Главная страница
Навигация по странице:

  • Рубежный контроль №3 по дисциплине «Социальная психология»

  • Группа ПЕД-Б-0-З-2021-1_ДИСТАНТ Москва2023Содержание

  • 2. Мировоззрение: его понятие и структура.

  • 2.1. Мировоззрение и его сущность

  • 2.2. Структура мировоззрения В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:- позновательный ;- ценностно-нормативный

  • Ценностоно-нормативный компонент.

  • Эмоционально-волевой компонент

  • 4. Роль философии в структуре мировоззрения

  • Хайруллаева Р_ СоцПсих,РК3. Российский государственный социальный университет Рубежный контроль 3 по дисциплине Социальная психология


    Скачать 41.41 Kb.
    НазваниеРоссийский государственный социальный университет Рубежный контроль 3 по дисциплине Социальная психология
    Дата16.05.2023
    Размер41.41 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаХайруллаева Р_ СоцПсих,РК3.docx
    ТипРеферат
    #1134748






    Российский государственный социальный университет





    Рубежный контроль №3

    по дисциплине «Социальная психология»

    ФИО студента

    Хайруллаева Рухсора Баходирхон кизи

    Направление подготовки

    Педагогика

    Группа

    ПЕД-Б-0-З-2021-1_ДИСТАНТ


    Москва2023

    Содержание


    1. Введение 3

    2. Мировоззрение: понятия и структура 3

    2.1. Мировоззрение и его сущность 4

    2.2. Структура мировоззрения 5

    3. Типы мировоззрения 9

    4. Роль философии в структаре мировоззрения 11

    5. Заключение 13

    6. Список литературы 14

    1. Введение

    С самого начала своего осознанного существования, человек задается вопросом проблемы бытия. Пытается понять что такое ЧЕЛОВЕК, как ему следует жить, на что ориентироваться и как себя вести в тех или иных ситуациях.

    Время идет, жизнь человека стремительно развивается во всех направлениях: политике, экономике, культуре и т.д.. И вместе с этим проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание его места и роли в обществе, цели и смысла его социальной и личной активности, ответственности за свои поступки становятся главными.

    Человек разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира- мировоззрение.

    На вопрос о правильном понимании мира старались ответить философы всех времен и эпох. Однако люди меняются с течением времени, вместе с ними меняются и их ценности. Именно поэтому вопрос мировоззрения и его роль в жизни человека будет всегда актуален и всегда будет заслуживать внимания.

    2. Мировоззрение: его понятие и структура.

    Челокек в мире не существует сам по себе, он всегда существует в определенном отношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношении к природе, окружающему миру вообще. При этом у него всегда существовала потребность вырабатывать общее представление о мире в целом и о месте в нем человека.

    Таким образом, само понятие "мировоззрение" можно сформулировать как сложное, синтетическое интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов - знаний, убеждений, верований, настроений, ценностей, норм, стремлений и т.д..

    2.1. Мировоззрение и его сущность

    Смело можно сказать, что мировоззрение является фундаментом человеческого сознания. В реальной жизни человека мировоззрение в его сознании представляет собой сформированные определенные воззрения, взгляды на мир и свое место в нем. Именно поэтому в центре всех философских проблем стоят вопросы о мировоззрении человека,о его отношении к внешнему миру, о его способности понять этот мир и целесообразно действовать в нем.

    Итак, мировоззрение - это обобщенное знание, это системный и целостный взгляд на мир, место в нем человека и их взаимодействие. Следовательно, человек строит свою общую деятельность, определяет свои частные и общие цели в соответствии с определенным мировоззрением, которое сформировалось на основе полученных знаний о своем месте в мире. Эти цели, как и деятельность являются, как правило, выражением каких либо интересов как отдельных людей, так и целых групп.

    В одном случае связь этих интересов и мировоззрения может прослеживаться весьма отчетливо, в другом же она может быть более размыта благодаря оттенкам которые накладывают особенности характера человека, его те или иные личностные установки. Однако даже такая нечеткая связь с мировоззрением обязательно существует и может быть прослежена. А значит мировоззрение играет очень важную особую роль во всей деятельности людей.

