и пропаганде их среди народов мира Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ) — это лаконичный документ, состоящий из 30 статей, где перечислены основные права и свободы человека, нарушение которых считается недопустимым. Она не проводит различий между правами человека и правами гражданина. Все провозглашаемые в ней права и свободы представлены как права человека. В Декларации изложено общечеловеческое понимание концепции прав и свобод человека, характерное для середины ХХ в. ВДПЧ говорит о необходимости охраны прав человека властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения. Всеобщее понимание характера этих прав и свобод провозглашается важным условием содействия социальному прогрессу в мире. «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах, — гласит ст. 1 Декларации. — Все они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». В этих формулировках не трудно увидеть влияние американской Декларации независимости и «Декларации прав человека и гражданина» Французской революции. В проекте ВДПЧ говорилось даже о Боге и природе, наделивших людей «одинаковыми неотъемлемыми правами», но в последний момент эти слова были исключены из текста. Чем была вызвана необходимость разработки Международного пакта о правах человека? --Переход от декларирования фундаментальных прав и свобод человека к закреплению их в международных пактах, в которых были бы не только названы и конкретизированы эти права, но и установлена ответственность государств за их реализацию, согласованы формы всеобщего контроля над выполнением каждым государством взятых на себя обязательств. Первоначально планировали разработать единый международный Пакт с перечислением всех прав и свобод человека, способов их реализации, а также определить механизм контроля над их выполнением. Почему вместо одного запланированного Пакта было принято два? -- Во-первых, потому, что государства всегда крайне ревниво относятся к своему суверенитету и болезненно реагируют на малейшие попытки кого бы то ни было ограничить его. Каждое из них, особенно из числа крупных, будучи готовым исполнять роль судьи в отношении других государств и народов, считает совершенно недопустимой любую критику в свой собственный адрес и решительно отвергает ее как «вмешательство в его внутренние дела». Второй аргумент сводился к разной степени верификации этих прав, отсутствию единых критериев оценки и возможности проверки их соблюдения. Некоторые полагали, что только гражданские и политические права — это права индивидов, которые могут быть определены с точностью. Нарушение каждого из этих прав может быть рассматриваемо в суде и устранено немедленно. Экономические, социальные и культурные права якобы незримы и не поддаются оценке. 5. Опишите каждый из этих Пактов. -- Участвующие в Пакте о гражданских и политических правах государства обязуются уважать и обеспечивать всем находящимся под их юрисдикцией лицам признаваемые в Пакте права «без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства». Они должны принять такие законодательные акты или меры, которые могут оказаться необходимыми для осуществления признаваемых Пактом прав. Пакт перечисляет права и свободы, которые не могут быть нарушены или ограничены ни при каких условиях — даже во время чрезвычайного положения в государстве, когда жизнь нации находится под угрозой. Это: право на жизнь (ст. 6); свобода от пыток или жестокого бесчеловечного, унижающего его достоинство обращения или наказания (ст. 7); свобода от рабства и подневольного состояния (ст. 8, пункты 1 и 2); запрет лишения свободы на том лишь основании, что человек не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство (ст. 11); право оценки действий человека в соответствии с законом, действовавшим в момент совершения деяния (ст. 15); право каждого человека на признание его правосубъектности (ст. 16); право на свободу мысли, совести и религии (ст. 18). В то же время, допускаются ограничения, предусмотренные законом и необходимые в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц (ст. 22). ПЭСКП гарантирует право на труд (работу) и право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая вознаграждение, обеспечивающее, как минимум, справедливую зарплату и одинаковое вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия. Зарплата работников должна обеспечивать удовлетворительное существование для них самих и их семей. Условия работы должны отвечать требованиям безопасности и гигиены, одинаковую для всех возможность продвижения в работе на более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации. Гарантируются права на отдых, на досуг и разумное ограничение рабочего времени, а также на оплачиваемый периодический отпуск, равно как и на вознаграждение за праздничные дни. Подписавшие Пакт государства обязаны обеспечивать право каждого человека создавать для осуществления и защиты своих экономических и социальных интересов профессиональные союзы, признают их право на образование национальных федераций или конфедераций и право этих последних основывать международные профессиональные организации или присоединяться к существующим. Признается право на забастовки при условии ее организации в соответствии с законами страны. Пакт гарантирует каждому человеку право на социальное обеспечение, право на охрану семьи, право на оплачиваемый отпуск работающим матерям до и после родов или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению. 6. Как вы представляете себе Международный билль о правах человека? -- Международный билль о правах человека является крупной вехой в истории прав человека, настоящей «Великой хартией», знаменующей собой жизненно важный этап развития человечества: осознанное обретение человеческого достоинства и ценности человеческой жизни. 