Главная страница
Навигация по странице:

  • Формирование сословно-представительной монархии.

  • Реферат. Россия в xvi веке. Внутренняя и внешняя политика ивана грозного


    Скачать 53.67 Kb.
    НазваниеРоссия в xvi веке. Внутренняя и внешняя политика ивана грозного
    Дата23.11.2021
    Размер53.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат.docx
    ТипДокументы
    #279975
    страница1 из 3
      1   2   3

    ТЕМА: РОССИЯ В XVI ВЕКЕ. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИВАНА ГРОЗНОГО.

    1. Социально-экономическое развитие России в XVI веке.

    На протяжении XVI столетия продолжался рост территории Российского государства. На рубеже XVI в. в его состав вошли так называемые Северские земли - между реками Сожем и Десной. В 1510г. прекратила существование Псковская республика (бывшая самостоятельной после отделения от Новгорода в 1348 г.). В 1514г. после третьей подряд войны с Литвой в состав России вошел старинный русский город Смоленск, население которого сыграло большую роль в переходе его под власть Москвы Объединение русских земель было в основном завершено.

    В XVI в., в ходе успешной борьбы с остатками Золотой Орды, границы России продвигались все дальше на восток, юго-восток и юг.  Иван III (1462-1505) унаследовал в 1462 г. примерно 430 тыс. кв. км земли; Василий III (1505-1533) оставил в 1533 г. 2800 тыс. кв. км; к концу XVI в. в границах России находилось уже 5400 тыс. кв. км. В состав России вошли многие народы Сибири, Поволжья, Урала.

    Население же страны росло значительно медленнее, чем ее территория. В середине XVI в. население России составляло 6 млн. человек; к концу столетия оно увеличилось лишь на 2 млн. Российские земли к тому же были заселены крайне неравномерно. Самая высокая плотность населения в Российском государстве середины XVI в. наблюдалась в Новгородско-Псковской земле - около одного человека на квадратный километр (для сравнения: в странах Западной Европы того же времени этот показатель составлял 10-30 человек). Окраины России были заселены совсем редко. На огромном пространстве от Перми до Иртыша насчитывалось не более 10 тыс. жителей.

    Лишь около 2% населения страны проживало в городах, между которыми существовали резкие контрасты. В начале XVI столетия в России насчитывалось 96 городов, в конце века - 170; только в 16 из 170 городов было более 500 посадских дворов; многие города представляли собой небольшие крепости с малочисленными гарнизонами. Если в Москве проживало около 100 тыс. человек, то следующие за ней по величине города - Новгород и Псков - отставали значительно, имели по 30 тыс. жителей; за ними опять большой разрыв - в Можайске 8 тыс. человек, в Серпухове и Коломне - около 3 тыс.

    В странах Западной Европы в XVI в. приобрело устойчивое направление перемещение населения из деревень в города, что способствовало столь важному для социально-экономического и культурного развития государств росту городов. В России же во второй половине XVI в., вследствие тягот Ливонской войны, опричнины, вторжений крымских татар и т.д., усиления крепостничества и наличия большого количества свободных земель на окраинах страны, наблюдалось перемещение значительных масс населения из центра на окраины. Произошло запустение центральных и северо-западных районов государства; при этом отлив населения происходил не только из деревень, но и из городов. Сильные переселенческие потоки устремились на плодородный юг (где стало складываться донское казачество) и на Северную Украину (где еще не распространились крепостнические отношения).

    Таким образом, социально-экономическое развитие России в XVI в. серьезно тормозили слабая ее заселенность, неравномерное распределение населения на территории страны, отлив во второй половине столетия людей из наиболее развитых регионов государства. Указанная подвижка населения ослабляла города, открывала новые возможности для развития феодального землевладения и хозяйства на осваиваемых землях и тем самым создавала новые перспективы их упрочения и распространения.