    Жизнь людей в обществе носит исторический характер.То замедляясь, то ускоряясь все составляющие общественно-исторического процесса интенсивно изменяются: меняется человек, его чувства, мысли, интересы, изменяются и отношения между людьми в целом, меняется характер их труда и технические средства. Историческим изменениям также подвержено и мировоззрение личности, социальных групп, человеческих сообществ. Оно активно улавливает явные и скрытые, большие и малые процессы общественных изменений. Мировоззрение накапливает опыт осознания смысловой основы человеческой жизни, так как охватывает самые разные "пласты" человеческого опыта. Оно способно раздвигать узкие рамки повседневности, какого-то конкретного времени и места, имеет возможность сапоставить данного человека с другими людьми, причем не только ныне существующими, но и с теми кто жил ранее , а также кто будет жить потом. Ведь исторически все новые поколения людей всегда приобщаются к миру предков, отцов и дедов, современников., при этом что-то из приобретенного опыта бережно хранится, а от чего-то решительно отказываются.

    Итак, мировоззрение, в общем его понимании, представляет собой сложную комплексную форму человеческого сознания, определяющую общее понимание и видение мира и место в нем человека, и вместе с тем, включающую в себя программы жизни людей, их жизненные позиции, принципы, взгляды и оценки. Однако, такое многогранное понятие как "мировоззрение" обладает определенной структурой, которая позволяет более глубоко и четко понять источники формирования такой широкой формы человеческого сознания.

    2.2. Структура мировоззрения

    В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:

    - позновательный;

    - ценностно-нормативный;

    - эмоционально-волевой;

    - практический.

    Позновательный компонент структуры мировоззрения включает в себя обобщенные знания и представляет универсальную картину мира.

    В данном случае под понятием "знания" подразумевается совокупность всех сведений об окружающем мире. Знания могут охватывать совершенно разные стороны деятельности человека: они могут быть повседневно-практическими, профессиональными, научными и т.д.. Чем больше и разностороннее запас знаний у человека, тем более серьезную опору получает его мировоззрение. Если знания у человека отсутствуют, то и мировоззрение в этом случае не имеет возможности для формирования, т.к. они являются исходным звеном для его развития. Однако, не все знания входят в мировоззрение, только те, которые являются жизненно важными для человека, которые практически и теоретически раскрывают сущность отношений между человеком и миром в каждую историческую эпоху.

    Ценностоно-нормативный компонент. Одно из главных назначений мировоззрения заключается не только в предоставлении человеку возможности принимать жизненно важные решения, опираясь на какие-то приобретенные общественные знания, но, также, и дать ему возможность руководствоваться определенными общественными регуляторами. Такую возможность дает ценностоно-нормативный комонент мировоззрения, который состоит из человеческих ценностей, убеждений, верований, идеалов, жизненных норм, директивных указаний и т.д.

    Ценность включает в себя свойство какого-то предмета или явления удовлетворять желания и потребности людей, т.е. это положительное или отрицательное отношение человека к явлениям окружающего мира, основанное на его интересах и потребностях.

    Ценностям свойствены такие понятия как "полезность" или "вредность", "значимость".

    Полезность отражает практическую нужду человека в чем-либо.Это могут быть как материальные ценности, такие как одежда, орудия труда и т.д., так и духовные: знания, умения и т.д.. Вредность же, наоборот, отражает негативное отношение человека к какому-то явлению.

    Значимость ценности позволяет отразить степень интенсивности отношения человека к какому-либо явлению: так что-то может оставлять человека спокойным, а что-то трогает его в большей или меньшей степени.

    По сущности и смыслу ценности отличаются от знаний. Ценности воплощают в себеособое отношение ко всему окружающему в соответствии с их интересами, потребностями и стремлениями, в то время как знаниям присуще стремление к истине - объективному познанию реального мира. Ценности человек усваивает в процессе жизни, и в этом процессе они формируются в определенную иерархию, во главе которой находятся своего рода абсолютные ценности, которые фиксируются в тех либо иныхобщественных идеалах. Так, например, жизнь - это самая главная ценность человека.

