С. И. Танеев серенада
Скачать 0.98 Mb.
|
ЛГ МАОУ ДОД «Музыкальная школа» Отделение музыкально-теоретических дисциплин и хора С.И.ТАНЕЕВ «СЕРЕНАДА» АННОТАЦИЯ К ХОРОВОМУ ПРОИЗВЕДЕНИЮ РУКОВОДИТЕЛЬ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «ДЕЛИЦИЯ» ГАЙНАНШИНА ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВНА г.Лангепас, 2012г. Сергей Иванович Танеев (1856-1915) – русский композитор, музыкальный теоретик, пианист, дирижер, общественный деятель. Родился С.И.Танеев в г. Владимире в дворянской семье. С 5 лет занимался игрой на фортепиано. В 1866г. семья переехала в Москву, где будущий композитор поступил учиться в Московскую консерваторию. Окончил консерваторию с Большой золотой медалью по двум специальностям (1875г.). С 1878 г. – преподаватель, затем профессор Московской консерватории по теоретическим дисциплинам, а с 1881-1888 г.г. и по классу фортепиано.1885-1889г.г. – директор консерватории. С 1902г. был организатором «булычевских вечеров», на основе которых было создано Научное музыкальное общество. С.И.Танеев собирал и изучал народное творчество. Хоровое творчество Хоровые произведения составляют значительную часть творчества композитора: Кантата «Я памятник себе воздвиг» Кантата «Иоанн Дамаскин» Кантата «По прочтении псалма» Хоры в опере «Орестея» Хоры a capella Цикл из 12 смешанных хоров на сл. Я.Полонского в 3-х тетрадях Ранние сочинения для смешанного состава («Серенада», «Сосна», «Венеция ночью») Духовные хоры Творчество С.И.Танеева отличается большим богатством содержания, глубиной мысли в сочетании с лирической выразительностью, законченность форм, полифоническим мастерством. Тематика его сочинений охватывает широкий круг жизненных, философских, этических проблем: борьба сил добра и зла («Прометей») стремление от мрака к свету («Восход солнца») вопросы жизни и смерти («На могиле») во многих хорах изображены картины природы («Сосна», «Венеция ночью»). Отдельные хоры отличаются монументальностью, до тех пор необычайной для жанра русской светской музыки a capella. Танеев применяет в основном полифонические средства, такие как контрапункт, который по выражению композитора «дает возможность извлечь из хора наибольшую выразительность» Мелодика отдельных хоров С.Танеева по широте, напевности близка к народной песне, русской романсовой лирике. Большинство хоров композитора трудны для исполнения – широкий диапазон хоровых партий и высокая тесситура, иногда инструментальная трактовка голосов, обилие модуляций и отсюда частые интонационные трудности, разная подтекстовка в партиях. Авторами текстов хоровых произведений Танеева были А.Пушкин, Ф.Тютчев, А.Фет, М.Лермонтов, А.Хомяков и другие. Афанасий Афанасьевич Фет – русский поэт, был принципиальным сторонником доктрины «чистого искусства», избегавший в своей поэтической практике обращения к социальной действительности, прямого отклика на жгучие вопросы современности. В тоже время его поэзия – в более широком смысле – имеет твердую жизненную почву. Ощущая жизнь как всевластную, захватывающую силу, поэт как бы растворяет свое «я» в стихии органической жизни. Необыкновенно острые лирические эмоции вызывает в Фете природа – «весны таинственная сила». «Пейзаж души» дан у Фета в движении, насыщен живыми деталями предметного мира, наглядными образами, богат слуховыми и зрительными ощущениями. Поэзия Ф.Фета музыкальна и мелодична. Хоровая миниатюра «Серенада» на стихи А.Фета, написанная С.Танеевым для смешанного хора в четырехголосном изложении, связана с образами любви: к природе, матери к ребенку, восхищение красками природы – уходящего теплого вечера, плавно переходящего в ночное царство луны и звезд – мы видим в поэтическом тексте. Это еще раз подтверждает ровное спокойное дыхание и мягкую атаку звука, которые используются на протяжении всего произведения от самого первого звука до последнего его «растворения» и затухания. «Серенада» написана в умеренном темпе, в характере спокойного шага (Andante =58 ), в мажорном ладу, в тональности B Dur, размер ¾. Начинается миниатюра из затакта с третьей доли, восьмыми длительностями, что придает движению небольшой импульс вперед, словно дуновение ветерка. Этот ритмический рисунок лежит в начале каждой фразы. 