    Производительность труда в сельском хозяйстве России XVI в. зависела только от природно-климатических условий. Наиболее развитыми были монастырские хозяйства (как и в странах Европы), где использовались различные технические усовершенствования. Так, примером образцового хозяйства в то время мог служить Соловецкий монастырь. В Соловецком монастыре была каменная мельница; 52 озера соединялись каналами в единую систему, главным резервуаром которой стало Святое озеро; вода из него стекала в море по водостокам, проложенным под монастырем. Для вращения мельничных колес использовалась разница уровней воды островных озер и моря. Здесь же применялись веяльные механизмы, действовавшие силой ветра. Близ моря были сооружены сенокосные пожни, кузницы, кирпичные заводы, скотный двор, обширный рыбный садок в перегороженной морской губе. Среди валунов и болот монахи проложили дороги, имели каменную пристань на Заяцком острове, вели рыбную ловлю на Белом море 27 неводами с четырех морских судов. В обители были искусные архитекторы и мастера. Центральный собор монастыря - Преображенский - по высоте значительно превосходил главный храм государства - Успенский собор.

    На протяжении XVI столетия в России складывалась система крепостничества. Возникшая значительно раньше норма, согласно которой крестьянин имел право уходить от своего владельца только в течение двух недель в году, после объединения русских земель стала общегосударственной. Судебник Ивана III (1497 г.) установил единый для страны срок перехода крестьян: неделя до Юрьего дня осеннего (26 ноября) и неделя после. В Новгородской земле таким сроком было «Филиппово заговенье» - 14 ноября. Это было первое общегосударственное ограничение крестьянской свободы, но не закрепощение крестьян. Вместе с тем в связи с объединением земель в одно государство потеряли силу запреты перехода крестьян из одного княжества в другое. Судебник Ивана IV (1550 г.) повторил норму о Юрьевом дне, увеличив размер уплаты уходившими крестьянами так называемого «пожилого» - своеобразной компенсации феодалу за потерю рабочей силы (величина «пожилого» составляла рубль в степной полосе и полтинник - в лесной). Впрочем, повышение «пожилого» отвечало падению денежного курса и цены на серебро.

    В конце правления Ивана Грозного, когда наблюдалось опустошение территорий Центра и Северо-Запада государства и массовое бегство крестьян (о причинах речь шла выше), правительство России ищет выход на пути закрепощения крестьян. В 1581 г. был издан Указ о «заповедных годах» - в эти годы отменялся Юрьев день и запрещался переход крестьян от одного феодала к другому. Введение «заповедных лет» стало важным шагом на пути оформления в России крепостного права. Ряд исследователей считает, что «заповедные годы» вводились в России еще в 30-е годы XVI в. - как временная мера для определенных территорий. Но важно обратить внимание еще на один момент: в 1581 г. «заповедные годы» распространялись не только на частновладельческих крестьян, но и на государевых - «черносошных» и дворцовых. Более того, населению городских посадов и слобод запрещалось покидать свои места в эти годы. Таким образом, закрепостительная политика распространялась на все слои населения страны, что соответствовало всему направлению правительственной политики Российского государства с самого начала его формирования.

    И, наконец, на годы правления Бориса Годунова приходится окончательное утверждение крепостного права в России. В исторической науке высказывалось предположение (В.И. Корецким и др.), что около 1592-1593 гг. правительство издает Указ, запрещавший крестьянский «выход» по всей стране и навсегда. Эта точка зрения разделяется не всеми учеными. Еще В.О. Ключевский считал, что указа этого не нашли по той простой причине, что его никогда не было. Закрепощение крестьян совершилось, по мнению Ключевского, на основе долговой зависимости крестьян от землевладельцев. Рост крестьянской задолженности Ключевский связывал с заселением пустовавших земель и получением новоселами ссуды, т.е. с внутренней колонизацией и усилением обложения крестьян.

    Однако в 1597 г. был принят Указ об «урочных летах». Он повелевал разыскивать и возвращать прежним владельцам всех беглых крестьян и вывезенных, насильно в течение пятилетнего срока. Этот указ не делал разницы между теми, кто ушел в Юрьев день и не в Юрьев день, в «заповедные» и не в «заповедные» лета; отсчет исковой давности ведется как раз от 1592 г., т.е. указ уже исходит из факта существования в стране крепостного права. Все это и позволяет утверждать, что около 1592-1593 гг. был принят указ, который не временно, как при «заповедных летах», а навсегда запрещал крестьянский выход в Юрьев день; отсутствие же указа историки (Сахаров A.M., Кобрин В.Б. и др.) объясняют состоянием архивов.

