фавфыва. ИПУ_ПЗ-1. Гречина А.Р. Российский государственный социальный университет практическое задание 1 по дисциплине История политических учений
Скачать 18.91 Kb.
|
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 1 по дисциплине «История политических учений» РАЗВИТИЕ РУССКОЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ В XI-XIII вв. _____________________________________________________ (тема практического задания)
Москва 1. Каким должен быть князь? Князь, по-мнению Илариона, ответствен за управление людьми и страной, которых Бог вверил его попечению («за труд паствы людей его»). Он обязан выполнять свой долг, не поддаваясь соблазнам, всечасно заботясь о своих подданных и обращаясь к ним «богатством добрых дел». Что же касается формы правления, то очевидно прослеживается его приверженность к советному началу в монархической, по своему принципу, организации власти. Иларион просит Бога «умудрить бояр», так как в окружении правителя он хотел бы видеть умных советников. 2. Какую цель преследует Иларион, рассказывая о Сарре и Агари? Какое отношение к ним имеет Закон и Благодать? Агарь — это образ Ветхого завета, Закона, который появляется на свет раньше, но, рожденный рабыней, продолжает и сам оставаться рабом. Сарра — это символ Нового завета, Благодати, которая рождает свободного Исаака. Так и Ветхий завет не может быть истиной, хотя он и явился раньше Нового завет. Следовательно, не "первородство" имеет решающее значение, а то, что Господь послал истину людям в заветах Иисуса Христа. В рассуждение Илариона о Сарре и Агари прослеживаются две важнейших идеи. Во-первых, Христова Благодать настолько значительна, что спасает всех людей, принявших Святое Крещение, независимо оттого, когда произошло само крещение. Во-вторых, одного факта крещения достаточно для того, чтобы люди, его принявшие, были достойны спасения. 3. Каково отношение Мономаха к образованию и церкви? Весьма своеобразно разрешал Мономах вопрос о взаимоотношениях с церковью. Он призывал чтить ее, любить «епископов, попов и игуменов» и «по силе заботиться о них», но не одобрял участившееся тогда пострижение в монахи здоровых и молодых людей: «Ни одиночеством, ни чернечеством, ни голодом, которые иные добрые терпят, но малым добрым делом лучше всего достичь милость Божию». Здесь слышится явное предпочтение тем, кто в миру делами служит отечеству, а не подвергает себя лишениям ради обретения жизни вечной. Данное утверждение согласуется с его положением о том, что «Бог судит на земле». Обращал внимание своих потомков князь Владимир и на необходимость образования, ссылаясь при этом в качестве примера на своего отца Всеволода, который «сидя дома выучил пять языков, и была ему за это честь от других земель». 4. К какому социальному слою относится Даниил Заточник? Трудно определить тот социальный круг, к которому принадлежал Даниил, но на связь с военной средой он намекает неоднократно, сообщая, что «на рати» он был «не хоробр». Скорее всего, он принадлежал к служилому дворянству, положение которого в XIII—XIV вв. не было стабильным. Обращаясь к князю, он прямо просит его предоставить «всякому дворянину милость... Хватит ему мыкаться в скорбях...». Вполне возможно, что Даниила коснулась княжеская немилость, связанная с потерей личного состояния. «Рассыпался мой живот (состояние. — Н. 3.) яко же хананейского царя буест (гордость. — Н. 3.) и покры мя нищета яко Чермное море фараона». В результате Даниил оказался не только в нужде и печали и «под рабским ярмом», но даже, может быть, и при ограничении личной свободы. Так, в Соловецком списке «Моления» указывается, что он «седяше заточен на Беле озере». Себя Даниил представляет как образованного человека, прибегая при этом традиционно к самоуничижительной характеристике и сообщая князю, что он «ни в Афинах рос, ни у философ учился», но подобно пчеле порхал по книгам, как по цветам, и «набирал сладость словесную, совокупляя мудрость как в мех воду морскую», и хотя он «ни Феофраст и ни Пинандр», «но в смысленных ризу облачился и смысленных сапоги носил». Таким способом автор «Моления» пытался расположить князя к себе и вызвать у него доверие к своим советам. 5. О чем должен заботиться князь? Князь должен заботиться и о хорошем управлении страной. Так, «земля плод дает, древеса овощь, а ты нам богатство и славу», ибо тяжело жить в нищете. «Лучше смерть, нежели продолжен живот в нищете». Убожество толкает мужей на воровство и разбой, а жен на блуд. Следует князю заботиться и о народонаселении, причем не только сохраняя численность своего народа, но и приглашая людей из других стран. Если в государстве будет порядок и не будет беззакония, то и из «иных стран» приедут к тебе, «ведая твою милость». Хорошее управление Даниил сравнивает с гармоничной игрой на гуслях или строением тела, которое «держится жилами». |