Главная страница
Навигация по странице:

  • Анализ художественного произведения Н.В. Гоголя «Ревизор»

  • История создания

  • Проблематика

  • Особенности композиции

  • Изображение героев пьесы

  • Список литературы

  • Анализ художественного произведения Н.В. Гоголя Ревизор. Реферат литературоведение. Российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение


    Скачать 26.48 Kb.
    НазваниеРоссийской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
    АнкорАнализ художественного произведения Н.В. Гоголя Ревизор
    Дата24.06.2021
    Размер26.48 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат литературоведение.docx
    ТипАнализ
    #221208

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

    УНИВЕРСИТЕТ»

    Кафедра теории, истории и методики преподавания русского языка и литературы

    Анализ художественного произведения Н.В. Гоголя «Ревизор»

    Выполнила: студентка 1 курса 2 группы

    очной формы обучения, квалификация:

    бакалавриат, направление: «Педагогическое

    образование (с двумя профилями

    подготовки)», профиль: «Русский язык и

    литература», гуманитарного факультета

    Панова Анастасия Алексеевна

    Проверила:

    Профессор кафедры теории, истории и

    методики преподавания русского языка и

    литературы, доктор филологических наук

    Шпилевая Галина Александровна

    Воронеж 2020

    Оглавление

    Введение…………………………………………………………………………3

    История создания……………………………………………………………….4

    Проблематика…………...………………………………………………………5

    Особенности композиции………………………………………………………6

    Изображение героев пьесы……………………………………………………..7

    Заключение………………………………………………………………………9

    Список литературы……………………………………………………………..10

    Введение

    Всякий хоть на минуту, если не на несколько

    минут, делался или делается Хлестаковым, но

    натурально, в этом не хочет только признаться;

    он любит даже и посмеяться над этим фактом,

    но только, конечно, в коже другого, а не в собственной… (Н.В. Гоголь)

    Владимир Набоков в своей книге «Николай Гоголь» писал, что пьеса «Ревизор» - это «самая великая пьеса, написанная в России». Пьеса отразила всю суть русской жизни. В ней находится ключ к пониманию того строя, который царил в России. Комедия Н.В. Гоголя не сходит со сцены со времен Александрийского театра 1836 года.

    Относится комедия к направлению, которое уместно было бы назвать «смех сквозь слезы». Предметом повествования в комедии является жизнь русского чиновничества. Это сатира, в которой нравы и порядки этого общества становятся предметом осмеяния. Н.В. Гоголь жестоко высмеивает современное состояние общества.

    Автор работал в направлении реализма, и главная задача его заключалась в том, чтобы показать «типичного героя в типичных обстоятельствах». Задумка состояла в описании действительности повествования таким образом, чтобы читатель мог узнать в ней самого себя и тем самым почувствовать необходимость перемен.

    Итак, главная тема комедии – это проблемы и пороки общества, глупость и лицемерие чиновничества, показ моральной и духовной жизни этого сословия.

    История создания

    Известно, что сюжет пьесы «Ревизор» был подарен Н.В. Гоголю А.С. Пушкиным. В это время Н.В. Гоголь еще работал над «Мертвыми душами», но, испытав творческий кризис, он попросил А.С. Пушкина подсказать ему какой-нибудь «русский анекдот».

    Сюжет А.С. Пушкина настолько заинтересовал писателя, что комедия была написана за два месяца, с октября 1835 года по декабрь. Но на протяжении следующих лет Н.В. Гоголь вносил исправления. Значительные поправки были сделаны им в 1841 году. В окончательном издании произведение было издано лишь в 1842 году.

    Во время создания Н.В. Гоголь пытался не раз бросить работу из-за того, что подобные картины, замыслы стали появляться в произведениях других писателей. Но А.С. Пушкин убеждал не останавливаться и закончить начатое. Наконец, впервые комедия была зачитана в гостях у В.А. Жуковского, где присутствовали знаменитые писатели и литераторы. Слушающие положительно восприняли пьесу Н.В. Гоголя, но сам писатель понимал, что суть ускользнула от слушающих и потому был не совсем удовлетворен.