    Убеждения также являются одним из необходимых структурных элементов мировоззрения. Это знания соединенные волей. Они становятся основой жизни, поведения, действия личности, общественных групп, наций, народов. Убеждения формируют прочную систему взглядов, которые не только закрепляются в сознании человека, но и глубже - в подсознании, в сфере интуиции. Это не только интеллектуальная позиция, но и эмомциональное состояние, стойкая психологическая установка, уверенность в справедливости своих принципов, идей, взглядов. Можно сказать что убеждения являются одной из составляющих духовного ядра личности. Побудительная сила убеждений человека очень велика, именно ради идейных убеждений люди порой рискуют жизнью, преодолевая сильнейший инстинкт самосохранения, совершают геройские поступки и даже идут на смерть. При этом стоит отметить, что мировоззрение всегда нужно рассматривать с точки зрения меры его истинности, так как только истинные убеждения могут служить результативным принципом жизни человека.

    Вера в формировании мировоззрения человека тоже является неотъемлемой частью. Это степень доверия человека к содержанию имеющихся у него знаний. В жизни не может быть такого, чтобы человек на протяжении всей своей жизни ни во что не верил. Пусть самая малая и незаметная искорка веры всегда присутствует в душе любого человека. Это один из стержневых устоев духовного мира человека и человечества. Диапазон человеческой веры весьма широк. Он простирается от практической очевидности до религиозных верований и даже легковерных принятий нелепых вымыслов.

    Идеалы также имеют свое место в мировоззрении человека. Это мысленно-эмоциональное предвосхищение того, каким человек хочет стать и каким может стать, а также какой он есть на самом деле. В идеалах находит отображение мысленный образец совершенства, норма, которая является конечной целью к которой следует стремиться. Важной особенностью идеалов является то, что они несут в себе опережающее отображение действительности. При этом общественный идеал выполняет не только целенаправляющую функцию, но и оценочную по отношению социального субъекта к объекту и самому себе. Многиевеликие люди старались найти ответ на вопрос, что такое "идеал". И.С.Тургенев писал: "Жалок тот, кто живет без идеала!" С его словами нельзя не согласиться, ведь в своей жизни, в своем постоянном моделировании будущего человек не может обойтись без стремления к идеалу.

    Жизненные нормы (моральные, религиозные, правовые и т.д.) возникают в следствии устойчивой оценки человеком своих отношений с другими людьми. Жизненные нормы выступают образцами, стандартами деятельности, которые устанавливаются как определенные правила поведения, либо формируются исторически. Это средство сближения того что жизненно-значимо для человека с его практическим поведением. Выполнение норм является необходимым условием подчинения личной деятельности общественным требованиям, что позволяет регулировать повседневную жизнь как общества в целом, так и жизнь каждого человека индивидуально.

    Эмоционально-волевой компонент мировоззрения позволяет человеку сформировать для себя установку, которая дает ему возможность реализовать все имеющиеся знания, нормы и ценности в практических действиях и поступках.

    Субъективная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражений, а другими словами эмоции которые при этом испытывает человек,могут выражаться в различных их проявлениях. Человеку присущи и "светлые" эмоции (удовлетворенность жизнью, радость, гармония, счастье и др.) и "мрачные" (страх, печаль, горе, бессилие, неуверенность и др.). При этом наиболее мощный импульс мировоззрению дают нравственные эмоции: такие как долг, совесть, милосердие, стыд.

    Человеческая воля в свою очередь дает людям способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, которые необходимы для осуществления этой деятельности.

