Главная страница
Навигация по странице:

  • 2. Какие социальные и гносеологические причины привели к возникновению позитивизма и его широкому распространению

  • 8. Можно ли утверждать, что сначала К.Маркс и Ф.Энгельс создали философское учение о природе, а затем об обществе

  • Самостоятельная работа по философии. Самостоятельная работа ответить на вопросы Ф. Ницше утверждал, что смерть является более значимым моментом, чем жизнь. Вслед за Ф.


    Скачать 64.05 Kb.
    НазваниеСамостоятельная работа ответить на вопросы Ф. Ницше утверждал, что смерть является более значимым моментом, чем жизнь. Вслед за Ф.
    Дата15.05.2022
    Размер64.05 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСамостоятельная работа по философии.docx
    ТипСамостоятельная работа
    #531024

    Самостоятельная работа: ответить на вопросы

    1. Ф.Ницше утверждал, что смерть является более значимым моментом, чем жизнь. Вслед за Ф.Ницше и М.Хайдеггер считал смерть гораздо более важным явлением, чем жизнь. Он трактовал человеческое бытие как бытие-к-смерти» или «бытие перед лицом смерти».

     Разъясните позицию философов.

     Выскажите свое мнение по проблеме отношения жизни и смерти.


    2. Какие социальные и гносеологические причины привели к возникновению позитивизма и его широкому распространению?

    3. Согласно позитивизму, первичной реальностью выступают факты опыта, дальше которых нельзя идти, ибо за ними ничего нет, по крайней мере, в отношении возможностей познания.

     Какова с этой точки зрения роль науки?

     Чем она должна заниматься?

     Что такое научные понятия и законы?

    4. Можно ли согласиться с признанием в качестве факторов развития науки стремление к экономии мышления, к простоте, к логической завершенности теории, чувство математической красоты, гармонии?

    5. Характеризуя кризис физики на рубеже 19-20 веков, немецкий философ-неокантианец Ф.А.Ланге писал: «Кризис физики состоит в завоевании физики духом математики».

     Можно ли согласиться с этим?

    6. К.Маркс в «Тезисах о Фейербахе» указывает: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 4).

     Какой недостаток философии указывается Марксом?

     Означает ли это, что, с точки зрения К.Маркса, философия больше не нужна?

     Какую роль, исходя из этого положения К.Маркса, должна играть философия?

     В чем заключается связь между философией и революционной деятельностью масс по переустройству общества?

    7. Философия Маркса есть законченный философский материализм, который дал человечеству великие орудия познания, а рабочему классу — в особенности» (Ленин В.И. ПСС. Т. 23. С. 44).

     Что хотел подчеркнуть В.И. Ленин словом «законченный»? Можно ли говорить о том, что материализм до К. Маркса был незаконченным?

     Как понимать следующее изречение В.И. Ленина: «Домарксовские материалисты были материалистами “внизу” и идеалистами “вверху”»?

     В чем заключалось, по В.И. Ленину, дальнейшее развитие материализма К.Марксом и Ф.Энгельсом?

     Можно ли считать правильной «формулу»: Диалектический материализм = диалектика Гегеля + материализм Фейербаха?


    8. Можно ли утверждать, что сначала К.Маркс и Ф.Энгельс создали философское учение о природе, а затем об обществе?

    9. «Способ производства материальных благ обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Общественное бытие определяет общественное сознание».

      Назовите автора данного суждения?

      Как он решает основной вопрос философии?

      Какое направление в понимании общества здесь представлено?

    10. По Гегелю, диалектика есть основополагающий закон развития и существования Мирового Духа и сотворенного им мира. Ф.Энгельс определяет диалектику как науку о наиболее общих законах развития природы, человеческого  общества и мышления.

      Что же такое диалектика? Каковы ее основные принципы?

      Чем марксистская диалектика отличается от гегелевской?

    12. К какому философскому направлению следует отнести точку зрения, согласно которой культура - это не результат совместной целенаправленной деятельности людей, а сублимация полового инстинкта?

      Согласны ли Вы с ней? Ответ обоснуйте.

    13. "Мы видим, что люди заболевают, если им нельзя реально удовлетворить свою эротическую потребность по причине внешних преград или по причине внутреннего недостатка в приспособленности". "Если враждебная к действительности личность имеет еще загадочный для нас художественный талант, она может представлять свои фантазии не симптомами болезни, а художественными произведениями, избегая этим невроза..." (Фрейд 3. Психоаналитические этюды. Мн., 1991. С. 41-42).

    "...Сущность художественного произведения заключается не в его отягощении чисто персональными особенностями - чем больше он ими отягощен, тем меньше может идти разговор об искусстве, - но в том, что он говорит от имени духа человечества и обращается к ним"."Каждый творчески одаренный человек - это некая двойственность или синтез парадоксальных качеств. С одной стороны, он представляет собой что-то человечески-личное, с другой - это надличностный человеческий процесс" (Юнг К Психология и поэтическое творчество. Самосознание европейской культуры XX века. М, 1991. С. 116).

      Сравните взгляды основателя психоанализа 3.Фрейда и представителя неофрейдизма К.Юнга на природу творчества и роль подсознания в ней.

      Чем они отличаются?

    14. Эрих Фромм – неофрейдист — попытался соединить фрейдизм с марксизмом, противопоставив «быть» и «иметь» (бытие имению). В книге «Быть или иметь» он утверждает, что для человека важнее быть, а не иметь.

      Прокомментируйте мысль Фромма.

      Сформулируйте свою точку зрения.

    15. Кому, по Вашему мнению, мог бы принадлежать афоризм «Убеждения суть более опасные враги, чем ложь».

      К какому философскому направлению следовало бы его отнести.

    16. В чем, по вашему мнению, опасность неопозитивистского понимания философии как критики языка, проясняющего его логическую структуру?

      К чему это может привести?

    17. По мнению американского философа Ч. Пирса – представителя прагматизма, «истина это – то, во что мы верим».

      Что такое прагматизм?

      Каковы основные его положения?

      Как с ним связано высказывание Ч. Пирса? Выскажите свое отношение к прагматизму.

    18. М.Хайдеггер, полемизируя с Марксом по вопросу сущности человека, пишет: «Маркс требует «познать и признать человечного человека». Он обнаруживает его в «обществе». Общественный человек есть для него естественный человек. Христианин усматривает человечность человека в свете его отношения к божеству. В плане истории спасения он – человек как дитя Божие, слышащее и воспринимающее зов Божий во Христе. Человек не от мира сего, поскольку мир, в теоретически-платоническом смысле, остается лишь эпизодическим преддверием к потустороннему».

      За что экзистенциалист М.Хайдеггер критикует марксизм и христианство по вопросу сущности человека?

      Каковой видит сущность человека сам Хайдеггер? Что больше всего привлекает его в человеке?

      Что такое экзистенция?

       О каких экзистенциях здесь идет речь?

    19. «Цель философии – доказать бытие Бога, но только признав свою беспомощность, она может этого достичь».

      Прокомментируйте парадокс, который сформулировал известный представитель неотомизма Э.Жильсон.



    написать администратору сайта