сборник детской литеатуры. детская сборник. Сборник рассказов Николая Ивановича Сладкова Лесные тайнички
Скачать 19.95 Kb.
|
Сборник рассказов Николая Ивановича Сладкова «Лесные тайнички». Русский писатель Николай Иванович Сладков всё своё творчество природе. Как каждый талантливый писатель он открыл в ней что-то своё и писал о ней по-своему, не похоже на других. «Каждая полянка в лесу,–говорил он, – каждая низинка и каждый бугорок– не просто полянка, низинка и бугорок, а место согласия. В согласии живут на них присущие им растения и животные, благоприятно влияя друг на друга…» Родился Николай Иванович в 1920 году в Москве , но всю жизнь прожил в Ленинграде. С детства он любил и интересовался природой. Со второго класса он начал вести дневники, куда записывал свои впечатления и наблюдения. С Виталием Валентиновичем Бианки – замечательным писателем, ставшим его учителем, другом и единомышленником– он познакомился будучи юннатом. Вместе с Бианки Сладков много лет готовил радиопередачу «Вести из леса». Профессия военного топографа помогла Николаю Сладкову в работе над книгами. *Военная топография — дисциплина военного дела, изучающая методы и средства оценки местности, ориентирования на местности и осуществления полевых измерений для обеспечения боевой деятельности войск (сил). Он открыл для себя горы Кавказа и Тянь-Шаня, которые писатель полюбил на всю жизнь. Николай Иванович Сладков много путешествовал, побывал в пустыне Каракумы, на Белом море, в Индии и Африке. С фоторужьём он бродил по лесам, поднимался высоко в горы, плавал с маской в озёрах, восхищаясь подводным миром. Отовсюду он привозил записные книжки, которые стали источниками сюжетов его рассказов. «Что значат для меня старые записи? Это возможность до сих пор путешествовать по горам и пустыням, степям и лесам, заново пройти по старым тропам с умудрённой годами головой», – писал Николай Сладков. Многочисленные фотографии, сделанные во время путешествий, он использовал в своих книгах. В 1953 г. вышла первая книга. Она называлась «Серебряный хвост». Всего Николай Сладков написал более шестидесяти книг. В них он говорил о том, как прекрасна и неповторима жизнь природы, о загадках, о бесконечном разнообразии окружающего нас мира. За книгу «Подводная газета» он получил Государственную премию имени Н.К. Крупской. Всю жизнь Николай Иванович Сладков был защитником природы, всем своим творчеством помогая ценить и любить её красоту, видеть необыкновенное в природе своими глазами. Три основных мотива проходят через все произведения Сладкова, тесно переплетаясь между собой, - мотив любви к природе, её познания и защиты: «В лес пойдёшь – кого-нибудь да увидишь. А увидишь – узнать захочешь. Узнаешь – непременно полюбишь. А полюбишь – в обиду не дашь. Уж так человек устроен – что любит, то и защищает». Сладков избрал своей литературной формой сказки-несказки. В традициях народной сказки животные у Сладкова антропоморфизированы (очеловечены), однако, у него в сказкахнесказках нет аллюзии на человеческие отношения. Звери, птицы, насекомые говорят и действуют в соответствии с их реальным образом жизни в поле, в лесу или в водоеме. Именно чудо узнавания, чудо открытия ребенком фантастической жизни птиц, зверей, насекомых становится основой рассказов и сказок-несказок. Однако Н. Сладков, продолжая развивать традиции В. Бианки в своем творчестве, внесет и свою свежую струю в развитие природоведческой литературы, в том числе и в осмысление поэтики народной сказки о животных и использование ее традиций в своем творчестве. Динамичное развитие сюжета, гораздо бульшее изображение живых картин природы, чем у В. Бианки, философская многослойность произведений, наличие лирического героя-рассказчика, огромная роль детали, ритма и интонации, немаловажное и неоднозначное функционирование зачинов и концовок - все это неоднократно отмечалось в критике. Остановимся более подробно на роли мифопоэтических и фольклорных традиций в творчестве Н. Сладкова. Основным предметом нашего исследования будут являться литературные сказки-несказки Н. Сладкова, входящие в сборник рассказов « Лесные тайнички», так как сказки о животных оказали на них огромное влияние. Сборник рассказов « Лесные тайнички» включает в себя как реалистические новеллы, в которых поэтизируется красота и тайна леса, так и литературные сказки-несказки, посвященные образам природы. « Среди рассказов есть серьезные <…>, а есть забавные, шутливые, похожие на сказки-несказки, форму которых Сладков воспринял от Бианки и не раз использовал» . Сборник «Лесные тайнички» состоит из 12 разделов, каждая из которых озаглавлена в соответствии с названием каждого из двенадцати месяцев года, в каждой главе около 20 рассказов, кроме этого в сборнике есть ещё 2 раздела: «В горах» и «Под водой», затрагивающие истории и рассказы о событиях, происходящих в горной местности и у воды. Не всегла по заголовкам Обращение к жанру рассказа и жанру литературной сказки помогает автору оживить и сблизить природный и человеческий миры: животные говорят на понятном маленькому читателю человеческом языке и преодолевают у себя дома (в лесу) свои маленькие и большие бытовые трудности. Маленький читатель знакомится в каждой главе с природными явлениями всех месяцев года, повадками животных, законами, а также красотами природы. В цикле «Лесные тайнички» мир у автора, словно оживает. Лесные обитатели, будто люди ведут между собой беседы. И о прожитом дне каждого месяца, делятся впечатлениями. Иногда, в январские дни, им приходится нелегко. Снегопады не дают найти пропитание. А клёст переживает легко. Их пища- еловые семена. И переваренной кашицей, самка кормит вылупившихся птенцов. Хоть, морозы в январе суровые, а под густым оперением мамы- птицы им тепло и уютно в гнезде. Автор описывает маленьким читателям красоту и смену по месяцам явлений в природе. Увлекает любить окружающую среду. И, чтобы лучше понять жизнь обитателей и увидеть растительный мир, мысленно передаёт ощутить великолепие в действительности, также вдохнуть чистого воздуха в лесу. В рассказе "Лесные тайнички" рассказчик описывает, как однажды он отправился в лес. Он хотел увидеть сплюшку - совсем крохотную сову, но в результате целый день проходив по лесу, ее так и не увидел. Тогда он присел на пенек и затаился, тут же перед его глазами начали открываться лесные тайнички. Зверушки выбегали каждый из своего тайничка, удалось автору увидеть и сплюшку, которую он так искал целый день. Главная мысль: если наблюдать за животными, то можно узнать много нового и интересного, но для этого нужно уметь ждать и внимательно наблюдать. Так автор вел себя очень тихо, неслышно, поэтому ему и открылись все тайнички лесных жителей. |