    Таким образом, к концу XVI столетия в России произошло коренное изменение положения крестьян, лишенных права выхода от своих владельцев.

    Несомненна связь утверждения крепостнической системы в России с особенностями образования русского государства. Экономическая консолидация земель (при отсутствии еще российского рынка, заторможенности процесса так называемого первоначального накопления и т.д.) отставала от государственных (внешнеполитических, военных, финансовых) потребностей, поэтому большую роль в ходе централизации играл фактор политический. Правительство активно укрепляло крепостническую базу единого государства. «Налицо была взаимосвязь решения назревших задач национального возрождения России с применением единственно доступных в истощенной Золотой Ордой стране средств - поместной системы, барщины, крепостничества».

    Складывание феодально-крепостнического строя оказало прямое влияние на развитие ремесла, торговли, городов в России XVI столетия.

    В целом масштабы ремесленного производства были достаточно значительными (особенно в таких городах, как Москва, Новгород, Псков, Тверь и др.). Одним из показателей уровня промышленного развития средневековых городов и государств может служить число ремесленных профессий. Так, Франкфурт-на-Майне - один из самых развитых промышленных городов средневековья - имел в середине XV в. 191 самостоятельную профессию. В XVI в. Новгород и Москва превзошли этот показатель. В Новгороде только среди кожевников было 25 самостоятельных профессий, 22 - у мастеров кузнечного дела и т.д. Новгород в XVI в. стал центром развивавшегося мелкотоварного производства.

    Определенное развитие в XVI в. получило товарное производство («работа на рынок»). Оно было у городских хлебников, сапожников, замочников, горшечников и многих других; монастырские мастера изготовляли для продажи мелкие предметы культа. В Москве за рекой Яузой археологи раскопали мастерскую с восьмью гончарными кругами. В ней, безусловно, работали «на рынок» 8-10 человек. Росла дифференциация среди ремесленников. О ней известно по таким массовым источникам, как писцовые книги. Писцы XVI в. подразделяли посадские дворы на три статьи: лучших (добрых), средних и младших. Иногда к ним добавлялась четвертая статья - «добре худых», или «охудалых». В Пскове в 1580-е годы оброк с лавок самых богатых посадских людей в десятки и сотни раз превосходил оброк с лавок беднейших. За этими различиями стоит не только отделение купцов от ремесленников, но и имущественное разделение самих ремесленников.

    Масштабы и значение торговли в России в XVI в. значительно выросли по сравнению с предшествующим столетием. Отдельные историки утверждают, что в XVI в. Россия шла по пути к возникновению всероссийского рынка. После ликвидации Казанского и Астраханского княжеств и перехода всего волжского пути под власть России основным направлением внешней торговли было восточное. С востока везли китайские ткани, фарфор и другие товары, на восток - русские меха, пеньку, воск.

    После экспедиции англичан Уиллоби и Ченслера в 50-х гг. XVI в. был открыт морской путь в Англию через Белое море. На Запад отправлялись продукты русского промыслового хозяйства и лес. Покорявший моря английский флот был в немалой степени выстроен с помощью русского леса и пеньки. С Запада в Россию везли промышленные товары - сукна, металл. Свидетельством относительной слабости русского купечества является следующее: 1) в XVI в. торговля с иностранцами была в значительной степени монополией царской казны; 2) русское купечество еще было не в состоянии противостоять сильным английским торговым компаниям, покупавшим в царской казне привилегии на продажу товаров.

    К XVI в. относятся и первые ростки предпринимательства в России.

    В XVI в. бурно развернулась предпринимательская деятельность Строгановых в Сольвычегодске, а затем и в Соликамске. Начиная с 1520 г., Аника Строганов стал скупать доли варниц у сольвычегодских посадских людей, а к середине XVI в. он владел уже 10 варницами и почти половиной посадской земли. На предприятиях Строгановых было занято до 100 человек. К простой кооперации приближались несколько железоделательных заводов, возникших в XVI в., - «рудоплавии» Соловецкого монастыря и Строгановых. На заводе Строгановых даже применялось водяное колесо при ковке железа.

