Главная страница
Навигация по странице:

  • Типология культуры

  • 1

  • 2

  • 3

  • 4

  • 5

  • 6

  • 9

  • 10

  • типология культуры. Типология культуры 2022. Санктпетербургский государственный университет телекоммуникаций им проф. М. А. Бончбруевича


    Скачать 98 Kb.
    НазваниеСанктпетербургский государственный университет телекоммуникаций им проф. М. А. Бончбруевича
    Анкортипология культуры
    Дата27.11.2022
    Размер98 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТипология культуры 2022.doc
    ТипРеферат
    #815096



    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ

    им. проф. М. А. БОНЧ-БРУЕВИЧА

    Факультет вечернего и заочного обучения

    Кафедра истории и регионоведения



    Дисциплина: Культурология


    Типология культуры

    Выполнил:

    Фамилия, имя, отчество

    Группа

    Проверил:



    САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

    2022



    СОДЕРЖАНИЕ

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ 1

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ 1

    им. проф. М. А. БОНЧ-БРУЕВИЧА 1

    Факультет вечернего и заочного обучения 1

    Кафедра истории и регионоведения 1

    Дисциплина: Культурология 1

    Выполнил: 1

    Фамилия, имя, отчество 1

    Группа 1

    Проверил: 1

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 1

    2022 1

    ВВЕДЕНИЕ 6

    1. Принципы классификации культур 7

    К основным принципам относят: формационный, концептуальный, цивилизованный, религиозный, регионально-территориальный, демографический и прочие. Их выделяют в соответствии с духовно-ценностной ориентацией, религиозным убеждением, характером взаимоотношений с природой, классическими образцами, системностью ценностей и прочим. 7

    Наиболее распространенным в отечественной науке считается формационный подход. Этот принцип указывает связь с доминирующим методом производства. Другими словами, каким является способ производства, такая и культура: капиталистическая, рабовладельческая, первобытнообщинная и пр. 7

    Цивилизационный подход используют многие авторы. Его трактовка зависит от понимания самого термина "цивилизация". Анализируя культуру в соответствии с этим принципом, многие авторы приходят к выводу о негативном воздействии цивилизационных процессов. 7

    Концептуальный принцип позволяет проводить исследования в соответствии с преобладающим в обществе мировоззрением. 7

    В соответствии с религиозным принципом культура разделяется на древнюю и такую, в которой госодствует одна из форм религий мира (мусульманская, христианская, буддийская и прочие). Другими словами, классификация осуществляется в соответствии с двумя направлениями верования: монотеизмом и политеизмом. 8

    В соответствии с регионально-территориальным принципом осуществляется анализ культуры по характерной общности черт, которые присущи конкретному региону. 8

    Согласно демографическому принципу выявляются особенности и общности половых и возрастных признаков. Кроме того, во внимание принимается и плотность населения, состав, численность, занятость. 8

    Наиболее же устоявшимся и распространенным является культурно-исторический принцип. В соответствии с ним определяются формы наиболее общих, существенных духовных ценностей. Сегодня существует несколько исторических типов европейской культуры. К древнейшим относят природно-символические ценности. 8

    Концепция Карла Ясперса. Ядром теории ученого является понятие «осевого времени». Базой концепции служит убеждение в том, что человечество имеет единое происхождение и единый же путь развития, который условно можно поделить на четыре типа культуры: прометеевский тип культуры существовал в доисторический, или первобытный, период (приблизительно 5000 лет до н.э.); тип великих культур древности, куда относится западная шумеро-вавилонская и египетско-эгейская культуры, а так же восточная архаическая культура Китая (где-то 4000 – 2000 лет до н.э.); «осевое время» – своеобразный перелом, в этот период развиваются основы человеческого бытия, человек начинает осознавать себя как личность, закладываются основы гуманитарной культуры (около VIII—II вв. до н. э.); «имперская» эпоха, которая характеризуется развитием науки и техники (в Европе это XVII-XX века). 9

    Из всех эпох К. Ясперс важнейшей считал третью – «осевое время», так как именно в это время меняется способ человеческого существования вследствие того, что человек стал осознавать себя как личность, и соответственно ее потенциал. Появилась возможность универсального развития человечества, именно здесь были заложены основы гуманизма 9

    По мысли ученого, категории, которыми мы мыслим и сегодня, были разработаны в эту эпоху, сформировались мировые религии, которые и сегодня определяют жизнь людей. 9

