Навигация по странице:Кудайберген ЖубановОргкомитет Союза композиторов Казахстана Алма-Атинская государственная консерватория7 июля 1951г. были сняты с репертуара и запрещены к исполнению 102 песни композиторов Казахстана. Причины запрещения были разные, в основном их можно условно разделить на 3 группыИзобразительное искусствоСамыми известными произведениями художника считаются «Звуки домбры», «На земле дедов», «В солнечном краю», «Кокпар», «Мирные огни», «Чабаны», «Охота с беркутом», «Жамал», «Запевала» и другие.Разрешено то, что не запрещено ПриказыНесправедливость Главлита
|
Презентация. Сборник 1000 песен казахского народа
Культура и политика казахстана в 40-50-е годы xx века Проверил: Пашенцев А.П. Выполнил: студент группы Пд-102. Касымханов А.М. Музыкальное искусство Одно, было связано с традиционной профессиональной музыкой казахов
Второе течение, представляло собой профессиональное искусство европейского типа А.И.Затаевич - сборник «1000 песен казахского народа», «500 песен и кюев казахского народа» (1931).
- музыкально-этнографические труды Затаевича имеют важное научно-познавательное и практическое значение.
Кудайберген Жубанов - выдающийся деятель музыкального искусства Казахстана, ученый и композитор, профессор, академик АН КазССР
- Единственная работа 30-х годов, написанная выдающимся ученым-лингвистом К.Жубановым, прошла «незамеченной», ее автор вскоре после публикации был репрессирован.
- К.Жубанов отмечает, что кюй – самый крупный казахский инструментальный жанр, по композиционному строению является одним из больших направлений народного музыкального искусства.
Оргкомитет Союза композиторов Казахстана - Становление профессиональной музыкальной культуры способствовала организация в 1939г.оргкомитета Союза композиторов Казахстана. Его членами были композиторы Ахмет Жубанов, Евгений Брусиловский, Дина Нурпеисова, МанарбекЕржанов и др. Эти композиторы участвовали в решении проблем музыкального искусства в республике.
опера дважды лауреат Сталинской премии Куляш Байсеитовой (1912-1957гг.). - В создании первых опер в Казахстане большую роль сыграли крупные писатели Г.Мусрепов, Б.Майлин, С.Камалов, М.Ауэзов, С.Муканов – первые оперные либреттисты.
- Это опера «Абай» А.Жубанова и Л.Хамиди (либретто Ауэзова), «Амангельды» Е.Брусиловского и М.Тулебаева (либретто Г.Мусрепова), «Биржан и Сара» М.Тулебаева (либретто Х.Джумалиева).
- Творческим достижением казахского искусства в послевоенные годы явилась опера «Биржан и Сара» М.Тулебаева.
Алма-Атинская государственная консерватория - 1 октября 1944 г.
- В 1945 г. ей было присвоено имя Курмангазы
- Ректором консерватории был назначен А.К.Жубанов
- В 1948 году Жубанов был обвинен в буржуазно-националистических извращениях в музыковедении. Подверглись критике основные работы Жубанова : «Курмангазы», «Жизнь и творчество казахских народных композиторов», «Музыкальная культура казахского народа».
В послевоенные годы появляются первые оркестровые сочинения М.Тулебаева «Казахская увертюра» (1945г) и «Лирический танец» (1947г).
Также в это время выходит произведения В.Великанова «Казахская симфония» (1947г), «Дорогой мира» (1952г).
Казахская музыка в эти годы обогатилась новыми жанрами – симфонической, хоровой и камерной музыкой.