7. Какова роль Заключительного Акта Совещания в Хельсинки в защите прав и свобод человека ? -- Не случайно, что Заключительный Акт Хельсинки получил название Договора о правах человека. Он провозглашает десять принципов международной политики, один из которых (седьмой) обязывает государства «уважать человеческие права и фундаментальные свободы». 8. Что вы знаете о европейской системе защиты прав человека? Опишите ее составляющие. -- Европейская социальная хартия подписана в 1961 г. и вступила в силу в 1965 г. и рассматривается Советом Европы как контра парт Европейской конвенции по правам человека. Она призвана содействовать реальному росту уровня жизни людей и социальной безопасности в Европе. После почти тридцатилетнего опыта практической реализации Хартии, она была пересмотрена в сторону расширения гарантируемых в ней прав человека. Европейский Кодекс социального обеспечения и протокол к нему, открытый для подписания в 1964 г., устанавливают критерии защиты прав граждан стран-членов СЕ в различных сферах социального обеспечения (пенсии, пособия по безработице и инвалидности, медицинское обслуживание и т. д.). В статях этого Кодекса указывается процент категорий населения (от 70 и более), которые должны быть охвачены социальной защитой в случаях наступления непредвиденных обстоятельств. Третьим составляющим европейской системы защиты прав и свобод человека является Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или деградирующего обращения или наказания, вступившая в силу в 1989 году. Она призвана защищать людей, лишенных свободы, от пыток и нечеловеческого обращения в местах заключения путем установления неюридического механизма превентивного характера, основой которого являются посещения этих мест уполномоченными на то лицами. Подобный механизм раньше отсутствовал где-либо в мире. Контент-анализ этого соглашения будет осуществлен ниже в разделе о свободе от пыток и другого унижающего человека обращения. Как и в случае с международным кодексом о правах человека, европейская система защиты включает в себя дополнительно ряд специальных конвенций: Европейскую конвенцию о выдаче (экстрадиции) (13.12.1957 г.), Европейскую конвенцию по пресечению терроризма (1977 г.), Европейскую хартию о местных языках и языках меньшинств (5.11.1992 г.), Европейскую конвенцию об осуществлении прав ребенка (5.11.1992 г.), Европейскую конвенцию о гражданстве (14.5.1997 г.), Конвенцию о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в европейском регионе, Европейскую хартию о местном самоуправлении (15.10.1985 г.) и др. 9. Как складывалась американская система защиты прав человека? --Американская конвенция о правах человека, работа над которой началась в 1959 г., подписана представителями государств-членов ОАГ на специализированной международной конференции по правам человека в г. Сан-Хосе (Коста-Рика) 22 ноября 1969 г. Естественно, что в распоряжении составителей проекта Американской конвенции имелись тексты обоих международных пактов по правам человека и ЕКЗПЧОС. Еще девять лет ушли на ратификацию Конвенции, и она вступила в силу в июле 1978 г. США — член ОАГ — отказались стать участниками этой конвенции. Позже к Американской конвенции о правах человека приняты дополнительные протоколы. Первый (Протокол Сан-Сальвадора) формулирует экономические, социальные и культурные права человека. Второй протокол отменил смертную казнь. В соответствии со статьей 34 Американской конвенции по правам человека принят также «Пакт Сан-Хосе» (22 ноября 1969 г.), учредивший Межамериканский Суд по правам человека, решения которого обязательны для всех, подписавших Пакт стран. 