    Концепция Макса Вебера представляет собой теорию идеальных типов, согласно которой они представляют собой образцы, схемы, не имеющие аналогов в реальной жизни, но эти схемы позволяют систематизировать фактический материал, найти причины, по которым отклонялись те или иные культуры от идеальной модели. Чтобы понять судьбы культур отдельных социумов ученый выделил три типа господства: в основу «легального» (рационального) положена законность власти, которая связана с эмоциональным ее восприятием; сюда относятся правовые государственные системы; традиционный тип характеризуется патриархальной общностью с главой-господином, который распоряжается подданными, почитанием обычаев и традиций; харизматический покоится на личности, которая способна вести за собой, убеждать, подчинять своему авторитету. 10

    М. Вебер считал, что единство трех типов способно обусловить устойчивое и здоровое существование социума, если они уравновешены и соответствуют времени. 10

    Концепция Альфреда Кребера отличается тем, что он вводит понятие «культурный стиль», которое у него расширено до границ понятий «тип культуры» или «тип цивилизации». По Креберу, появление, рост, формирование, продолжительность существования самобытной культуры тесно связаны с вырабатыванием культурного стиля. Всякий стиль в пределах целостной культуры не имеет завершенности в силу существующих, кроме окружающей среды и потребностей человека, множества внешних факторов, среди которых и влияние инокультур. При условии того, что другая культура более сильная, то ее влияние может быть разрушительным. 10

    Однако влияние одной культуры на другую разнообразно, и, как правило, новые культурные элементы успешно адаптируются к новым условиям и вскоре становятся частью культурного стиля. 10

    Типология политической культуры осуществляется в соответствии с установленным государственным режимом, способами реализации власти, взглядами общества на структуру власти и прочим. 11

    2. Специализированная и обыденная культуры 11

    3. Соотношение понятий массовая и элитарная культуры 15

    Необходимо подчеркнуть, что исторически элитарная культура возникает именно как антитеза массовой и свой смысл, основное значение проявляет в сопоставлении с последней. Суть элитарной культуры впервые была проанализирована Х. Ортегой-и-Гассетом («Дегуманизация искусства», «Восстание масс») и К. Манхеймом («Идеология и утопия», «Человек и общество в век преобразований», «Эссе социологии культуры») , которые рассматривали данную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей, в том числе способом вербального общения - языком, вырабатываемым ее носителями, где особые социальные группы - священнослужителей, политиков, деятелей искусств - используют и особые, закрытые для непосвященных языки, в том числе латынь и санскрит. 17

    Субъектом элитарной, высокой культуры является личность - свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории, именно поэтому широкое распространение и миллионные тиражи произведений Толстого, Достоевского, Шекспира не только не снижают их значения, но, напротив, способствуют широкому распространению духовных ценностей. В этом смысле субъект элитарной культуры является представителем элиты. 17

    Вместе с тем предметы высокой культуры, сохраняющие свою форму - сюжет, композицию, музыкальную структуру, но изменяющие режим презентации и выступающие в виде тиражированной продукции, адаптированной, приспособленной к несвойственному для себя типу функционирования, как правило, переходят в разряд масскульта. В этом смысле можно говорить о способности формы являться носителем содержания. 17

    Элитарная культура - это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. По мнению И. В. Кондакова, элитарная культура апеллирует к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами (во всяком случае, круг тех и других почти совпадает). Элитарная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства во всех ее исторических и типологических разновидностях - фольклору, народной культуре, официальной культуре того или иного сословия или класса, государства в целом, культурной индустрии технократического общества XX в. и т. п. Философы рассматривают элитарную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры. 18

    Главная функция элитарной культуры – производство социального порядка в виде права, власти, структур социальной организации общества, а также обосновывающей этот порядок идеологии в формах религии, социальной философии и политической мысли. Элитарная культура предполагает профессиональный подход к созданию, а люди, создающие ее, получают специальное образование. Круг потребителей элитарной культуры – это ее профессиональные творцы: ученые, философы, писатели, художники, композиторы, а также представители высокообразованных слоев общества, а именно: завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, литературоведы, писатели, музыканты и многие другие. 18

    Элитарную культуру отличает очень высокий уровень специализации и высочайший уровень социальных притязаний личности: любовь к власти, богатству, славе считается нормальной психологией любой элиты. 18