    Практический компонент мировоззрения несет в себе очень важную функцию. Без этой составляющей мировоззрение имело бы крайне отвлеченный характер, т.к. это не просто обобщенные понятия о знаниях, убеждения и ценностях, а еще и нацеленность человека применить все знания на практике, готовность действовать придерживаясь определенного типа поведения в конкретных обстоятельствах. Даже в тех случаях, когда человеческое мировоззрение сориентировано не на участие в жизни, не на действенную позицию, а на созерцательную, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения человека.

    Такое разнообразие аспектов формирования мировоззрения человека придает его составу особый характер и позволяет человеку реализовать свое мировоззрение в жизни.

    3. Виды мировоззрения

    Мировоззрение несомненно является необходимой составляющей человеческого сознания, познания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Мировоззрение формируется в сознании конкретных людей и используется как индивидуально человеком, так и обществом в целом в качестве определяющих жизнь общих воззрений. А это значит, что каждый человек или социальная группа, выделенная по тому либо иному признаку, имеет собственные, не во всем совпадающие с другими, а иногда и очень сильно отличающиеся от них представления о мире и жизненные программы. Поэтому по характеру формирования и способу функционирования выделяют два уровня мировоззрения: жизненно- практический и теоретический.

    Жизненно- практическое мировоззрение порождается непосредственными условиями жизни и опытом людей, передающимися из поколения в поколение. Оно откладывается стихийно и имеет несистематизированный характер, базируется на здравом смысле, повседневном человеческом опыте и не отличается продуманностью и обоснованностью. При этом в нем не редки внутренние противоречия и устойчивые предрассудки.

    Жизненно- практическое мировоззрение часто называют жизненной философией, ведь на его формирование серьезное влияние оказыают национальные, религиозные традиции, уровень образования, интеллектуальной и духовной культуры, характер профессиональной деятельности и др..

    В рамках рассмотрения жизненно- практического мировоззрения также можно обнаружить некоторые отличия. Например, обыденное мировоззрение охватывает самые ши­рокие слои общества, имеет очень важное значение, оно явля­ется реально "работающим" мировоззрением многих миллионов людей. Источником его является совокупность взнлядов основанных на здравом смысле, повседневном жизненном опыте.

    В жизненно- практическом мировоззрении также находят свое отражение и религиозные взгляды человека. В их основе лежит религиозный опыт человека и его вера в существование Бога или других сверхестественных сил.

    Более высокой разновидностью жизненно-практического мировоззрения является профессиональное. Оно формируется под влиянием знаний и опыталюдейв различных сферах деятельности и т.д..Это может быть мировоззрение ученого, писателя, политического деятеля и т.д..

    Мировоззренческие идеи, возникшие в процессе научного, художественного, политического и другого творчества, могут в определенной степени повлиять на мышление профессиональных философов. В качестве яркого примера выступает огромное влияние творчества Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского на отечественную и мировую философию, но и на этом уровне человек не застрахован от ошибок.

    Все недостатки жизненно-практического мировоззрения преодолеваются на другом, более высоко уровне мировоззрения, теоретическом. К теоретическому мировоззрению относятся научное и философское мировоззрение.

    Научное мировоззрение всегда основывается на научной картине мира, на выводах и обобщениях которые сделаны на основе научного анализа и осмысления причинно-следственных связей, которые характеризуют развитие природных и общественных явлений.

    Философское мировоззрение, в отличии от других типов и форм мировоззрения, претендует на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о деятельности, а также норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей. Философ является не только творцом мировоззренческих систем. Он ставит перед собой задачусделать мировоззрение объектом теоретического анализа, специального изучения.

    4. Роль философии в структуре мировоззрения

    Местом возикновения философии является Древняя Греция. В переводе с греческого "философия" означает любовь к мудрости.

    Философия как теоретическое мировоззрение рядом с наукой, искусством, моралью, правом как формами общественного сознания -- одно из важнейших достояний человеческой культуры. Исторически так сложилось, что именно философия была той колыбелью, из которой выросли и наука, и искусство, и мораль, и право и получили статус особых проявлений человеческого духа и практики, жизнедеятельности человека и общества.

