Главная страница
Навигация по странице:

  • Часть 2.

  • Точно

  • березы. БЕРЕЗА. Русь моя, люблю твои березы!


    Скачать 24.67 Kb.
    НазваниеРусь моя, люблю твои березы!
    Анкорберезы
    Дата16.12.2019
    Размер24.67 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаБЕРЕЗА.docx
    ТипДокументы
    #100460

    «Русь моя, люблю твои березы!»
    Русское слово береза очень древнее. В индоевропейских языках это слово было прилагательным и значило «светлый», «белый». Видимо, так прозвали березу за цвет ее коры. Интересно, что и слово береста – того же происхождения. Если поискать в словарях других языков, то мы найдем там на удивление созвучные слова: в немецком – Birke, в английском – birch, в латышском – berzs.

    Русское название березы лингвисты связывают с глаголом беречь. Это обусловлено тем, что славяне считали березу даром богов, оберегающим человека.

    Зацветает береза на исходе апреля и в первых числах мая, следом за орешником и ивой. Цветки у нее скромные — сережки. А когда появятся на березе желто-лимонные листья, — значит, сентябрь на дворе.

    Плоды березы легко разносятся ветром. Она быстро идет в рост там, где на лесной вырубке еще не могут расти другие деревья, поэтому березу называют пионером лесов. Растет береза быстро. За четверть века поднимается на высоту пятиэтажного дома, особенно на сырых почвах. Из них дерево выкачивает за теплые летние сутки до сорока ведер влаги. И все из березы идет в дело: из почек приготавливают лекарства, из ветвей делают метлы и веники, из бересты — она отделяется тонкими, как бумага, слоями — народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод. Березовые дрова — лучшее топливо в русской печке, из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, добывают скипидар, древесный спирт, уксус.

    Нельзя представить себе жизнь наших предков без березы. Источником света им служила березовая лучина, которая много веков освещала их жилища. Всего насчитывается более 140 видов берез. Они растут по всему северному полушарию — от субтропиков до тундры. В нашей стране их до 70 видов. Но некоторые виды берез из-за неразумных вырубок исчезают.

    Ныне занесены в Красную книгу четыре вида дальневосточных берез и мегрельская, растущая на Кавказе. Возраст березы достигает порой 120 лет. Если надрезать ранней весной ствол березы, из него заструится прозрачная, чуть сладковатая жидкость — березовый сок. Он идет на приготовление напитков и кваса. Но как гласит пословица: «Березовицы на грош, а лесу на рубль изведешь». Раненое дерево, лишаясь своих запасов, которые идут для образования молодых побегов и листвы, истощается. Кроме того, через ранку в ствол попадают вредные микробы и вызывают болезни дерева. Лучше уж оставить в покое березу и не калечить ее. А вот умелое ее использование в лечебных целях не повредит дереву.

    Целебными свойствами обладают молодые листья березы, нераскрывшиеся почки, гриб-тутовик — чага: плодовые желвакообразные наросты с растрескавшейся черной поверхностью. Их собирают круглый год. Приятно и радостно ходить в березовом лесу в грибную пору. После дождя под березами появляются желтенькие упругие лисички. Там, где береза растет в бору вперемежку с сосной, на поверхность поднимаются подосиновики с красно-желтыми шляпками. Но особую радость испытаешь, когда увидишь золотистую, загорелую шляпку белого гриба, слывущего среди грибов царем.

    Есть интересные народные приметы и поговорки, связанные с образом берёзы:

    «Если берёза раньше клёна опушается – жди сухого лета»;

    «Зацвела берёза – начинай сажать картофель»;

    «Если из берёзы весной течёт много сока – лето будет дождливым».

    Береза у древних славян была не только символом плодородия, но и надежным оберегом от злых духов. Березовые ветки оставляли на чердаке или клали под крышу дома, чтобы предотвратить попадание молнии. В огороде и в поле березовые ветки отпугивали грызунов и птиц. Воткнутые перед дверями хлева или сарая ветки ограждали домашний скот от нечистой силы и ведьм. Даже традиционный в русской бане березовый веник в древности символизировал очищение и исцеление

    С тех пор прошло много лет. Народные обряды и верования остались в далеком прошлом, но мы по-прежнему восхищаемся красотой и свежестью березовой рощи, любим березовый сок, с удовольствием хлещем себя в бане березовым веником. А напоминанием о прошлом стали плетеные из бересты поделки, лукошки, корзинки, шкатулки, которые сегодня превратились в сувениры и произведения народного искусства.

    Что касается поэзии, то, пожалуй, ни одно дерево не заслужило такого большого количества эпитетов, сравнений, ласкательных оборотов, не награждалось такими восторженными словами, как береза.Это можно проследить в устном народном творчестве, а пуще всего – в русской поэзии, где береза поселилась давно, прочно и, кажется, навсегда.