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

    Таким образом, типология культуры - классификация культур по типу и определение места конкретной культуры в культурно - историческом процессе; как метод исследования включает диахронный и синхронный подходы. Эти термины происходят от древнегреческих приставок - «через» и «сейчас» и слова «время». Означают: 1) диахронный - подход к предмету через «временные ряды» (или исторический); 2) синхронный - рассмотрение предмета в «остановленном мгновении», «сейчас», в абстрагировании от генезиса, истории и т.п. 19

    Современными типологиями культур принято считать те, которые появились во второй половине XX века и появляются до сих пор. Многие ученые- культурологи к первой современной теории типологии культуры относят концепцию известного немецкого философа К. Ясперса. Ученый критиковал идеи европоцентризма и, признавая единство мировой истории и культуры, считал, что «ось» мировой истории необходимо искать не только на Западе, но и еще в двух центрах культуры – в Китае и Индии. 19

    Обыденный и специализированный уровни культуры присутствуют почти везде. Так, например, в религии профессиональный, или специализированный, уровень представлен совокупностью ритуалов и церемоний, в технологию которых люди с улицы не посвящены. Богословское знание, которым овладевают многие годы путем упорного обучения, также относится к профессиональному уровню религиозной культуры, которой владеют служители церкви. 19

    Массовая культура это такое понятие, которое используется для характеристики современного культурного производства и потребления. Массовая культура является производством культуры, организованное по типу массовой, серийной конвейерной индустрии. Массовая культура - специфический продукт современного индустриального общества. 19

    Массовая культура является неотделимой частью жизни нашего общества. Но продукция массовой культуры мимолетна. Даже если она является культурой потребительской, но при всем при этом она мгновенно реагирует на появляющийся спрос на ту или иную ее продукцию. Если спроса не будет, то исчезает и продукт массовой культуры, который предназначен для удовлетворения масс. 20

    Элитарная (высокая) культура -культура элиты, предназначенная для высших слоев общества, обладающих наибольшей способностью к духовной деятельности, особой художественной восприимчивостью и одаренных высокими нравственными и эстетическими задатками. 20

    Главная функция элитарной культуры – производство социального порядка в виде права, власти, структур социальной организации общества, а также обосновывающей этот порядок идеологии в формах религии, социальной философии и политической мысли. Элитарная культура предполагает профессиональный подход к созданию, а люди, создающие ее, получают специальное образование. Круг потребителей элитарной культуры – это ее профессиональные творцы: ученые, философы, писатели, художники, композиторы, а также представители высокообразованных слоев общества, а именно: завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, литературоведы, писатели, музыканты и многие другие. 20

    Элитарную культуру отличает очень высокий уровень специализации и высочайший уровень социальных притязаний личности: любовь к власти, богатству, славе считается нормальной психологией любой элиты. 20

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21



    ВВЕДЕНИЕ


    Типологией называется метод научного познания, основанный на расчленении системы объектов и их группировке с использованием обобщающей модели. Потребность в применении указанного метода появляется в тех случаях, когда необходимо решить задачу по упорядоченному объяснению и описанию множества объектов, разнородных по составу.

    Актуальность темы в том, что типология культуры являет собой качественно-содержательную характеристику бытования культуры. Выражается это в конкретно-исторических формах: религиозных, этнонациональных, регионально-территориальных и прочих.

    Типология культуры считается одним из актуальных и дискуссионных вопросов в современной теории. Определение статуса, смыслового наполнения предопределено главным принципом, в соответствии с которым осуществляется анализ контекста духовных ценностей и определяются наиболее общие качества.

    Типология культуры, как метод научный, основывается на определении различия и сходства исследуемых объектов. Цель при этом в отображении закономерностей структурирования и развития моделируемой системы. В основании применяется типологический принцип, задающий направление теоретического исследования.

    Степень изученности. В разработке данной темы были использованы работы таких авторов как: Гофман А. Б., Грушевицкая Т. Г., А. П. Садохин, Захаров А., Акопян К., Кагарлицкая С., Сироткина И., Сыров В. Н. и др.

    Целью данной работы является изучение типологии культур, исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи:

    - Рассмотреть принципы классификации культур;

    - Исследовать специализированную и обыденную культуры;

    - Определить соотношение понятий массовая и элитарная культуры.

    Структура данной работы состоит из: введения, 3 глав, заключения и списка используемой литературы.