    Философские идеи, школы, направления подобно людям, которые их создали, всегда принадлежат к определенной эпохе, стране. Это аксиома. Но частота идей, проблем, мыслей сохраняются столетиями и даже тысячелетиями и не знают пространственных и временных границ. Много в философии принадлежит (или будет принадлежать) только истории. Среди многих причин философской непрерывности и универсальности не маленькую роль сыграют внутренняя логика развития философских знаний и национальные традиции в форме постановки философских проблем, подходов к их решению.

    В истории философии сложились, и в определенных модификациях перманентно повторяются, так называемые вечные проблемы. Что такое человек? Что такое природа, или более широкое -- Вселенная? Что между ними связь, зависимость? Может ли человек познать себя, природу, общество? Какие формы, методы, средства познания? В чем отличие явлений и сущности материального и духовного, идеального мира? Что с этих двух миров служит основой для возникновения и существования второго мира? Они ли независимые один от другого? Что такое свобода? Есть ли основания для того, чтобы человек и общество могли надеяться на получение свободы? Что такое человеческие ценности -- Истина, Добро, Мудрость, Гармония? Что такае жизнь и смерть, какое их ценностное значение для отдельного человека и общества?

    Это далеко не полный перечень «вечных» философских проблем. Развитие общества, познание выдвигает новые и новые философские проблемы.

    Философия исследует мир как целостность, ее задача -- дать наиболее общие представления о мире, ответить на вопрос: который этот мир, который лежит в его основе, конечный он или бесконечный, познанный или непознанный, что такое знание, есть ли какой-либо смысл существования этого мира, какое место человека в этом мире, как он должна жить, действовать? Чтобы оптимально организовать общественную жизнь, надо иметь правильные общие представления о мире, знать максимально точно принципы бытия, закономерности развития природы, общества, свойства самого мышления человека и т.п.

    Чтобы правильно понять специфику предмета философии, рассмотрим еще одну сторону философского осмысления действительности. Любая наука всегда исследует те или другие явления действительности (природы, общества, мышление) как объекты, то есть независимо от познающего человека (субъекта). Философия же изучает мир и человека вместе, все добытые знания она обязательно соотносит с человеком. Иногда говорят, что философия изучает субъектно-объектные отношения. И это правильно. Что такое человек? Какое его место в мире? Как складываются его взаимоотношения с другими людьми, с природой и т.п.? Опираясь на какие принципы можно достичь максимального успеха в организации общественной жизни? В чем состоят критерии общественного прогресса? На эти и много других важных вопросов может дать ответ только философия.

    5. Заключение

    Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать седующим образом: понятие "мировоззрение" шире понятия "философия". Философия - это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается,обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем на житейском уровне здравого смысла, наличиствующего у человека, порой даже не умеющегони писать ни читать.

    В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов.

    Альберт Эйнштейн размышляяо мировоззрении человека сказал:" Человек ощущает себя, свои мысли и чувства, отделенными от всего мира - и это его оптический обман. Эта иллюзия стала темницей для нас, ограничевающей нас миром собственных желаний. Наша задача - освободиться из этой тюрьмы, расширив сферу своего участия до всякого живого существа, до целого мира. Никто не сможет выполнить эту задачу до конца, но попытки достичь этой цели, является частью освобождения. "

    С его словами нельзя не согласится, ведь мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества. А человек, в свою очередь, всегда будет стремится познать себя и свое место в мире.

    5. Список литературы

    1. Философский энциклопедический словарь/ Отв. ред. Л.Ф. Ильичев. – М.: Советская энциклопедия,1983.

    2. Философия/ Отв. ред. В.П. Кохановский – Ростов н/Д.: Феникс,1997.

    3. Введение в философию: в 2-х частях / Отв. ред. И.Т. Фролов. – М.: Политиздат, 1989.

    4. В.С. Соловьев. Сочинения: в 2 т. – М.: «Мысль», 1988. – Т. 2.

    5. В.М. Дианова. Художественное и научное освоение мира: современное состояние проблемы. Материалы научной конференции. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 1999.



    написать администратору сайта