    Комедию «Ревизор» посчитали обычной русской классикой. Читателям не сразу удалось понять и воспринять идею, переданную автором.

    На сцене пьеса появилась тоже не сразу – сам В.А. Жуковский уговаривал императора дать согласие на постановку пьесы. Так, первая постановка состоялась в 1836 году. На императора пьеса оказала двоякое впечатление.

    Проблематика

    Главная проблема, поставленная в пьесе Н.В. Гоголя – это несовершенство российского провинциального управления. Мелкие чиновники чувствуют себя настоящими князьями и не отдают отчета в своих действиях. Вокруг городничего образовывается тесный круг лиц, составляющих вместе с ним правящую верхушку. Все заботы начальства направлены исключительно на удовлетворение собственных потребностей.

    В произведении также стоит подчеркнуть три главных аспекта:

    • Чинопочитание – чиновники хотят признания и почитания. А люди готовы платить им эту дань взамен личной выгоды.

    • Наблюдается полная безнравственность, проявляющаяся через взяточничество.

    • Моральный упадок общества – мораль является нравственным мерилом человека.

    Н.В. Гоголь затрагивает проблемы не только отдельного сословия. Он находит пороки в каждом жителе города. Например, в героинях мы наблюдаем – алчность, лицемерие, лживость, пошлость и склонность к предательству. В простых горожанах автор подчеркивает рабскую зависимость от господ, готовность пресмыкаться и лебезить ради достижения собственной выгоды.

    Не все встречают комедию с пониманием, не каждый готов признавать существование проблем. Но склонен обвинять в не идеальности мира окружающих людей, обстоятельства, жизнь как таковую, но только не себя. Именно эту закономерность автор видит в своих соотечественниках.

    В пьесе нет положительных героев, каждый вносит свою лепту во всеобщую несправедливость. Нет героев, которые бы не приняли участия в бесчинствах и беспорядках.

    Особенности композиции

    В основе комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» лежит бытовой анекдот, где по случайному недоразумению одного человека принимают за другого. Экспозиция произведения – это фрагмент, в котором городничий получает известие о приезде ревизора. Завязка включает в себя приезд Хлестакова и принятие его за ожидаемого ревизора. Н.В. Гоголь продумано выполнил задачу построения своей пьесы.

    Новаторством комедии стало то, что в ней отсутствует обязательная любовная интрига, нет традиционно положительных лиц и резонеров и необычно показан порок главного героя, который по определению предшественников Н.В. Гоголя должен быть непременно наказан: Хлестаков избежал всякого наказания. Автор изображает своих героев с юмором и смехом, который по словам Н.В. Гоголя является единственным положительным, благородным и честным лицом в комедии.

    Кульминация пьесы – это сцена безудержного вранья Хлестакова в третьем действии. Завязка комедии, как и развязка, является неожиданной: появляется жандарм с известием о приезде настоящего ревизора. Произведение заканчивается на самой высокой точке – «немой сцене», которая передает высшую степень потрясения персонажей. Это последний аккорд произведения, завершающий аккорд развитие сцены.

    Со слов «к нам едет ревизор» пьеса началась, подобными словами она же и завершается. Жизнь уездного города протекает в рамках «от ревизора до ревизора». Он единственный, на кого город обращает внимание.

    Изображение героев пьесы

    В «Ревизоре» Н.В. Гоголь изобразил пустоту, наполненную деятельностью мелких страстей и мелкого эгоизма. Для того, чтобы произведение его было художественно, то есть представляли особый замкнутый мир, он взял из жизни героев такой момент, в котором сосредотачивалась вся целостность их жизни, ее значение, сущность, идея, начало и конец: в первом – ссору двух приятелей, во втором – ожидание и прием ревизора.