    1. Принципы классификации культур

    К основным принципам относят: формационный, концептуальный, цивилизованный, религиозный, регионально-территориальный, демографический и прочие. Их выделяют в соответствии с духовно-ценностной ориентацией, религиозным убеждением, характером взаимоотношений с природой, классическими образцами, системностью ценностей и прочим. Наиболее распространенным в отечественной науке считается формационный подход. Этот принцип указывает связь с доминирующим методом производства. Другими словами, каким является способ производства, такая и культура: капиталистическая, рабовладельческая, первобытнообщинная и пр. Цивилизационный подход используют многие авторы. Его трактовка зависит от понимания самого термина "цивилизация". Анализируя культуру в соответствии с этим принципом, многие авторы приходят к выводу о негативном воздействии цивилизационных процессов.

    Концептуальный принцип позволяет проводить исследования в соответствии с преобладающим в обществе мировоззрением.

    В соответствии с религиозным принципом культура разделяется на древнюю и такую, в которой госодствует одна из форм религий мира (мусульманская, христианская, буддийская и прочие). Другими словами, классификация осуществляется в соответствии с двумя направлениями верования: монотеизмом и политеизмом. В соответствии с регионально-территориальным принципом осуществляется анализ культуры по характерной общности черт, которые присущи конкретному региону1.

    Согласно демографическому принципу выявляются особенности и общности половых и возрастных признаков. Кроме того, во внимание принимается и плотность населения, состав, численность, занятость.

    Наиболее же устоявшимся и распространенным является культурно-исторический принцип. В соответствии с ним определяются формы наиболее общих, существенных духовных ценностей. Сегодня существует несколько исторических типов европейской культуры. К древнейшим относят природно-символические ценности. Концепция Карла Ясперса. Ядром теории ученого является понятие «осевого времени». Базой концепции служит убеждение в том, что человечество имеет единое происхождение и единый же путь развития, который условно можно поделить на четыре типа культуры2: прометеевский тип культуры существовал в доисторический, или первобытный, период (приблизительно 5000 лет до н.э.); тип великих культур древности, куда относится западная шумеро-вавилонская и египетско-эгейская культуры, а так же восточная архаическая культура Китая (где-то 4000 – 2000 лет до н.э.); «осевое время» – своеобразный перелом, в этот период развиваются основы человеческого бытия, человек начинает осознавать себя как личность, закладываются основы гуманитарной культуры (около VIII—II вв. до н. э.); «имперская» эпоха, которая характеризуется развитием науки и техники (в Европе это XVII-XX века). Из всех эпох К. Ясперс важнейшей считал третью – «осевое время», так как именно в это время меняется способ человеческого существования вследствие того, что человек стал осознавать себя как личность, и соответственно ее потенциал. Появилась возможность универсального развития человечества, именно здесь были заложены основы гуманизма

    По мысли ученого, категории, которыми мы мыслим и сегодня, были разработаны в эту эпоху, сформировались мировые религии, которые и сегодня определяют жизнь людей.

    Концепция Макса Вебера представляет собой теорию идеальных типов, согласно которой они представляют собой образцы, схемы, не имеющие аналогов в реальной жизни, но эти схемы позволяют систематизировать фактический материал, найти причины, по которым отклонялись те или иные культуры от идеальной модели. Чтобы понять судьбы культур отдельных социумов ученый выделил три типа господства3: в основу «легального» (рационального) положена законность власти, которая связана с эмоциональным ее восприятием; сюда относятся правовые государственные системы; традиционный тип характеризуется патриархальной общностью с главой-господином, который распоряжается подданными, почитанием обычаев и традиций; харизматический покоится на личности, которая способна вести за собой, убеждать, подчинять своему авторитету.

    М. Вебер считал, что единство трех типов способно обусловить устойчивое и здоровое существование социума, если они уравновешены и соответствуют времени.

    Концепция Альфреда Кребера отличается тем, что он вводит понятие «культурный стиль», которое у него расширено до границ понятий «тип культуры» или «тип цивилизации». По Креберу, появление, рост, формирование, продолжительность существования самобытной культуры тесно связаны с вырабатыванием культурного стиля. Всякий стиль в пределах целостной культуры не имеет завершенности в силу существующих, кроме окружающей среды и потребностей человека, множества внешних факторов, среди которых и влияние инокультур. При условии того, что другая культура более сильная, то ее влияние может быть разрушительным.

    Однако влияние одной культуры на другую разнообразно, и, как правило, новые культурные элементы успешно адаптируются к новым условиям и вскоре становятся частью культурного стиля.

    Типология политической культуры осуществляется в соответствии с установленным государственным режимом, способами реализации власти, взглядами общества на структуру власти и прочим.