    Таким образом, фактический материал, собранный исследователями, свидетельствует о развитии, хотя еще и слабом, и XVI в. в России территориального разделения труда, ремесла и товарного производства, оживлении сельских торжков, ярмарок, расширении рыночных связей. Имеются данные об усилении товарности барского и крестьянского хозяйств. Можно говорить и о зарождении на русском Севере крестьянских капиталов. С.В. Бахрушин, Л.В.Черепнин с достаточным основанием рассмотрели эти явления как показатель складывания предпосылок всероссийского рынка. Указанные явления были для России XVI в. исключительными. Однако обойти вниманием их нельзя, так как во многом эти явления предопределили наступление «нового периода» русской истории в XVII столетии. В XVI в. в целом в России увеличилось число городов, возрастала их роль. В это время возникло около 45 городов (Самара, Саратов, Царицын, Уфа, Тюмень, Тобольск, Курск, Орел, Воронеж, Белгород и др.). Большинство этих городов обязано своим происхождением победам, одержанным Россией на востоке.

    Города и в XVI в. сохраняли свое значение укрепленных центров феодальных владений. Некоторые города являлись собственностью отдельных феодалов - Венев, Епифань и др. (принадлежавшие Мстиславским, Романовым, Шереметьевым и т.д.). В других городах феодальным землевладельцам принадлежала значительная часть дворов и населения (так называемые «белые пятна»). Даже в Москве более половины дворов принадлежало отдельным феодалам. Ростов Великий, например, старинный центр церковных феодалов. Ближе по своей социально-экономической характеристике к городам подходили северная Устюжна Железопольская или село Медна в Тверском уезде - здесь подавляющая масса населения состояла из ремесленников и торговцев.

    Развитие феодально-крепостнических отношений оказало большое влияние на русские города. Это проявилось в следующем:

    1. В торгово-промышленные центры устремлялись феодалы и обзаводились там владениями.

    2. Огромная часть доходов, которые получали городские люди от своих промыслов, торговли и ремесел, отбиралась в виде дани и налогов как феодальным государством, так и отдельными феодалами, имевшими право сбора торговых или проездных пошлин. Например, пошлина за перевоз через реку в Костроме шла Ипатьевскому монастырю.

    3. Крепостнические отношения все больше распространялись и на черное тяглое население городов. Это особенно проявилось к концу XVI в., когда и для этой категории населения были введены сначала «заповедные», а потом и «урочные» лета.

    В период образования русского централизованного государства сложилась сословная система организации общества. Сословия - это крупные социальные слои, положение которых в обществе закреплено законом, а принадлежащие им привилегии имеют наследственный характер. В России роль государства в формировании сословного строя особенно велика. Была создана особая служилая система, при которой каждый слой-общества имел право на существование лишь постольку, поскольку не сопределенный круг повинностей по отношению к государству (по терминологии того времени - «службы» или «тягло»). Сердцевину организации составляло условное землевладение - предоставление земли (с живущими на ней крестьянами) служилым людям - помещикам - при условии несения ими военной и гражданской службы. Посадское население городов (ремесленники и торговцы) составляло единую тяглую общину, несло государственные повинности, распределявшиеся между отдельными плательщиками. Процесс регламентации функций сословий шел в XVI в.; правовое же закрепление произойдет позже - в XVII в. (Соборное Уложение 1649 г.)

    1. Формирование сословно-представительной монархии.

    Сословно - представительная монархия как форма феодального государства сложилась в России в результате борьбы монархов с крупным боярством за укрепление централизованной государственной власти. В этот период власть главы государства сочеталась с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан. Борьбу монархов с бывшими удельными князьями и крупными боярами поддерживали дворяне и горожане, заинтересованные в создании сильного государства.

    К России были присоединены Казанское, Астраханское и Сибирское ханства, а также Нижнее, Среднее Поволжье и Сибирь. Однако попытки царя Ивана IV расширить территории на западе страны не увенчались успехом. Ливонская война, а затем польская и шведская интервенции в период «смутного времени» привели в конечном итоге к значительным разрушениям западных и центральных земель России.

    Только в 1654 г. существенно расширилась территория России за счет вхождения в ее состав Украины.

    Для периода сословно-представительной монархии характерны изменения в структуре основных классов и социальных групп. К наиболее значительным из них следует отнести окончательное закрепощение крестьян в 1649 г.

