Маяковский. Рубежный контроль по дисциплине литературоведение автор и название стихотворения Автор Владимир Маяковский (19151986) Название стихотворения Послушайте
Скачать 21.65 Kb.
|
Рубежный контроль по дисциплине ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Автор и название стихотворения Автор — Владимир Маяковский (1915-1986) Название стихотворения — « Послушайте »Дата создания — Написано осенью 1914г. Первая публикация — «Послушайте!» — стихотворение Владимира Маяковского, изданное в 1914 году в «Первом журнале русских футуристов» (№ 1-2). История создания стихотворения Молодой поэт Владимир Маяковский уже успел издать сборник «Нате» и стать известным в литературных кругах. В «Нате!» вошло всего 4 произведения, но в них уже проявилась манера, в которой писатель продолжал работать дальше. «Послушайте!» показало, что Владимир Владимирович может не только бунтовать, но и предаваться лирическим раздумьям. Жанр и стихотворный размер. Элегия с элементами послания ( раздумья над сложными проблемами жизни) - Лирическое стихотворение ( в нём отражены мысли и чувства лирического героя Стихотворение <<ПОСЛУШАЙТЕ» показало, что поэт может не только бунтовать - он способен предаваться и лирическим раздумьям. Стихотворение создавалось в сложной исторической обстановке: 1914 год - все худшее еще впереди - Первая мировая война, революция, приход большевиков. Увлеченный футуризмом молодой поэт смотрит с надеждой в будущее и пытается понять, в чем же заключается смысл жизни. 1914 год - это время, когда страна активно развивалась, жители верили в завтрашний День и в свои возможности. На сознание людей влияли урбанизация, развитие промышленности, постепенная смена старого на новое. И в стихотворении Маяковского ощущается этот оптимистичный настрой Размер стихотворения — написан тоническим стихом, большинство строк не рифмуются Рифмовка — некоторые объединены перекрестной рифмовкой АВАВ. Тема и идея стихотворения. Это обращение к людям. Но обращение не пафосное и громогласное, как бывает обычно у Маяковского. Это просьба на миг остановиться, ненадолго подняться над миром «полуденной пыли», посмотреть на небо и звезды, подумать, чем оправдан каждый шаг человека на земле, о том, кто это придумал. Тема стихотворения определяется неоднозначно. Она зависит от того, как толковать образы-символы, используемые В. Маяковским. Некоторые исследователи полагают, что под звёздами автор подразумевал поэтическое творчество, другие же придерживаются мнения о том, что звёзды – человеческая жизнь. В обеих позициях есть логика. В центре стихотворения лирический герой, который обращается к окружающим. Слово «послушайте» привлекает внимание, интригует читателя. Далее герой сразу начинает свои рассуждения о звёздах. Он считает, что раз небесные светила зажигают, значит это кому-то нужно. Герой пытается доказать правильность своего предположения. В. Маяковский считает, что звёзды зажигает Бог. Поэт лаконично рассказывает, как человек приходит к Всевышнему с просьбой осветить путь. Жизнь без звёзд кажется ему мукой. Когда сердце человека озаряется надеждой, что звёзды вновь зажгут, он чувствует себя спокойно, не испытывает страха. В этом эпизоде привлекает внимание образ Бога. Автор приближает его к простым людям, употребляя художественную деталь: «жилистая рука». Если вырвать эту фразу из контекста, можно подумать, что перед нами обычный человек, который много работает. В последних стихах автор снова задает риторический вопрос, показывая, таким образом, что окончательный ответ на него ещё не дан. Главная мысль отображается в рефрене: «Если звёзды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно?» Основная идея произведения заключается в том, что звезда должна загораться в жизни каждого человека. Без звезды – цели, идеи – невозможно существование в этом мире, жизнь становится мукой, и все оказывается пустым и бессмысленным. Особенности композиции Поэт использует в стихотворении кольцевую композицию. Такая конструкция определяется в начале и в конце произведения: «Послушайте! Если звезды зажигают, то это кому-то нужно». В своем литературном шедевре Маяковский использует форму лесенка. Неточные рифмовки тесно переплетаются с точными перекрестными. Стихотворение написано в форме монолога-обращения лирического героя. Его можно разделить на смысловые части: риторические вопросы о том, зачем зажигают звёзды, рассказ о благодарности Богу за то, что он зажигает звёзды и освещает путь тому, кому это нужно. Третья часть закольцовывает композицию: мы вновь слышим рассуждения о необходимости звёзд на небе. Но, если в первой части эти строки звучат как гипотеза, то в третьей части – как утверждение. На строфы произведение не делится. Необычная форма, характерная для футуристической литературы, позволяет автору выделить произведение на фоне философской лирики. Изобразительные средства Эпитеты – «полуденная пыль», «жилистая рука», «ходит тревожный, но спокойный» Метафоры – «звёзды зажигают», «кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «метели полуденной пыли», «врывается к богу». Мои впечатления Стихотворение это, действительно крик души поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к людям: "Послушайте! " Таким восклицанием каждый из нас очень часто прерывает свою речь, надеясь быть услышанным и понятым. Лирический герой стихотворения не просто произносит, а " выдыхает" это слово, отчаянно пытаясь обратить внимание живущих на Земле людей на волнующую его проблему. Это не жалоба на равнодушную природу, это жалоба на человеческое равнодушие. Поэт как бы спорит с воображаемым оппонентом, человеком недалеким и приземленным, обывателем, мещанином, убеждая его в том, что нельзя мириться с безразличием, одиночеством, горем. Ведь люди рождаются для счастья. И весь строй речи в стихотворении именно такой, какой бывает, когда, ведется острая дискуссия, полемика, когда тебя не понимают, а ты лихорадочно ищешь аргументы, убедительные доводы и надеешься: поймут, поймут. Вот только объяснить надо как следует, найти самые важные и точные выражения. И лирический герой их находит. Это - небо, звезды, Вселенная. Только для одного звезды "плевочки", а для другого-"жемчужины". Лирический герой стихотворения и есть тот "кто-то", для кого без звездного неба немыслима жизнь. Он мечется, страдает от одиночества, непонимания, но не смиряется с ним. Отчаяние так велико, что ему просто не перенести "эту беззвездную муку". |