    Городничий у Н.В. Гоголя – это не преувеличенная действительность и он нисколько не дурак, а даже умный человек, изворотлив, умеет незаметно своровать, взять взятку и задобрить опасного ему человека. Городничий становится Богом уездного города. И этот герой не менее важен в произведении, чем Хлестаков.

    Хлестаков – это молодой дворянин, который имеет самый мелкий чиновничий чин. Он безответственно относится к службе и предпочитает проводить жизнь в удовольствиях. Н.В. Гоголь характеризует Хлестакова такой фразой: «без царя в голове». Характер этого героя наиболее ярко проявляется в сценах вранья. Хлестаков столь сильно вдохновлен своей ролью, что не может остановиться.

    Хлестакова можно считать ревизором только в ироническом смысле, хотя под конец пьесы он удивительно вживается в роль «крупного чиновника из столицы, притом ублаготворённого взятками».

    Забавен образ судьи Ляпкина-Тяпкина, который страстно любит псовую охоту, берет взятки борзыми щенками, искренне считая, что это «совсем другое дело». В приемные суда творится полный кавардак: сторожа завели гусей, по стенам развешена «всякая дрянь», заседатель постоянно пьян. А сам Ляпкин-Тяпкин не может разобраться в простой докладной записке.

    Почтмейстер искренне недоумевает, почему нельзя читать чужие письма. Для него вся жизнь – интересные сюжеты из писем. Особенно понравившиеся корреспонденции почтмейстер даже оставляет у себя и перечитывает.

    В больнице попечителя богоугодных заведений Земляники также царит беспорядок. Пациентам не меняют белье, а врач немец ничего не понимает по-русски. Земляника подхалим и доносчик, не прочь облить грязью своих товарищей.

    Привлекает внимание комичная пара городских сплетников Бобчинского и Добчинского. Для усиления эффекта Гоголь делает их похожими внешне и дает одинаковые имена, даже фамилии персонажей отличаются всего одной буквой. Это совершенно пустые и бесполезные люди. Бобчинский и Добчинский заняты только собиранием сплетен. Таким образом, им удается оказаться в центре внимания и почувствовать свою значимость.

    В комедии Гоголь создал собирательный образ чиновничества. Государственные служащие всех рангов воспринимаются как единый организм, поскольку близки в своем стремлении к стяжательству, уверены в безнаказанности и правильности своих действий. Но каждый персонаж ведет свою партию.

    Заключение

    В пьесе «Ревизор» Н.В. Гоголю удалось высмеять пороки, которые не дают нашей стране развиваться. Главная мысль автора – показать, как жить не надо, а также научить людей объективно оценивать свои и чужие поступки.

    В образе настоящего ревизора угадывается высшая справедливость суда. Комедия Н.В. Гоголя учит, что воровство, карьеризм и вранье – удел глупых и жалких людей. Он высмеивает мещанскую жадность и мелочность. Также, на примере главного героя – Хлестакова, автор показывает нам, что человек, который однажды встал на скользкую дорожку, уже не сможет сойти с нее и рано или поздно наказание настигнет его.

    И все - таки главная цель комедии – показать истинное лицо российского чиновника, его пороки и безнравственность. Это по-настоящему жалкие личности, которые могут погубить и себя и всю Россию.

    Таким образом, социальные и нравственные пороки играют главную роль в произведении Н.В. Гоголя. Проблемы, отразившиеся в произведении, были актуальны не только во времена писателя, они остаются злободневными и по сей день.

    Список литературы

    1. Белинский В.Г. «О ревизоре»

    2. Вяземский П. А. Сочинения: В 2-х т. -- М.: Худож. лит., 1982. -- Т. 2. Литературно-критические статьи.

    3. В школе поэтического слова П.Л.Г. М. : Просвещение. 1988.- 293 с.

    4. Гуковский Г.А. Реализм Н.В. Гоголя. М.: Л: ГИХЛ. 1959. – 437 с.

    5. Станиславский С. «О ревизоре Н.В. Гоголя»





    написать администратору сайта