    Образ березы в текстах русских поэтов многозначен: в нем и грусть опущенных ветвей, и свет, исходящий от ствола, - грусть, которой овеяно это северное дерево.

    При доминушке береза
    Белая стояла;
    При березоньке девица
    Плакала, рыдала 
    (Н. Цыганов. При доминушке береза)

    Часть 2. Береза – символ красоты и любви к России

    Знакомясь со стихотворениями русских поэтов о березе, мне показалось, что два из них очень близки друг другу, несмотря на то, что настроение у произведений диаметрально противоположные. Это стихотворения Сергея Есенина «Береза» и Афанасия Фета «Печальная береза».

    БЕРЕЗА

    Белая береза

    Под моим окном

    Принакрылась снегом,

    Точно серебром.

    На пушистых ветках

    Снежною каймой

    Распустились кисти

    Белой бахромой.

    И стоит береза

    В сонной тишине,

    И горят снежинки

    В золотом огне.

    А заря, лениво

    Обходя кругом,

    Обсыпает ветки

    Новым серебром.
    Стихотворение Сергея Есенина «Береза» было написано в 1913 году. На мой взгляд, стихотворение очень плавное, в нем нет никаких резких скачков и рваного ритма. Об этом свидетельствует ассонанс: гласный О чередуется с гласным И, который придает некую есенинскую мягкость словам, а, следовательно, и всему стихотворению. Автор будто заставляет нас, читателей, плавно качаться на волнах.

    В стихотворении автор передает удивительную красоту березы – символа Руси.

    Если внимательно вчитаться в стихотворение, то мы увидим, что ключевым словом является прилагательное «белая». Белая береза, белый снег, похожий на серебро; снежная кайма, белая бахрома: белый-снежный-серебряный. В каждой строфе поэт упоминает эту цветовую гамму.

    Таким образом, есенинская береза похожа на невесту: стоит в тишине, вся в белом. Поэт будто рисует белым по белому.

    Описывая березу, Сергей Есенин не только прибегает к эпитетам: пушистые ветки, снежная кайма, сонная тишина и пр., но использует и сравнения:

    Принакрылась снегом,

    Точносеребром

    (использование сравнительного союза ТОЧНО)

    На пушистых ветках

    Снежноюкаймой

    Распустились кисти

    Белойбахромой.

    (использование творительного падежа)

    и олицетворения:

    береза принакрылась снегом, снежинки горят, заря лениво ходит и пр.

    Несмотря на то, что перед нами описание пейзажа, мы все же видим лирического героя. Употребление в первой строфе местоимения «моим» говорит о сопричастности поэта к изображаемому.

    В последней строфе появляется заря, она словно бережет русскую красавицу, усиливает ее образ. Употребление деепричастного оборота в этой строфе заставляет нас, читателей, остановиться, сделать паузу. Такая остановка передает степенность происходящего, рисует величавую картину.

    Таким образом, Сергей Есенин одушевляет березу, она предстает перед нами как красивая светлая девушка. А, объясняясь в любви этому дереву, поэт объясняется в любви России.

    Афанасий Афанасьевич Фет написал своё стихотворение «Печальная берёза» в 1842 году. Оно пронизано любовью к берёзе, к родной природе и к родине. Здесь поэт изображает березу, которую он видит из окна своей комнаты, и малейшие изменения на этом омертвевшем дереве, обнаженном зимой, для автора — это жизнь зимней природы родного края.

    Печальная берёза
    У моего окна,
    И прихотью мороза
    Разубрана она.

    Как гроздья винограда,
    Ветвей концы висят, -
    И радостен для взгляда
    Весь траурный наряд.

    Люблю игру денницы
    Я замечать на ней,
    И жаль мне, если птицы
    Стряхнут красу ветвей.

    Береза Фета очень красива, несмотря на то, что описывает он ее немного грустно. Она грустит. Недаром стихотворение названо «Печальная берёза». Зима заморозила дерево, и оно стоит красивое, но мёртвое. Нет на нём живых листочков, а только холодный зимний наряд. Поэт прибегает к использованию эпитетов: печальная береза, траурный наряд, сравнений: концы висят какгроздья винограда (использование сравнительного союза как).

    В стихотворении используется антитеза: вроде и наряд траурный и береза печальна, но поэт все равно любуется красотой дерева: И радостен для взгляда/ Весь траурный наряд.

    полемично по отношению к стихотворению Сергея Есенина, несмотря на то, что тема у них общая.

    Есенинская береза вся в белом, как невеста; береза Фета – в траурном наряде.