    Наряду с развитием сельского хозяйства расширилось ремесленное производство и торговля. В XVII в. возникли мануфактуры, на которых в основном использовался труд крепостных. Это положило начало зарождению капиталистических отношений в России. Важное значение для дальнейшего развития экономики страны имело также формирование единого всероссийского рынка.

    Класс феодалов условно можно разделить на три категории: крупные, средние и мелкие феодалы. К крупным феодалам относилась боярско-княжеская аристократия, состоявшая из двух групп: 1) бывшие удельные князья, потерявшие свои прежние привилегии; 2) крупные и средние бояре. Различие интересов этих двух групп крупных феодалов было обусловлено их отношением к вопросу централизации государственной власти. Бывшие удельные князья изначально были против централизации. Политика опричнины и была направлена в основном против них. Однако некоторая часть крупных и средних бояр поддерживала политику Ивана IV, направленную на укрепление центральной государственной власти. Эти бояре желали избавиться от подчинения бывшим удельным князьям и служить только царю.

    Тем не менее они требовали предоставления им определенной самостоятельности в решении вопросов местного управления. По их мнению, ведущую роль в управлении государством должна была играть

    Боярская дума. Эти различия и явились причиной возникшего между царем и боярством конфликта после введения опричнины.

    Категория мелких феодалов была представлена дворянством, которое нуждалось в получении новых земель, а также стремилось к закрепощению крестьян. Только сильная власть царя могла обеспечить решение данных вопросов. Поэтому они поддерживали политику Ивана Грозного.

    В период сословно-представительной монархии в России продолжал действовать порядок замещения государственных должностей в соответствии с родовитостью, а не с личными деловыми качествами, так называемое местничество, которое было отменено только в 1682 г.

    Особое место в структуре класса феодалов занимало духовенство. Церковь располагала обширными земельными владениями и значительным числом крепостных. Попытки ограничить церковное землевладение, предпринимавшиеся царем в данный период, оказались неудачными. Лишь в 1581 г. Ивану Грозному удалось несколько ограничить дальнейший рост церковного землевладения.

    Наиболее многочисленной категорией населения были феодально-зависимые крестьяне. Во второй половине XVI — первой половине XVII в. в центральной части страны возникла разруха, вызванная опричниной, восстаниями и войнами. Это способствовало массовому бегству крестьян. Эффективной мерой борьбы с данным явлением могло стать полное закрепощение крестьян. Однако потребовалось поэтапное решение этой задачи. Так, в 1581 г. был принят Указ о заповедных летах, в соответствии с которым отменялся Юрьев день.

    С 1581 по 1592 г. в России проводилась всеобщая перепись сельского населения, создавшая юридические основания для поиска беглых крестьян. В то же время в судах значительно возросло количество дел, связанных с тяжбами между владельцами беглых крестьян. Поэтому в 1597 г. был издан Указ об урочных летах, в котором устанавливалась 5-летняя исковая давность по таким спорам. Однако затем в 1607 г. срок давности был увеличен до 15 лет. Но уже в Соборном уложении 1649 г. были полностью отменены урочные лета и разрешено осуществлять поиск беглых крестьян бессрочно. Таким образом, завершился процесс юридического оформления крепостного права в России, существовавшего до 1861 г.

    Хотя правовое положение холопов в этот период существенно не изменилось, их численность значительно сократилась. Близкой к ним по правовому статусу стала новая категория зависимого населения — кабальные люди. Эта категория формировалась в основном из свободных крестьян, лишившихся по тем или иным причинам земли.

    Кабальное состояние оформлялось обязательным подписанием служилой кабальной грамоты, закреплявшей правовое положение кабального человека. В XVI в. еще сохранилась и категория страдников, т.е. холопов, обрабатывавших землю феодала на основе барщины. Страдники не располагали собственным хозяйством и были не заинтересованы в результатах своего труда.

    Рост городов, развитие ремесла и торговли привели к существенному изменению правового положения посадского населения. Это было обусловлено, прежде всего появлением в посадах «белых слобод», население которых принадлежало вотчинникам, имевшим в городе свои дворы. Проживавшие в «белых слободах» не платили городу тягло (подать), что привело к массовому переселению из посада в «белые слободы» и существенному увеличению тягла для остальных жителей посада.