В развитии массовой песни и романса огромную роль сыграли Е.Брусиловский, М.Тулебаев, Л.Хамиди, Б.Байкадамов
В послевоенные годы получили дальнейшее развитие песни героико-патриотического плана, маршевые, а также песни о целине
С 1945 по 1950 гг. - пассивное пятилетие, лишенное каких-либо художественных событий. 7 июля 1951г. были сняты с репертуара и запрещены к исполнению 102 песни композиторов Казахстана. Причины запрещения были разные, в основном их можно условно разделить на 3 группы: «Безыдейные и малохудожественные произведения», а также как идейно-враждебные
(песни М.Тулебаева «Отан», народные песни – «Жельдерме», «Ахау Назым», «Жарым Айдай», Д.Абилева «Дала слулары», С.Бегалина «Саулетай» и др. )
Произведения, проникнутые индивидуалистическим настроем и устаревшие
(песни Ж.Саина «Майдандакездесу», Баймухамедова Н., Сатыбалдина К. «Жұбату», К.Аманжолова «Терме»)
Многие произведения были запрещены по следующей формулировке – «по общественным соображениям в отношении авторов
(песни Есенберлина «Домбра», «Женимпаздар», «Отанымарахмет», «Алма-Ата», «Москвагасәлем» и ме.др).
«Айман-Шолпан» - музыкально-драматический вариант М.Ауэзова (1934г).
«Кыз-Жибек» - впервые поставлена в 1937году и находится в действующем репертуаре театра.
«Абай» - музыка Жубанова и Хамиди, либретто М.Ауэзова. Поставлена в 1944 году и сейчас является оджним из лучших спектаклей.
«Биржан –Сара» - либретто Джумалиева, музыка Тулебаева (1946г.), один из лучших спектаклей - Декада казахского искусства началась 12 декабря 1958г
- Важным событием 1971 года в жизни коллектива ГАТОБ был выпуск балета «Козы Корпеш и Баян – сулу». Е.Брусиловского, оперы «Жумбаккыз» С.Мухамеджаноува, оперы для детей «Терем-теремок» Н.Погодина. Большим событием в жизни республики стала постановка балета – А.Хачатуряна «Спартак»
Изобразительное искусство - В первые послевоенные годы все еще слабо проходило пополнение Союза художников национальными кадрами.
- Только с 1954 г. художники Казахстана стали ежегодно участвовать во Всесоюзных художественных выставках.
- В сентябре 1955г. казахстанские художники приняли участие в большой выставке в Душанбе,
- Во второй половине 50-х годов перед советскими художниками была поставлена задача – создание сюжетно-тематических картин на современные темы.
Творчество художников, работавших в эти годы, находилось под двусторонним давлением С одной стороны существовала необходимость создания реалистического искусства. Отклонение в любые иные стилистические установки было чревато обвинениями в формализме, либо непрофессионализме.
Вторая сторона прессинга была скорее идеологического толка. Сталинская формулировка создания искусства «национального по форме, социалистического по содержанию» активно воплощалось в действие
- Первые казахские художники – А.Кастеев, А.Исмаилов, братья К. и Х.Ходжиковы.
- Основоположником казахской профессиональной живописи стал Абылхан Кастеев(1904-1973 гг.), создавший поистине художественную летопись истории Казахстана 20 века.
Этапом зрелости национальной художественной школы стали 50-е годы, связанные с приходом в искусство Казахстана ряда профессионально подготовленных и одаренных художников, среди них К.Тельжанов, М.Кенбаев, С.Мамбеев, К.Шаяхметов и др.живописцы. К.Тельжанов Самыми известными произведениями художника считаются «Звуки домбры», «На земле дедов», «В солнечном краю», «Кокпар», «Мирные огни», «Чабаны», «Охота с беркутом», «Жамал», «Запевала» и другие. Сабур Мамбеев - Показательны в этом смысле произведения: «В горах» (1957), «Откочевка» (1959), «В пути» (1963), «Весна»(1964).
знаток европейской и восточной культур, Мамбеев одним из первых в казахском искусстве подошел к проблеме поиска национального осознанно. Богатое художественное наследие казахов сыграло немалую роль в создании им самобытного живописного стиля. Его полотна производят впечатление особой внутренней значимости персонажей. Цензура - функции заключались в обеспечении внутренней и внешней безопасности, стабильности государства и политического строя при максимальной гарантии прав и свобод человека.