    Если у Есенина березу обходит заря, то Фет употребляет устаревшее слово «денница».

    В стихотворении Фета также четко прослеживается лирический герой: употребление в первой и последней строфах местоимений: МОЕГО; МНЕ; употребление в последней строфе глагола 1 лицаЛЮБЛЮ.

    Поэт тоже одушевляет березу; наделяет ее печальной красотой. , как и Сергея Есенина, - это зимняя береза, но несмотря на это сходство, поэты показали два совершенно различных, но прекрасных образа.

    Оживляет березу в своем творчестве и Александр Прокофьев.

    Березка
    Люблю березу русскую,
    То светлую, то грустную,
    В беленом сарафанчике,
    С платочками в карманчиках,
    С красивыми застежками,
    С зелеными сережками.
    То ясную, кипучую,
    То грустную, плакучую.
    Люблю березу русскую,


    Она всегда с подружками,

    Под ветром низко клонится

    И гнется, - но не ломится.

    А. Прокофьев одушевляет березу, наделяет ее человеческими качествами. Как человек она может быть разной по характеру: грустной, веселой, печальной, жизнерадостной. Ее одеяние выделяется среди остальных растений. Белая кора – красивый белый сарафан, черные пятна на коре – карманы или застежки.

    Сколько эпитетов использует автор при описании этого красивого дерева: светлая, грустная, плакучая, ясная, кипучая.

    Стихотворение интересно тем, что поэт, описывая березу, использует единственный глагол – «люблю», в котором передается отношение автора к необычному дереву. Таким образом, это своеобразное признание в любви. Недаром поэт прибегает к повтору именно этой строки: «Люблю березу русскую». Остальные строки стихотворения состоят из эпитетов, которые раскрывают и обогащают образ березы, тем самым еще больше подчеркивают отношение автора к нему. Сравнение березы с нарядной девушкой помогают словесно изобразить и ярко представить образ дерева «в беленом сарафанчике», «с зелеными сережками», а используемые эпитеты светлую, грустную, плакучую помогают автору передать его мысль и эмоции.

    В этом стихотворении мы видим уже не зимнюю березу; на березе белый сарафанчик и зеленые сережки. Но в какое бы время поэты не изображали березу, она всегда прекрасна.

    Часть 3. Береза – символ памяти

    Совсем другой смысл вкладывает в образ березы А. Твардовский. Многое пережили, увидели березы. Они – наша память, наша гордость, наша жизнь. Время неумолимо мчит вперед, но береза как символ жизни будет всегда. Об этом стихотворение «Берёза», написанное в 1967 году.

    Береза
    На выезде с кремлевского двора, 
    За выступом надвратной башни Спасской, 
    Сорочьей черно-белою раскраской 
    Рябеет - вдруг— прогиб ее ствола.

    Должно быть, здесь пробилась самосевом, 
    Прогнулась, отклоняясь от стены, 
    Угадывая, где тут юг, где север, 
    Высвобождая крону из тени...

    Ее не видно по пути к царь-пушке 
    За краем притемненного угла. 
    Простецкая — точь-в-точь с лесной опушки, 
    С околицы забвенной деревушки. 
    С кладбищенского сельского бугра...

    А выросла в столице ненароком, 
    Чтоб возле самой башни мировой 
    Ее курантов слушать мерный бой 
    И города державный рокот,

    Вновь зеленеть, и вновь терять свой лист
    И красоваться в серебре морозном, 
    И на ветвях качать потомство птиц, 
    Что здесь кружились при Иване Грозном.

    И вздрагивать во мгле сторожевой 
    От гибельного грохота и воя,
    Когда полосовалось над Москвой 
    Огнями небо фронтовое.

    И в кольцах лет вести немой отсчет 
    Всему, что пронесется, протечет 
    На выезде, где в памятные годы 
    Простые не ходила пешеходы,

    Где только по звонку, блюдя черед, 
    Машины — вниз — на площадь, на народ, 
    Ныряли под ступенчатые своды 
    И снизу вырывались из ворот.

    И стольких здесь она перевидала,
    Встречая, провожая всякий раз,
    Своих, чужих — каких там ни попало, —
    И отразилась в стольких парах глаз,
    По ней скользнувших мимолетным взглядом
    В тот краткий миг, как проносились рядом...

    Нет, не бесследны в мире наши дни, 
    Таящие надежду иль угрозу. 
    Случится быть в Кремле — поди взгляни 
    На эту неприметную березу.

    Какая есть — тебе предстанет вся, 
    Запас диковин мало твой пополнит, 
    Но что-то вновь тебе напомнит, 
    Чего вовеки забывать нельзя...


    написать администратору сайта