    2. Специализированная и обыденная культуры


    По степени специализации ученые выделяют два уровня культуры — обыденную и специализирован­ную. Из названия нам должно быть понятно, что обы­денная культура представляет собой сниженный, профанный или даже любительский уровень высокой культуры, которую можно также именовать специали­зированной, профессиональной.

    Обыденная культура — это владение обычаями повседневной жизни социальной и национальной сре­ды, в которой человек проживает. Процесс овладения обыденной культурой называется в науке общей социа­лизацией и инкультурацией личности.

    Проблему обыденной культуры и повседневной ре­альности ставили философы-прагматисты (У. Джемс), философы-неопозитивисты (Л. Витгенштейн), социоло­ги М. Вебер и Дж. Мид, А. Щюц и Г. Горфинкель. В оте­чественной культурологии эта проблема получила раз­витие в трудах М.М. Бахтина, Б.Ф. Поршнева, А.Я. Гуревича, Ю.М. Лотмана4. Обыденная культура — это культура, не получившая институционального за­крепления. Специализированная культура — это, на­против, культура, ставшая институциализированной. Обыденная культура — часть повседневной реально­сти, совокупность всех нерефлексивных, синкретиче­ских аспектов социальной жизни. Она ограничена домом, районом, городом, территорией, межличностны­ми отношениями. Такова сфера ближайшего окружения, первичных агентов социализации, первичных малых групп. Специализированные культуры охваты­вают дальнее окружение человека и связаны с фор­мальными отношениями и институтами. Здесь люди проявляют себя как носители социальных ролей и пред­ставители больших групп, как агенты вторичной социа­лизации.

    В первом случае человек поступает как дилетант, во втором — как эксперт. Его действия подчинены стан­дартным технологиям, методически обоснованы, экс­периментально проверяемы.

    Обыденная культура охватывает небольшой объем мира (микромир). Человек осваивает ее с первых дней жизни — в семье, в общении с друзьями. Через тесные спонтанные контакты он овладевает теми навыками, знаниями и стереотипами поведения, которые в даль­нейшем служат базой для приобщения к специализи­рованной культуре. От них он никогда не откажется, а вот знания «большой» культуры, скажем музыкальные, с возрастом могут утратиться. Многое из усвоенного в детстве не изменяется впоследствии. На них надстраи­вается новый жизненный опыт.

    Для того чтобы овладеть навыками специализиро­ванной культуры, одного общения в семье и с друзья­ми недостаточно. Необходима профессиональная под­готовка. Сегодня папы и мамы, особенно в городах, стремятся устроить своих чад в музыкальные школы, изокружки, спортивные секции.

    Обыденная культура — сфера общепонятных зна­ний и общедоступных навыков, полученных благодаря трем источникам: общению в малой группе (семья, ро­весники, родня); обучению в школе и получению обще­го образования; средствам массовой информации.

    Нравы, обычаи, традиции, правила повседневного поведения осваиваются — в разной мере — через все три источника (семья, школа, СМИ). И родители, и учи­теля, и журналисты учат детей (да и взрослых) осно­вам этикета. Тому, как мужчина должен обращаться с женщиной, молодой — со старшим и т. п. На телевиде­нии помимо коммерческой рекламы существует так называемая социальная реклама, например «Позвоните родителям», «Берегите любимых» и т. п. Еще одним ка­налом усвоения повседневной культуры служит цер­ковь. Такую же роль играет армия.

    Составные части специализированной культуры — наука, искусство, философия, право, религия. У обыден­ной культуры — обыденный язык, у специализированной —профессиональныеязыки. Обыденная культура —сфе­ра эмоциональной привязанности, чувства взаимной сим­патии, чувства долга по отношению кдетям, пожилым, сла­бым. Специализированная культура — сфера общественного разделения труда, социальных статусов. Объектами специализированной культуры выступают, ху­дожественная литература, оперная и симфоническая му­зыка, балет, скульптура, изобразительное искусство и т. п.

    Социальным пространством для проявления обы­денной культуры становятся: приватное пространство (квартира), публичные места (студенческое общежитие, за­вод, транспорт, театр, музей, химчистка, очередь, улица, подъезд, школа и т. п.).

    В обыденной культуре также есть институциональ­ные формы взаимодействия, например, кружки худо­жественной самодеятельности, клубы коллекционеров, кружки юных техников и т. п. Но здесь люди занима­ются спортом, наукой, изобретательством, искусством на любительском, а не на профессиональном уровне.