3 /4 Непрерывность звучания в хоре поддерживается цепным дыханием, которое объединяет между собой фразы. Работая над дыханием, нужно заострить внимание на смену дыхания не в конце слова, а в середине слова на гласном звуке; после смены дыхания следует вступать на нюанс тише; менять дыхание непринужденно и заранее, не доводя его до «истощения». Место цезур определяется паузами, ферматами и «галочками». Фермата и пауза играют немаловажную роль в исполнении данного хорового произведения. Они дают возможность осмыслить происходящее, перестроиться на другой характер и образ в новой части. Форма произведения простая трехчастная с расширенной репризой за счет введения полифонических приемов – имитации в голосах, сначала в Альтах и Тенорах, затем в Басу, которая построена на одной фразе «спи мое дитя». Данная форма, как нельзя лучше характеризует жанр серенады, которая родилась во Франции (serenade - вечер), была очень популярна в Италии и Испании и была связана с образами любви. «Серенада» Танеева повествовательного характера, описывающая пейзаж, зарисовку заходящего солнца и приближающейся ночи. Отсюда вытекает и динамика произведения, пиано вводит нас в лирико-романтический образ с мягким, нежным, даже несколько волшебным звуком. Только услышав первые аккорды, хочется переместиться во все таинство природы, чтобы понаблюдать за сменой вечерних красок, за переливанием и мерцанием звезд, почувствовать то дыхание ночи, о котором пишет поэт «…как легко дыханье ночи…». Обращаясь к поэтическому тексту можно выверить и певческое дыхание, которое должно быть цепным, «перетекающим» из фразы во фразу, не нарушая то спокойствие ночи, которое создано самой природой. Ферматы здесь формообразующие, так как они представлены на окончании первого и второго разделов и приходятся на один и тот же слог – ди-тя. Еще одним выразительным приемом пользуется композитор, в конце каждой части изменяется темп, постепенно замедляя движение (poco rit.), после чего ремарка a tempo возвращает нас к предыдущему, первоначальному темпу (пример 1). Фактура произведения смешанная, с преобладанием гомофонно-гармонического, что характерно этому жанру, и лишь в III разделе, при многократном повторении текста «…спи, моё дитя…», мы наблюдаем полифоническое изложение текста, которое проходит имитационно сначала в партии А и Т, а затем и Б. Все эти приемы вводят нас в круг образов колыбельной песни (пример 2). Тональный план
Гармонический анализ
T 5/3 S6/4 T5/3 S6/4 T5/3 S6/4 T5/3 T6/4 - D5/3 - T5/3 S 5/3 D2 T6 – III5/3 T6 II 5/3 - D g moll D проход. D T6/4 D7 D -
S6/4 T5/3 S6/4 T5/3 S6/4 T5/3 T6/4 - D5/3 - T5/3 проходящ.
II 6 имитация D5/3 III5/3 VI 5/3 S5/3 II 7 D5/3 T5/3 T5/3 И сходя из характера произведения, звуковедение во всех партиях legato, которое достаточно сложно отрабатывать при вертикальном движении голосов, поэтому дирижеру с помощью плавного, гибкого дирижерского жеста нужно помочь исполнителям выдержать штрих и кантилену на протяжении всего произведения. Окраска певческого звука должна быть светлой, в высокой позиции. Особенно обратить внимание на басовую партию, чтобы звук не был «тяжелым» и темным. Добиваться в работе над звуком нежного, мягкого, плавно льющегося исполнения. Тесситура для хора удобная. Диапазон хоровых партий позволяет исполнителям передать образ произведения, его красочность, сочность, насыщенность гармоний и бархатистость звучания. Диапазон хора – F большой октавы до G 2-й октавы. Диапазон S партии – C первой октавы - G 2-й октавы. Диапазон А партии – G малой октавы - As первой октавы. Диапазон T партии – D малой октавы - D 1-й октавы. Диапазон В партии – F большой октавы - G малой октавы. Удобная тесситура звучания и диапазон партий помогают хору естественно показать вершины фраз, которые совпадают со смысловыми акцентами на первой доле такта (пример 3). Кульминация всего произведения приходится на 3 раздел серенады и является связующим звеном эмоционально-художественной вершины музыкального языка и поэтического текста. Связь эта хорошо видна в партитуре и слышна в хоре: постепенное нарастание звучности, широкое расположение в аккордах. 