10. Что вы знаете об Африканской хартии прав человека и народов? Чем она отличается от других континентальных соглашений подобного рода? --Африканская хартия по правам человека и народов разрабатывалась тогда, когда уже вступили в силу международные пакты о правах человека, а на европейском и американском континентах функционировали дополнительно еще и свои конвенции, а также созданные в соответствии с ними контрольные механизмы. Государства Африки не стали копировать идеи и формулировки уже действовавших международных договоров, а изложили свое собственное видение и понимание философии прав и свобод человека. В основе ее лежат «свобода, равенство, справедливость и достоинство», традиционно рассматриваемые африканцами как основные цели своих жизненных устремлений. То есть рядом с западной классической триадой прав и свобод человека африканцы поставили свой квартет прав. Права и обязанности человека рассматриваются в Африканской хартии в тесном единстве. Хартия перечисляет все «права, обязанности и свободы» не только отдельного человека, но и целых народов. Гражданские и политические права не отделяются от экономических, социальных и культурных прав. Осуществление последних является гарантией пользования гражданскими и политическими правами, говорится в ее преамбуле. Каждый человек равен перед законом и должен пользоваться равной защитой закона, провозглашает Хартия. 11. Опишите основные положения Арабской хартии и Исламской декларации о правах человека. -- Арабская Хартия, как и международные Пакты, начинается с права на самоопределение и признает права народов на национальный суверенитет и территориальную целостность. Она рассматривает все формы расизма, сионизма, оккупацию и иностранное господство несовместимыми с человеческим достоинством и главными препятствиями на пути осуществления фундаментальных прав народов. Поэтому, народы имеют право сопротивляться иностранной оккупации. Мужчины и женщины равны относительно человеческого достоинства, прав и обязательств в пределах структуры положительной дискриминации, установленной шариатом и другими божественными законами в пользу женщин. Смертная казнь допускается за самые серьезные преступления, «но ни в коем случае не должна быть вынесена за политические преступления». Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и безопасность личности. Государства должны защитить каждого человека на их территории от физической или умственной пытки, от жестокого, нечеловеческого и унижающего личность обращения. Хартия признает, что «народ является источником власти, и каждый гражданин, достигший совершеннолетия, должен иметь право участвовать в политической деятельности, которую он должен осуществлять в соответствии с законом». Признаются почти все права и свободы, которые гарантированы Всеобщей декларацией прав человека и Международными пактами о правах человека. У родителей или опекунов есть право определять характер образования их детей. Признаются права на информацию и на свободу мнения и выражения, так же как право искать, получать и передавать информацию и идеи любимыми средствами, независимо от географических границ. Хартия добавляет, что права и свободы должны быть осуществлены в соответствии с фундаментальными ценностями общества и должны быть подлежащими только таким ограничениям как гарантия уважения прав или репутации других людей, защита национальной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности. Семья — естественная и фундаментальная единица общества, основанная на браке между мужчиной и женщиной. Государство и общество должны гарантировать защиту семьи, укрепление семейных связей и запретить все формы насилия в семье. Они должны также гарантировать необходимую защиту и заботиться о матерях, детях, пожилых людях и людях со специальными потребностями, предоставить подросткам и молодым людям наилучшие возможности для их физического и умственного развития. Право работать квалифицировано как естественное право каждого гражданина. Государство должно пытаться обеспечить, по возможности, работой наибольшее число желающих трудиться, и регулировать условия труда. Более оперативна в формулировании прав человека с учетом своей специфики Организация исламской конференции (ОИК). В 1980 г. на международной конференции в Лондоне, посвященной пророку Мухаммаду и его посланию мусульманам, была принята Всеобщая исламская декларация с изложением исламской философии жизни. Через год конференция ОИК одобрила Всеобщую исламскую декларацию прав человека. В ней излагаются 14 принципов исламского миропорядка, каждый из которых гарантирует определенные права человека. Все люди равны, свободны. Рабство и каторжный труд запрещены. Уважается и сохраняется институт семьи. Все люди равны между собой. Любая земная власть рассматривается как священная и временная, ограниченная установленным законом сроком. Собственность божественна и все пользуются ею согласно законам Корана и Сунны. Все общественные дела ведутся после совета с верующими (Шуры). Должны приниматься усилия для устранения эксплуатации, несправедливости и угнетения. Исламская декларация пронизана идеей о том, что только Аллах является творцом закона, по которому живут люди, и источником всех прав человека. Ввиду их божественного происхождения никакой руководитель или правительство, никакая ассамблея или власть не могут ограничить, отменить или нарушить каким-либо образом права человека, данные Аллахом. В их число входят права на жизнь, на свободу, на семью, на собственность, на образование, на жилье, на свободу перемещения в пределах исламского сообщества и многие другие. В совокупности они охватывают почти все права человека, содержащиеся во ВДПЧ, МПГПП и в МПЭСКП, но в коранической интерпретации |