    Научный съезд, симпозиум, куда съезжаются зна­комые и незнакомые,— вариант публичного места. Здесь разворачиваются: 1) неформальное общение и обыденная культура — среди знакомых, 2) специали­зированная культура среди незнакомых — обсуждение, диспут, выступление с трибуны и т. п.

    Взаимодействие в домашней среде обычно проте­кает менее вежливо, люди чаще ссорятся, небрежно одеваются, неприлично выражаются и вообще прояв­ляют такие манеры, которые они постеснялись бы по­казать «на людях». Приватное пространство воспри­нимается как место, где можно отдохнуть от правил поведения и условностей публичного пространства5.

    Место работы занимает промежуточное место ме­жду домашней средой (приватным пространством), где человек максимально освобождается от культурных условностей, и театром (рестораном, парком, музеем), т. е. публичным пространством, где человек в макси­мальной степени следует культурным условностям и стремится выглядеть лучше, чем он есть. Не только рабочее место, но и некоторые другие места попадают в промежуточную зону. Попробуем изобразить ситуа­цию схематически



    Рисунок 1. Типология культурного пространства в зависимости от соблюдения культурных условностей6

    Промежуточное пространство соединяет в себе черты публичного и приватного пространств. Как и в приватном пространстве, на рабочем месте существуют неформальные отношения — дружеские, доверительно-личные. Как и в театре, на рабочем месте существуют формальные отношения — служебные, безличные. Место работы — это одновременно область долго- и кратковременных отношений, пересечения больших и малых социальных групп, знакомых и незнакомых людей.

    Обыденный и специализированный уровни культуры присутствуют почти везде. Так, например, в религии профессиональный, или специализированный, уровень представлен совокупностью ритуалов и церемоний, в технологию которых люди с улицы не посвящены. Богословское знание, которым овладевают многие годы путем упорного обучения, также относится к профессиональному уровню религиозной культуры, которой владеют служители церкви. А простым людям доступен профанный уровень религиозной культуры — различного рода верования (знания, принятые без доказательства), осведомленность о святых и распространенных праздниках, некоторых молитвах и обрядах. Но сведения эти самые поверхностные, очень неточные. Итак, обыденная культура — это профанный уровень участия людей в профессиональной культуре, т. е. дилетантский, малоосведомленный, некомпетентный.

    3. Соотношение понятий массовая и элитарная культуры


    «Массовая культура» (англ. mass culture), в философии, социологии понятие, обобщённо выражающее состояние буржуазной культуры с середины 20 века.

    Массовая культура – это такое понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления. А именно производство культуры, образованное по типу серийной, конвейерной индустрии и поставляющее серийный, массовый продукт для стандартизированного массового потребления. Массовая культура - специфический продукт современного индустриального урбанизированного общества.

    Массовая культура - это культура масс, которая существует для того, чтобы народ получал его; это сознание не народа, а коммерческой индустрии культуры; но не нужно забывать о том, что массовая культура агрессивна к истинно народной культуре. Массовая культура не имеет традиций, у нее нет национальности, а ее вкусы и идеалы меняются с такой быстротой, что невозможно нам «обывателям» уследить за этим процессом. Массовая культура обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы быть народным искусством7.

    Критический анализ массовой культуры выделил в ней характеристики "низкой", примитивной культуры, "культуры масс", создающей угрозу "высокой культуре", или подчеркивал использование элитами массовой культуры, возбуждающей "низменные инстинкты" для духовной эксплуатации масс, массовой стандартизации и обезличивания. При более оптимистических подходах массовая культура рассматривалась как в целом вполне удовлетворительная форма культуры, характерная для зрелого индустриального общества с высоким уровнем образования, высоким уровнем жизни, с развитой системой массовых коммуникаций. В современной социологии понятие "массовая культура" все более утрачивает свою критическую направленность. Выделяется функциональная значимость массовой культуры, которая обеспечивает социализацию огромных масс людей в условиях сложной, изменчивой среды современного общества.

    Несмотря на то, что массовая культура утверждает низкие, стереотипные представления, она выполняет функцию постоянного жизнеобеспечения для самых разных социальных групп. Она предоставляет массовое включение в систему потребления и тем самым функционирование массового производства. Массовая содержит большую центральную часть общества, затрагивая при этом и элиту, и маргинальные слои.

    «Массовая культура» утверждает тождественность материальных и духовных ценностей, в равной степени выступающих как продукты массового потребления; понятие «бестселлер» приобрело в ней универсальный характер. Для «Массовой культуры» характерно возникновение и ускоренное развитие особого профессионального аппарата, задачей которого является использование содержания потребляемых благ, техники их производства и распределения в целях подчинения массового сознания интересам монополий и государственного аппарата, искажения и заглушения протеста8.