- определяющим звеном являлась партия
- Отсутствие четких законодательных
- Орган общегосударственной системы идеологического контроля
- Перечневые Комиссии вырабатывали списки произведений литературы, искусства и другие, запрещенные к изданию, обнародованию, и осуществляли изъятие их из библиотек и магазинов.
Главлит СССР Главное управление по охране военных и государственных тайн в печати при Совете Министров СССР - Перлюстрация-просмотр личной пересылаемой корреспонденции, совершаемый втайне от отправителя и получателя.
Начальник Главлита
уполномоченный Совета Министров СССР по охране военных и государственных тайн в печати
Заместитель начальника Главлита
по общим вопросам, по вопросам информации иностранных корреспондентов за границу, по местным органам цензуры, по кадрам. Отделы Главлита 1 отдел
Он ведал вопросами «Перечня сведений, составляющих военные и государственные тайны» в печати и радиовещании.
2 отдел
Осуществлял цензорский контроль над иностранной литературой, поступающей в СССР
3 отдел
Контролировал информацию иностранных корреспондентов из СССР за границу.
4 отдел
Осуществлял предварительный цензорский контроль над выпуском книг и журналов центральных издательств. Отделы Главлита 5 отдел
Осуществлял контроль над издающимися на периферии произведениями печати и руководство местными органами цензуры
6 отдел
Проводил предварительный контроль центральных газет центрального радиовещания, материалов ТАСС и Совинформбюро.
7 отдел
Ведал вопросами изъятия политически вредной литературы, осуществлял контроль исполнения полиграфическими предприятиями. Главрепертком Обязанности
Контролировать репертуар и издавать инструкции о порядке осуществления упомянутого контроля.
Принимать необходимые меры и закрывать зрелищные предприятия, в случае нарушения правил.
Контроль рукописей, текстов докладов, фотовыставок, вывозимых за границу
Контроль за изъятьем из книжных фондов, литературы, находящийся в запрете.
Контроль за соблюдениями издающими организациями Приказы - 8 сен 1951 г был издан циркуляр Об усилении политико-идеалогического контроля произведений печати.
- По приказу 21 авг 1951 №191 было изъято 41 название книг на казахском языке, из них книги Х.Бекхожина, Х.Джумалиева, Е.Исмаилова, С.Муканова.
- 30 июня 1955 вышел приказ №116, в котором указывалось « исключить из свободного списка изданий, запрещенных к обращению за 1955 г фразу «все книги данного автора подлежат списанию в макулатуру» нижеследующих лиц : Бекмаханова Е., Жиренчина А., Сулейменова Б.
Разрешено то,
что не запрещено Приказы «Ахан Сери»
Восхваляется хан Аблай и его окружение, Чингисхан
«Шеру»
Восхваляется Кенесары
«Сборник стихов поэтов Казахстана»
Упоминались Кенесары и Наурызбай Несправедливость Главлита Б.Утетлеуов
«Своя рубашка ближе к телу"
«АВТОР НАЗЫВАЕТ ШОНАНОВА «ТОВАРИЩЕМ»»
Г.Тарабаева
«МАТЕРИАЛЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ СВИНЦОВЫХ ИНТОКСИКАЦИЙ НА ОРГАНХМ ЧЕЛОВЕКА»
«ДАНЫ КОМПРОМЕТИРУЮЩИЕ СССР УСЛИЯ ТРУДА И ДАЖЕ НЕ ВИДНА ПОПЫТКА ИСПРАВИТЬ ИЛИ УЛУЧШИТЬ ИХ.»
И.ЩЕГОЛИХИН
«В ОДНОМ ИНСТИТУТЕ»
«ИСКАЖЕНИЯ МНОГИХ ФАКТОРОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНСТИТУ»
ЗЕЛЕНИНА
СТАТЬЯ МАРГУЛАНА
«ЕДЫГЕ ВОСХВАЛЯЕТСЯ КАК БАТЫР, ОСВОБОДИТЕЛЬ КАЗАХСКОГО НАРОДА» Спасибо за внимание! |
|
|