3 раздел «Серенады» - реприза 1 части с дословным повторением двух первых тактов и новой трактовкой басовой партии в третьем такте, где бас делает скачок на чистую кварту вниз, образуя октаву с партией тенора (пример 4). Такой квартовый ход придает фонизму фактуры еще более далекую пространственность, разомкнутость, подготавливая слушателя к главному высказыванию мысли - к кульминации всего произведения (пример 5). Кульминация логически выстроена как в поэтическом, так и в музыкальном плане. Догорающий тихий вечер плавно переходит в ночь, наполненную теплом, звездным небом, звездами, которые в оригинале поэт сравнивает с ангельскими очами: …смотрят ангельские очи Трепетно светя… Композитор же заменил эту строчку своими словами «…смотрят звезды, словно очи…». Нюансы очень чуткие, дают ощущение колыхания, трепета листочков, дуновения ветра – и это все в пределах звучания piano. Ансамбль. Прежде всего, ансамбль – художественное единство, согласованность всех элементов хорового звучания. Ритмический ансамбль в этом произведении достаточно прост, так как здесь нет дробления долей, полиритмии, синкоп, триолей и других сложных ритмов. Начальная же ритмоформула требует аккуратности, строгости, точности взятия каждой доли в аккорде, чтобы не нарушить мелодическую линию. Дирижер должен собрать внимание исполнителей для точности при вступлениях, снятиях и в агогике. Очень важен в этом произведении динамический и тембральный ансамбль. Динамика звучания не должна выходить за пределы mp – mf. В унисонном звучании добиваться одной тембральной окраски голосов, чтобы не было выделения партий (пример 5). Следует обратить внимание на частный и общехоровой ансамбль как в отдельных партиях, так в партии всего хора, чтобы была слитность голосов, согласованность, ровность звучания, одно звукообразование. Строй. Одной из трудностей горизонтального строя является длительное повторение одного и того же звука в партиях А и В, между которыми образуется октава. Отрабатывать интонацию с тенденцией к повышению в высокой позиции, в одной певческой манере и в гармонии с остальными голосами (пример 7) Наиболее сложное место в вертикальном строе приходится на кульминацию произведения и требует тщательной отработки в гармонии. Привожу примеры сложных аккордов в произведении: (пример 8) Приемы работы над скачками: пение на слог, собирающий звук («лё», «ю»), а также закрытым ртом. Движение по полутонам: пение по четвертьтонам, с остановкой на устойчивых звуках; пение на слог, собирающий звук, а также закрытым ртом. Зонный строй должен быть прозрачным, чтобы услышать красоту гармонии, трепетность звучания. Дикция. Тихо вечер догорает, горы золотя (Ти-ха ве-черда-га-ра-е-тго-ры –за-ла-тяа) Знойный воздух холодает.( Зно-йны-йво-сду-ха-ла-да-ет). Спи, мое дитя (Спи, ма-ё ди-тяа). Соловьи давно запели (Са-ла-вьи да-вно за-пе-ли) Сумрак возвестя (Су-мра-кво-зве-стяа); Струны робко зазвенели (Стру-ны ро-пка за-зви-не-ли) Спи, мое дитя (Спи, ма-ё ди-тяа). Смотрят звезды, словно очи (Смо-тря-тзвё-зды-сло-вна очи), Трепетно светя. (Тре-пе-тно сви-тяа); Так легко дыханье ночи (Та-кле-хко ды-ха-нье ночи) Спи, мое дитя (Спи, ма-ё ди-тяа). Логическое строение стиха совпадает с музыкальными вершинами фраз, ударениями в ловах. Особенностью произношения рядом стоящих согласных – быстрое проговаривание, без излишнего утрирования таких слов, как: знойный воздух; сумрак возвестя; струны; смотрят звезды; трепетно; зазвенели. Произношение гласных и согласных звуков, четкое произношение слов в этом произведении необходимы, чтобы донести до слушателя тот смысл, ту идею стихотворения и произведения, воплощенных поэтом и композитором. И это главное – передать образ теплого, нежного вечера, плавно переходящего в ночное царство луны и звезд. Используемая литература: Безбородова Л.А. Дирижирование: учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов. – М.: Просвещение, 1984. – 111с. Дмитриевский Г.А. Хороведение и управление хором. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1957. – 106с. Дыганова Е.А. Самостоятельная работа студентов по выполнению аннотаций на вокально-хоровые произведения. Методические рекомендации. – Казань: ТГГПУ, 2010. – 29с. |