    Элитарная культура - это высокая культура, массовой культуре противопоставляемая не по характеру социального содержания, не по особенностям отображения действительности, но по типу воздействия на воспринимающее сознание, сохраняющего его субъективные особенности и обеспечивающего смыслообразующую функцию. Ее основной идеал - формирование сознания, готового к активной преобразующей деятельности и творчеству в соответствии с объективными законами действительности. Данное понимание элитарной культуры, эксплицированное из подобного ее осознания как культуры высокой, концентрирующей духовный, интеллектуальный и художественный опыт поколений, представляется более точным и адекватным, чем понимание элитарного как авангардного.
    Необходимо подчеркнуть, что исторически элитарная культура возникает именно как антитеза массовой и свой смысл, основное значение проявляет в сопоставлении с последней. Суть элитарной культуры впервые была проанализирована Х. Ортегой-и-Гассетом («Дегуманизация искусства», «Восстание масс») и К. Манхеймом («Идеология и утопия», «Человек и общество в век преобразований», «Эссе социологии культуры») , которые рассматривали данную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры и обладающую рядом принципиально важных особенностей, в том числе способом вербального общения - языком, вырабатываемым ее носителями, где особые социальные группы - священнослужителей, политиков, деятелей искусств - используют и особые, закрытые для непосвященных языки, в том числе латынь и санскрит. Субъектом элитарной, высокой культуры является личность - свободный, творческий человек, способный к осуществлению сознательной деятельности. Творения этой культуры всегда личностно окрашены и рассчитаны на личностное восприятие, вне зависимости от широты их аудитории, именно поэтому широкое распространение и миллионные тиражи произведений Толстого, Достоевского, Шекспира не только не снижают их значения, но, напротив, способствуют широкому распространению духовных ценностей. В этом смысле субъект элитарной культуры является представителем элиты. Вместе с тем предметы высокой культуры, сохраняющие свою форму - сюжет, композицию, музыкальную структуру, но изменяющие режим презентации и выступающие в виде тиражированной продукции, адаптированной, приспособленной к несвойственному для себя типу функционирования, как правило, переходят в разряд масскульта. В этом смысле можно говорить о способности формы являться носителем содержания9. Элитарная культура - это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. По мнению И. В. Кондакова, элитарная культура апеллирует к избранному меньшинству своих субъектов, как правило, являющихся одновременно ее творцами и адресатами (во всяком случае, круг тех и других почти совпадает). Элитарная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства во всех ее исторических и типологических разновидностях - фольклору, народной культуре, официальной культуре того или иного сословия или класса, государства в целом, культурной индустрии технократического общества XX в. и т. п. Философы рассматривают элитарную культуру как единственно способную к сохранению и воспроизводству основных смыслов культуры. Главная функция элитарной культуры – производство социального порядка в виде права, власти, структур социальной организации общества, а также обосновывающей этот порядок идеологии в формах религии, социальной философии и политической мысли. Элитарная культура предполагает профессиональный подход к созданию, а люди, создающие ее, получают специальное образование. Круг потребителей элитарной культуры – это ее профессиональные творцы: ученые, философы, писатели, художники, композиторы, а также представители высокообразованных слоев общества, а именно: завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, литературоведы, писатели, музыканты и многие другие10.

    Элитарную культуру отличает очень высокий уровень специализации и высочайший уровень социальных притязаний личности: любовь к власти, богатству, славе считается нормальной психологией любой элиты.