    Это вызывало недовольство городского населения, которое часто перерастало в крупные выступления и даже восстания. К последнему следует отнести восстание в Москве в 1648 г., в ходе которого были выдвинуты требования ликвидировать «белые слободы», а их жителей уравнять в правах с остальными горожанами. В соответствии с Соборным Уложением 1649 г. «белые слободы» были упразднены, а уплата посадского тягла распространилась на всех жителей посада.

    Дальнейшее развитие получило также купечество, имевшее привилегии, связанные, прежде всего с освобождением его от ряда повинностей.

    В городах России начинается разделение на купечество и «черных» людей. К последним относились ремесленники и мелкие торговцы.

    В состав судебных органов России в период сословно-представительной монархии входили также как и на предыдущем этапе развития государственные, церковные, вотчинные и помещичьи суды. К государственным судебным органам относились суд царя, суд Боярской думы и приказы. Судебные функции царя распространялись только на высших государственных чиновников. При Боярской думе, являвшейся наряду с царем высшей судебной инстанцией, была учреждена. Расправная палата, занимавшаяся рассмотрением дел и формированием судебной политики в стране. Приказы являлись административными и судебными органами в соответствующей сфере управления и хозяйства. Поэтому их компетенция распространялась только на подведомственных им лиц. Так, например, Поместному и Холопьему приказам были подсудны дела, связанные с преступлениями, совершенными холопами, а также людьми, проживавшими в вотчинах и поместьях. В отличие от этих приказов юрисдикция Разбойного приказа имела не ведомственный, а территориальный характер и распространялась на всю территорию России, кроме Москвы. Судебные дела, связанные с убийствами, разбоями и кражами рассматривались также Земским приказом. Существовали также и специальные приказы, занимавшиеся рассмотрением дел служилых людей. К ним следует отнести Московский, Владимирский, Дмитровский, Рязанский и Новгородский приказы. Компетенция Четвертных приказов распространялась в основном на гражданские и малозначительные уголовные дела тяглых людей, т.е. на «черносошенных» и частновладельческих крестьян, жителей посадов, плативших государственные налоги и выполнявших соответствующие повинности.

    Следует отметить, что после упразднения института наместников их судебные функции были переданы губным и земским органам (избам). Судебные полномочия губных старост и целовальников были достаточно обширными. Они рассматривали практически все подведомственные им гражданские и уголовные дела, кроме политических. Однако их подсудность распространялась только на тяглое население, платившее налоги государству. Кроме того, целовальники, в отличие от сотских, старост и «лучших людей», принимавших ранее участие в судебных заседаниях в качестве представителей общественности, теперь проходили специальную процедуру избрания для получения права осуществлять правосудие.

    Судебными функциями обладали также и воеводы, компетенция которых распространялась на все гражданские дела при условии наличия в воеводской избе должности дьяка. Если таковая отсутствовала, то воевода имел право рассматривать только гражданские дела, сумма иска по которым не превышала 20 рублей. Воеводы могли решать и незначительные уголовные дела служилых людей. Хотя им строго запрещалось, как это указано в статье 3 (глава XXI) Соборного уложения 1649 г., вмешиваться в уголовные дела, подсудные губным старостам и целовальникам. В то же время там, где губные старосты отсутствовали, все дела находились в компетенции воевод и приказных людей. «В некоторых отдаленных местностях воеводы, впрочем, получали, — указывал С.В. Юшков, — право безапелляционного суда, и, следовательно, там воеводский суд был первой и последней инстанцией». Необходимо также иметь в виду, что из компетенции воевод исключалось рассмотрение дел холопов и лиц, проживавших на территории вотчин и поместий. Судебными функциями в городах обладали также городовые приказчики.

    Церковные суды осуществляли на подведомственной им территории правосудие через созданные в XVII в. «Патриарший двор», «Разряд», «Тиунскую избу» и «Приказ церковных дел». Аналогичные учреждения создавались в каждой епархии при местном епископе.

    Следует отметить, что в церковных судах принимали также участие представители общественности, включая духовных и светских лиц.

    Если рассматривались дела, в которых истец и ответчик относились к различным сферам подсудности, в таком случае создавался общий суд. Об этом говорится в статье 91 Судебника 1550 г.: «... а будет простой человек с церковным ино суд вопчей...».

