самостоятельная работа1.2_Хребтукова. Самостоятельная работа по теме по дисциплине Основы философии
Скачать 24.42 Kb.
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ Самостоятельная работа по теме 1.2. по дисциплине «Основы философии». Выполнила: Хребтукова Александра Вадимовна. 2022 год. Задание 1. 1. Приведите пример философского диалога о добре и зле. 2. Подберите две цитаты Платона об идее. 3. Подберите 6 высказываний Аристотеля об истине. 4. Подберите 3 цитаты Августина Блаженного о времени. 5. Подберите 4 цитаты Фомы Аквинского об универсалиях. 1. Закон-владыка над правителями, а они -его рабы. 2. - Каждый может разозлиться — это легко; но разозлиться на того, на кого нужно, и настолько, насколько нужно, и по той причине, по которой нужно, и так, как нужно — это дано не каждому. - Ничто так сильно не разрушает человека, как продолжительное бездействие. 3. - Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине. - Ложь и истина не находятся в вещах, а в мыслях. Связь и разделение находятся в мысли, но не в вещах. - Это долг — ради спасения истины отказаться даже от дорогого и близкого. - Считается, что каждое искусство и каждое исследование, а также каждое действие и стремление направлены на какое-то благо, и по этой причине благо было объявлено тем, к чему все стремится. - Если в том, что мы делаем, есть какая-то цель, которую мы желаем ради нее самой, очевидно, что это должно быть главным благом. Знание этого будет иметь большое влияние на то, как мы живем. - Если вещи хороши сами по себе, добрая воля проявляется как нечто одинаковое во всех них, но описания добра в чести, мудрости и удовольствии различны. Следовательно, благо - это не какой-то общий элемент, отвечающий одной идее. 4. - Время врачует все раны. - Время не проходит впустую и не катится без всякого воздействия на наши чувства: оно творит в душе удивительные дела. - Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время; если бы я захотел объяснить спрашивающему — нет, не знаю. 5. - Если Вы отдаёте своё сердце дьяволу, Вам уже ничто не поможет. - Абсолютное зло невозможно, оно непременно уничтожило бы само себя. - Справедливость есть свойство души, руководствуясь которым люди неизменно и постоянно стремятся воздать каждому по праву его. - Говоря о Боге, мы не можем установить, чем Он является, а лишь чем Он не является. Задание 2. Заполните таблицу и проведите сравнительный анализ содержания онтологических и гносеологических проблем Средневековья и Возрождения:
Задание 3. Выполните ОДНО из приведенных ниже заданий на выбор. Дайте развернутые ответы Рассмотрите высказывания известных философов, ответьте на вопросы. 3.3 Как Вы понимаете знаменитое изречение Сократа: «Я знаю, что ничего не знаю»? Объясните его суждение: «Того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступить иначе, чем велит знание, и разум достаточно силен, чтобы помочь человеку». Посредством знания «люди становятся в высшей степени нравственными, способными к власти и искусными в диалектике». Прежде чем ответить на вопрос, уточню, что нам неизвестно дословное звучание изречения Сократа. Формулировка изречения «я знаю, что ничего не знаю» мне на данный момент повстречалась только в одной книге: В.С. Нерсесянц. Сократ, 1977. В разных книгах приводятся неодинаковые, но аналогичные варианты: «чего я не знаю, того и не предполагаю знать» (Платонъ. Апологiя Сократа, 1875); «он знает только то, что ничего не знает» (Марк Туллий Цицерон. Учение академиков, 2004); «чего не знаю, о том и не думаю, будто знаю» (Апология Сократа. Перевод С.А. Жебелева). Я читала книгу Платонъ. Апологiя Сократа, 1875. Апология (ἀπολογία) с греческого языка переводится как «говорить в защиту» или «защитная речь». Сократ защищался в суде, выступив с большой речью. Вот на основании прочитанных сведений, но в моём изложении, и отвечу на вопрос. Ссылаюсь на источник по двум причинам: сама по себе я не могу знать, что имел в виду Сократ, без ознакомления с близким к нему источником; при ответе на данный вопрос требуется достоверность, а не моя субъективная интерпретация. Херефон, один из ближайших друзей Сократа, явился в священный город Дельфы к оракулу Аполлона и смело задал богу вопрос: есть ли кто мудрей Сократа? Пифия дала ответ, что никого нет мудрей его. Сократ, узнав об этом, пришёл в недоумение. Пожалуй, это был единственный эпизод, когда он оказался в логическом тупике. Сократ размышлял: 1) я не признаю себя мудрым - непонятно, что бог имеет в виду; 2) богу не полагается лгать - он говорит истину. Смысл его размышлений заключался в двух парадоксальных вещах: 1) он усомнился в превосходстве своей мудрости над мудростью других людей; 2) он хотел, но не мог усомниться в истинности слов бога. С целью разрешения парадокса он начал исследование с философского опроса горожан и иноземцев. Он хотел узнать самого мудрого мудреца. Он хотел опровергнуть прорицание оракула заявлением: вот, найден человек, более мудрый, чем Сократ. Сократ беседовал с государственными деятелями, поэтами, художниками и ремесленниками. И обнаружил интересный факт: любой из них, достигнув знаний и успеха в конкретной сфере, укреплялся во мнении, что он теперь мудр во всех вещах. Тогда как о сути вещей в мире не знал никто: ни Сократ, ни другие люди. И всё же, Сократ владел единственным знанием, которое оказалось недоступным для других людей. Он осознал, что ничего не знает, а другие люди не знали и не хотели знать, что им только кажется, будто они мудры. Сократ видел ограниченность своих знаний, проявляя познавательную скромность. А другие люди из-за ущемлённой гордыни воспылали к нему ненавистью за «изобличения». Сократ ошеломлял и уязвлял других людей скептическим и ироническим восприятием человеческой мудрости. Люди думали, что Сократ сведущ в том, в чём изобличает других. Однако, Сократ понял: наиболее сведущим является бог. Бог в действительности имел в виду не Сократа, а только воспользовался его именем в качестве примера. Бог в своём прорицании хотел сказать: тот из людей мудрее, кто, подобно Сократу, осознаёт, что человеческая мудрость дёшево стоит или вовсе ничего не стоит. Так Сократ разрешил казавшуюся тупиковой дилемму. Итак, что Сократ имел в виду фразой «я знаю, что ничего не знаю» (краткое резюме): 1) Есть человеческая (ограниченная) и божественная (безграничная) мудрость. 2) Человек, мудрейший из всех после бога, не думает, что знает то, чего не знает. Сократ в изречении «я знаю, что ничего не знаю» имел в виду, что: 1) бог мудрей самого мудрого человека и бог не лжёт; 2) мудрейший из мудрых человек осознаёт незначительность или недостоверность личных знаний о сути вещей. |