    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Таким образом, типология культуры - классификация культур по типу и определение места конкретной культуры в культурно - историческом процессе; как метод исследования включает диахронный и синхронный подходы. Эти термины происходят от древнегреческих приставок - «через» и «сейчас» и слова «время». Означают: 1) диахронный - подход к предмету через «временные ряды» (или исторический); 2) синхронный - рассмотрение предмета в «остановленном мгновении», «сейчас», в абстрагировании от генезиса, истории и т.п. Современными типологиями культур принято считать те, которые появились во второй половине XX века и появляются до сих пор. Многие ученые- культурологи к первой современной теории типологии культуры относят концепцию известного немецкого философа К. Ясперса. Ученый критиковал идеи европоцентризма и, признавая единство мировой истории и культуры, считал, что «ось» мировой истории необходимо искать не только на Западе, но и еще в двух центрах культуры – в Китае и Индии. Обыденный и специализированный уровни культуры присутствуют почти везде. Так, например, в религии профессиональный, или специализированный, уровень представлен совокупностью ритуалов и церемоний, в технологию которых люди с улицы не посвящены. Богословское знание, которым овладевают многие годы путем упорного обучения, также относится к профессиональному уровню религиозной культуры, которой владеют служители церкви. Массовая культура это такое понятие, которое используется для характеристики современного культурного производства и потребления. Массовая культура является производством культуры, организованное по типу массовой, серийной конвейерной индустрии. Массовая культура - специфический продукт современного индустриального общества. Массовая культура является неотделимой частью жизни нашего общества. Но продукция массовой культуры мимолетна. Даже если она является культурой потребительской, но при всем при этом она мгновенно реагирует на появляющийся спрос на ту или иную ее продукцию. Если спроса не будет, то исчезает и продукт массовой культуры, который предназначен для удовлетворения масс. Элитарная (высокая) культура -культура элиты, предназначенная для высших слоев общества, обладающих наибольшей способностью к духовной деятельности, особой художественной восприимчивостью и одаренных высокими нравственными и эстетическими задатками. Главная функция элитарной культуры – производство социального порядка в виде права, власти, структур социальной организации общества, а также обосновывающей этот порядок идеологии в формах религии, социальной философии и политической мысли. Элитарная культура предполагает профессиональный подход к созданию, а люди, создающие ее, получают специальное образование. Круг потребителей элитарной культуры – это ее профессиональные творцы: ученые, философы, писатели, художники, композиторы, а также представители высокообразованных слоев общества, а именно: завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, литературоведы, писатели, музыканты и многие другие.

    Элитарную культуру отличает очень высокий уровень специализации и высочайший уровень социальных притязаний личности: любовь к власти, богатству, славе считается нормальной психологией любой элиты.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


    1. Гофман А. Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. – М., 2016. 160 с.

    2. Грушевицкая Т. Г., А. П. Садохин Культурология Серия. -Cogito, ergo sum Издательство: Юнити-Дана, 2017 г. 688 с.

    3. Захаров А., Акопян К., Кагарлицкая С., Массовая культура. -Учебное пособие Издательства: Инфра-М, Альфа-М, 2019 г. 304 с.

    4. Кармин Анатолий Культурология Серия: Учебники для вузов. -Специальная литература Издательства: Лань, Планета музыки, 2018 г. 928 с.

    5. Костина А. В. Национальная культура. Этническая культура. Массовая культура. "Баланс интересов" в современном обществе.- Издательство: Либроком, 2018 г. 216 с.

    6. Маркова А. Н. Культурология 2018 г. 496 с.

    7. Массовая культура на рубеже XX-XXI веков: человек и его дискурс. Сборник научных трудов.- Издательство: Азбуковник, 2019 г. 368 с.

    8. Сироткина И. Провокационный маркетинг// Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ, 2018 - № 6, 15 с.

    9. Сыров В. Н. Массовая культура. Мифы и реальность.- Издательство: Водолей, 2017 г. 328 с.

    10. Райнов Богомил Массовая культура.- Издательство: Прогресс, 2018 г. 488 с.

    11. Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. — М.: Аграф, 2016, 34 с.

    12. Юнг К.Г."Психология Переноса" Издательство: Ваклер 2016 с.55



    1 Кармин Анатолий Культурология Серия: Учебники для вузов. -Специальная литература Издательства: Лань, Планета музыки, 2018 г. С.98

    2 Грушевицкая Т. Г., А. П. Садохин Культурология Серия. -Cogito, ergo sum Издательство: Юнити-Дана, 2017 г. С.88

    3 Грушевицкая Т. Г., А. П. Садохин Культурология Серия. -Cogito, ergo sum Издательство: Юнити-Дана, 2017 г. С.91

    4 Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. — М.: Аграф, 2016, С.24

    5 Гофман А. Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. – М., 2016. С.60

    6 Гофман А. Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. – М., 2016. С.62

    7 Сыров В. Н. Массовая культура. Мифы и реальность Издательство: Водолей, 2017 г. С..64-66

    8 Сыров В. Н. Массовая культура. Мифы и реальность Издательство: Водолей, 2017 г. С.72

    9 Сироткина И. Провокационный маркетинг// Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ, 2018 - № 6, С.15 с

    10 Захаров А., Акопян К., Кагарлицкая С., Массовая культура. -Учебное пособие Издательства: Инфра-М, Альфа-М, 2019 г. С.34



    написать администратору сайта