    Компетенция вотчинных и помещичьих судов была ограничена рассмотрением малозначительных гражданских дел. Если же помещик или вотчинник занимались самостоятельно разбирательством дел, связанных с разбоями и кражами вместо передачи их в суд губного старосты, то они могли лишиться своего владения, как это указано в статье 79 (глава XXI) Соборного уложения 1649 г. Кроме того, в заседаниях вотчинных и помещичьих судов должны были принимать участие целовальники, которые избирались крестьянами.

    В Московском государстве господствовала территориальная подсудность. Однако до 1550 г. служилые лица не подчинялись суду местных воевод. Это объяснялось не сословным положением, а их личной и служебной зависимостью от царя. После создания земских учреждений подсудность земских судов ограничивалась тяглыми лицами. С возникновением воеводского управления за первыми остался только один низший род дел, а суду воеводы подлежали все остальные дела, подведомственной ему территории. Следует отметить, что из общей территориальной подсудности были исключены дела священнослужителей, подлежавшие рассмотрению церковным судом. Кроме того, некоторые служилые лица также освобождались по отдельным категориям дел от местной подсудности. Так, например, стрельцы в провинциях по гражданским делам подлежали суду своих непосредственных начальников (голов), по преступлениям низшего порядка — суду местных воевод, а по остальным преступлениям — суду губных властей. Если преступник и потерпевший являлись стрельцами, то в рассмотрении дела вместе с воеводой должен был участвовать и голова стрельцов. Нечеткое определение границ подсудности первоначально приводило к созданию общих судов.

    В период сословно-представительной монархии применялись две формы судебного процесса: состязательный и розыскной процесс, последний из которых получил достаточно широкое распространение. По делам о религиозных и государственных преступлениях, а также по многим имущественным преступлениям против личности процесс являлся розыскным. Кроме того, предусматривалось предварительное следствие. Большинство уголовных дел расследовались по инициативе административно-судебных органов, а также на основании доносов (политические дела) и жалоб потерпевшего (кражи, разбой и др.). Для расследования наиболее важных государственных преступлений необходимо было прямое указание царя.

    При розыскном процессе использовался так называемый повальный обыск, заключавшийся в опросе людей, которые давали характеристику личности подозреваемого. Если его определяли как известного «лихого» человека (опасного преступника), неоднократно совершавшего преступления, то данный человек привлекался к уголовной ответственности. В рассматриваемый период широкое применение получили пытки. Так, в 1555 г. был издан приговор Боярской думы, в котором указывалось, что важные доказательства по разбойным делам должны были добываться при помощи пыток и повального обыска. Признание подозреваемого большинством опрошенных «лихим» человеком во время повального обыска влекло за собой пожизненное тюремное заключение. Если же при этом высказывалось квалифицированное большинство (две трети), то применялась смертная казнь.

    Развивалась и система формальных доказательств. Конкретные доказательства делились на совершенные и несовершенные, полные и неполные. Важнейшим неоспоримым доказательством являлось признание обвиняемого или ответчика. При применении состязательного процесса особое внимание уделялось таким доказательствам, как ссылка на виновных и общая ссылка. Ссылка на виновных означала, что стороны по договоренности ссылались на конкретную группу свидетелей. В данном случае, если хотя бы у одного из них обнаруживались показания, противоречившие утверждениям стороны, то последняя проигрывала дело. Общая ссылка заключалась в том, что обе стороны ссылались на одного свидетеля. При этом они договаривались, что его показания будут иметь решающее значение при рассмотрении данного дела. Присяга и крестное целование рассматривались также в качестве доказательств.

    Период сословно - представительной монархии характеризовался активизацией правотворческой деятельности государства, в контексте которой значительно усилилась роль царского законодательства.

    В 1550 г. был издан новый Судебник, в котором были значительно расширены и дополнены нормы Судебника 1497 г. Фактически он являлся новой редакцией Судебника 1497 г. В нем нашли отражение основные изменения, произошедшие в предшествовавший период.

    Судебник 1550 г. состоял из 100 статей. В нем более подробно регулировались отношения дворян и крестьян. В Судебнике 1550 г. были представлены специальные статьи о вотчинах как форме феодального землевладения, о губном и земском управлении, о розыске «лихих» людей, о порядке судопроизводства. В нем было увеличено число деяний, признававшихся преступными, и впервые в российском законодательстве вводилось положение о том, что закон не имеет обратной силы.

    В Стоглаве 1551 г., представлявшем собой собрание постановлений собора, содержались в основном нормы церковного права, а также некоторые нормы гражданского, семейного и уголовного права. Он состоял из 100 глав и был представлен в виде ответов церковного собора на вопросы царя. В нем была предпринята попытка частично ограничить церковное и монастырское землевладение. В Стоглаве отменялось освобождение священнослужителей от подсудности своему епископу по всем делам, кроме разбойных, душегубных и татебных. Были внесены изменения и в церковное управление, в соответствии с которыми епископы должны были обеспечить избрание в городах и селах старост, обязанных осуществлять контроль за церковным порядком и деятельностью низшего духовенства. Кроме того, было принято решение внести исправления в церковные книги, в городах открыть училища для обучения детей чтению, письму и церковному пению, а также обустроить богадельни для нищих и запретить применение языческих обычаев.

    Значительный интерес представляет и такой источник права, как уставные книги приказов. Так, Уставная книга Разбойного приказа (1555—1556 гг.) содержала нормы уголовного права и порядок судопроизводства, в соответствии с которыми усиливались меры наказаний, а также получила широкое распространение розыскная (инквизиционная) форма процесса. Кроме того, в первой половине XVII в. были подготовлены две Уставные книги Разбойного приказа, охватывавшие период с 1616 по 1648 г. В них вошли основные положения Уставной книги 1555—1556 гг., а также новые указы, содержавшие нормы уголовного и процессуального права. Значительный интерес представляют также Указная книга Поместного приказа (1626—1648 гг.) и Указная книга Земского приказа (1622—1648 гг.).

    Важнейшим законодательным памятником рассматриваемого периода стало Соборное уложение 1649 г. Его подготовкой занималась специальная комиссия, которую возглавлял князь Н.И. Одоевский.

    Источниками Соборного уложения были Судебник 1550 г., указные книги Разбойного, Земского, Поместного и других приказов, челобитные московских и провинциальных дворян, посадских людей и т.д.

    Кроме того, к источникам относят Кормчие книги (сборники церковных и светских законов), Литовский статут 1588 г. и др.

    Соборное уложение 1649 г. включает 25 глав (967 статей). В нем нашли отражение вопросы государственного, административного, гражданского, уголовного права и порядка судопроизводства. Первая глава «О богохульниках и церковных мятежниках» посвящалась защите интересов церкви от посягательств на православную веру и церковное имущество. Во второй и третьей главах расположены специальные статьи, в соответствии с которыми обеспечивалась защита монарха, церкви и феодалов от выступлений народных масс. Понятию о государственном преступлении подразумевало, прежде всего действия, направленные против личности царя, государственной власти и ее представителей.

    В частности, указывалось, что за действия «скопом и заговором» против царя, бояр, воевод и приказных людей применялась смертная казнь.

    В Соборном уложении 1649 г. был ярко выражен принцип социальной дифференциации. Об этом свидетельствует разница в штрафах за «бесчестье». Так, за крестьянина полагалось 2 руб. штрафа, за гулящего человека — 1 руб., а за бояр и дворян — от 70 до 100 руб.

    В главе XI «Суд о крестьянах» (34 статьи) было окончательно юридически оформлено крепостное право, отменялись «урочные лета» для сыска беглых крестьян, а за их укрывательство устанавливался высокий штраф. Кроме того, помещичьи крестьяне были лишены права судебного представительства по имущественным спорам.

    В главе XIX «О посадских людях» (40 статей) провозглашалось об упразднении «белых» слобод в городах и установлении для ее жителей государственных налогов (тягла). В связи с прикреплением посадского населения объявлялся массовый сыск беглых посадских людей.

    В главах XVI «О поместных землях» (69 статей) и XVII «О вотчинах» (55 статей) регламентировались вопросы дворянского землевладения.

    В них определялись нормы земельных угодий помещиков в соответствии с занимаемыми должностями, запрещались перевод поместных земель в вотчину и продажа вотчинных земель представителям духовенства.

    В то же время разрешалось наследование поместий женами и детьми помещика.

      1   2   3


    написать администратору сайта